«Баскетбол для школьников». Глава 60, 70 и 71
60. Нападение против зонной защиты.
Варианты зонной защиты на 1/3, ½, ¾ и по всей площадке будем называть зоной. Поэтому учить будем нападению против зоны вообще.
Как правило зону применяют, когда не уверены в качестве своей личной защиты или не хочется тратить время на организацию защиты, считая, что «зона» проще в обучении (не случайно говорят «встали», когда командуют сменить форму защиты с личной на зонную). Этот подход применим к зоне на 1/3 площадки. Если площадь покрытия защиты побольше, организовывать приходиться основательнее.
Тренер команды, которая играет в защите, надеется, что соперник просто «забуксует». Будет неподготовленно, поспешно, лихорадочно атаковать с дальней или средней дистанции. Имея преимущество в контроле отскоков мяча после промаха (как правило, защитники ближе к корзине, чем нападающие) появляются шансы на быстрые переходы – контратаки с численным преимуществом. По этой причине если нападение против зоны слабовато, то ваша команда в этой игре будет в роли «сладких ребят» или «клиентов» для получения от соперников «полной кошёлки» лёгких мячей с хода после ваших промахов.
Чем меньше размеры площадки и чем ниже возраст ребят и чем ниже уровень овладения основами техники, тем сложнее организовать нападение против зоны. Вашим игрокам понадобится уверенное владение мячом, верная техника броска, хорошее понимание игры без мяча, натренированное чувство времени и пространства, игровая наглость, энергия и активность при добиваниях отскоков. Как и в любое другое время игры – без основ никуда.
Защищаясь зоной легче выигрывать детские соревнования, но качество/объём технического обучения снижается/беднеет и последовательность обучения ребят разрывается/разрушается.
Поэтому федерации некоторых стран или организаторы отдельных турниров и соревнований разумно вводят возрастные ограничения применения зонной защиты.
Если такого рода ограничений нет, то вам приходится надеяться только на себя. И организовать нападение против зонной защиты так хорошо, чтобы этого хватило для победы. В любом случае, какую бы стратегию не выбрали, общие принципы игры против «зоны» могут быть вам полезны:
Играть в контррастановке. Например, если видите зону 2-3 нападайте из 1-3-1, если вас встречает зона 1-2-2 нападайте из расстановки 2-2-1 или 1-4, на 1-3-1 реагируйте 2-1-2.
Переходить в нападение в стандартной расстановке 2-2-1 (рис), где игроки стараются располагаться равноудалённо от двух ближайших защитников (когда будут получать мяч – оба защитника сделают попытку к нему приблизиться). Так же как вы приходили из быстрого перехода. Пост (П), два края (К), дриблёр (Д) и трейлер (Т). Отличие в том, что П-игрок будет располагаться предельно близко к пересечению лицевой линии с боковой линией «краски» (3х секундной зоны), за линией проекции щита. Желательно в продолжение траектории движения Д-игрока. К- игроки будут располагаться выше, на проекции продолжения линии штрафного броска к боковым. Т-игрок принимает решение оставаться на периметре в 3х очковой зоне, опускаться на линию штрафного броска (высокий центр), занимать позицию низкого центра или выходить в какой-то из углов. За счёт Т-игрока одним переходом и формируется контррасстановка. Важная деталь: если Т-игрок или любой другой занимает позицию высокого центра, то он располагается ближе к какому-то краю линии штрафного броска так, чтобы линия его плеч была параллельна боковым линиям. Это позволит видеть мяч, соперников, корзину и своего партнёра в П-позиции.
Прессинговать соперника после того как он овладевает мячом
Самим качественно играть зону. Зачастую команды, активно играющие зону, сами беспомощно выглядят в атаке против этой защиты. Для этого нужно сдержать/замедлить атаку соперника с хода (transition D)
Атаковать из расстановок 1-4 или 2-3, когда вторая линия (4 или 3 игрока) располагаются на линии штрафного броска и на проекции этой линии к боковым.
Применяя любую стратегию прежде всего стараться атаковать изнутри. Из-под корзины. Врываясь внутрь расстановки защиты со «слабой стороны» или, применяя дриблинг, уверенно и энергично проникать внутрь расстановки с «сильной стороны». Можно использовать заслоны для игрока с мячом. Можно играть как будто бы против вас играют лично. Критичным будет скорость принятия решений и качество исполнения технических элементов. Это поднимет уровень уверенности ребят.
А дальше – атаки проходом, набросы на корзину, короткие скидки.
Длинные броски (из 3х очковой зоны) применять только после скидок изнутри «краски» (in-out, kick out)
На что при обучении обратить внимание в первую очередь? Прежде всего научить «читать соперника» (внимательно и быстро определять их расстановки) и «читать» своих партнёров (учитывать их расположение относительно мяча, корзины и соперников).
Формирование у ребят настроя на сотрудничество будет верным решением. «Вскрывать» защиту придётся вместе. Потребуется терпение и расчёт.
71. Подбор базовых упражнений.
Базовые – это такие упражнения, которые вы делаете постоянно и помногу. Такие, которые решают несколько задач. И которые могут многократно усложняться по сути, практически, не меняясь по форме.
Желательно, чтобы они были частью вашего нападения или защиты. И конечно они отражают ваши взгляды на то, как должны ребята играть в баскетбол. Т.н. вашу тренерскую философию.
Напрашивается какой-то пример.
«Четыре угла».
Цель – повысить игровые кондиции. Задачи: научить финишировать различными способами (бросать разными способами) в условиях трафика; научить смене скорости и направлений при ведении мяча, научить оценке ситуации и выбору способа финиширования в зависимости от ситуации под корзиной, дать представление о первом пасе, поддерживать силу конечностей и мышц туловища.
Четыре группы игроков располагаются в колоннах по одному четырёх углах площадки. По два игрока с мячами в руках располагаются в «краске» лицом к щиту. Установив визуальный контакт (глаза смотрят в глаза) с направляющим колонны из ближайшего угла, игрок с мячом пасует этому игроку. Из расчёта быстрый короткий пас в «мишень» (ладонь раскрыта, рука, ближайшая к боковой линии выпрямлена) до момента пока игрок не выбежал из двухочкой зоны. Отскоком от пола или прямой пас от плеча. После паса он становится в конец колонны, игроку которой он сделал пас. Направляющий любой колонны стартует вдоль боковой линии в направлении центральной линии только после установления контакта взглядами с пасующим. Не раньше. Визуальный контакт говорит о готовности партнёров. Одного пасовать, другого ловить.
После ловли поймавший мяч переходит на ведение мяча в направлении корзины передовой зоны. Скорость – любая в диапазоне от 20 до 60% от максимальной. При встрече с другими игроками в районе центрального круга готовность выполнить перевод мяча, чтобы не допустить его потерю
После пересечения центральной линии дриблёр ускоряется, стараясь двигаться в диапазоне от 60 до 90% от максимальной.
При приближении у линии штрафного броска дриблёр сбрасывает скорость до 0 и делает несколько быстрых переносов веса тела с ноги на ногу («частота»), не завершая дриблинг. Это требуется для оценки ситуации под корзиной. Количество игроков, их расположение дадут ему возможность сделать выбор о направлении дальнейшего движения либо о выполнении броска со средней дистанции.
Оценив ситуацию под корзиной, игрок принимает решение о выборе финиша атаки (способа броска) и руки, которая продолжит дриблинг. Сделав кроссовер (перевод мяча с одной руки на другую руку) либо показав плечами, что будет выполняться перевод мяча, сохранив при этом мяч на той же стороне относительно своего тела.
После чего и делается «финиш». На максимально возможной для игрока скорости. Стремиться к 100%. Через «взрывной», резкий старт. Что финишировать из дриблинга броском одной рукой снизу снизу-вверх (finger roll) или набросить на корзину «парашют» (floater), завершить броском сверху с одного шага, или полукрюком после двух шагов и прыжка. Можно финишировать длинным напрыгиванием на две ноги и финтом на бросок с последующим броском полукрюком. Можно выполнить два шага, но не прыгать вверх-вперёд, а остановиться и показать, что будет бросок (pump fake). После чего можно развернуться на опорной сзади стоящей ноге и, приставив толчковую ногу финишировать полукрюком рукой, одноимённой с толчковой… Либо атаковать с обратной стороны корзины (например, начал движение вправо, а атакуешь корзину слева, затягивая прыжок) дальней или ближней от лицевой линии руками.
В случае промаха – добить мяч в корзину.
После чего выполнить пас игроку, направляющему, на ближайшей боковой линии колонне. Установив с ним связь глазами.
Если попал сразу – встать в конец колонны, в которую сделан пас.
Если промахнулся – сделать какое-то задание за лицевой линией в коридоре между пересечениями трёхсекундной и трёх очковой линий с лицевой. Задания просты. По формуле руки-ноги-пресс-спина делается подходы из 4 повторений. 1 промах – 1 подход и далее соответственно количеству промахов.
Правило: сделал в одну сторону (например, в правую), следующую попутку делай в левую.
Сделал за промах подход на развитие силы мышц рук, следующий подход – делай для мышц ног. И т.д.
Тренер имеет возможность усложнять/упрощать выполнение упражнения, ограничивая финиш какими-то конкретными 2 способами броска. Либо каким-то одним способом. Либо позволить атаковать любимым способом, каким-то самым надёжным, либо без всяких ограничений. Ограничив выполнение одного способа броска, например, не более 2х раз подряд.
75. Как организовать позиционное нападение команды.
Вы пишите, что нужно «самим атаковать свободно, а очки набирать легко.» А как доходит до игры, получается такая картина. Рисуешь диаграммы, объясняешь, что делать. Спрашиваешь, «понятно?» Отвечают: «да». Выходят на площадку – играют «что попало», не то, о чём договорились. В итоге вместо набора очков получаем тяжёлые броски через руки защитников, не можем добить мяч после отскока или просто теряем в передачах. Подскажите, что делать в позиционном нападении 5х5, чтобы набирать очки и при этом все пятеро играли слаженно и чётко. Есть ли такие варианты нападения?
Цель любого нападения 5х5 состоит не просто в наборе очков, а увеличении количества свободных открытых броскв. Желательно из-под корзины. Или, хотя бы их ситуациий 1х1.
Всё это называется «раскрыть площадку».
Вопрос важный. И особенно для ребят младшего возраста. Картина, которую часто можно видеть в играх школьников в позиционной атаке 5х5 такова. Мяч у игрока в районе вершины дуги. Справа и слева от него располагаются по два партнёра. Ближайшие к мячу два партнёра - под 45 градусов. Дальние двое - в углах или на позициях низкого центра или между углами и позициями низкого центра. 4 защитника в этом случае имеют возможность играть в т.н. «открытой» защитной стойке. Атака как правило развивается по трём сценариям: проходом к корзине от игрока с мячом с вершины дуги, постановкой высокого заслона (для игрока с мячом пик-н-ролл) от какого-то из 4 партнёров или ведение к боковой линии и передача мяча из-рук в руки ближайшему партнёру, который двигается после получения мяча с ведением в центр, в район вершины дуги. В любом из трёх случаев, самое лучшее на что может рассчитывать нападение, это броски из трёхсекундной зоны с сопротивлением одного, двух, трёх защитников. Реже - открытый трёх очковый бросок. Чаще потеря на дриблинге в попытке прорваться через коридор из 2х защитников.
И, кстати, атаку вдвоём игрока с мячом в ситуациях «двоек» (пик-н-ролл или пик-н-пап) никто пока не отменял. У младших школьников правила турнира позволяют это делать защитникам. Если это происходит, количество открытых бросков из краски становится ещё меньше.
Ключами к «раскрытию площадки» будут ответы на четыре вопроса. Расположение игроков без мяча (где?), направления их перемещений (куда?), взаимодействия игроков без мяча (как?) и время принятия решений о движении мяча (когда?).
Рассмотрим на примере младшего/среднего школьного возраста или маленькой пятёрки у ребят старшего возраста.
Мяч лучше переводить в передовую зону ближе к середине центральной линии (через центральный круг). Если перевели рядом с боковой, то на вершину дуги мяч доставляем пасом игроку Т (трэйлер) или изменением направления ведения от боковой к вершине дуги через заслон от Т для игрока Д (дриблёр) с вершины дуги к боковой линии (по типу пик-н-ролл или пик-н-пап).
Расположение игроков:
Двое - ближе к углам, двое – «под 45 градусов», один - на вершине дуги. Все в трёх-очковой зоне. Мяч у игрока в позиции Т на вершине дуги(получил пас, есть возможность начать ведение) или у кого-то из краёв «под 45» (с ведением).
Направление перемещений и взаимодействия игроков без мяча:
Крайние игроки их угла и под 45 играют друг с другом без мяча меняясь местами. Применяют заслон «сверху-вниз» (""под 45 для "У") (pin down) или заслон по типу "снизу вверх" ("У" ставит для игрока в позиции "под 45") (back pick). Кто-то из двоих откроется внутрь краски, кто-то наверх для получения паса или игры из рук-в-руки с Т. Либо игрок в позиции «под 45» просто врывается под корзину и, если не получил мяч, перебегает на другую сторону. В этом случае игрок из угла будет подниматься на его место. И также либо получит мяч от Т средним пасом или из рук-в-руки. Пара игроков на другой стороне делают такие же смены с заслонами друг другу или простым перебеганием (верхний, «под 45» - рывок под корзину, нижний из угла – наверх под 45. «Т» отдаёт мяч из-рук-в-руки или пасует. В любом случае после этого он делает рывок под корзину (roll).
Если мячом на ведении владеет игрок в позиции «под 45», то он выбирает продолжение из двух направлений. К игроку «Т» с дриблингом «для пик-н-рол двойки» или к партнёру, который из угла вдоль боковой поднимается из для из-рук-в-руки (DHO). Игрок из угла также выбирает направление движения. Либо навстречу дриблёру для из-рук-в-руки (DHO), либо – резкий рывок под корзину (back door).
Обратите внимание. У всех игроков в любой игровой момент имеется выбор из двух направлений движения. Выбор направления зависит от позиции защитника, от его ожиданий. «Читать позицию защитника» для выбора направления движения – это то, чему в первую очередь нужно учить своих игроков на тренировках.