Он покоряет горы без страховки. Вообще
Вячеслав Самбур – об Алексе Хоннольде, величайшем скалолазе мира.
К 32 годам американец Алекс Хоннольд – легенда самого экстремального вида скалолазания. Соло – лазание по естественному рельефу в одиночку.
Хоннольд специализируется на больших стенах, когда маршрут проходит по вертикальной поверхности (скала, лед или их комбинация).
Родители открыли суперталант Алекса, когда тот был еще ребенком.
«Я зашла за ним в альпинистский зал Сакраменто, но отвлеклась на разговор с директором. А когда обернулась, 5-летний Алекс висел на высоте 30 футов (чуть больше 9 метров – Sports.ru) без страховки. Это напугало меня до смерти – я была уверена, что сейчас он разобьется», – вспоминала мама Холланда Дейдра Воловник.
В следующие полтора десятилетия Чарльз, глава семейства, посетил десятки залов для тренировок – одержимость Алекса только росла. Когда Хоннольду-младшему было 19, отец умер от сердечного приступа. Алекс бросил учебу на инженера, хотя окончил школу с отличием и легко поступил в университет – с тех пор его интересовало только скалолазание.
У Хоннольда – восхождения в 33 странах и несколько сумасшедших рекордов (главные из них – ниже), благотворительный фонд, 6 крупных спонсоров (от экипировщика до производителя солнечных батареек), волшебный инстаграм на 600 тысяч подписчиков и премия «Золотой питон» за выдающиеся достижения в скалолазании.
Алекс ведет аскетичный образ жизни, с 2013-го не ест мясо, вообще не употребляет алкоголь и кофеин, пьет только воду – зато тащится от сладкого и много читает (чаще всего научную и экономическую литературу).
Хоннольду по карману самые роскошные виллы, но он давно живет в фургоне Ford E150 на тысячу долларов в месяц и заказывает одежду у своего главного партнера (The North Face), только когда старые вещи приходят в негодность.
Несколько лет назад на фестивале Mountain Film, отвечая на вопрос 12-летнего поклонника о страхе смерти, Алекс выдал знаменитое:
«Кое-что стоящее» прошлым летом сделало его величайшим скалолазом всех времен.
910-метровая отвесная скала – главный рекорд
3 июня 2017-го Алекс позавтракал овсяной кашей с черникой и поехал на скалу Эль-Капитан в Йосемитском национальном парке (Калифорния). При нем не было ни страховки, ни другого снаряжения – Хоннольд взял только пакетик магнезии, чтобы бороться с потливостью рук.
Это была его вторая «боевая» попытка – в ноябре 2016-го Алекс прекратил подъем через час после старта из-за неважного самочувствия. Тренировочных подходов было едва ли не под сотню: Хоннольд (уже, разумеется, со страховкой) изучал «стену» Эль-Капитана, помечая уступы размером со спичечный коробок и трещины в монолите. Параллельно велась работа над другими проектами, но даже их Алекс расценивал как подготовку к восхождению всей жизни, тренируясь в Китае, Марокко, Европе.
До того самого дня он ни разу не прошел Эль-Капитана целиком – важнее было определить оптимальный маршрут и стратегию, разобравшись с ключевыми участками по отдельности. Подготовка отняла четыре месяца (два осенью – перед неудачной попыткой, два весной) – хотя сам план зрел много лет:
«Кажется, я немного сдурел от этого проекта. Я начал задумываться о прохождении в 2009-м – тогда мне казалось, что задача не решаема. Но в последние пару лет мысль о возможном покорении Эль-Капитана сводила меня с ума».
Хоннольд стартовал в 5:32 утра и через 3 часа 56 минут стоял на вершине 910-метровой скалы (это больше, чем самое высокое здание в мире).
«Самый опасный отрезок был на высоте 2000 футов (около 600 метров – Sports.ru). Стена там идеально отполирована, как будто поднимаешься по стеклу – ноги скользят, болтаются над пропастью, рукам не за что зацепиться.
А вот последние 500 футов (около 150 метров – Sports.ru) дались легко. Было ощущение, что я просто путешествую. Приятно ставить рекорд таким образом – тем более я не чувствовал себя измотанным. Физическое состояние было прекрасным, я ощущал силу. Если бы меня телепортировали к подножью, я бы просто поднялся еще раз».
Впервые в истории Эль-Капитана покорили без снаряжения.
У Алекса нет страха. Доказано
Отвесная скала Эль-Капитан – один из самых сложных маршрутов мира. Впервые ее покорили в 1958 году – восхождение Уоррена Хардинга, Уэйна Мерри и Джорджа Уитмора продолжалось 47 дней, и они, конечно, пользовались снаряжением.
Многие альпинисты просто боялись подступиться к скале – всерьез штурм планировали разве что Майкл Риардон и Дин Поттер, но оба погибли, выполняя другие трюки.
Пару лет назад Томми Колдуэлл вместе с Кевином Йоргенсеном забрались на вершину без спецснаряжения, но с использованием страховочных строп. По словам Колдуэлла, летний подвиг Хоннольда значит для скалолазания не меньше, чем высадка людей на Луне.
«Я чувствовал себя уязвимым и напоминал: если нога соскользнет, я погибну. Но это только помогало сосредоточиться. Это не страх – страх я отложил в сторону».
Люди, наблюдавшие за тренировками Алекса, рассказывают, что он репетировал каждое движение, как на уроке хореографии. Со стороны он походил на гимнастку, которая визуализирует каждое свое движение. Правда, даже мелкая ошибка не станет для гимнастки смертельной.
Бесстрашие Хоннольда не только родило оборот «to honnold» – «стоять на обрыве и смотреть в пропасть», но и заинтересовало ученых.
В марте 2016-го нейробиологи Медицинского университета Южной Каролины изучали феномен его мозга. Исследования с помощью МРТ показали, что Алексу, в отличие от обычных людей, не свойственно чувство страха.
Над Хоннольдом и другим скалолазом, подобранным для сравнения, поставили эксперимент.
Обоим показали две сотни пугающих или вызывающих отвращение картинок, чтобы проследить реакцию миндалины в мозге, отвечающей на угрозу и формирующей чувство страха. И Алекс, и напарник сказали, что в ходе просмотра не испытали никаких эмоций. При этом снимки показали, что у Хоннольда, в отличие от другого скалолаза, миндалевидное тело вообще не работало.
Ученые заключили, что либо миндалина по каким-то причинам не активна, либо мозг Алекса настолько могущественен, что моментально гасит чувство страха. Проще говоря, Хоннольд всегда понимает, что идет на смертельный риск, но преодолевает ужас. Забавно, что его цели не отличаются от типичных целей скалолазов – испытать острые ощущения.
«Скорее всего, когда я увлекся скалолазанием, то был просто чуть менее чувствителен, чем другие. Но после стольких лет соло-восхождений я совсем отказался от эмоций. Думаю, это помогает мне: я лучше осознаю риск».
После скалолазания он сосредоточится на филантропической работе: его фонд, открытый в 2012-м, поддерживает программы развития окружающей среды, обеспечения малоимущих семей солнечными батареями и искоренения керосиновых ламп в Африке к 2020 году.
«Перестройка африканской энергосистемы кажется невозможной, но опыт показывает, что если работать над чем-то, то все реально.
Так было у меня с Эль-Капитаном: сначала это казалось мне возмутительным, слишком фантастичным проектом. Много лет я просто тренировался, затем начал лазить на эту скалу. И однажды настал момент, когда я сказал сам себе: о да, теперь это не проблема».
Его главные достижения
– соло-лазание (90% фри-соло с использованием нескольких точек страховки) Тройной короны Йосемит – за 18 часов 50 минут;
– в паре с Хансом Флорином установил рекорд прохождения горы Нос – 2 часа 23 минуты 51 секунда, это на 13 минут быстрее предыдущего рекорда;
– однодневное восхождение на Фрирайдер в Йосемитах в возрасте 21 год;
– прохождение свободным лазанием Полукупола за 1 час 22 минуты.
Фото: instagram.com/alexhonnold; instagram.com/jimmy_chin; youtube.com/Outside
А у этого американца явно сдвиг по фазе (как и у всех скалолазов, руферов и прочих зависимых от адреналина). Да, он чертовски уникален со своими достижениями, но он делает противоестественные вещи. Так что приходите с завода после смены, включайте комп и любуйтесь как он прилип к отвесной скале, но не вздумайте лезть сами. В крайнем случае, при сильном жжении в области миндалевидного тела в мозгу, нагуглите картинки жертв падений. Это отрезвляет.
Что ж, на то и все люди разные.
То что он бесстрашный парень это офигенно и очень романтично, но есть ли в этом спортивная составляющяя?
Он просто повышает свои риски.
Будем ли мы восхищаться хоккейным вратарем, который отражает броски в одних трениках, без экипа? Или мотогонщиком без шлема? Возможно, но чемпионом мира станет тот, кто меньше пропустит и быстрей доедет.
А тот парень без шлема - ему что, нужно выделять отдельную категорию "те, кто ездит без шлема" и объявлять его там чемпионом мира (среди 1,5 таких же безбашенных участников)??