Владимир Штам: «Сегодня соревнуются очень разные по финансовым возможностям клубы, и очевидно, что для зрителя это просто неинтересно»
- Владимир Ильич, прежде всего, разрешите поздравить вас со вторым подряд завоеванием Еврокубка. Расскажите, ожидали такой результат?
– Мы надеялись на него.
- В прошлом году после победы в Еврокубке мэр Москвы Сергей Семенович Собянин организовал прием для игроков «Динамо». На той встрече были озвучены цели перед командой на текущий сезон?
– Нет, на той встрече нас поздравили с победой, пожелали успехов. Задачи на сезон ставились по ходу комплектования команды. Когда мы сформировали состав, то стало понятно, что можем ставить самые высокие цели. Другое дело, что мы, конечно, понимали, что соперники тоже сильные, и достичь результата будет непросто. Но мы решали проблемы шаг за шагом.
- Давайте начнем сначала. Вы тренировали мужскую команду в Петербурге, даже поработали в питерском «Спартаке». Каким образом вы оказались в Москве?
– На самом деле, это произошло случайно. Меня пригласил на работу покойный ныне Шабтай Генрихович фон Калманович, который в 2003 году комплектовал команду управленцев для формирования клуба с самыми амбициозными задачами. Правда, в том сезоне, «Динамо» заняло, если мне не изменяет память, 8 место в чемпионате страны...
- После этого вы остались работать в «Динамо»?
– Не совсем так. Я проработал три года на должности генерального директора, потом получил предложение от руководства стать тренером и примерно несколько месяцев поработал вторым тренером. Уже в конце сезона, в связи со снятием главного тренера, я также был освобожден от должности.
- Есть ли, на ваш взгляд, разница в работе с мужской и женской командами?
– Конечно.
- Какие качества характерны только для женского баскетбола?
– Гораздо большая эмоциональность, чем у мужчин. Причем эта эмоциональность пронизывает все аспекты деятельности клуба. К тем людям, которые работают в женском клубе, предъявляются более высокие требования по взаимоотношениям внутри коллектива. Такие сложные вопросы в мужской команде часто даже не приходится решать. Например, что происходит у игрока в личной жизни вне площадки, или, наоборот, как и с кем она общается в раздевалке. Этому приходится уделять больше внимания, поскольку все это сильнее влияет на результат.
- Сегодня вы работаете и главным тренером, и генеральным директором. В российском спорте совмещать эти две должности удавалось только Валерию Карпину. Хватает ли вам на все времени?
– На самом деле, это не совсем так. Мне известно, что эти должности отлично совмещал Станислав Георгиевич Еремин, когда работал в «Триумфе». Понятно, что от совмещения обязанностей не выигрывает ни главный тренер, ни директор. Но то, что произошло, обусловлено бюджетом клуба и необходимостью экономить средства. Плюс – это довольно случайная история. В сезоне-2011/12 команда строилась на основе того, что осталось от прошлых достижений клуба. В этой ситуации приглашать на работу серьезного тренера за хорошие деньги и не ставить перед ним серьезные задачи, нам показалось неправильно. А дальше, как говорится, аппетит приходит во время еды.
- С учетом имеющегося опыта, какой работе из двух вы отдаете предпочтение?
- В тот момент, без сомнения, мне хотелось быть больше главным тренером, чем генеральным директором.
- Могли бы вы объяснить любителям, в чем именно состоит работа тренера? Как проходит подготовка к играм в вашей команде?
– Тренер команды мастеров – это, в основном, аналитическая работа по переработке большого объема информации о соперниках и о своей команде. Постоянно анализируешь соперника: в какой баскетбол он играет, как он защищается, что играет в нападении, оцениваешь свои возможности и корректируешь свой тренировочный процесс. То есть, выбираешь те виды нападения и защиты, которые будут более успешны. Пытаешься, как правило, в условиях дефицита времени подготовиться к следующему матчу.
– Вы пользуетесь базами данных игроков, их статистикой?
– Конкретно наш клуб в основном доверяет видеоматериалам, и статистическую базу данных по своим и чужим игрокам, в нужном объеме, мы не ведем. К сожалению, у нас просто нет такой возможности.
- Вы больше анализируете защиту или нападение? Чему-то отдаете предпочтение?
– Это зависит от соперника. Всегда стараешься прятать свои недостатки и использовать свои достоинства. Оценка этих возможностей и является главным фактором в выборе решений на игру.
– А сколько комбинаций может иметь команда Премьер-лиги?
– Ведущие коллективы имеют несколько десятков взаимодействий: длинных или коротких. В зависимости от ситуации они их и используют.
- Легионеры московского «Динамо» называют примерно одинаковое количество тренеров в женских командах НБА и университетах США. Сколько у вас сотрудников в тренерском штабе?
– Начинали сезон мы с одним тренером по ОФП и с одним помощником. К сожалению, в ходе сезона тренер по физической подготовке ушел из клуба по семейным обстоятельствам, и далее мы работаем вдвоем: я и мой помощник Пономаренко Александр Константинович.
- Я слышал, что есть специальные датчики, которые крепятся к спортсменам и анализируют работу организма. С их помощью можно назвать поименно тех игроков, кто уже не может выполнять тренерские установки из-за усталости. Вы что-то подобное используете в работе?
– Да, когда я еще был только генеральным директором, мы использовали так называемые малогабаритные системы радиобиометрии, позволяющие снимать до 20 параметров жизнедеятельности спортсмена. В последнее время мы не пользовались этим, для этого нужны и финансы, и кадры.
- Такие системы помогают тренеру в работе?
– Эти системы действительно позволяют оценивать функциональное состояние спортсмена. Сравнивая эти показания с эффективностью игрока, можно установить корреляцию. На современном уровне подготовки пренебрегать такими возможностями не стоит. Но я не слышал, чтобы даже такие гранды российского баскетбола, как ЦСКА, играющие по две встречи в неделю, могли использовать эти устройства в повседневной работе. Все-таки анализ такой информации требует много времени.
- А как вы определяете, когда стоит заменить игрока из-за усталости? Она может сама попросить замену, или это не принято в команде?
– Я пытаюсь добиться от игроков, чтобы они не стеснялись меня информировать о тех или иных проблемах, которые у них возникают по ходу игры. Другое дело, что право выбора остается за мной. Но, повторю – лучше знать обо всем заранее.
- Снова обращаясь к американскому опыту. Там решение о контрактах игроков часто принимают коллегиально. Как ведется эта работа в московском «Динамо»?
– Точно так же. Все решения по игрокам принимают президент клуба, спортивный директор, генеральный директор плюс главный тренер.
– То есть в нынешнем «Динамо» это три человека?
– Да, втроем вообще легче думается. Но решающее слово всегда за президентом клуба.
- При подборе игроков вы оцениваете, кто играет на этих позициях у конкурентов?
– Конечно. Как правило, это работа спортивного директора. У нас этим занимается Михаил Михайлович Овечкин. Он анализирует довольно большой объем данных, связанный с тем, как укомплектованы наши соперники: кто на какой позиции играет. Часто возникали ситуации, когда мы понимали, что нужно брать игрока не только потому, что он нам нужен, но и потому, что он в противном случае уйдет к сопернику. А, следовательно, это будет как бы «двойная» цена.
- По следующему году переговоры уже идут?
– Процесс комплектования идет непрерывно, круглогодично.
- В этом году в «Динамо» выступают звезды сборных США: Тина Чарльз, Линдси Уэлен. Быстро нашли с ними общий язык?
– Нельзя сказать, что это прошло быстро и легко. Некоторые могли заметить, что игра Тины Чарльз менялась по ходу сезона: Тина Чарльз в ноябре и в марте – это совсем не одно и то же.
- Давайте поговори про финал. Разница в 32 очка после первого матча, это уже почти победа. Что удалось в том матче?
– Вы знаете, это, в известной мере, удача команды. В большинстве игр, которые заканчиваются с большой разницей, существует момент, когда одна команда ломается и перестает сопротивляться. В той игре нам повезло, и в какой-то момент команда Курска дрогнула, сломалась и, по сути, перестала играть. Если бы не некоторые неудачи, разница в счете могла быть и больше. Это нисколько не говорит, что в следующей игре нам было просто. Но когда результат складывается по сумме двух матчей, такую разницу компенсировать очень трудно. Нам, конечно, повезло. Такая разница в счете не соответствует истинной расстановке сил.
- За вашу работу в женском баскетболе, вы уже могли оценить работу десятков специалистов. Могли бы назвать лучших тренеров в женском баскетболе, на ваш взгляд?
– В российском баскетболе наиболее успешным специалистом, на мой взгляд, является Александр Васин (прим. – тренер «Спарты энд К»). Из зарубежных тренеров мне очень нравится тренер «УГМК» (прим. – Олаф Ланге). Без сомнения, после смены наставников прибавили по игре команды из Курска и Оренбурга. Достаточно уверенно работает Дмитрий Донсков (прим. – тренер «Вологды»). Мне нравится, как работает тренер команды «Энергия» (прим. – Андрей Долопчи). Поэтому, в целом, ситуация с российскими тренерами в нашей лиге медленно, но улучшается. К сожалению, не застал тренерскую работу Анатолия Дмитриевича Мышкина (прим. – тренер сборной России). По воспоминаниям людей, которые с ним работали в 90-е годы, это очень сильный и хороший тренер. Если РФБ приняло решение назначить его главным тренером национальной сборной, значит, оно обоснованно. Но ему достался очень нелегкий хлеб: понятно, что сегодня одно поколение российских баскетболисток уже прекратило выступать на большом уровне, а следующее поколение еще не подросло. Поэтому, его ждут тяжелые испытания.
- А кто из игроков московского «Динамо» может попасть в национальную сборную?
– Это вопрос как раз к Анатолию Дмитриевичу Мышкину. Мне кажется, что наш клуб обладает российскими игроками с очень хорошим потенциалом. У нас есть талантливые игроки, которые при правильной работе могли бы побороться за место в составе сборной: Вероника Дорошева, Екатерина Федоренкова, Ольга Новикова, Анастасия Логинова, Надежда Гришаева, Татьяна Абрикосова, Татьяна Григорьева. Эти девушки по своим позициям входят в тройку-пятерку лучших в стране. А уж кто из них попадет в состав – это вопрос к Анатолию Дмитриевичу.
- Ситуация, развернувшаяся вокруг выборов президента РФБ, как-то сказывается на команде? Или федерация сама по себе, а клубы сами по себе?
– Конечно, мы все взаимосвязаны и сидим в одной лодке. Та неопределенность, которая сегодня существует, привносит сложности и в нашу работу. Но мы стараемся работать в тех условиях, в которых мы есть.
- По некоторым оценкам клубы платят в РФБ около 50 миллионов рублей только в качестве взносов к чемпионату. За эти деньги клубы имеют право участвовать в назначении судей, например?
– Нет. Вообще назначение арбитров – это, в известной мере, «тайна за семью печатями».
- А вы знаете, кто сегодня принимает решение о назначении судей на матчи?
– Я лично – нет.
- А руководители других клубов могут знать?
– Надо спросить других руководителей.
– Недавно произошли скандалы, связанные с предвзятым судейством в низших лигах чемпионата России. Некоторых судей даже наказали. В прошлом году таких случаев старались избегать. С чем это связано, что изменилось за этот сезон?
– Я не заметил улучшения в этом вопросе. Тенденция по уменьшению влияния судей была при Красненкове Александре Викторовиче (прим. – бывший президент РФБ). В тот период атмосфера действительно стала лучше. В этом году улучшения нет, и участие нашей команды в Кубке Европы это подтверждает. Совершенно разная трактовка одних и тех же игровых ситуаций в Европе и в России. За два сезона, которые я возглавляю «Динамо», в Европе мы не сталкивались с предвзятым судейством. В российском чемпионате такое случается недопустимо часто.
- Вы работаете уже почти 11 лет в «Динамо». На вашей памяти были случаи, когда судьи решали исход матча?
– Конечно, и не один раз.
- Но ведь это всегда негативно влияет на посещаемость матчей. Зрители не любят, когда их обманывают. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему?
– В свое время, Михаил Сергеевич Горбачев обнародовал такое решение, это «Гласность, гласность и еще раз гласность». Чем больше открытости и гласности во всех этих вопросах, чем больше участие общественности в обсуждении тех или иных решений, тем труднее кулуарно влиять на результаты матчей. Тут не надо изобретать велосипед. Заокеанский баскетбол, например, избавился от таких тенденций.
- Каким образом?
– Трансляции матчей, обсуждение на телевидении, в других СМИ. Когда специалисты и другие судьи собираются и открыто обсуждают возникшие ситуации, объясняют, почему в конкретных ситуациях принимались те или иные решения. Когда судья понимает, что его деятельность находится под пристальным вниманием, его ошибки смотрят с разных камер и разбирают под разными углами, то понятно, что люди, которые дорожат своей репутацией, не будут участвовать в договорных матчах.
- Последнее, о чем хотелось бы поговорить: лимиты на легионеров. Недавно исполком РБФ утвердил новый лимит на след сезон: не более 4-х легионеров в заявке. Директор «УГМК» Максим Рябков считает, что нужно усиливать конкуренцию для российских игроков, а не создавать для них льготные условия. Какая у вас позиция по данному вопросу?
– Тут есть разные мнения. У Максима Николаевича непростая ситуация: с одной стороны, есть долговременные контракты с иностранками, и непонятно, что в этом случае с ними делать. С другой стороны, «УГМК» ставит большие задачи на европейской арене, и без использования легионерок им придется трудно. Могу сказать, что РФБ соответствующей стратегии не имеет. У них нет обоснованной позиции, что такие-то правила для игроков нужны, а такие-то вредны. Вроде, даже было поручено Дмитрию Евгеньевичу Ященко (прим. – Директор по развитию РФБ) проанализировать, как подобные лимиты влияли на баскетбол в европейских странах. Можно, конечно, сегодня сделать лимит в 4 человека, завтра в 5, но надо понимать, зачем мы так делаем. На мой взгляд, такого понимания сегодня в федерации нет. Вообще, считаю, что лимит – не самый важный вопрос в контексте развития нашего баскетбола. Как минимум, могу сказать, что очень важный вопрос с открытием бюджетов клубов и о каком-то ограничении этих бюджетов. По сути, сегодня соревнуются очень разные по финансовым возможностям клубы, и очевидно, что для зрителя это просто неинтересно.
- Впереди предстоят матчи решающих стадий плей-офф. Как «Динамо» готовится к этим матчам?
– Мы дали игрокам возможность отдохнуть неделю после выхода в четверку сильнейших, и сейчас полным ходом уже идет подготовка.
- До дворца спорта в «Крылатском» не всегда удобно добираться. Вы не думали заказать для болельщиков автобусы от метро?
– Мы пробовали это делать. Практика себя не очень оправдала – как правило, маршрутки приезжали пустыми. Для болельщиков мы организуем розыгрыши призов в перерывах матчей: это сумки, спортивная форма, кроссовки. Но вообще-то надеемся, что хорошая игра – это главное для тех, кто любит женский баскетбол. Пользуясь случаем, приглашаю всех на матч 19-го апреля с действующим чемпионом России, екатеринбургским «УГМК», это будет баскетбол в исполнении звезд.