7 мин.

Уникальные центровые. Арвидас Сабонис и Дуайт Ховард по Биллу Симмонсу

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

АРВИДАС САБОНИС

№85 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 7 лет карьеры, первая символическая сборная новичков NBA (‘96), чемпион мира-1982, чемпион Европы-1985, Олимпийский чемпион-1988, чемпион Евролиги-1995.

Арвидас Сабонис потенциально мог стать одним из величайших центровых в истории, если бы только его не подвели его же ноги.

К 1995-му бедняга Арвидас был первым после Артиса Гилмора в рейтинге парней, передвигающихся по площадке словно мумии. Слава Богу, что у нас есть YouTube, где можно увидеть молодого и здорового Сабониса, доминирующего на щите, палящего из-за дуги и бросающего пасы вслепую. Есть масса причин, по которым его называли «Биллом Уолтоном, умеющим бросать с 25 футов». Его также помнят за большую голову, из-за которой он походил на профессионального рестлера, и за его жену, которую дважды арестовывали в США за вождение в нетрезвом виде (это произошло в эпоху «Джейл Блейзерс», что вдохновило общественность на шутки типа «Даже жены этих игроков постоянно попадают в неприятности!»).

Вы же, однако, можете помнить 23-летнего Сабониса, который, несмотря на травму ахилла, принес советской команде золотые медали на Олимпиаде-1988, обыграв Дэвида Робинсона в полуфинале турнира, доминируя на обоих концах площадки, и заставив всех наблюдавших за ним подумать «Скауты не ошибались, говоря, что он чертовски хорош!». «Портленд» рискнул, задрафтовав его в 1986-м, затем целую вечность пытался получить Арвидаса в свое распоряжение. Он, наконец, приехал в США в 1995-м, когда травмы колен и ступней уже отобрали у него большую часть физических возможностей. Несмотря на то, что своей манерой бега он производил впечатление, будто носит бетонные кроссовки, Сабонис сыграл ключевую роль в составе «Портленда»-2000, который, увы, подавился своими шансами на чемпионство.

Учитывая, что он сумел остаться эффективным, несмотря на то, что больше не мог прыгать и бегать, представьте, насколько велик он был на своем пике. Я даже хотел включить его в главу «А что, если бы»: а что, если бы «Портленд» получил Сабониса в 1989-м, когда ему позволили покинуть СССР, но он шокировал баскетбольный мир, подписав контракт в Испании? Вряд ли стоит напоминать вам, что орегонцы вышли в Финал в 1990-м и 1992-м, а в 1991-м одержали 63 победы в «регулярке» с Кевином Дакуортом (!) в качестве основного центрового команды.

Вот что Дино Раджа сказал о Сабонисе в 1995-м: «Если бы не травмы, то Саба был бы лучше Дэвида Робинсона. Поверьте – он был настолько хорош. В 1985-м он был просто зверем. Передвигался по площадке как Ральф Сэмпсон. Мог ставить сверху и поливать из-за дуги. Он мог бы быть участником Матча Всех Звезд десять лет подряд. Чистая правда, поверьте мне!».

Ладно-ладно, Дино, успокойся, мы верим тебе.

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

ДУАЙТ ХОВАРД

№78 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 6 лет карьеры, 4-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘08, ‘09, ‘10), третья пятерка All-NBA (‘07), Лучший Защищающийся Года-2009 и -2010.

Самый важный для лиги центровой младше 30 лет и единственный «большой», заставляющий нас восклицать «Боже мой, этот парень просто зверь!». И уж если Ти-Мак с Винсом считались самыми противоречивыми звездами прошлых десяти лет, то Ховард уже подмял под себя нынешнее десятилетие в этом плане.

Может показаться, будто я придираюсь к игроку, лидировавшему на протяжении двух лет по количеству собранных отскоков и выданных блоков, и бывшим главной звездой команды, вышедшей в Финал-2009. Однако задумайтесь вот над чем: сумасшедшая статистика Ховарда по подборам является результатом того, что он – единственный стоящий «большой» в смоллбольной команде. Угадайте, кто является вторым лучшим игроком «Мэджик» по подборам в период с 2008-го по 2010-й? Хедо Туркоглу, Рашард Льюис и Мэтт Барнс. Вот именно. Если по ходу матча происходит 40-45 отскоков, кто-то же должен их собирать. Именно по этой причине Шон Мэрион собирал в среднем 11.8 подбора в 2006-м, а Джеральд Уоллес – 10 подборов в 2010-м.

Во-вторых, нельзя забывать о его выходках: в перерыве первого матча финала Восточной конференции-2010 канал ABC показал, как Ховард, одетый Кларком Кентом, берет интервью у Ховарда в роли Супермена. Мне уже не нравится то, как Ховард украл у Шака прозвище «Супермен». Ведь Шак еще даже не покинул лигу! Я надеюсь, когда-нибудь они сойдутся в величайшей драке в истории НБА. Мне также не нравится, что Ховард согласился на подобное интервью, когда «Бостон» драл задницу «Орландо» и отнимал у них преимущество домашней площадки. Ты всего в четырех победах от реванша против «Лейкерс», и решаешь взять интервью у самого себя? Что за хрень?!

smile

Если Джордан был просто помешан на победах, то Ховард помешан на желании нравиться людям. Он слишком хороший парень. В этом его главный недостаток в качестве суперзвезды. У Дэвида Робинсона была та же самая проблема, и ему просто повезло, что в команду пришел Тим Данкан. «Пушистые» центровые не принесут вам титул, они лишь дадут вам иллюзию шансов на чемпионство, которая разобьет ваши сердца.

Если вам когда-либо доводилось играть в баскетбол, то вы должны понимать одну очень важную вещь: ваши «большие» должны как можно чаще получать мяч. Если ваш центровой редко прикасается к мячу, то у него портится настроение. Он перестанет возвращаться в защиту, перестанет ставить заслоны, перестанет бороться за подбор. «Большие» похожи на женщин – им нужно доказывать, что вы нуждаетесь в них, их нужно гладить как можно чаще, и они начинают обижаться, если вы их игнорируете.

Это правило, однако, не действует в случае с Дуайтом. Никто в «Орландо» даже не волнуется о его счастье, потому что он всегда счастлив. Я ни разу не бросил по кольцу в этой четверти? Ну и ладно! Его конгениальный характер позволяет ему избегать ответственности за нападение «Орландо» в каждом матче. По ходу сезона 2009-10, когда лишь пара команд обладала центровыми, способными бороться с Дуайтом, он предпринимал лишь 10.2 попытки (четвертый результат в команде) и лишь 10 штрафных в среднем за игру. Взгляните на следующие цифры:

Патрик Юинг, шестой год в лиге: 20,3 попытки и 7,7 штрафных в среднем за матч

Хаким Оладжувон, шестой год в лиге: 19,6 попытки и 6,5 штрафных в среднем за матч

Шакил О’Нил, шестой год в лиге: 19,1 попытки и 11,4 штрафных в среднем за матч

Мозес Мэлоун, шестой год в лиге: 18,9 попытки и 9,5 штрафных в среднем за матч

Дэвид Робинсон, шестой год в лиге: 18,4 попытки и 10,5 штрафных в среднем за матч

Дуайт Ховард, шестой год в лиге: 10,2 попытки и 10,0 штрафных в среднем за матч

Дикембе Мутомбо, шестой год в лиге: 9,0 попытки и 5,4 штрафных в среднем за матч

Может быть Дуайт – Мутомбо нашего поколения? Дикембе хотел лишь собирать отскоки, махать локтями, ставить «горшки» и показывать свой коронный жест пальцем после каждого блока. Ховард хочет лишь бегать как сумасшедший, перепрыгивать через оппонентов, пару раз за игру колотить мяч в кольцо, блокировать пару бросков за пределы площадки, играть мускулами, улыбаться фанатам на трибунах и интервьюировать самого себя в перерыве матча.

Несмотря на его невероятный атлетизм, Ховард – не скорер по природе, постоянно перебирает фолов и может быть лидером в рейтинге игроков, совершающих глупые фолы в самое неподходщее время. Наблюдать за ним – все равно что наблюдать за отличным игроком в американский футбол, который решил сыграть в любительской баскетбольной лиге: он физически одарен, но не до конца понимает, что именно нужно делать. Дайте Дуайту мозги Билла Расселла, и НБА пришлось бы просто отдать ему на откуп награду MVP.

Конечно же, Ховард никогда не станет лучше подобным образом. Взгляните на его статистику за последние три года (18-19 очков, 13-14 подборов, 3 блока, 59% с игры, 59% с линии штрафных в среднем за матч) и вы согласитесь, что трудно представить Дуайта прогрессирующим. А ведь ему всего двадцать пять лет. Природные данные альфа-дога, психология второй скрипки.

Ну что ж, очень жаль.

Фото: Fotobank/Getty Images/Tom Hauck, Jonathan Ferrey