50 лучших игроков НБА XXI века. Андрей Кириленко и Сэм Кэсселл
44. Андрей Кириленко (2001/02 – н.в.)
Команды: «Юта», «Миннесота», «Бруклин»
Количество участий в Матчах всех Звезд: 1 (2004)
Статистика: 11.9 очка, 5.5 подборов, 2.7 передач, 1.4 перехватов, 1.8 блокшотов
Количество участий в плей-офф: 6 (2002, 2003, 2007, 2008, 2010, 2014)
Лучший российский баскетболист в истории НБА пришел в лигу неоперившимся сопляком и вряд ли в ней воспринимался кем-то особенно серьезно: хлипкий долговязый парень без броска, обладатель специфической внешности и уродливой прически, которая с каждым годом становилась все страшнее, пока не превратилась в какой-то совсем уж несуразный «горшок». Бросать по кольцу он особо не стремился, а если бы даже и стремился, то беспощадный Джерри Слоун мигом бы эти поползновения пресек — как в анекдоте про льва и мясо: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?». В атаке он был угловат и неэстетичен, предпочитал не очень умело играть в пас, зато в защите носился как сбрендивший электровеник в инновационном транзишене от кольца к кольцу. В общем, полностью соответствовал тогдашним представлениям среднестатистического американского любителя НБА о далеком, диком и варварском европейском баскетболе.
Был ли Кириленко когда-нибудь полноценной звездой НБА — вопрос дискуссионный, вокруг которого на форумах (особенно российских) сломано немало копий. В традиционном понимании звездами считаются люди с большей ориентацией на атаку; чего уж там, даже вокруг действующего члена HoF Родмана и потенциального холл-оф-феймера Бена Уоллеса подобные споры не утихают годами; что уж говорить про какого-то непонятного русского с челюстью Дольфа Лундгрена и телом, целиком состоящим из костей?
Однако даже просто ориентируясь на статистику – уже можно представить, игроком какого калибра был Кириленко в «нулевых». Тощий легкий форвард, который в одном сезоне входит в десятку лиги по перехватам и ВОЗГЛАВЛЯЕТ ЛИГУ по блокшотам – не центровой, не прописавшийся в «краске» Мутомбо, а игрок периметра! И ведь это мы говорим только про защиту!
С подачи окружения Кириленко (сам по себе, насколько можно судить, не особенно амбициозный) слишком быстро погряз в распрях с Джерри Слоуном, который ограничивал претензии Андрея на что-то большее, нежели функции пусть и сверхэлитного, но все же ролевика. За этими дрязгами как-то затерлось, в какого уникального игрока Кириленко превратился под руководством великого старого новатора – до известного конфликта интересов Кириленко выполнял на площадке совершенно ни на что не похожую функцию свободного охотника, внезапной подводной лодки, кочующей под толщей вод и всплывающей в самый неожиданный для соперника момент – перехватить передачу, накрыть, вырвать из аута безнадежный мяч, отдать тонкий пас, отрезающий всю команду противника. И это в предельно схематичной, геометрической модели Слоуна! Как бы кощунственно ни прозвучало — а Кириленко в середине нулевых напоминал едва ли не молодого Гарнетта; во всяком случае, он дорос до уровня превосходного поинт-форварда — чего стоит шикарная линейка 15,3 очка — 8 подборов — 4,3 передачи — 1,5 перехвата — 3,2 блокшота в сезоне 2005-06. Это ли не уровень звезды?
Увы, эта линейка была достигнута в очень слабой «Юте» с желторотым Дероном и Бузером, сыгравшим чуть больше тридцати матчей. Уже в следующем сезоне, когда эти двое вышли на стабильно звездный уровень, игровое время Кириленко снизилось, а статистика упала чуть ли не вдвое — по очкам он уступал не только Дерону, Бузеру и Окюру, но даже и Харпрингу с Дерриком Фишером (еще одним 24-м номером!). После этого, собственно, и начались скандалы — подзуживаемый окружением и воспоминаниями о недавней роли «all-around»-игрока, Кириленко начал претендовать на возвращение к утерянным позициям, но обломал зубы о стальную скалу на тренерском мостике (чуть позже хитровыкрученный Дерон учтет его ошибки и тонкими интригами все-таки выживет Слоуна из команды; тот же сезон станет для Андрея последним в составе «Джаз»).
После ухода Кириленко из НБА многие поставили на нем крест как на игроке большого масштаба и больших достижений; феноменальным евросезоном Андрей доказал, что стервятники слишком рано слетелись на пир – добыча была еще жива, во всеоружии и умирать не собиралась. Возвращение за океан еще сильнее пошатнуло позиции скептиков – в ломанной-переломанной «Миннесоте» Кириленко был цементом, стержнем, скрепляющим командную игру и не позволяющим волкам-хромоножкам обрушиться до уровня «Шарлотты»-2012. Странный переход в «Бруклин» пока что сложно оценивать объективно — сезон у Андрея в нем получился слишком уж скомканным и непонятным.
Карьера у АК-47 в НБА получилась хоть и весьма достойная, но прошедшая под грифом «Еще бы чуть-чуть». Ему все время чего-то чуть-чуть не хватало – доверия тренера, более вариативной игры в атаке, здоровья, наконец. Травматичный, хрупкий игрок, плоть от плоти евробаскетбола, Кирленко и так выжал из себя все возможное, чтобы соответствовать безумному марафону регулярки НБА. Впрочем, карьера Андрея далеко не закончена — и вполне возможно, что через пару лет мы будем выискивать для чемпиона НБА Андрея Кириленко место десяткой повыше.
43. Сэм Кэсселл (1993/94 – 2007/08)
Команды: «Хьюстон», «Финикс», «Даллас», «Нью-Джерси», «Милуоки», «Миннесота», «ЛА Клипперс», «Бостон»
Количество участий в Матчах всех Звезд: 1 (2004)
Статистика: 15.7 очка, 3.2 подборов, 6.0 передач, 1.1 перехватов, 2.4 потерь
Количество участий в плей-офф: 11 (1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2003, 2004, 2006, 2008)
В истории НБА были люди, которых сравнивали с инопланетянами не из-за выдающихся баскетбольных талантов (как того же Джордана), а сугубо из-за наружности. Многие видят что-то инопланетное в вытянутом лице Рэджона Рондо; Гарнетта с его удивительным черепом нередко сравнивают с Чужим из знаменитого космохоррора, а Папай Джонс с его устрашающей внешностью и вовсе будто бы вышел прямиком из фильма про мутантов «У холмов есть глаза». Но настоящий инопланетянин, которого называли так на протяжении всех пятнадцати лет в НБА, все-таки мог быть только один. Это как с бородой: Харден, конечно, парень хоть куда, но разве же могут его назвать легитимной Бородой те, кто еще помнит Байрона Дэвиса?
Конечно, смешно думать, будто Сэма Кэсселла помнят исключительно из-за фриковатого внешнего вида. Тут все ровно наоборот — именно долгая и до ужаса стабильная карьера Кэсселла заставила пару поколений фанатов НБА считать, что Инопланетянин – это в первую очередь долговязый разыгрывающий, а уже потом — фильм Стивена Спилберга и всякие там Джорданы и Леброны.
Кавказское долгожительство Кэсселла заставляет горько пожалеть, что его баскетбольная жизнь не завершилась в «Сан-Антонио», в окружении других несгибаемых стариков. Это была бы красивая история — в Техасе начал, в Техасе и закончил (в промежутке был еще и «Даллас», кстати говоря). Впрочем, своеобразную цикличность все равно можно проследить – и начало, и конец карьеры Сэм отметил перстнями чемпиона НБА, а уж это намного важней всяческих экзистенциальных штучек-дрючек.
Кэсселлу, конечно, несказанно повезло со стартом: прийти в команду, которой заправляет один из лучших центровых в истории, причем именно в периоде его бешеного прайма, когда образцово-показательно раскатываются что Шакил, что Адмирал. Конечно, роль первогодки-Сэма в первом чемпионстве «Хьюстона» переоцениввать не следует, но уже в следующем сезоне Кэссел был одним из самых горячих стволов в дикой банде снайперов, сгруппировавшихся вокруг титанической фигуры своего африканского вождя. Тридцатиочковый бенефис Сэма в сложной второй игре финала против Пенни Хардуэя — подвиг из разряда «не забывается такое никогда».
Девяностые для Кэсселла вообще были странным временем – после золотых хьюстонских годов в его карьере наступил период хаотичной степной цыганщины, когда Инопланетянин в поисках дружелюбной планеты кочевал по всей лиге, приходил в команду, делал ее и партнеров лучше... и уходил (скажем, сезон 1996-97, когда он сменил аж три команды). Это кажется парадоксом: Кэсселл никогда не был гнилым ядовитым типом, разрушающим внутрикомандные ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ, с игровой точки зрения претензий к нему как будто тоже не возникало — а вот поди ж ты.
Укрепился Сэм окончательно только в «Милуоки Бакс». Сейчас это кажется одной из тех диких флюктуаций, которые время от времени возникают в НБА, угрожая свернуть пространство и остановить время: ну вроде контракта Джима Макилвейна, который был больше, чем у Шона Кемпа. Но все же так оно и было – то «Милуоки» в стильно-аляповатой форме трудно забыть, равно как не забывается и бешеная перестрелка в финале конференции между по-хорошему долбанутой «Филадельфией» Айверсона и трехголовым драконом в лице Кэсселла, Рэя Аллена и Гленна Робинсона. И в общем нельзя сказать, что в этом прототипе будущих «Биг-Трио» Инопланетянин играл подчиненную роль.
Может показаться, что основные достижения Кэсселла пришлись на девяностые. Однако Кэсселл проявил себя ярче всего именно в середине нулевых — когда Ответственным Товарищам™ из «Миннесоты» пришло вдруг в голову, что надо бы уважить беззаветно рвущего жилы Гарнетта и собрать ему что-то похожее на контендер. Для этой цели был выписан из «Нью-Йорка» Лэтрелл «Душитель» Сприуэлл (четвертый в этом коротком тексте 24-й пик драфта) и собственно Кэсселл — которому этих коротких двух лет хватило, чтобы стать одним из главных игроков в истории франшизы, выдать свой индивидуально сильнейший сезон и наконец поехать на заслуженный МВЗ. Сама же «Миннесота» как будто заставила забыть о лузерской карме, заняла первое место в конференции и вышла в финал Запада, жаждая крови сдающих позиции «Лэйкерс» – когда вдруг Кэсселла подкосили травмы. Он еще пытался играть через боль, на уколах, и приносил в той серии определенную пользу — но «Биг-3» превратилось в «Два с половиной человека», и запаса прочности команде уже не хватило, несмотря на все гомерические цифры Гарнетта и бешеные проходы Сприуэлла.
В дальнейшем красиво стареющего Кэсселла еще хватило на то, чтобы реформировать игру бедовых «Клипперс», которых он на пару с Элтоном Брэндом с ходу вытащил в полуфинал конференции. Чемпионство «Бостона», взятое Сэмом с его старыми партнерами Гарнеттом и Алленом увенчало долгую и заслуженную карьеру лучшего 24-го пика в истории лиги.
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Kent Horner, Jed Jacobsohn
А многим, наверное, памятны другие вещи. Когда утром, у входа в метро покупаешь "Спорт-Экспресс" (если осталось!), разворачиваешь на баскетбольной страничке и первым делом смотришь (на эскалаторе, как правило): как там Андрюша? И как этот гад Слоун: дал поиграть нормально или маринует на лавке, старовер несчастный?
Разглядел же Попович игрока в Дьо. В Белинелли. Да мало ли в ком. Почему же он не подобрал Андрея - такого нежадного, готового командного игрочилу? А если разглядел, почему не сложилось. Вот вопрос. Миннесота, Бруклин - это, конечно, игра на сопротивлении, игра вопреки. Своей команды в НБА у Андрюши так и не случилось. Жаль.
А игрок он замечательный.
Кстати, вот кому интересно - хайлайты дерзкого новичка с горшком на голове против Шпор :
http://www.youtube.com/watch?v=JjLrQuE_DOw
А если без шуток, то большое спасибо. Пока что все роскошно у вас получается.
А замечания твои всегда очень конструктивны - вот как про конференцию. Действительно, в голове вертелось, что они выиграли дивизион, а первое место на Западе заняли ЛАЛ. Спасибо, сейчас поправлю.
Мне лишь показалось любопытным (и важным), насколько время меняет взгляд, позволяет "навести на резкость". Понятно, что чем больше проходит времени, тем взгляд объективнее. И напротив: если сам был участником или хотя бы свидетелем тех или иных событий, тем труднее преодолеть собственную субъективность.
Вы сами не задумывались... допустим, не выиграет Андрей перстень и тихо-мирно закончит через пару лет свою карьеру в НБА. Что через 20 лет напишут о нем новые авторы? Какой объективный приговор вынесут? Мне это время уже не застать, а вам с ними спорить (надеюсь).
У меня был ученик - фанат даже не НБА как таковой, а в отдельности "Чикаго Буллс". Всех знал по именам, сыпал статистикой и т.д. И когда я сказал ему, что Саша Волков в финале Олимпиады поставил сверху через обожаемого им Кукоча и что поэтому (в том числе поэтому) для меня Волков и Кукоч стоят, скажем так, не вровень между собой, он, конечно, сперва не поверил. Потом поверил и... и ничего. Потому что для него 88-й год - это уже прошедшее время, он по отношению к тем события объективен.
А я нет.
Сэм три перстня выиграл. Сейчас помощник в Вашингтоне и симпатичные Уизардс тоже его заслуга, удачи ему.