7 мин.

Жить своей жизнью. Нынешний «Сан-Антонио» как лучшее творение Грегга Поповича

Фото: Fotobank/Getty Images/Jesse D. Garrabrant/NBAE

Нет ничего банальнее разговоров о силе и уникальности «Сан-Антонио». Все уже было сказано до нас, написано в сотнях статей, воспето на разных языках мира от французского до мексиканско-аргентинского. Тем не менее, эффект, оказываемый игрой «Сперс» в этом плей-офф столь велик, что удержаться от панегирика в адрес этой команды практически невозможно.

Фил Джексон любит говорить о том, что «Сан-Антонио» не могут считаться династией, потому что никогда не выигрывали чемпионат два года подряд. Когда он был уважаемым и легендарным тренером «Лейкерс», все действительно начинали задумываться об этом и думать «а если он прав?..». Сейчас авторитет одного из величайших тренеров в истории баскетбола несколько поистрепался, и эти фразы решительно не воспринимаются никак иначе, кроме как остроты в адрес многолетнего оппонента. «А попробовал бы он играть дуплетом!» Однако же Джексон не одинок в этих своих рассуждениях – Пэт Райли также утверждает, что защита чемпионского статуса суть самое сложное, что только можно себе представить в спорте. Забавно, что в НБА, между тем, этим никого не удивить, ведь за последние 25 сезонов было десять случаев, когда титул выигрывала та же команда, что и в прошлом году.

Действительно, все великие команды, выигрывавшие больше одного титула, делали «дубли», обозначая тем самым некую завершенность процесса и логическое окончание цикла. «Сперс» же этого не делали ни разу, и едва ли кто-то может однозначно утверждать, что им удастся сделать это в обозримом будущем. Но вся штука в том, что едва ли величие команды определяется только лишь количеством выигранных чемпионств (тем более, подряд) и выходов в финал. Это, конечно, мерило, но далеко не основное, потому что баскетбол не настолько сильно зависит от элементарной арифметики, как принято считать. Совсем не все в этом мире определяется простейшими категориями «больше-меньше», хотя именно такое понимание действительности закладывается учителями в начальной школе. Например, с 1999 года «Лейкерс» выиграли пять титулов и дважды были в финале, в то время как «Сперс» и то, и другое сделали ровно на один раз меньше. Что это значит? Это значит, что 5>4, а 2>1, и ничего, кроме этого. Почему принято называть династией команду, которая на фантастическом вдохе выигрывает два-три титула подряд, а потом несколько лет подряд выдыхает перестроечными сезонами, чтобы опять набрать воздуха, и отказывать в таком праве тем, кто держится более-менее наверху уже пятнадцать лет? «Сан-Антонио» вполне могли бы стать «Бостоном» времен Ауэрбаха-Расселла, если бы в лиге не было так много достойных конкурентов и если бы 11 титулов за 13 сезонов не являлись бы уникальным и неповторимым достижением. По большому счету, они ими и стали, только в филигранно выполненной миниатюре. «Вы тогда вроде играли со «Сперс»? Ну да, «Сан-Антонио» всегда были хороши», – обронил Дирк Новицки в недавнем разговоре со своим старым другом Стивом Нэшем, вспоминая о временах прошлого десятилетия. Пожалуй, это лучшая характеристика явлению под названием «Сан-Антонио».

Кстати, если все-таки в насмешку над собой и всем вышесказанным в предыдущем абзаце все же воспользоваться этой самой арифметикой, то именно сейчас «Сан-Антонио» переживает свой чуть ли не лучший период в эпоху Данкана. Они еще никогда не выходили в финал конференции три раза подряд, и имеют хороший шанс снова принять участие в главной серии сезона. Да, «Сперс» впервые проиграли финал в прошлом году, но прежде им еще не доводилось играть за титул со столь сильным соперником. «Нью-Йорк», «Нью-Джерси», «Кливленд», даже «Детройт» – все эти команды не были настолько устрашающи, как нынешние «Хит». Поразительно, что Греггу Поповичу удалось создать свое лучшее творение именно в то время, когда многие уже не были уверены, что «Сан-Антонио» вообще смогут вернуться в очень узкий круг баскетбольной элиты.

***

На счастливом планшете Грегга Поповича было написано «Сперс» всегда будут претендентами на титул». В 2011 году после поражения от «Мемфиса», ставшего вторым вылетом в первом раунде за три года, он окончательно вышел из себя и хотел зашвырнуть планшет на верхний ярус пустых трибун, однако тот сломался, и из него выпал еще один планшет, на котором было написано «и дальше «Сперс» снова будут претендентами на титул».

***

Но так ли это поразительно? Никогда не надо сомневаться в Грегге Поповиче. Его не интересует вся эта ерунда с исторической значимостью, с местом в баскетбольном пантеоне его самого, команды и отдельных игроков («Теперь, когда вы выиграли три титула за семь лет…», «Ох, какая скука. Очень скучно»). Во всяком случае, он это тщательно скрывает. На самом деле, я уже как-то говорил, и могу только повториться – Грегг Попович является баскетбольным аналогом легендарного тренера «Манчестер Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона. Или Фергюсон – футбольный аналог Грегга Поповича, каждый может выбрать тот вариант, который ему по душе. Им обоим по душе долгосрочное планирование и каждый из них в куда большей степени стратег, чем тактик. Если бы в НБА давали титул за победу в регулярном чемпионате, Грегг Попович давно бы стал безальтернативно величайшим тренером в истории.

Но сейчас речь идет не об этом аспекте сравнения этих двух величин. В 2003 году Фергюсон выиграл свой очередной титул чемпионата Англии, после чего ушел Дэвид Бекхэм, и все начали сходиться во мнении, что этот трофей стал лебединой песней великого тренера. Последующие сезоны только подтверждали эту грустную догадку, ведь с 2004 по 2006 не было ни одного чемпионского титула в Англии, ни даже четвертьфинала Лиги чемпионов. Списание со счетов произошло окончательно и бесповоротно. Что случилось потом, все знают – пять чемпионатов Англии, одна Лига чемпионов и еще два финала, проигранные инопланетянам. Иными словами, Фергюсон именно в конце своей карьеры сумел создать лучшую команду, которая у него когда-либо была.

Грегг Попович сделал то же самое. Никогда прежде «Сан-Антонио» не было столь эффективной командой, как сейчас. При этом Попович сотворил даже большее чудо, чем Фергюсон – тот всегда пропагандировал примерно одну и ту же игровую философию, в то время как Попович перешел от оборонительной модели к атакующей, показав, что для него нет ничего невозможного. Мы привыкли, что команды, делающие ставку на игру в нападении, действуют безумно ярко, но это редко приводит к желаемому результату. Поповичу удалось изменить и это, когда атаку он разъял как труп и поверил алгеброй гармонию. Сейчас смотреть на «Сан-Антонио» можно только под звуки классической музыки, потому что любое другое звуковое сопровождение вызывает не самый приятный диссонанс. Как же это возможно, каким же чувством игры необходимо обладать, чтобы своевременно и без ущерба для результата понять, когда именно необходимо перейти к принципиально другой игровой модели? Неважно, кого вы поддерживали раньше и как вы относились к «Сан-Антонио» – сейчас невозможно относиться к ним никак иначе, кроме как с восхищением.

Тем не менее, если вы перенесете себя на четыре-пять лет назад, вы поймете, что мало кто ждал возвращения «Сан-Антонио» на самую верхушку элиты баскетбола. Они выходили в плей-офф, одерживали минимум 50 побед в регулярном чемпионате, но трудно забыть безнадежное поражение от «Далласа» в 2009, вынос от «Финикса» в 2010. Да хотя бы тот же вылет в ранге первой сеянной команды от «Мемфиса» в 2011. Выступления «Шпор» на рубеже десятилетий говорили только о том, что старики пытаются, цепляются, но их время безвозвратно ушло. Спасибо за прекрасное время, но сейчас у нас новые герои.

Те же не самые удачные по меркам великой команды три года, как и в случае с «Манчестер Юнайтед», и точно такое же воскрешение. Если бы не фантастическое возвращение «Оклахомы» в 2012 году, которое стало возможным только благодаря беспрецедентному количеству чистого таланта на квадратный метр баскетбольной площадки, «Сперс» сейчас были бы в двух шагах от выхода в третий подряд финал. Тони Паркер взобрался на пик своей карьеры, Тим Данкан все еще элитный игрок, Ману Джинобили уже не всегда, но все еще Ману Джинобили. Кавай Леонард легко мог бы стать лучшим игроком в команде, претендующей на выход в плей-офф; огнедышащий Дэнни Грин; пасующие и реанимированные Борис Диао и Тьяго Сплиттер; старина Мэтт Боннер; внезапные и непредсказуемые Марко Белинелли и Пэтти Миллс. Попович никогда еще не собирал такой банды, в которой каждый был бы на своем месте. Великий режиссер Орсон Уэллс имел свое мнение по поводу успешности людей, которые вступают вроде бы в заключительную фазу своей жизни: «Единственное, что дает старикам силы, необходимые, чтобы жить дальше, это власть… Враг жизни – это средний возраст. А молодость и старость – время великолепное, и мы обязаны опекать стариков, давать гению возможность работать в преклонном возрасте, а не списывать со счетов». Конечно, в спорте это работает не всегда, но в случае с Греггом Поповичем и Алексом Фергюсоном Орсон Уэллс был чертовски прав.

В возможном повторении финала прошлого года «Сан-Антонио» будет противостоять силища такой природы, против которой устоять очень тяжело. Было бы символично, если бы вся эта волшебная трансформация и подвиг Грегга Поповича увенчались бы чемпионским титулом, но, так или иначе, это все арифметика. Главное мы уже увидели. Да и потом, это же «Сан-Антонио». Не выиграют сейчас, значит, выиграют в следующем году или через год. У них еще все впереди.