7 мин.

Плохой, хороший, добрый, злой...(продолжение)

В первом посте получилось "навести резкость" и погрузиться в глубину. Сейчас попробуем увеличить точку обзора и посмотреть про "плохой, хороший тренер" с позиции сделанного/реализованного за сезон (несколько)...а потом и про "добрый, злой" пообщаемся.

Середина апреля, это период, когда регулярная часть сезона завершается или уже позади (высшая и супер лиги), обладатель кубка страны определён, еврокубок в стадии финала, лига ВТБ доигрывает регулярку, Евролига перед началом плей-офф. Наступает(ило) время игр навылет. В это время популярны опросы типа самый полезный игрок, пятёрка нападения, защиты, лучший новичой или лучший тренер регулярки. По пятёркам, игрокам говорить не будем, остановимся на тренере.

Как правило, когда оценивается тренер, смотрят на соотношение побед/поражений. Традиционно считается, что чем выше процент, тем лучше тренер. Ещё один показатель учёта, как команда выступила относительно прошлого сезона. Место текущего сезона выше-ниже прошлогоднего означает прогресс-регресс в истории клуба. Берутся в расчёт абсолютные показатели. Видимая часть.

А если посмотреть на бюджеты клубов (возможности комплектования и обеспечения качества подготовки)? Рост мастерства игроков (прераспределение ролей, востребованность в национальной сборной, в клубах более высокого уровня финансирования, в лигах других стран)? Увеличение посещаемости (люди хотят смотреть на хорошо играющую команду)?

Получим возможности более точно оценить качество труда тренера.

Имеем исходный уровень ресурсов. Потенциал подписанных на начало сезона плюс подготовленных предшествующими сезонами игроков.И видим,что в итоге удалось реализовать. Такой подход видится более взвешенным.

При этом к примеру порядки бюджетов сезона 2013-14 ЦСКА (1,8 млрд руб или 53 млн $) и Нижнего Новгорода (0,28 млрд руб) будет сравнивать некорректно - играли в разных по уровню евротурнирах. Нужно сравнивать с Локомотивом-Кубань (0,83 млрд руб или 24 млн $) - оба участвовали в Евролиге. А возможности Нижнего (0,28) лучше сравнить с УНИКСом (0,55) и с Химками (0,68).

Ещё одна деталь. Если сравнивать бюджеты ЦСКА в млн евро (39) с Барселоной (40) или Реалом (25), возникнет уточняющий вопрос налогообложения Каталонии (до 56%), Испании (в среднем выше 20) и России (13%). Согласитесь итоги миланского финала четырёх начинают выглядеть по другому, если смотреть сквозь призму возможностей для комплектования. Бюджет Маккаби Электра Тель-Авив кстати, объявлялся перед началом прошлого сезона в пределах 14 млн евро.

Поэтому для учёта важно понимание какую долю от бюджета клуб тратит на оплату контрактов игроков. Например в сезоне 2012-13 ЦСКА показал расходы по этой статье бюджета в пределах 31,8 млн евро, Химки - 11,8, Локомотив-Кубань - 11,4, Жальгирис - 3,53. Спортивные итоги того сезона ЦСКА - 1, Локомотив-Кубань - 2, Жальгирис -3, Химки - 4. Посещаемость в том сезоне составила: Жальгирис - 9,5 тыс (1-ый), Локомотив 4,3 тыс (3-ий), Химки 2,3 тыс (11-ые) и ЦСКА 2,0 тыс (13-ый).

Или к примеру лидеры конференций текущей регулярки НБА Атланта и Голден Стейт 27-ая и 14-ая по величине платёжной ведомости из 30 клубов лиги (про размеры уровней медиа и прочих рынков городов поговорим в другой раз...).

Наличие в составе игроков с опытом НБА, задрафтованных клубами НБА (или любой более высокой нежели выступающий клуб, лиги), игроков способных в перспективе подписать контракт с НБА ( лигой, выше уровня текущего выступления клуба), игроков национальных сборных - критерий качественной оценки кадрового потенциала команды.

В любом случае начинать оценки сравнения труда тренеров нужно с понимания объёма/качества ресурсов и кадрового потенциала, которыми они располагали перед и по ходу сезона.И который наработан по окончании.

Не лишним будет учитывать время, которое потребовалось для построения/достижения спортивного уровня. Клубу и тренеру.

Отвечая на вопросы в какой степени тренеру удалось раскрыть потенциал, имеющихся у него игроков, реализовать ресурсы клуба в спортивный результат и как на этот процесс реагирует зритель мы получим точное представление о качестве труда тренера. После чего и попробовать сравнивать итоги сезонов тренеров интересующей нас лиги.

Хорошей поддержкой могут послужить показатели команды по сезону. Один из которых травматизм. Считается,что это из области неуправляемых, случайных явлений. Повезло/не повезло. На самом деле на отрезках нескольких сезонных циклов, одного сезона либо отдельного периода сезона чётко прослеживается связь травматизма с качеством планирования предлагаемых/получаемых нагрузок, ролевыми установками (решать задачи за счёт отдельных игроков) и внутренней атмосферой команды (давление или сотрудничество). Чем выше, чаще и серьёзнее травмы, тем больше повода тренерской группе провести внутренний аудит, а руководству клуба профессиональную ревизию.

"Мои ребята показали мужской характер, настоящие мужики, наша ошибка - мы много проиграли дома" примеры ещё одного неглубокого подхода к оценке труда тренера. Имеется ввиду самоотдача, стойкость и неверная тактика/оценка/реакция. Налицо подмена понятий. Какой у профессиональной мужской команды может быть характер? Каким обладает сам тренер. Почему команды ошибаются тактически? Потому, что такие решения принимаются тренерской группой.

Поясню свежим примером 1/2 финала Еврокубка.Встречаются 2 команды УНИКС и Гербалайф Гран-Канария. Смотрим показатели команд по всем играм Еврокубка. Цифры отражают показатели в среднем за игру. В скобках место среди 44 команд, участвующих в турнире. 

Коэффициент полезности команды: 83,7 (23-ья) и 99,7 (2-ая) 

Очки набранные: 75,7 (27-ая) и 83,2 (4-ая)

Подборы: 33,8 (20-ая) и 37,1 (4-ая)

Передачи: 14,8 (39-ая) и 17,8 (14-ая)

Проценты реализации бросков: внутри дуги 52,4 (13-ая) и 54,2 (7-ая), снаружи дуги 33,9 (35-ая) и 40,6 (2-ая), с линии 76,4 (20-ая) и 77,6 (13-ая)

Коэффициент полезности соперника в играх с командой 78,0 (7-ая) и 67,4 (2-ая)

Очки пропущенные 72,8 (7-ая) и 72,3 (6-ая)

Подборы, сделанные оппонентами 34,0 (21-ая) и 30,5 (2-ая)

Передачи, сделанные оппонентами 15,5 (9-ая) и 15,8 (13-ая)

Проценты бросков, реализованных оппонентами в играх против команды: внутри дуги 48,9 (8-ая) и 48,4 (6-ая), снаружи дуги 32,3 (5-ая) и 33,9 (9-ая), с линии 80,0 (43-ья) и 73,3 (15-ая)

Судя по цифрам встречаются команды, сопоставимые по защите на периметре. Качество нападения одной из команд значительно выше. Доминирование одного из соперников в подборе и добивании.

Где ключ к успеху у команды, значительно уступающей по цифрам? Правильно, в тактике. В 2х отдельных играх можно компенсировать издержки подготовки.

Что видим в реальности в первой игре? Чёткая геометрия атак, высокий темп и понимание/реакция на угрозы набора очков через лидеров - контроль игры испанцами через нападение. Минус 13 после игры. Что видим во второй? Игра по счёту. Осторожнее, надёжнее, бережнее. Прессинг от лицевой. Контроль игры через защиту испанцами. Минус 2 после второй игры и минус 15 в сумме.

Какая тренерская группа трудится более качественно помогают понять цифры (подготовка) и наблюдения (реакции и управление). А если ещё через призму бюджета посмотреть? И посмотреть динамику посещаемости?

"Вы тренер демократ или диктатор? (добрый, злой...) Нет всё-таки, какой тип управления вам ближе?" вопросы, которые периодически приходится слышать при встречах с медиа.

Ещё один упрощённый, примитивный стереотип подхода к оценке особенностей труда тренера.

Самая большая глупость - бездумно подражать какому-то побеждающему тренеру. Перенимать какие-то внешние проявления. Но так уж устроена жизнь, тянутся за лидером, подражают лучшему... Стоп, лучшему или побеждающему?

Тогда вопрос к самому тренеру. Ты хочешь быть одним из лучших в профессии или побеждать чаще, чем это получается у твоих коллег?

Если первое: слушай себя, других, принимай решения, думай, постоянно учись, пробуй, расти, будь собой. Будь независим и действуй осознанно. Делись с другими.

Если второе: подражай, подгоняй, дави, бери лучших игроков у соперников, "используй" арбитров, не признавай своих ошибок, используй проверенное другими (побеждающими). Старайся поменьше делиться. Вообще меньше говори "от себя", больше "штампов".

Первое означает доверие и уважение. Быть снаружи и рядом. Сотрудничество. Открыто, смело, просто. Ты же учишься - вокруг тебя учителя.

Второе означает давление, основанное на страхе. Быть внутри и сверху. Принимать не свои решения, а те которые кто-то уже принимал. По возможности не брать ответственность на себя. Закрыто, осторожно. Ты же побеждать собрался - вокруг все конкуренты.

Парадокс в том,что первым трудно в начале, легко в процессе и успешно в итоге. Имя Дэвид говорит о чём-то? Вторым может быть легче в начале, но трудно в процессе и успешно или нет в итоге зависит от написанного выше (см. про соотношение ресурсы, качество труда - результат) 

Хорошие управленцы говорят, что нет безнадёжно неэффективных струдников. Просто каждому нужно найти его место. Чтобы были наклонности, способности использовались по назначению. Подобрать людей, расставить людей на свои места, создать и поддержать здоровую мотивацию, организовать контроль и саморегуляцию... Скажите есть ли тут место крику? возбуждению? возмущенному разведению рук?

Выгоднее договариваться, сотрудничать, действовать быстро, слаженно и чётко, доверяя партнёрам. Готовиться разумно,чтобы потом гибко реагировать, твёрдо проводить свою линию и получать удовольствие от процесса.

Иногда требуется принимать жёсткие решения, говорить неприятные вещи. Но если ты уважаешь людей с которыми трудишься и готов вместе с ними двигаться, чтобы быть лучше тебя поймут верно. 

Это если о взрослых спортсменах.

У детей, подростков, юношей, молодых людей самая важным качеством является насколько тренер близок к понятию наставник/воспитатель. Даже более важным,чем технологии подготовки. С этих позиций прежде всего и разумнее будет оценивать тренеров, которые трудятся с молодёжью.

Хочется верить, что крикунов/подражателей и имитаторов, разводящих руки по поводу и без, среди российских баскетбольных тренеров будет  всё меньше и меньше. 

Ну вот пожалуй и всё, чем хотел поделиться.