Надежда умирает последней. Патрик Юинг по Биллу Симмонсу
Автор: Билл Симмонс
Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.
ПАТРИК ЮИНГ
№40 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.
Резюме: 17 лет карьеры, 12-кратный участник Матча всех звезд, первая символическая сборная (‘90), вторая символическая сборная (‘88, ‘89, ‘91, ‘92, ‘93, ‘97), член «Dream Team».
Фанаты «Никс» сделали все возможное, дабы убедить самих себя в успешности эры Патрика Юинга. Все верили, что Юинг будет улучшенной копией Билла Рассела – разрушительной силой на своей половине площадке, которая однажды подомнет под себя лигу. Однако это не произошло… и не произошло… потом вдруг показалось, что это, наконец, случится, однако это оказалось лишь иллюзией… и это по-прежнему не произошло… и в конце концов наступил момент, когда все, за исключением фанатов «Никс», поняли, что это никогда не произойдет. Помните те сцены в кино, когда один из героев фильма умирает на койке в больнице, а его жена сидит рядом с ним и разговаривает так, будто он все еще жив, и всем находящимся в палате становится не по себе, пока, наконец, кто-нибудь не обнимет вдову за плечи и не скажет: «Дорогая, его больше нет», и попытается увести ее, а она начинает кричать «Нет! Нет, с ним все в порядке! Он сейчас проснется!» и бьется в истерике? Вот так вели себя фанаты «Никс» с 1995-го по 1999-й. Когда Хаким превратил Юинга в отбивную в ходе финала-1994, все перспективы в стиле «Этот парень когда-нибудь приведет команду к титулу» просто исчезли. Однако болельщики «Нью-Йорка» продолжали стоять у больничной койки и надеяться, ожидая, что пациент сейчас очнется.
В конце концов, болельщики решили, что карьера Юинга была либо огорчением (то было мнение оптимистов), либо феноменальным разочарованием (мнение пессимистов). Он вышел на пик в сезоне-1989/90, набирая в среднем 29 очков, 11 подборов, 4 блока и 55% с игры в составе «Никс», одержавших 45 побед в «регулярке». В плей-офф он выдал 44 очка и 13 подборов в четвертой игре серии против «Бостона», в которой было необходимо побеждать кровь из носу, а в пятой игре вынес «Селтикс», записав на свой счет 31 очко. Сидя на трибунах и наблюдая за тем, как Юинг забивает невероятный трехочковый, я подумал: «Черт, он, наконец, взялся за дело, теперь жди неприятностей!». Однако «Детройт» с легкостью разобрал «Нью-Йорк» на части в следующем раунде, и Юинг уже никогда не был настолько хорош.
Почему? Из-за своих коленей. Юинг времен колледжа носился по «краске» как тигр и блокировал все в пределах пятнадцати футов от кольца. Юинг в статусе ветерана НБА тщательно выбирал, откуда следует бросить, дабы гарантировано попасть и не бороться за подбор, бегал по площадке трусцой и горбился перед каждым прыжком. Никогда не считавшийся великим подбирающим (Юинг ни разу не забрался в тройку лидеров по подборам по итогам сезона, и ныне расположился на 49-м месте в истории лиги по количеству подборов в среднем за игру) или пасующим и никогда не обладавший целым арсеналом движений в усах Юинг из-за эрозии своего атлетизма превратился в элитного центрового, который многое делал хорошо, но ни в чем не был велик. Это было печально. Бедняга Патрик довел до совершенства умение сохранять на лице выражение полной концентрации, умело играл на чувствах зрителей на трибунах «Мэдисон Сквер Гарден», лупил себя в грудь после каждого ключевого момента игры, сложившегося в его пользу, строил из себя «Истинного воина» во время интервью и даже сделал пару неуклюжих попыток стать устрашающей силой в «краске». Казалось, что эти трюки работают, но не совсем. Те фанаты «Никс», что были поумней, видели его насквозь, без конца обсуждали его достоинства и недостатки, и постоянно возвращались к одному и тому же выводы – «До тех пор, пока он наш лучший игрок, нам никогда не добраться до титула».
Затем Пэту Райли чуть было не удалось спасти карьеру Юинга, превратив «Никс» в «Плохих парней 2.0» и адаптировав тактику под своего ограниченного центрового, в процессе чуть было не загубив баскетбол. Они проиграли две подряд мясорубки в Чикаго, пока Джордан, наконец, не ушел в свой бейсбольный отпуск, позволив «Никс» выйти в финал Восточной конференции, где они одержали победу в седьмом матче благодаря монструозной игре в исполнении Патрика (24 очка, 22 подбора, 7 передач, 5 блоков и победный мяч против «Индианы»), но пролетели в финале. В следующем году Реджи Миллер вырвал сердце «Нью-Йорка» в полуфинале Востока, который был проигран из-за того, что Юинг промазал решающий судьбу серии лэй-ап с шести футов. Таким образом, чемпионское окно для Патрика закрылось, хотя всем потребовалось еще пара лет, дабы это осознать.
Перед сезоном-2000/01 «Никс», наконец, спилили сук, на котором сидели (и уничтожили собственное будущее), обменяв истекающий контракт Юинга на кучу тяжеловесных соглашений; а нам пришлось наблюдать, как Патрик проходит через стадию пятнадцатилетнего пуделя, у которого развилась катаракта, который начинает гадить в доме и которого пора бы уже усыпить. Вы никогда не думали, почему центровые стареют также быстро, как и собаки, едва им исполняется больше тридцати пяти лет? У них всегда есть тот самый последний сезон, в ходе которого они набирают лишние двадцать фунтов веса, полностью теряют координацию, бегают как в замедленной съемке и прыгают так, словно их кроссовки забиты острыми лезвиями, и все, что остается в их арсенале – это бросок с разворота. Они начинают походить на автомобиль, в котором не работает ничего, за исключением радио. Для Юинга подобный сезон произошел дважды – по разу в «Сиэтле» и «Орландо». Затем он ушел.
Юинг не добился успеха по ряду причин. У него полностью отсутствовала харизма, что превращало его в самого неуклюжего собеседника для интервью с момента объединения лиг (хотя Мозес Мэлоун, возможно, был и похуже). Он обладал определенными и несомненными минусами – неуклюжие руки, которые тряслись в «клатче» и превращали его в ужасного подбирающего, неумение находить открытых партнеров при сдваиваниях на нем, неумение делать партнеров лучше. Даже момент, который должен был стать триумфом Юинга (финал-1994), превратился в катастрофу – по ходу серии Патрик набирал в среднем 18,9 очка и бросал с игры с точностью в 36%, в то время как Хаким набирал 27 очков, 9 подборов, 3,9 блока и 50% с игры.
Причина, по которой Юинг так высоко забрался в моей Пирамиде – в годы его расцвета вокруг него можно было создать команду-контендера, и он вполне смог бы добраться до титула в 1994-м, если бы играл в паре с Ричмондом, Райсом, Миллером или любым другим добротным атакующим защитником, коим Джон Старкс никогда не был. Мы будем помнить Юинга в том же ключе, в котором мы вспоминаем его партнеров по «Dream Team» Дрекслера, Робинсона и Мэлоуна – игрок, созданный для роли второго лучшего исполнителя в команде, замаскированный под «франчайза». И хотя фанаты «Никс» не хотели признавать этот факт в то время, сейчас-то они это прекрасно понимают.
И последние мысли о Юинге. Когда я еще писал для своего старого вебсайта, читатель по имени Дэйв Сирилли отправил мне свою Теорию Юинга, которая зиждилась на феноменальном факте – и «Джорджтаун, и «Нью-Йорк» играли лучше, когда Юинг не участвовал в матче. Поиграв немного с этой теорией и найдя множество ее примеров (Дониэль Маршалл и команда Университета Коннектикута-1995, Пэйтон Мэнниг и «Теннеси»-1998, Кит Ван Хорн и «Юта»-1998, Дон Мэттингли и «Янкис»-1996), Дэйв отправил ее мне по электронной почте, и мы провели следующие несколько недель, полируя теорию. Мы пришли к выводу, что для применения Теории Юинга требуется два важных обстоятельства: звездный спортсмен, находящийся в центре внимания СМИ и болельщиков, с которым команда не может добиться успеха; и полное игнорирование команды со стороны СМИ и болельщиков в случае отсутствия звезды (по причине травмы, обмена, перехода в статус свободного агента или ухода на пенсию).
Я опубликовал Теорию, а спустя пару месяцев Юинг порвал связки во втором матче финала Востока-1999. «Пейсерс», казалось, гарантировали для себя выход в финал. Ситуация вдруг превратилась в главный тест Теории Юинга, да к тому же и при непосредственном участии самого Патрика. Перед третьим матчем Дэйв с уверенностью заявлял мне, что травма Юинга была лучшим, что могло произойти с «Никс» в такой ситуации, и теперь команде предстояло выйти в финал. «Никс» выиграли три из следующих четырех матчей и действительно вышли в финал после того, как я опубликовал прогноз Дэйва на своем вебсайте! Три тысячи моих подписчиков были просто потрясены!
С той поры Теория Юинга находила все больше доказательств своей правомерности (Мо Вон и «Ред Сокс»-1999, Дэн Марино и «Долфинс»-2000, и множество других примеров), и я, наконец, добился национального интереса к Теории, опубликовав ее на ESPN.com в 2001-м и предсказав, что Дрю Блэдсоу является самым логичным кандидатом на еще одно подтверждение Теории Юинга. Через пару месяцев Блэдсоу получил травму, «Пэтриотс» победили в Супербоуле впервые в своей истории, и я заслужил славу Нострадамуса. Согласитесь – это довольно удивительно.
Вывод: если твой пик вдохновил фанатов на создание теории, которая вращается вокруг факта, что твоя команда играет успешнее в твое отсутствие, то тебе нет места среди тридцати пяти лучших баскетболистов моей Пирамиды Славы.
В лице Билла Симмонса мы видим человека, который построил блестящую карьеру, умея только мастурбировать на портрет Ларри Берда, и ничего больше.
Боже, какая ерунда, человек два раза вывел в финал команду, где вторым лучшим игроком был... Джон Старкс (это, как бы вам сказать, не смотревшие НБА в девяностых, такой злой Лэнс Стивенсон)
Юинг не был системообразующим игроком, но суперзвездой он был 100% и место его в рейтинге Симмонса (тем более как для 2010 года) явно занижено
Игрок, созданный для роли второго лучшего исполнителя в команде, замаскированный под «франчайза». И хотя фанаты «Никс» не хотели признавать этот факт в то время...
Поменять фамилию игрока и двадцати лет как не бывало. НЙ за стабильность!
Хороший был игрок этот Патрик, но не выдающийся. Больше всего утомляли его суетливые попытки в клатче попасть средний с тяжелой позиции. Ну ты же здоровенный парень, лезь к кольцу! Увы... Опять-таки, в технике, подвижности, универсальности он явно уступал и Хакиму и Адмиралу.
Но Симмонс прав - будь у него действительно звездный партнер, который разгрузил бы его в клатче, пару колец Юинг вполне мог бы взять.
Судя по нему Симмонс считает достойными первыми звездами команды в 90е Джордана, Онила, Пейтона и может быть Оладживона... маловато как для 28 команд по-моему
Но победителей не судят. Потому так досталось Юингу,Стоктону, почему-то Робинсону. По этой же причине достанется Нэшу и Айверсону.