8 мин.

Величие не от слабости. Почему не стоит недооценивать достижение «Майами»

Фото: REUTERS/Steve Mitchell/USA TODAY Sports

В этом году «Майами» вышел в финал четвертый раз подряд. Глубокая историчность и неоспоримая уникальность этого события уже многократно отмечена и запротоколирована, поэтому, думаю, нет никакого смысла напоминать, что до сего момента столь длительное бронирование решающих серий могли себе позволить лишь великие «Лейкерс» и «Бостон» 1980-х. Причем «Майами» может стать первой командой со времен еще «Бостона» времен Билла Расселла, которой удалось в этот четырехлетний период выиграть чемпионат больше двух раз. Но главное в этом достижении «Майами» даже не столько оно само по себе, сколько отношение публики к нему. «Да ну, с кем они там играли», «я во дворе со школьниками тоже буду смотреться великим доминатором», «попробовали бы они сделать это жарким душным вечером на Западе». Наверное, действительно есть в этой ситуации что-то схожее с тем, как какой-нибудь сумасшедший ученый-живодер собрал вместе тигра, льва и варана, запуская их поочередно в загоны с кроликами. Когда-нибудь этот садист, наверное, прекратит издеваться над бедными животными, которые борются, как могут, но пока что этот процесс приносит ему явное удовольствие.

«Майами» чертовски силен. Восточная конференция действительно слаба. Два простых тезиса, в каждом из которых есть ответ на вопрос «какого черта они в финале и сколько можно это терпеть?» По большому счету, эта тема не заслуживала бы внимания, если бы не тот факт, что величие «Майами» постоянно принижается из-за того, что у них отсутствует «внутренняя» конкуренция. Надо разобраться. Совсем недавно на Востоке было три серьезные силы – «Бостон» времен «9-20-34-5-43», «Орландо» с Ховардом на пике и Леброн с какой-то массовкой. Сейчас Леброн сменил труппу театра драмы имени Петухова на нескольких заслуженных МХАТовцев, а остальные два восточных центра баскетбола ликвидировались самостоятельно.

Так и получилось, что конкуренция на Востоке не слаба – в настоящий момент ее нет вовсе. Да что сейчас – весь тот временной период, который начался с Леброна, рубашки в клетку и южного побережья. Давайте вспомним, с кем «Майами» приходилось сражаться в последние четыре года:

– уже усталый «Бостон» (а временами так и вовсе без случайно-стратегически устраненного Рондо);

– неопытный, а потом обескровленный потерей Роуза «Чикаго», который мог рычать, но не мог кусаться;

– безнадежный «Бруклин», который оказался в этом списке по не вполне понятным даже для меня причинам. Наверное, Прохоров обладает каким-то кармическим блатом, который рассыпан по всей Вселенной;

– «Индиана» на разных этапах своего развития.

Вот, «Индиана». Без сомнений, именно она была главным соперником «Майами» в Восточной конференции на протяжении всех этих лет, ведь с «Пэйсерс» пришлось играть целых три сезона подряд, причем в этих трех сериях «Майами» проиграл почти столько же матчей, сколько в других девяти. Всякое бывало в этом противостоянии – доходило до того, что в 2012 году при счете 2-1 в полуфинале конференции Скип Бэйлесс, находясь в смертельной для обычного человека, но привычной для него самого стадии возбуждения, уже лез обниматься со Стивеном Эй Смитом и кричать про отсутствие всяческой одежде на Короле, как тут-то все и кончилось.

Действительно, бывало всякое. Неизменным оставался лишь результат. Наличие главного соперника – это хорошо. Другое дело, что это совсем необязательно ведет к тому, что у тебя действительно есть шансы ему проиграть. Когда твоим ключевым конкурентом является команда, на которую ты всегда смотришь с позиции силы, и которая ни на секунду не позволяет тебе усомниться в твоем собственном превосходстве – это не конкурент вовсе. Просто так случилось, что остальные еще хуже. Примерно такая ситуация не так давно была и в теннисе в паре Рафаэль Надаль – Роджер Федерер, когда они три года подряд выходили в финал «Ролан Гарросс». Тот случай, правда,  отличается тем, что Федерер по своему величию в целом уж никак не уступает Надалю, но конкретно на парижских грунтовых кортах никогда не мог считаться серьезным соперником испанцу. Тем не менее, всех остальных в то время Федерер обыгрывал даже на грунте, поэтому в финалах с Надалем встречаться приходилось, даже если он сам того не хотел. Ровно то же самое и у «Майами» с «Индианой»  – «милый, милый, смешной дуралей, ну куда он, куда он гонится?» 

Легендарный тренер Александр Яковлевич Гомельский говорил, что за здоровье своих соперников нужно ставить свечки в церкви. Для того чтобы стать великой командой, нужен великий соперник. Вроде бы это аксиома. Ну, пусть не великий, но хотя бы такой, который мог бы задать серьезную взбучку и заставить задуматься над тем, что ситуация действительно может выйти из-под твоего контроля. Мы выяснили, что «Индиана» такой командой стать не смогла, хотя, как говорил один главных героев фильма «Подозрительные лица» – «передай ей, что я пытался».

«Майами» нужны вызовы. Сейчас, возможно, уже нет – все-таки don’t ever underestimate the heart of a champion и все такое. Но раньше нужны были точно. Наверное, необязательно искать их внутри конференции, если она сама так и просится побыть домашним кольцом на заднем дворе перед поездкой на чемпионат школы. Можно ждать до финала – «Даллас» в 2011 преподал Леброну с Уэйдом такой урок с заточенными указками и розгами, что они наверняка помнят его и по сей день. Но все-таки мне кажется, что если бы «Бостон» однажды не собрался с силами в 2012 году и не поставил бы «Майами» на грань поражения, и не выдал бы Леброн ту самую шестую игру, вполне возможно, никаких двух чемпионств и потенциального «три-пита» не было бы. Побили бы они «Бостон» как за год до этого в пяти-шести матчах, и вполне могли бы снова проиграть в финале. А там и еще раз, и вообще черт знает что могло случиться. Может быть, Бош вернулся бы в «Торонто», а Леброн ушел в американский футбол.

Про ту серию с «Бостоном» говорят очень часто, и справедливо говорят – ведь это был единственный раз за все эти четыре года, когда «Майами» на Востоке столкнулся с возможностью вылета. Отличник впервые не смог сдать экзамен с двух попыток, и теперь ему предстояло отвечать комиссии. Знаете, как на это отреагировал Леброн? Конечно, знаете. Но если нет – поезжайте в Бостон и спросите. И вам ответят. 45+15+5 при 73% попадания с игры – это было одно из величайших индивидуальных представлений в истории плей-офф. «Майами» должен быть вечно благодарен «Бостону» за ту серию.

Может быть, в этом и заключается одна из граней величия «Майами»? Им достаточно было всего однажды напороться на кочку во время своих лихих поездок по конференции для того, чтобы обрести нынешний статус. Говорят, что отсутствие мотивации на предварительном этапе плохо сказывается на психологическом настрое команды в решающий момент. Если это и правда, то только не про «Майами» – они слишком отчетливо понимают, когда можно расслабиться (всегда, кроме финальной серии), а когда стоит отыграть на пределе (в финальной серии).

Кстати, по поводу недооценки достижения «Майами». Давайте вспомним, как играли те самые «Лейкерс» в период с 1982 по 1985 год, когда им удалось четырежды выйти в финал.

1982 – «Финикс» (4-0), «Сан-Антонио» (4-0), титул

1983 – «Портленд» (4-1), «Сан-Антонио» (4-2)

1984 – «Канзас Сити» (3-0), «Даллас» (4-1), «Финикс» (4-2)

1985 – «Финикс» (3-0), «Портленд» (4-1), «Денвер» (4 -1), титул

Десять серий, восемь проигранных матчей. Для сравнения «Майами» 2011-2014 провел двенадцать серий, в которых проиграл шестнадцать раз. Неужели кто-то будет говорить, что те «Лейкерс» с Мэджиком и Каримом не достойны того места в истории, которое у них сейчас есть? Даже звучит глупо, правда? Но ведь это ничем не отличается от нынешней ситуации с «Майами». Я не могу слишком много рассказать о «Сан-Антонио» времен Джорджа Гервина, но из того, что я видел – они точно не были той сокрушительной силой, которая действительно могла остановить «Лейкерс» того образца. Про «Финикс», с которым они за эти четыре года встречались трижды, заявляю ответственно – по сравнению с батальоном «шоутайма» это была команда другого уровня. В 1984 году были шансы, они даже чуть было не сравняли счет в серии после счета 1-3, но все равно в победу никогда не верилось (правда, смотря все эти матчи, я уже знал результат, но тем не менее). Как и в победу «Индианы» над «Майами».

Да и потом, даже если бы «Майами» играл не в Восточной конференции, а в Западной – многое бы изменилось? Конечно, интересных матчей стало бы больше. Наверное, им пришлось бы включать полные обороты в играх регулярного сезона. Но на итоговый результат – выход в финал – это едва ли могло повлиять. Допустим, «Майами» и «Сан-Антонио» поменялись телами, как Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис в фильме «Чумовая пятница».

***

На самом деле, я имел в виду лишь обмен конференциями, но посмотреть на Грегга Поповича в теле Эрика Споэльстры и наоборот было бы бесценно. Только представьте себе – идет себе Леброн спокойно к скамейке запасных, думает о делах своего королевства, и тут Споэльстра подходит к нему быстрой решительной походкой командора и кричит в ухо: «What the f**k, Lebron?! I want some nasty!»

***

Так вот, если бы «Майами» играл в Западной конференции вместо «Сан-Антонио», неужели их бы не было в финале? «Лейкерс», «Голден Стэйт», «Мемфис» в прошлом году, «Даллас», «Портленд», «Оклахома» в этом. Четыре из шести соперников были бы разгромлены, правда, Стеф Карри, конечно, выдал бы по привычке пару гениальных матчей. С «Мемфисом» и «Оклахомой» могли бы возникнуть проблемы, но все-таки в обоих случаях это скорее теория, чем что-то, что действительно могло бы свершиться в реальности. «Мемфис» неудобен, но все-таки не до такой степени, «Оклахома» талантлива, но тоже не настолько.

«Майами» – великая команда, как ни крути. Мне кажется, не стоит никогда ссылаться на слабость Восточной конференции, потому что это явно не тот случай. Когда «Нью-Джерси» дважды в начале века выходил в финал и был нещадно бит сначала «Лейкерс», а затем «Сан-Антонио» – вот это было совсем скверно. Тот «Нью-Джерси» никогда не смог бы выиграть дважды подряд действительно сильную конференцию, для нынешнего «Майами» таких преград нет в принципе. Конечно, всегда лучше, когда рядом с гегемоном есть кто-то, кто действительно имеет возможность опустить его с небес на землю. Хотя вот же – они сейчас как раз играют друг с другом.