10 мин.

Проблемы русского спорта, от которых отвлекла Олимпиада

Алексей Авдохин – о том, что ждет русский спорт после Игр в Рио.

Игры закончились, что дальше?

Легкая атлетика все еще заперта

alt

Всероссийская федерация легкой атлетики бессрочно выведена из международного пула, и не очень понятно, что должно случиться для возвращения. Россия по-прежнему не соответствует выдвинутым IAAF критериям (их несколько десятков), а неизменная допинговая культура в стране – хоть и размытая, но главная претензия к русской легкой атлетике. Свежее назначение Ольги Каниськиной замдиректора мордовской школы – неплохой сигнал всему миру: попался на допинге – ничего страшного.

Пока же легкоатлетов из России не хотят видеть на международных турнирах любого уровня (ЧЕ-2016, ЧМ-2016 в залах и Олимпиада в Рио прошли без России), а комиссия IAAF по восстановлению членства нашей федерации уже прикидывает, пускать ли команду на августовский ЧМ-2017.

В тяжелой атлетике дела еще хуже

alt

С той лишь разницей, что проблемы тяжелой атлетики глобальнее и не фокусируются вокруг одной России (есть еще Китай, Казахстан, Украина, Турция, Азербайджан). Но и здесь мы впереди всех – как выяснилось, на двух последних Олимпиадах половина сборной выступала под допингом (теперь и снятие перед Лондоном якобы из-за травм Клокова и Аккаева приобрело новые оттенки), с 2008-го еще почти три десятка топ-тяжелоатлетов спалились на стероидах, а перед Рио команду окончательно зачехлили – за перебор.

Особый цинизм: должность главы российской тяжелой атлетики Сергея Сырцова в европейской федерации – председатель антидопинговой комиссии. В ближайшем будущем всю тяжелую атлетику ждут суровые времена (у половины призеров пекинских и лондонских Игр придется отнимать медали), а из России справедливо может выйти очень удобный козел отпущения.

Расследование Макларена продолжается

Комиссия Ричарда Макларена по следам интервью Григория Родченкова изучала вопрос системы допинговых махинаций на Играх в Сочи. Июльский доклад едва не привел к отстранению сборной России от Олимпиады, а секретное приложение к докладу (названное позже «списком Макларена») точечно отстреливало спортсменов с якобы сокрытыми допинг-пробами в самых разных видах спорта.

Макларен хоть и торопился успеть с докладом к Олимпиаде, но и после Рио работу не свернул – полномочия на расследование его комиссии WADA продлило сразу после опубликования доклада. Примерный срок завершения – октябрь этого года.

К этому времени Макларен обещал назвать имена российских спортсменов, чьи пробы на домашней Олимпиаде были «грязными» и нуждались в подмене, а также представить дополнительные доказательства.

Старые пробы продолжают всплывать

Только за последний месяц после перепроверок архивных проб Россия лишилась трех олимпийских медалей в легкой атлетике – золота в эстафете 4х100 метров (того самого, сенсационного), серебра в 4х400 метров из Пекина-2008, а также серебра Евгении Колодко из Лондона-2012. До этого полтора десятка спортсменов «сгорели» на перепроверке проб с древнего чемпионата мира 2005 года.

Совсем скоро придется возвращать вязанку медалей тяжелоатлетам, а олимпийские допинг-провалы незаметных фигур вроде десятиборца Погорелова или толкателя ядра Юшкова теперь выглядят рядовыми событиями.

Случаи явно не последние – впереди вскрытие пекинской пробы «Б» Анны Чичеровой, а среди других подозреваемых еще несколько звучных фамилий.

У России отнимают зимние соревнования

Международный олимпийский комитет, изучив доклад Макларена, попросил международные федерации по зимним видам заморозить подготовку крупных турниров, которые должна была принять Россия в наступающем сезоне.

Вот только наиболее заметные:

– этап Кубка мира по биатлону в Тюмени

– этап Гран-при по фигурному катанию в Москве

– этап Кубка мира по конькобежному спорту в Челябинске

– этап Кубка мира по лыжным гонкам в Тюмени

– этап Кубка мира по прыжкам с трамплина в Нижнем Тагиле

– этапы Кубка мира по фристайлу в Миассе и Москве

– этапы Кубка мира по сноуборду в Москве и Казани

МОК рекомендовал федерациям найти организаторов среди других стран и, похоже, поиск продолжается – лишь Международный союз конькобежцев недавно подтвердил, что переносить челябинский этап некуда.

Внутреннего расследования не будет

По итогам расследования Макларена собственное расследование затеял Следственный комитет России и на днях отчитался о промежуточных итогах.

«До сих пор WADA не предоставила конкретных доказательств применения допинга российскими спортсменами. Что касается уголовного дела, возбужденного по публикациям в СМИ о применении российскими легкоатлетами допинга, СК России не располагает пока доказательствами о причастности спортивных чиновников России к распространению запрещенных препаратов среди российских спортсменов.

Родченков, являясь руководителем РУСАДА – одного из подразделений WADA, подчинялся административно только Всемирному антидопинговому агентству. Поэтому у следствия есть основания полагать, что команду об уничтожении допинг-проб он мог получить именно от кого-то из руководства WADA. Кстати, в подтверждение этой версии говорит и тот факт, что до сих пор нам не представлены конкретные доказательства применения допинга российскими спортсменами», – представитель следственного комитета Владимир Маркин только спустя несколько часов после публикации на официальном сайте разобрался, что Родченков руководил не РУСАДА, а московской лабораторией, и подкорректировал собственный текст.

Уголовное дело по всем допинговым скандалам возбуждено против одного человека. Во всем виноват Григорий Родченков.

Паралимпийцы страдают за всех

alt

«Антидопинговая система в России нарушена, коррумпирована и полностью скомпрометировала себя. Российский паралимпийский комитет не в состоянии обеспечить соблюдение кодекса в отношении борьбы с допингом и международного антидопингового кодекса в пределах своей юрисдикции, они не могут выполнять свои функции», – то, на что не решился МОК, спустя месяц сделал Международный паралимпийский комитет и его британский президент Филип Крэйвен.

Паралимпийцев из России в Рио не будет.

В список Макларена вошло 35 русских паралимпийцев – международному комитету такое число показалось вызывающим.

«Российское правительство катастрофически подвело своих паралимпийцев. Их медали были поставлены выше моральных ценностей, и это отвратительно. Эта система показывает вопиющее пренебрежение к здоровью спортсменов, и ей просто не место в паралимпийском движении. Жажда славы любой ценой серьезно повредила целостность и имидж всего спорта, это привело к разрушительным последствиям для паралимпийцев России», – есть ощущение, что Крэйвен спроецировал проблему всего российского спорта на самую беззащитную его часть – паралимпийцев.

Спортивный арбитражный суд апелляцию российской стороны уже отклонил.

Русским спортом управляет Мутко

alt

Это уже почти диагноз, как ни оценивай его работу – хоть по делам, хоть по словам.

Министр спорта вообще вывел очень удобную формулу существования – на любую проблему он повлиять не в силах, потому как они в чьей угодно (международных организаций, руководителей федераций, тренеров, депутатов, плохих законов, высших сил), но только не в его компетенции. Каждая победа – повод очутиться рядом и вспомнить, сколько в ней государственного вклада.

Есть ощущение, что вся работа министра спорта заключается в выражении мнения – понадеяться, предостеречь, предупредить, обсудить, пожалеть. А когда речь доходит до дела… Да вот хотя бы дождемся, чем закончится дело Мамиашвили.

Есть его зам – Юрий Нагорных, которого временно отстранили, но который продолжает ходить на работу.

Спорт в России непопулярен

Раз в четыре года вся Россия вспоминает о фехтовании, дзюдо и гандболе – смотрит трансляции, вникает в правила, читает новости, считает медали, на пару дней заучивает фамилии чемпионов.

В остальные дни это безнадежно. На московские чемпионаты мира по легкой атлетике, фехтованию, шорт-треку зрителей по разнарядке от каждой управы свозили автобусами. На чемпионатах России за будущих олимпийских чемпионов болеют только родственники и друзья. Самую популярную неолимпийскую новость о фехтовании на Sports.ru прочитали примерно две тысячи раз, о дзюдо – в два раза меньше.

«Если люди так за спорт нынче переживают, то почему на легкой атлетике трибуны пустые?» – пожалуй, лучше всех отношение к спорту в России выразил Сергей Шубенков.

И все равно спорт в России остается политикой

Российские спортсмены отправлялись в Рио не просто побеждать, радовать зрителей или просто ловить кайф от выступления. Нет, многие летели туда мстить, гасить и мочить врагов – причем, те, кто громче всех обещал гасить, часто сворачивали лавочку раньше всех.

Дарью Клишину – единственную российскую легкоатлетку в Рио, затравили в фейсбуке только за легкий реверанс в строну IAAF, объявившей о ее допуске на Игры. А еще, скорее всего, за тренировки в США, американского тренера и недостаток патриотизма.

«Это золото – в первую очередь победа президента Владимира Владимировича Путина», – во влажных словах президента федерации современного пятиборья очень точно уместилась вся суть отечественного спорта.

Пресса, телевидение, эксперты. На две недели почти все забыли, что спорт может восхищать и объединять, а не учить ненависти к тем, кто выступает под другим флагом. Каждая победа превращалась в превосходство наших над остальными, в достойный ответ «врагам», в выигранное сражение. Каждая победа «врагов» – в повод отыскать изъяны, придумать эпитет пообиднее, принизить успех.

Спорт – не война. Кажется, об этом иногда забывали даже спортсмены.

Зимняя Олимпиада через полтора года, и с ней будет проблем не меньше

alt

С допуском России на Игры в Рио могло показаться, что все обвинения остались в прошлом, а жизнь началась с чистого листа.

Все совсем не так. Расследование по Сочи продолжается, Родченков называл уж очень звонкие фамилии, претензии WADA и международных федераций никуда не делись, впереди перепроверка проб из Ванкувера, а в списке Макларена семь десятков фамилий из зимних дисциплин.

Перед Пхенчханом все может закрутиться по-новому и этой проблемой необходимо заниматься уже сейчас.

Но пока время пировать. А до Пхенчхана руки дойдут, похоже, только через полтора года.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина; Gettyimages.ru/Scott Halleran; Коммерсантъ/Дмитрий Коротаев; РИА Новости/Виталий Белоусов; REUTERS/Stefan Wermuth