Беттинг-спонсоры в топ-5 лиг Европы. Исследование Ставок на Спортсе’‘
Европейский футбол взял курс на отдаление от букмекерского бизнеса. Пик сотрудничества точно остался позади. Во всех топ-5 лигах либо установлены жесткие запреты на любую рекламу ставок, либо прямо сейчас вводятся новые ограничения, вынуждающие клубы искать альтернативы привычным спонсорам.
Теперь уже в нашем традиционном исследовании рассмотрим, как в топ-5 лигах Европы выстраивают отношения с букмекерами.
● В Англии – последний сезон, когда можно будет увидеть привычные логотипы именно на груди. Со следующего сезона – только на рукаве.

● В Испании – полный запрет на рекламу букмекеров с 2021-го.
● В Италии похожий закон был принят в 2019-м, но есть лазейки (о них расскажем ниже).
● В Германии клубам разрешено рекламировать букмекерские компании, но только если партнер располагает лицензией, позволяющей вести деятельность в стране.
● Во Франции логотипы на форме разрешены, но нюансов еще больше, чем в Германии. Очень строгие правила для рекламы, это снижает возможности букмекерских компаний.
В чем разница между титульным, второстепенным и региональным партнером?
Важный вопрос относительно типов контрактов. Чаще всего встречаются три варианта сотрудничества.
Титульный спонсор: тот партнер-букмекер, которого мы видим на лицевой стороне формы, главный и самый дорогой тип контракта.
Обычный партнер: второстепенный контракт для клуба с меньшей стоимостью и обязательствами. Например, у «Кристал Пэлас» два букмекера на форме: логотип титульного партнера – на груди, а второстепенный – на рукаве.

Региональный партнер: таких контрактов у клубов может быть неограниченное количество. Чаще всего подобные сделки актуальны именно для европейских грандов с большой фан-базой по всему миру. До 2022-го топ-клубы сотрудничали и с российскими компаниями. В 2021-м «Фонбет» можно ворвался на европейский рынок. Оператор был партнером у «ПСЖ», «Милана» и «Реала». В то же время логотип на форме у грандов, естественно, отсутствовал.
Переполох в АПЛ: середняки и аутсайдеры дрожат – альтернатив букмекерам пока нет
В Англии официально о запрете на размещение логотипов на передней части футболок с 2026-го объявили еще в апреле 2023-го. Время подготовиться было, но за год до вступления закона в силу опасений становится все больше.
Издание The Sponsor провело подробное исследование о падении стоимости спонсорского пакета для середняков и аутсайдеров. Если кратко: альтернативных партнеров, согласных на такие траты, нет. Более того, за менее выгодные контракты еще придется бороться. Подробнее – в специальном материале.

Клубы из привычной топ-6 пострадают меньше – у них как раз есть альтернативы ставкам. Как видно из таблицы ниже, «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Арсенал», «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм» уже заранее отказались от больших контрактов с букмекерскими компаниями.

Разберем тех, кто сохранил титульные партнерства на заключительный сезон до запрета.
«Астон Вилла» и Betano: 40 млн за два года – удар по клубу будет колоссальным
«Астон Вилла» пока выглядит главной финансовой жертвой запрета. Клуб напоследок выбил 40 млн фунтов за два года. Естественно, это рекорд для бирмингемцев. При этом «Астон Вилла» и ранее сотрудничала с букмекером: BK8 платил почти в два раза меньше.
«Ноттингем» и Bally’s
У «Ноттингема» летом партнер сменился. На место букмекерской компании Kaiyun Sports пришел американский спонсор Bally’s. Оператор больше известен в США, но в Великобритании получил официальную лицензию.
«Ноттингем», несмотря на выход в еврокубки, заработал всего 8 млн фунтов в год. Эксперты и болельщики раскритиковали руководство за столь низкую сумму контракта. Бывший гендиректор «Эвертона» Кит Уайнесс подметил, что можно было договориться на более выгодные условия, учитывая историю «Ноттингема».
«Борнмут» и BJ88

Одна из самых скандальных сделок в английском футболе. «Борнмут» смог заключить соглашение на 8 млн фунтов в год. Это тоже рекорд, но уже после подписания вскрылись неприятные нюансы.
Компания в качестве целевой аудитории обозначала рынки Филиппин и Камбоджи. Издание Vavel выяснило, что BJ88 связан с нелегальными ставками на петушиные бои в Азии. Такие новости вызвали протест фанатов – поклонники «Борнмута» даже грозились не покупать футболки с новым спонсором. Ситуацию удалось замять грамотным маркетинговым ходом: болельщикам гарантировали отсутствие повышение цен на форму в клубном магазине до 2027-го. При этом инициатором идеи представили партнеров из BJ88.
«Брентфорд» и Hollywoodbets
У «Брентфорда» – почти образцовое партнерство. Стороны впервые пожали руки в ноябре 2020-го. Пять лет назад букмекер был только второстепенным партнером. Статус повысился с 2021-го и уже не менялся. При этом «Брентфорд» зарабатывал значительно меньше конкурентов – максимум £3 млн в год.
Единственный неприятный момент в истории сотрудничества – история со ставками бывшей звезды клуба Айвена Тоуни. На фоне скандала болельщики призывали разорвать отношения с букмекером, но относительно быстро успокоились, учитывая отсутствие темных историй у давнего партнера.
«Фулхэм» и SBOTOP

Лондонский клуб сотрудничает со своим партнером-букмекером с 2023-го. Сделка позволяет зарабатывать около £10 млн за сезон.
Любопытно, что поклонники «Фулхэма» отнеслись к сделке сдержанно, но при этом с ностальгией вспоминают сезон-2001/02 – тогда у клуба была, возможно, одна из самых странных форм в истории АПЛ из-за партнерства с сетью Pizza Hut.
«Кристал Пэлас» и Net88
Новый обладатель Суперкубка Англии – редкий пример в АПЛ. Здесь на форме сразу два букмекера. На груди «Кристал Пэлас» разметил титульного спонсора NET88, на рукаве выделено место под BoyleSports.
Соглашение с NET88 приносит лондонцам по 10 млн фунтов в год. Изначально фанаты гневались на руководство. Их было можно понять.
● NET88 – вьетнамская фирма.
● Присутствие в Англии было минимальным – странный сайт без английской версии.
● На момент старта сотрудничества у БК отсутствовали социальные сети.
Естественно, два титула оттенили внимание от всех спонсоров, сейчас вьетнамских партнеров никто и не выделяет.
«Эвертон» и Stake

Здесь у партнеров – почти сериал. «Эвертон» и раскрученный букмекер Stake сотрудничают с 2022-го, но нет уверенности в том, что соглашение останется в силе до конца сезона.
● В марте 2025-го компанию лишили лицензии в Великобритании.
● «Эвертон» предупредили об ответственности за рекламу теперь уже нелегальной компании для британцев.
● Несколько источников сообщают о желании руководства клуба расторгнуть договор, сославшись на нарушения со стороны партнера.
«Вест Хэм» и BoyleSports
Лондонцы шумно расстались с прошлым партнером – компанией Betway. Причиной для конфликта послужила громкая история с желтыми карточками Лукаса Пакета. Представители букмекерской компании не предупредили клуб о подозрительных ставках на предупреждения бразильца. В итоге «Вест Хэм» узнал о скандале из прессы, хотя букмекер-партнер владел информацией.
С BoyleSports удалось подписать более выгодное соглашение: контракт на £12 млн вместо 10.
«Вулверхэмптон» и DEBET

«Волки» не побрезговали сомнительным контрактом с вьетнамским оператором. Клуб смог получить £20 млн за два года – это тоже рекорд.
И тут целая карусель скандалов: вьетнамская компания была лишена лицензии в Великобритании, при этом фактически нелегальный сайт оставался доступным. Болельщики призывали руководство задуматься о юридических рисках, но в 2025-м ситуация успокоилась. Каких-либо наказаний для «Вулверхэмптона» не последовало, разрыв контракта до конца сезона исключен.
«Бернли» и 96.com
Клуб вернулся в АПЛ с действующим рекордным контрактом. Даже в Чемпионшипе удалось оформить сделку с двузначными цифрами – руководство «Бернли» гордилось таким соглашением.
В сезоне-2025/26 96.com будет светиться в матчах АПЛ, хотя также является нелегальным букмекером в Великобритании.
«Сандерленд» и 88com

Победитель плей-офф Чемпионшипа предсказуемо использует любую возможность заработать. Здесь взят за основу подход «Кристал Пэлас»: титульный спонсор – азиатский букмекер 88.com, на рукаве разместили логотип компании LiveScore Bet.
Предполагается, что компания ориентируется в основном на пользователей из Китая, где ставки официально запрещены. Стоимость контракта – около £10 млн.
Разворот в Германии – немцы предпочитают банк и насосы
В прошлом сезоне в Германии был только один клуб с титульным партнером-букмекером – «Штутгарт». Но и здесь полыхнуло – расстались врагами. Подробно историю рассказывали в отдельном материале.

Если кратко, то основные моменты такие.
● «Штутгарт» заранее анонсировал, что расстается с Winamax и с 2025-го выберет надежный банк вместо букмекера.
● В Winamax публично осудили клуб, начались проблемы с выплатами.
● «Штутгарт» пошел на принцип и на финал Кубка Германии надел футболки с логотипом банка, а не букмекера. Причина – нарушение Winamax контрактных обязательств по выплатам.

Сейчас уже запущен судебный процесс. Клуб требует выплатить €2,75 млн, а букмекер теперь ссылается на тот самый финал и просит зафиксировать нарушение со стороны «Штутгарта».
В Германии как раз без букмекеров глобально не страдают – есть альтернативы. Например, у «Майнца» было не титульное партнерство с китайским оператором fb88 – его поменяли на компанию по производству тепловых насосов.

Winamax остался во Франции – поддерживает два клуба, но со «Страсбуром» – особенный контракт

Во Франции соглашения с букмекерскими компаниями разрешены, но в Лиге 1 присутствует только Winamax, да и тот у двух клубов.
Компания продолжает сотрудничество с «Гавром». Контракт закончится в 2026-м. По этому соглашению аутсайдер Лиги 1 зарабатывает €2-3 млн.
Очень любопытный пример сотрудничества – сделка со «Страсбуром». Букмекер – титульный спонсор, но логотип размещается только на гостевой форме. Дома клуб играет с рекламой энергетического напитка. «Страсбур» получает по контракту больше «Гавра» – около €5 млн.

Ла Лига: клубы пытаются жить без букмекеров – запрет действует с 2020-го
В Испании самый жесткий запрет на подобные сотрудничества в топ-лигах. Список впечатляет.
● Запрещены логотипы на футболках.
● Запрещена любая реклама на стадионах.
● Нельзя размещать даже намеки на букмекерские компании в социальных сетях.
● Нельзя проводить партнерские акции, даже за пределами стадиона.
Изначально реакция у маленьких команд была, как в Англии сейчас, но со временем середняки и аутсайдеры нашли альтернативы. В Испании – большое разнообразие партнерских соглашений: авиакомпании, недвижимость, строительные материалы, инвестиции, сети домашних товаров.
А вот «Алавес» затеял опасную игру: официально на форме испанского клуба якобы представлен новостной портал Dexin News.

Но сайт нового СМИ выглядит как простой шаблон даже без информации о сотрудниках издания. Спонсора подозревают в связях с нелегальными китайскими букмекерскими компаниями. В клубе же подметили, что новое СМИ помогло клубу заключить более выгодное соглашение в сравнении с прошлым партнером – косметической маркой LEA.

Топ-клубы сохраняют некоторые региональные соглашения. «Барселона» продолжает глобальное сотрудничество с известным брендом 1XBet. Каталонцы подписали редкий по длительности контракт до 2029-го. Букмекер активно использует образы игроков каталонского клуба, но за пределами Испании.
«Реал» продлил соглашение с партнером Codere – это представитель «Мадрида» в Латинской Америке. В Европе подписан контракт с VERSUSbet – букмекер, ориентированный на европейские страны.
В Италии самый хитрый подход: запрет есть, но если очень хочется – можно обойти
В Серии А ситуация запутанная. Официально запрет очень похож на испанский вариант, существует еще с 2019-го. При этом у нескольких клубов на форме привычные названия известных букмекерских компаний, а в социальных сетях намеки на «особенные сайты для эмоций». Как же так получилось?

Изначально итальянский футбол очень много потерял после ухода букмекерских компаний. Аналитики оценивали убыток в €100 млн за один сезон. Появились творческие приемы для обхода ограничений. При этом руководящие органы их как будто бы и не замечают…
Букмекеры спонсируют клубы через своеобразные «прокладки» или «инфотейнмент-бренды». Самая резонансная сделка – у «Интера» и букмекерского гигант Betsson (а мы это подробно изучали). Скандинавы под выгодное партнерство оформили спортивный ресурс Betsson Sport – формально он и является спонсором.

Трюк оценили и другие клубы. «Наполи» сейчас спонсирует совсем не авторитетный спортивный портал StarCasino Sport, а «Парму» поддерживает загадочный новостной ресурс Admiral Bet News.
Есть и другие приемы. Например, используется технология Digital Billboard Replacement. О ней рассказывали в специальном материале на примере рекламы букмекеров на телеканале «Матч ТВ». То есть информация о букмекерах появляется в трансляциях, но нацелена на несколько географических локаций – местные зрители ее не видят.
В Италии такая ситуация, похоже, всех устраивает. Формально запрет очень жесткий, рекламы букмекеров нет. При этом клубы все же нашли лазейки, чтобы зарабатывать.

Фото: Gettyimages/Marco Luzzani / Stringer, Michael Regan / Staff, Eddie Keogh / Stringer, Mike Hewitt / Staff, Ryan Pierse / Staff, Clive Mason / Staff, Michael Regan / Staff, Ian MacNicol / Stringer, Alexander Hassenstein / Staff, Alex Grimm / Staff; Elyxandro Cegarra/Keystone Press Agency, Ricardo Larreina/Keystone Press Agency/Global Look Press