5 мин.

Ни Шиша. Умеет ли Мессина играть концовки

Фото: Fotobank/Getty Images/Srdjan Stevanovic

Для всех нас, унылых типчиков, болезненно озабоченных соотношением бюджетов, зарплат и прочих штук (которые не имеют никакого отношения к баскетболу), самым возмутительным в поражении ЦСКА от «Партизана» (кроме самого факта) оказались последние две минуты в исполнении красно-синих.

Краткое резюме:

Благодаря Крстичу и Уимсу (практически забившему с фолом) армейцы вернулись в игру и сравняли счет на 65.

Дальше Богданович и Уимс разменялись трехочковыми – 68:68.

Дерганый фол Крстича на Богдановиче после пик-н-ролла – один штрафной из двух – 69:68.

Проход Уимса, скидка на Крстича – 69:70.

Неудачный проход Богдановича под щит.

Проход Уимса, застрявшего на полдороге – скидка на Фридзона и потеря.

Мяч Тепича со средней после быстрой атаки – 71:70.

Проход Уимса, остановленный под щитом – два штрафных – 71:72.

Фол Хряпы на трехочковым – два точных штрафных от Богдановича – 73:72.

И вот тут Мессина берет последний тайм-аут.

Далее происходит следующее:

Уимс ждет, пока истекает время (до конца оставалось ровно 24 секунды), и решает в одиночку – идет под кольцо, где его ждут, и пытается забить/заработать нарушение. Вуйошевич в данной ситуации знал, что последует, поставил «зону» 1-3-1 и оказался в выигрыше. Мессина, как обычно, понадеялся на индивидуальные качества игроков, скомандовал «айзо», расставил снайперов, но прогадал.

Его резюме после матча выглядело так: «В концовке соперникам удалось набрать важные очки, мы же совершили несколько ошибок в защите и нападении. Мы очень старались, но не повезло».

С одной стороны, ничего критичного действительно не произошло (особенно, если учесть, насколько близок Уимс – несмотря на все – был к реализации своей задумки). С другой, за последние два года Мессина проиграл столько запоминающихся концовок, что возникает парадоксальный вопрос: умеет ли один из двух общепризнанно великих действующих тренеров Евролиги вообще играть концовки.

Возникает он главным образом потому, что при упоминании имени «Мессина» и «концовка» в голове встает образ Теодосича с его возмутительными трехочковыми в игре с «Фенербахче» и два матча (первый и четвертый) прошлогодней серии с «Химками».

К ним стоит добавить стоящий исключением матч с «Эфесом» (несколько лихих атак Теодосича, но выведение Эрцега на открытый трехочковый), матч с «Нижним Новгородом» (скидка Уимса на Мицова, но промах серба) и второй матч серии с «Красными Крыльями» (потеря и неудачный проход Уимса).

***

На самом деле, взгляды Мессины на концовки не менялись с течением времени. До отъезда в «Реал» армейский тренер также всегда прибегал к «изоляциям», но тогда в команде был Рамунас Шишкаускас, непременно вытаскивающий концовки в самых невероятных ситуациях. В НБА «айзо» считается не особенно эффективным вариантом для ключевых владений (вынося за вполне объяснимые скобки Кобе Брайанта, Кайри Ирвинга, Дуэйна Уэйда) – но Мессина остается верным именно такому варианту на протяжении многих лет. Благо непременно высочайший уровень исполнителей тому явно способствует.

Вот так он сам объясняет это в теории в своем блоге на Sports.ru:

«Еще одна важная проблема, и это то, к чему я очень трепетно относился на протяжении всей моей карьеры, это выбор СОБРа – отряда особого назначения – парней, которых бросаешь в дело, когда игра складывается не самым лучшим образом. Это не значит, что на площадке вместе оказывается лучшая пятерка. Это могут быть три основных парня и два игрока, которые могут хорошо действовать под давлением, угрозой поражения, и знают, как избегать ошибок. Если мне быстро удается найти мой СОБР, то это может спасти нас в неудачных матчах.

С этим же связан и еще один вопрос – определить, кто будет распоряжаться мячом в ключевой момент. Для меня стало приятной неожиданностью, что наш новичок Сонни Уимс в первых двух матчах так здорово принял на себя эту роль. Он много работает, прибавляет каждый день и имеет все возможности для того, чтобы стать нашим лидером. Надеюсь, что в такие сложные и неприятные ситуации мы не будем попадать слишком часто, но все равно приятно знать, что, если это происходит, то у нас есть один, два или три игрока, которые готовы вытащить нас. Это даст нашей команде дополнительную уверенность и поможет выиграть время».

Короче, все просто. Как и предвидел Вуйошевич.

***

Теперь о том, насколько это на самом деле эффективно.

Подсчеты (вручную) привели к тому, что из 25 матчей с экстремальными концовками ЦСКА за последние два года выиграл 14. Просто на фоне неожиданных поражений (как от «Партизана») или проигрышей в важных матчах (как с «Фенером» или «Химками») победы над «Цмоки», «Летувос Ритас», тем же «Партизаном» оказались не столь заметны.

Уимс все так же проходил и в матче с «Уникахой». Милош Теодосич все так же лихо бросал трехочковые и в матче «регулярки» с «Барселоной». Джексон так же зарабатывал штрафные и в матче с «Барселоной» за третье место.

И лишь во встрече с «Панатинаикосом» было что-то отличительное и комбинационное, но при этом совершенно очевидно спонтанное и идущее от виртуозности Папалукаса.

Странный вывод, к которому приводит все это изучение концовок, звучит так: Мессина, считающийся тренером-диктатором и строящий команду на основе строгой дисциплины, в «клатче» поразительно демократичен. Последние два сезона в словах итальянца появляется тезис, ранее казавшийся даже странным: что он – лишь часть команды, а по сути все решают игроки, которым он лишь может подсказывать. Так что дело не совсем в том, что Мессина не умеет играть концовки – в данном случае он просто не хочет этого делать.