8 мин.

Три кита проблем студенческого баскетбола

Прошедший год в соревнованиях вузов по баскетболу (намерено пишу так, потому что устал использовать эти аббревиатуры, коих аж три: ФБМ, РССС, АСБ) показал (точнее, усугубил) те проблемы, которые год из года точат студенческий баскетбол Москвы. В этом материале постараюсь объединить все мелкие сложности в одну большую группу.

 1. Неконкурентоспособные (ублюдское слово) зарплаты тренеров.  

Я лично сомневаюсь, что ХОТЬ ОДИН из тренеров студенческих команд живет только на зарплату тренера (если таковая вообще имеется).    Прожиточный минимум в Москве приблизительно равен "максимально-средней" зарплате работы тренера с одной командой. Правда, прожминимум не учитывает постоянные разъезды по Москве,а  иногда и оплату проездов студентам, а иногда и воду на игры. Многие покупают форму за свой собственный счет. Просуммировав все эти данные,у  меня возникает вопрос: а за счет чего живут тренеры студенческих команд? Ответ у меня один - они все жулики и воры, которые живут на нетрудовые доходы и не платят налоги государству.   От этого блока идет основная организационная боль многих команд,а, следовательно, и соревнований.  

 

Рассмотрим ряд ситуаций, возникших в этом году.  

1) дисквалификация мужской команды МПГУ.

Напомню, что из-за нарушений регламента команда педагогического университета была снята с соревнований и отправлена в третий дивизион. Тренер команды Егоров А.В. не может присутствовать на всех играх команды по той причине, что тренирует (выезжает на игры) с одним из коллективов "Глории". Невозможность нахождения в двух местах сразу заставляет правильно расставить приоритеты. Приоритет в пользу постоянной и более высокооплачиваемой работы был сделан. Отсутствие нормальной статистики технических фолов привела к тому, что игрок, который должен был пропустить игру, этого не сделал. Тренера в данный момент на матче не было, а студенты - народ расхлябанный, поэтому и технические поражения образовались.  

2) техническое поражение команды МЭИ. 

Новый тренер энергетиков Виталий Кузнецов занят на своей основной работе и не может постоянно посещать собрания тренерского совета, как следствие, нехватка информации и небольшая утрата концентрации. Добавим к этому тот факт, что предыдущий тренер МЭИ Михаил Вихров два года, по его собственным словам, работал бесплатно.  

 

3) вылет команды МГИУ в третий дивизион. 

Правда, тут обошлось без технических поражений. Тренер команды Сергей Романовский также работает в УОР им. Гомельского, поэтому не всегда успевал на игры. Отсюда и результаты команды, которая еще недавно была в первом дивизионе.    

 

2. Отсутствие молодых кадров.      Проблема, напрямую связанная с первым блоком.   

Рассмотрим первый дивизион мужского чемпионата. Из 16 команд только 3 находятся под руководством людей, младше 30 лет. Теперь только 2, РУДН управляет человек за 60. Из этих трех тренеров все являются выпускниками или сотрудниками своего же вуза (Кулин, Невзгода, Лаптев Сергей).  

Рассмотрим первый дивизион женского чемпионата. Из 12 команд только 3 (МГАФК, РУДН, РГУФК) находятся под руководством людей, младше 30 лет. Теперь только 2, РУДН управляет человек за 60.  

Рассмотрим второй дивизион мужского чемпионата. Из 24 команд только 6 находятся под руководством людей, младше 30 лет.  

Рассмотрим второй дивизион женского чемпионата. Из 14 команд только 3 находятся под руководством людей, младше 30 лет.  

Итого по четырем дивизионам имеем 21 процент тренеров не старше 30 лет. Ну и 18 процентов тренеров пенсионного (пардон) возраста.  

 

Для того, чтобы появились молодые кадры, нужны приличные зарплаты и видимая перспектива. про зарплаты мы говорили в первом пункте. Перспективы студенческого баскетбола в Москве пока не вырисовываются, но в общероссийских масштабах студбаскетбол или в этом, или в будущем году должен выйти на уровень НСАА. И тогда нам гарантирована такая посещаемость, как на этой картинке.  

 

Профессиональный рост тренера студенческой команды равен нулю. Назовите хоть одного студенческого тренера, который после студентов стал руководить профессиональной командой? Это практически безнадежная дорога. Вероятность карьерного роста отсутствует. Самое бОльшее, на что можно рассчитывать, - премия в конце года (никакого увеличения зарплаты).    

     

Молодежь, - как это не банально звучит, это новые взгляды, новые подходы, общение на близком языке, как в жизненном, так и в баскетбольном планах. Мне лично, например, не совсем угодно слышать "задний хорошо играет", "край очень высокий", "играет столба". Да, это все было, но несколько устарело.   Молодежь - это большая энергия, это запал, это энтузиазм (сказал и не поверил).   Молодежь - это новый взгляд на довольно консервативные вещи.   А опыт приходит с годами.     

3. Отсутствие заинтересованности руководства вуза.

  Это наиболее условная категория, потому что, как известно, в нашей стране, руководство никогда не бывает неправым. Ошибки совершают исполнители, а не начальники. За многолетнюю работу в тренерском статусе ни разу ни от кого от коллег не слышал, чтобы кто-либо из руководства кафедры, спортклуба, спорткомплекса, университета само предложило сделать ремонт, установить новые кольца, купить пару комплектов формы. Отсутствие врачей на постоянной основе - отдельная тема для разговора. Некоторые тренеры умудряются за свои деньги (!!!) нанимать врачей.   В этом году также возникли случаи, прямо или косвенно связанные с этим блоком.  

1. Технические поражения команды МГАУ в конце сезона. Вот уже больше года длится процесс соединения (слияния) двух вузов - МГАУ и МСХА. Вроде уже и принято решение, но команды выступают порознь, а когда настало время матчей за распределение мест, то коллектив не явился на одну или две игры. Причина проста - зачем играть, если команды все равно на следующий год не будет?  

2. Неполное соответствие залов регламенту. Довольно размытое определение, но очень точно описывающее ситуацию с залами.    Команда МГУ (казалось бы, куда уже более образцовый вуз) несколько лет играла в зале с кольцами, которые по кривизне чуть уступали российским дорогам. Отсюда и зубодробительные данки от студентам второго курса Федора Маркина в кольца высотой 297 сантиметров. Неужели руководство вуза не могло их починить? Постоянный ответ "Раз мы играем в МСБЛ, то можем играть и на Москве" несколько расходится с логикой.    

 

Во втором дивизионе в зале МГТУ ГА с крыши капала вода. Очень приятное зрелище. Кстати, команда вышла в первый дивизион. А там требования повыше будут.   Некоторые залы в принципе не моются, в некоторых темно, как вечером на станции метро Щелковская.   Команда МГОУ весь сезон вынуждена была играть в зале без электронного табло, а когда настало время стыковых матчей за выход в первый дивизион, команда утратила преимущество домашней площадки.  

3. Техническое поражение команды МГГУ в переходных матчах.    За пять минут до начала матча против МАИ пришло "руководство" и сказало, что время продано. Следствие - техническое поражение и команда, как минимум, на год остается в третьем дивизионе, а могла побороться за выход во второй.   Сколько раз приходилось слышать, что завкафедрой (директору фока) абсолютно плевать на то, какие результаты показывает та или иная команда. Однако, на моей памяти появлялись и весьма "заботящиеся" о "статусе" своих баскетбольных коллективов. Какие цели они преследуют - решайте сами. Например, всегда за "баскетбол" выступает завкафедрой теории и методики баскетбола РГУФКа. Всегда "волнуются" о том, что происходит "в Москве" баскетбольные функционеры из МГУ.     

4. Пропускная система, возводимая до абсолюта.   Попытка некоторых тренеров и руководителей студенческих команд сделать из своего вуза (втуза, техникума) в территорию закрытого города, на мой взгляд, выглядит полным идиотизмом. Да, есть правила прохода в то или иное заведение, но создание ауры таинственности и закрытости бьет по и без того пустующим залам.  

  Если для прохода болельщиков в зал, надо отправить письмо по электронной почте, то всегда можно сказать, что не был у компьютера (отключили интернет, завезли несвежее пиво, порвались колготки и так далее). Отсюда и возникающие проблемы.    

Очень просил бы не вносить в общую конву ряд вузов, которые избавлены от этих проблем. Ну, например, те, кто снимает залы. Они не зависят от пропускной системы вуза. Ответственность ложится на плечи принимающей стороны. Если какой-то конфликт на трибунах, сразу приезжает милиция и все красиво.   Те, кто снимает залы, наверняка может себе позволить более менее достойную зарплату тренера. Эти же вузы заботятся о многих организационных проблемах, возникающих в процессе подготовки и ходе соревнований. однако, такой подход очень зависит от руководства, которое в России весьма часто меняется и весьма часто меняет свое отношение ко всему происходящему.  

На основании всего вышесказанного, попробуем обрисовать "портрет" тренера средней студенческой команды города Москвы.  

1. Человек, работающий не на одной работе. Чаще - на двух, бывает и на трех.

2. Человек, решающий не только вопросы, связанные с командой (сбор коллектива, доставка и ответственность до места игры, иногда оплата проезда, иногда прочая лабуда, обеспечение зала врачом, иногда разбирательства на проходной).

3. Человек, пьющий успокоительное (иногда просто пьющий) от того, что "руководству" почти всегда параллельно все то, что не приносит дохода.

4. Человек старше 40 лет, который давненько находится в системе вуза.

5.Самое главное. Это не тренер, это человек-оркестр, который пожертвовал тренировочным процессом (в некоторых случаях, не знав о его существовании), ради того, чтобы команда была на плану, а иногда просто существовала. Наличие трех тренировочных дней, достаточных просто для поддержаня офрмы, есть далеко не у всех студенческих команд. Кстати, обратите внимание, что лидеры московского чемпионата обладают возмоджностью заниматься 4 и более раз в неделю.   Я весьма сомневаюсь, что при таком положении дел тренер часто читает профессиональную литературу, посещает профильные конференции, участвует в семинарах и повышении квалификации, использует новейшие разработки.  

Достаточно для превращения в НСАА?