«Надо выигрывать, чтобы мы были всем интересны». О будущем русского велоспорта
Генеральный менеджер «Газпром-Русвело» Ренат Хамидулин – о том, как правильно понимать велогонки и что ждать от российской команды в будущем.
Ренат Хамидулин, в прошлом отличный гонщик и комментатор, вот уже почти 5 лет поглощен менеджерской работой. Ренат молод (38 лет), бодр, в совершенстве владеет итальянским и стратегически правильно мыслит. Из чисто русской команды он, благодаря поддержке спонсоров и команды единомышленников, сделал боеспособный коллектив, вновь получил wild card на «Джиро» и уже горит другими, более серьезными задачами.
Возможно, через год при определенных трансферах (а контракт с «Газпромом» рассчитан до 2020-го) русские веломечты воплотятся в жизнь.
Стратегии на «Джиро»
– Второй год подряд мы, проконтинентальная команда, получили wild card на «Джиро». Это важно, потому что такого внимания, как на гранд-туре, больше нет нигде. Даже на Олимпиаде и чемпионате мира. Наша задача – зарекомендовать себя: выиграть этап, как в 2016-м, бороться за очки в отрывах, разбавлять вялотекущее течение гонки, создавать ей драйв и бодрость.
В принципе, мы были активными – это хорошо. Да, не все получилось в «генерале». Год назад Саша Фолифоров взял индивидуальную разделку; в этот раз мы на него рассчитывали как на лидера, но он, что называется, не попал в ногу. Это был эксперимент, хорошая проверка для него. Но если не бороться за розовую майку, не ставить – даже в теории – такой задачи перед командой, значит не уважать законы многодневки. Парни должны чувствовать ответственность и оценивать свой уровень на фоне остальных. Иначе они не будут прогрессировать – особенно в условиях не самой сильной конкуренции.
О ролях в команде
– В команде четкое разделение на специализации. Два горняка – Фирсанов и Фолифоров, в отрывах – Брутт, Ровный, Шалунов и Лагутин, который после травм не очень хорошо себя чувствовал, два спринтера – Савицкий и Цатевич... Вообще, состав у генерального менеджера складывается примерно за полгода до гонки, исходя из маршрута и задач команды.
В Италию мы привезли всех лучших. У нас мононациональная команда; и если для Бельгии и Голландии это нормально, там велоспорт сверхпопулярен, то для России – скорее, необычное явление. У нас не так много велосипедистов высокого уровня.
Персонал на «Джиро» – тоже на 95 процентов российский. Лишь трое итальянцев – спортивный директор Паоло, человек с большой душой, работал с Берзиным и Бобриком, диетолог Эрика и повар Микеле. Они прекрасно вписались в коллектив и знают русские слова. Вообще, для нас итальянец – не иностранец; у нас база в Италии, тут же и тренируемся – сухо, тепло и хорошие дороги. Пожалуй, лучшего места не найти. В России в этом смысле сложнее – лето 3-4 месяца в году.
О ветре
– Самый фиговый, боковой – если дует справа, гонщики вынуждены смещаться наискосок; но группа состоит из 200 человек, места хватит в лучшем случае 10 – а дальше все, обочина; гонщики разлетаются на группки по 10 человек. Как ездить при боковом ветре – отдельная история; у нас хорошо ориентируются Брутт и Лагутин; а вообще большие специалисты – бельгийцы и голландцы, которые с детства привычны к таким погодным условиям.
Другие ветра более-менее понятны. При встречном легче всего контролировать группу; когда отрыв уезжает, то принимает на себя сопротивление воздуха.
Попутный ветер автоматически «гонит» скорость; если отрыв уехал, очень тяжело догонять, так как разницу в скоростях непросто компенсировать.
О тактике и лидерах
– Все решают детали, особенно в многодневках. Главная задача лидеров – экономить энергию на решающие рывки. Есть люди, которые привозят попить и поесть; ты не дергаешься, не едешь за едой вперед-назад; если случилась поломка – команда сразу останавливается, тебе отдают колесо и ты, не теряя время, едешь дальше; или, наоборот, все ждут и «на колесе» довозят до общей группы. Если нужен отрыв – вся команда прикрывает тебя от ветра.
Сегодня велоспорт очистился, и я вижу, как мощно тренируются лидеры. Они работают в красных зонах на сверхнагрузках, привыкают к мышечной боли. Вокруг лидеров строится команда и вся тактика; они часто едут на морально-волевых и не подают вида, что им плохо; как правило, это люди сильнее всех физически и морально.
Лидер в гонке не обязательно лидер в раздевалке – Денис Меньшов был неразговорчивым, но он выигрывал, и команда шла за ним. А есть, наоборот, лидеры в раздевалке, которые своей энергией и правильным поведением заставляют работать весь коллектив.
О будущем российского велоспорта
– У нас есть хорошие центры – Самара, Уфа, Питер, Москва, но нет системы и календаря. Откуда возьмутся велосипедисты? Вот, например, занимается ребенок в велошколе, растет, наступает ему 16 лет – что дальше? где повышать мастерство и зарабатывать деньги?
Возьмите 2014 год. Мы проехали его в «Русвело» вместе с Ильнуром Закариным, который тогда еще не был широко известен, по российским дорогам. Ильнур выиграл «Тур Адыгеи», Гран-при Сочи, через год перешел в «Катюшу» и в первый же сезон взял «Тур Романдии» и этап «Джиро».
Простой пример пирамиды: а если бы Закарин не выступал в России, то прогрессировал бы? У нас последние два года в стране вообще не было международных гонок; сейчас с приходом трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова в Федерацию велоспорта ситуация изменилась. Возобновилась многодневка «Пять колец Москвы», строится календарь, у гонщиков появились надежды на будущее. Есть все предпосылки, что дальше будет лучше и интереснее.
Что дальше?
– Мы в этом году получили хорошие гонки. Как генеральный менеджер я доволен, что с нами считаются. Но что дальше? Если мы не будем выигрывать, не будет прогресса и это будет никому не интересно. Нам надо решать большие задачи. На следующий год омолодим состав – подтянем пару-тройку человек из андеров.
Нам нужен лидер. Национальность коллектива определяется как раз национальностью лидера. Если завтра появится суперчемпион из России, вас будет интересовать, кто ему помогает – словаки, итальянцы или британцы? Вряд ли. Главное, лучший гонщик – русский.
Мы к этому стремимся. И этот вопрос мы будем решать.
Фото: twitter.com/renatkhamidulin; globallookpress.com/Sirotti Stefano, imago/Sirotti