9 мин.

Немецкий феномен. Дирк Новицки по Биллу Симмонсу

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

ДИРК НОВИЦКИ

№39 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 12 лет карьеры, 9-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘05, ‘06, ‘07, ‘09), вторая пятерка All-NBA (‘02, ‘03 , ‘10), третья пятерка All-NBA (‘04, ‘08), MVP НБА-2007.

Звание альфа-самца НБА чуть было не досталось немцу. Да-да, все к этому и шло в плэйофф-2006, и если бы не геройства Уэйда, Сальваторе, Пэйтона и пары других персонажей, то Германия оказала бы самое большое влияние на американскую культуру с тех пор, как Дэвид Хассельхофф вторгся в похотливые умы американских подростков со своими «Спасателями Малибу». Лично я был в ужасе, ибо речь идет о стране, развязавшей две мировые войны, и чьи игроки преднамеренно нанесли Пеле травму в фильме «Победа». Если бы Новицки взял себе звание альфа-самца лиги, Германия вполне могла бы вернуть уверенность в себе, и наши жизни могли бы вновь оказаться в опасности.

Однако «Мэвс» развалились в Финале во главе с немцем, который присоединился к Мэлоуну, Дрекслеру, Юингу и Сэмпсону в составе командцы звезд, которым просто не дано одерживать большие победы в качестве лидера команды. Давайте же запрыгнем в машину времени и вернемся в 2006-й, дабы узнать, насколько близок был Дирк к вершине.

Он только что выдал лучший регулярный сезон в карьере и максимально приблизился к званию самого упертого игрока НБА в истории Европы. Когда Эштон Катчер разыграл немца в своем шоу, мне на секунду показалось, что Дирк сейчас выбьет из Катчера всю дурь, что стало бы самой странной и неожиданной дракой в истории телевидения – вот какую злость развил в себе Новицки в том году. И хотя нам нравилось наблюдать за самоуверенным семифутером, умеющим бросать с 25 футов и выдающим один регулярный сезон статистически лучше другого, мы все равно подвергали сомнению его умение играть в «клатче» и шансы «Далласа» на титул с учетом того, что их лидер был мягок и не умел играть в защите. В конце концов, ни одна команда НБА в истории не добивалась чемпионства, если во главе ее стоял парень, умеющий все в нападении и не способный ни на что в защите. Затем Дирк неожиданно выдал два следующих матча:

Седьмой матч второго раунда плэйофф-2006 против «Сан-Антонио». Матч проходил в гостях, «Мэвс» уступали 3 очка за 20 секунд до конца и еще не пришли в себя после сумасшедшей «трехи» Джинобили в последнем владении, когда решили доверить судьбу всего сезона Дирку. Он получает мяч и заталкивает Брюса Боуэна спиной в «краску» с помощью странного дерганного приема, который он освоил предыдущим летом. Несмотря на старания Боуэна, Дирк каким-то образом умудряется проскочить мимо него и не получить между ног или по колену. Он сталкивается с Джинобили, забивает лэй-ап с фолом и сравнивает счет штрафным броском. Следует отметить, что фол Джинобили в том моменте входит в четверку самых глупых решений при игре в защите первого десятилетия 21-го века, наряду с тем, как Рашид оставил Роберта Орри открытым на дуге в пятом матче финальной серии-2005; как Газоль не вышел навстречу Рэю Аллену, который лэй-апом сравнял счет в четвертом матче Финала-2008; и как ни один из игроков «Кингс» не сумел сфолить на Шаке за пару секунд до того, как Орри подарил «Лос-Анджелесу» победу в четвертом матче той самой серии с «Сакраменто».

Дирк, тем самым, спас «Мэвс» от глупейшего поражения после того, как они вели в серии 3-1 и вышли на 20 очков вперед в седьмом матче. «Даллас» никогда бы не вернулся на свой уровень, проиграй они тогда, что ставит геройство немца в один ряд со скай-хуком Мэджика в Финале-1987; с серией «два очка – перехват – два очка», которой Майкл закрыл финальную серию-1998; с броском Джерри Уэста со своей половины площадки, который перевел третий матч Финала-1970 в овертайм; и с любым другим важным моментом, когда лидер команды понял, что должен решить исход матча в одиночку. И так как «Даллас» в итоге выиграл в овертайме и пробрался в Финал, то нам стоит задаться вопросом – как много суперзвезд единолично перевернули ход всего сезона одним моментом? В те минуты казалось, что Дирк только что совершил прыжок от звания игрока-франчайза до потенциального кандидата на членство в Пантеоне Пирамиды Славы. Напоследок напомню, что за семь игр (с третьего матча серии против «Сперс» и до третьего матча серии против «Санс») плэйофф того года Новицки выдавал в среднем 29 очков и 15 подборов. Вот это да…

Пятый матч финала Западной конференции-2006 против «Финикса».Дирк разорвал защитные порядки «Санс» одним из лучших выступлений прошедшего десятилетия – выдав 50 очков и 12 подборов, набрав 24 из последних 34 очков команды, дабы заявить всем «Мы ни за что не проиграем» и закрыть тот матч. Мог ли кто-нибудь успешно отзащищаться против него? Оппоненты не могли бросать на него массивных тяжелых форвардов, ибо Дирк либо уходил от них на дриблинге, либо уводил их подальше от кольца и бросал из-за дуги. Цепкие легкие игроки типа Боуэна и Раджи Белла не могли удержать его благодаря его умению играть в хай-посте и его смертельному броску с отклонением. Неплохие теоретические шансы были у таких парней, как Шон Мэрион, которые могли оставаться между ним и кольцом, заставить его пахать и сбиться на непродуктивные броски с 16 футов.

Однако Дирк приспособился к такой защите, сыграв в манере Лэрри Берда – активная игра на подборе в нападении и набор очков с помощью добиваний и штрафных бросков. Его уверенность в себе просто затопила арену, и его невозможно было полностью остановить. После того матча я написал в своей колонке, что «Дирк играет лучше, чем любой другой форвард со времен Лэрри Берда. Он превратился в настоящего убийцу этой весной, и я даже представить себе не мог, что когда-либо напишу нечто подобное о Дирке Новицки».

Дабы окончательно доказать, что Новицки играл лучше, чем принято считать, я создал так называемый «Клуб 42». Я сложил средние показатели в плэйофф по набранным очкам, подборам и передачам в исполнении игроков-франчайзов, и если полученное число было выше 42, то речь шла о потенциале как минимум четвертого уровня моей Пирамиды. Я брал в расчет только тех парней, которые участвовали как минимум в 13 матчах одной «постсезонки» в период с 1977-го по 2010-й (целый месяц игры на высочайшем уровне), и получил следующий список:

Майкл Джордан (6): 49.4 (‘89), 50.7 (‘90), 45.9 (‘91), 46.5 (‘92), 47.8 (‘93), 43.8 (‘97).

Шакил О’Нил (4): 43.6 (‘98), 49.2 (‘00), 49.0 (‘01), 43.9 (‘02).

Лэрри Берд (4): 42.0 (‘81), 44.4 (‘84), 43.4 (‘86), 44.2 (‘87).

ЛеБрон Джеймс (3): 44.7 (‘06), 43.6 (‘08), 51.7 (‘09).

Мозес Мэлоун (2): 43.0 (‘81), 43.3 (‘83).

Мэджик Джонсон (2): 43.8 (‘86), 42.5 (‘91).

Карл Мэлоун (2): 43.0 (‘92), 42.9 (‘94).

Хаким Оладжувон (2): 44.2 (‘94), 47.8 (‘95).

Тим Данкан (2): 42.7 (‘01), 45.4 (‘03).

Карим Абдул-Джаббар (1): 47.1 (‘80).

Чарльз Баркли (1): 44.5 (‘93).

Кобе Брайант (1): 42.8 (‘01).

Аллен Айверсон (1): 43.7 (‘01).

Кевин Гарнетт (1): 44.0 (‘04).

Дирк Новицки (1): 45.1 (’06, до начала финальной серии).

Каждому достойному выступлению в весенней стадии сезона с 1977-го по 2010-й отдано должное, за исключением Билла Уолтона (’77, не набирал достаточно очков), Бернарда Кинга (’84, отыграл лишь 12 матчей), Мэджика Джонсона (’87 и ’88, пролетел всего на волосок), и Дуэйна Уэйда (’06, не разыгрался вплоть до последних двух раундов плэйофф того года). Как и в реальной жизни, показателей Юинга, Дрекслера и Робинсона в плэйофф оказалось не совсем достаточно. Лучший год в карьере и игра на уровне MVP в исполнении Баркли, Айверсона и Гарнетта нашли свое отображение в данном списке. Как и сумасшедшее представление Кобе в плэйофф-2001, когда он внезапно вышел на пик в качестве разностороннего игрока. Мне также импонирует то, как величайший игрок всех времен доминирует над всеми остальными, выдав сразу шесть попаданий в «Клуб 42», и также то, как его возможный наследник ЛеБрон попал в этот престижный список в юном возрасте 21 года и что ему также принадлежит самый высокий показатель среди всех членов «Клуба 42». 

Каждый пункт данной концепции прошел проверку – никаких случайностей, везения или несправедливости. Эта идея работает точно и без сбоев (если только речь не идет о последних двух минутах решающего матча на вылет в исполнении Карла Мэлоуна). Я и представить себе не мог, что Дирку когда-нибудь удастся войти в этот клуб элитных игроков стадии плэйофф; за пару лет до этого я даже облил Марка Кьюбана грязью за его отказ обменять немца на Шака. Однако те 50 очков в матче с «Санс» изменили мое представление о нем. На следующий день после той игры я написал в своей колонке, что «он является самым неудержимым игроком в современном баскетболе, настоящим франчайзом, который наверняка получит свое первое чемпионство через две недели».

Так что же произошло? «Даллас» выиграл две первые встречи Финала, за шесть минут до конца третьей игры вышел вперед на 13 очков, а затем попросту развалился. Уэйд взял все в свои руки, рефери взяли все в свои руки, и техасцы потеряли голову. И даже несмотря на невероятное возвращение «Майами» в игру, у Новицки (чья точность с линии в том сезоне составляла 90.1%) был шанс сравнять счет за три секунды до конца двумя штрафными бросками. Оннепопалпервыйштрафной. Занавес. Вот вам и прыжок в Пантеон. Игроки «Далласа» просто пропали с паркета в четвертом матче, затем собрались в пятом, однако стали жертвой весьма странного (я просто не смог выбрать между прилагательными «сомнительное» и «мошенническое») судейства, а также ряда глупых ошибок и двух нереализованных бросков Джоша Ховарда с линии в овертайме. Все закончилось в шестой игре.

«Майами» больше заслужил тот титул за свое упорство и характер – техасцы потеряли голову, флоридцы оставались собранными на протяжении всей серии; «Мэвс» только и делали, что жаловались на все вокруг на протяжении двух недель, «Хит» просто играли; Эвери Джонсон выглядел как подкаблучник, боящийся, что на холостяцкой вечеринке к нему на колени прыгнет стриптизерша и его жена об этом узнает; Пэт Райли выглядел так, словно уже распивал бутылку шампанского на борту своей яхты после матча. Даже язык тела двух главных действующих лиц того Финала был кардинально противоположным – Уэйд был собран и холоден; Новицки постоянно хмурился, с досадой бросал свою капу в сторону и вел себя как девчонка.

Для протокола – Дирк был ужасен в четырех последних матчах серии. И в доказательство моей теории о «Клубе 42» взгляните на итоговый показатель немца в плэйофф-2006 с учетом Финала.

(Барабанная дробь…)

41.6!

Формула вновь доказала свою состоятельность.

В следующем сезоне Дирк случайно получил звание MVP «регулярки», которое у него отняли игроки «Голден Стэйт». И теперь, когда Дирк находится в завершающей стадии своей карьеры, можно с уверенностью сказать, что он проплыл мимо корабля под названием «Альфа-самец НБА». Да, он является одним из сорока лучших игроков в истории. Но он никогда не был доминирующей силой на протяжении всего сезона, с первой игры «регулярки» и до последнего матча на вылет.

Америка в безопасности.             

Фото: Fotobank/Getty Images/Ronald Martinez, Lisa Blumenfeld, Stephen Dunn