5 мин.

Кроличья нора. Как Надаль гонится за Федерером

1

Надаль продолжает погоню. Ту, о которой не заявляют прессе. Никто не спросит: «Рафаэль, хотите догнать Федерера?» Или выиграть четыре турнира «Большого шлема»? Посмеют, – Рафа, как принято на Мальорке, тактично улыбнется.

В воскресенье Надаль победил на турнире в Рио, и догнал по титулам Гильермо Виласа. К грунтовой части сезона (Риму, Мадриду) Надаль может обойти и его (сделать это в Индиан-Уэллсе), как раньше обошел по титулам ТБШ Борга, Коннорса, Макинроя и Лендла. Один до Сампраса, четыре – до Федерера, с кем заочно сражается каждый, а очно – только Надаль.

Надаль продолжает погоню

Но у испанца есть проблема (ее зовут не Новак, и тем более не Энди, который взялся за старое). К «Ролан Гаррос» ему стукнет 28 (возраст о котором могут не врать даже дамы, а какой-нибудь Жан Дюжарден в эти годы только узнает о браке). До конца карьеры игра Надаля не изменится. Он не будет играть экономично, рационально. Не перестанет носиться по корту, как в 19 против Пуэрты, будет продолжать лезть за каждым мячом, даже если на мяч уже надеется фанат на трибуне. Иначе он перестанет быть Надалем. И подобный способ: разделяй-властвуй, играй рациональней – уж точно не приблизит его к великому швейцарцу. (Если бы даже дядя Тони остудил племянника, тот бы, наверное, в недоумении ответил «No?!»)

2

Через два года Надалю 30, этот Надаль и тот, что был в прошлом году, – разные теннисисты. Прошлый сезон – труднообъяснимый в разрезе одного игрока в новой эре (над головоломкой «как?!» будет биться не один наследник Виландера). Отказ от Australian Open, пропуск грунтового Рио, «птица-феникс» в Индиан-Уэллсе, Барселоне, Мадриде, Риме, небо над Парижем на «Ролан Гаррос». В Лондоне Рафа попал на шабаш черной среды, но после «Уимблдона» проиграл только четыре матча, с финальным фото на Таймс Сквер – готовый байопик.

В этом году все может пойти иначе (у Надаля вообще редко бывает два одинаковых сезона). К хроническим коленям, с которыми Надаль боролся дольше, чем с Содерлингом, прибавилась хроническая для всех теннисистов спина. Спросите об этом у Маррея или тех, кто мало-мальски играл в теннис: как им подниматься с утра после часовой тренировки подачи.

 В этом году все может пойти иначе

Как бывает с рекламами старческих средств и Надалем — спина прихватила в самый ненужный момент, в финале Australian Open. Австралия издевается над Надалем, как над Николь Кидман. Из всех турниров «Большого шлема» здесь Рафе тяжелее всего. Что побеждать (это единственный мэйджор, который он выиграл меньше двух раз), что проигрывать (финал-марафон против Новака, финал-спина против Стэна, два недоигранных полуфинала перед этим).

После Мельбурна Надаль махнул на целительную Мальорку и три недели не подходил к корту. Рентген показал: страшного не случилось, Рафа улетел в Рио в пятый раз обыгрывать Долгополова, но душок остался: теперь к коленям может добавиться что угодно, что сделает игру менее агрессивной, что лимитирует возможности вне зависимости от уровня соперника. А в погоне Надаля 2014-й год определяющий.

6

Сейчас у него лучшая диспозиция. Он первый в рейтинге, его соперники если и оклемаются, то к «Уимблдону» (где Энди нарвется на кризис второго года, Новак – на Роджера (может, наоборот), а Роджер на старость. А мы – на конец Big Four). Если Рафа хочет выполнить «программу Сампраса» (14 титулов ТБШ, +1 от Надаля) браться нужно сейчас. Рафа знает это (не зря он готовился к Australian Open как к последнему бою), и думаю, обгонит Пита уже в этом году (смело, но я фанат Надаля). Его дисциплина на AusOpen была безупречна: тот же Ахиллес в тренировочной сбруе, которого вы выставите, как лучшего бойца за Трою. Он может разбрасываться сетами (если Димитров свой взял сам, Андухар в Рио получил подачку), но по-прежнему сконцентрирован в своей высшей точке; считайте это компульсивным расстройством (как необходимость поправить все перед «непоправимым» эйсом) – это никуда от Надаля не денется, может лишь пострадать от неуверенности в физике.

Чтобы добраться до Сампраса в этом году, Рафе нужно выиграть что-то кроме «Ролан Гаррос» (если будет ранний вылет на «Уимблдоне» – будет US Open), но сможет ли Надаль, атлет на своем, вероятно, последнем физическом пике, замахнуться на большее?

 Сейчас у него лучшая диспозиция

За последние 30 лет из 121-го турнира «Большого шлема» только 15 соревнований выиграли теннисисты старше 28 лет (28 Рафе 3 июня). Только шесть мэйджоров из этого числа взяли игроки за 30, и только три (Сампрас, Лендл, Федерер) выиграли три ТБШ (Надалю до Роджа нужно 4) после 28-ти. А теннис ускоряется. Эта прогрессия будет расти, как скорость подачи Димитрова. Время впервые начинает серьезно играть против Рафы, Федерер не зря рекламирует Rolex – на определенном этапе кроме циферблата у тебя не остается соперников.

На вопрос, тратили ли вышеперечисленные игроки столько же сил, сколько Надаль, ответ «нет». Никто не тратил столько сил, сколько Надаль. Посмотрите, где он принимает первый мяч (2 метра от задней линии), посмотрите сколько совершает забеганий под форхенд – для других это непозволительная роскошь (и риск выдохнуться ко второму сету), а для Рафы рутинная работа ног (поэтому колени слетели так рано).

 

7

Когда начал сдавать Роджер? В 31. Даже добавив к КПД Надаля коэффициент сверхчеловеческой двужильности, догнать Федерера (регулярно побеждать на ТБШ) после 30-ти ему будет невероятно сложно. С современной агрессией тенниса (которую Рафа взращивал 10 лет) ему будет тяжело попасть даже в четверку.

Но погоня, как мячи, за которыми порой пускается Надаль, не обречена (иначе бы не пускался). Если есть лимит, есть и 2-2,5 года, чтобы его покрыть (13 титулов конвертировать в 17+), это около девяти возможностей (и около трех «Ролан Гаррос», 13+3=16, готовь кардиган, Сампрас!). Все по-прежнему в руках Надаля, а главная карта – этот сезон, который стартовал с финала AusOpen, поражения и досадной травмы. Но Рафа восстановился, выиграл турнир и едет защищать Индиан-Уэллс. Как никто не озвучивал, что он пускается в Одиссею «17-ти кубков», так никто не говорил, что будет легко.