8 мин.

Дэйвидас Ринкевичус: «В России нет системы подготовки тренеров по функциональной подготовке»

В первой части интервью тренер «Триумфа» по функциональной подготовке Дэйвидасом Ринкевичусом рассказывает о баскетбольных курсах для детсадовцев в Литве, открывает тренерские секреты работы с баскетболистками и сетует по поводу отсутствия в России системы подготовки тренеров по функциональной и физической подготовке.

Фото: на мастер-классе в ЛБА с главным тренером «Триумфа» Василием Карасевым.

«МЕЧТАЛ ВЫСТУПИТЬ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ ЗА СБОРНУЮ ЛИТВЫ»

- Дэйвидас, вы – чемпион Литвы по прыжкам в высоту. Расскажите, как так получилось, что вы стали работать в баскетболе?

– Как вы прекрасно знаете, в Литве баскетбол на первом месте, и я тоже играл в баскетбол. Правда, для себя, с друзьями, а также за университетскую команду в Каунасской спортивной академии, потому что мне нравилось играть, у меня было много энергии. Однако я с детства занимался легкой атлетикой, именно легкая атлетика (прыжок в высоту, реже – тройной прыжок) была для меня всегда на первом месте.

- Родители отдали вас в легкую атлетику?

– Нет, я сам пошел в секцию, и тренер определил меня в прыжки в высоту. На первых же соревнованиях я был лучшим, с этого все и пошло. Я стал чемпионом Литвы в разных возрастах в прыжках в высоту, а в тройном прыжке регулярно занимал призовые места. Довольно успешно прыгал на Балтийских играх. Входил в сборную страны и мечтал выступить на Играх.

- Что же помешало реализовать вашу мечту?

– Травма колена. Я был вынужден сделать операцию и выпал из спорта практически на полгода, а для легкой атлетики это большой срок. Так как я не тренировался, то перестал получать зарплату как «сборник», и друзья предложили мне на время восстановления потренировать начинающих баскетболистов в спортшколе.

- Чему вы могли их научить в тот момент?

– Я получил весьма неплохое образование в Каунасской академии, у нас была общая программа с британским университетом Вудстер. К тому же, хочу уточнить, мне предложили заниматься с детьми не техникой баскетбола, а физической подготовкой. Мне было интересно применить свои знания как из легкой атлетики, так и из баскетбола – ведь я играл и понимал, какие мышцы нужно тренировать, что нужно делать, чтобы быть в хорошей форме.

- Для вас большим ударом стала эта травма?

– Да. Я никогда не мог подумать, что в один момент все может пропасть.

- Проходили ли вы какие-нибудь курсы повышения квалификации?

– Лет 6 назад я присутствовал на летнем лагере в Далласе, смотрел, как работают тренеры и игроки в тренажерном зале, на разминке. Это было очень для меня полезно, я узнал много нового.

Я учусь каждый день, стараюсь минимум два часа читать новые статьи, материалы в интернете, научные работы, в обязательном порядке просматриваю литовские и американские форумы.

Кстати, хорошо знаком с материалами тренера Эвалдаса Кондратавичюса, который сейчас работает в ЦСКА.

На фото: мастер-класс в фитнес-центре «Ультра-фитнес»

«ТРЕНЕР В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ПОБЫТЬ ДУРАКОМ»

- Итак, вы начали работать в спортшколе...

– Знаете, мне очень повезло в этом плане. Есть тренеры, которые сразу попадают в профессиональные клубы и не получают такого опыта, который получил я.

В штат спортшколы меня взяли после работы на баскетбольных сборах для детей недалеко от Друскининкая.

Также я не прекращал тренировок по легкой атлетике. Атлетика не очень популярна в Литве. В баскетбол никого звать не нужно, все дети хотят вырасти великими игроками. Я ездил по школам, отбирал детей, приглашал их в секцию. Были неплохие результаты. Самое важное – проводить грамотную селекцию, это и есть залог успеха.

- В России 9-10 лет – это средний возраст, когда ребенка отдают в баскетбол. В Литве также?

– Я знаю, что у нас есть баскетбольные секции для детей 4 лет. Например, в Вильнюсской столичной баскетбольной школе. Проводятся турниры, чемпионаты среди детей 4 лет.

Честно сказать, я не знаю, по каким правилам играют такие малыши – скорее всего, у них и площадка меньше, и кольца другие, на другой высоте.

- Разве это не чересчур – заниматься баскетболом с 4 лет?

– Может быть, рановато. Но Литва – баскетбольная страна, есть спрос, есть и предложение. Я не вижу ничего плохого в том, что дети занимаются спортом, двигаются, развиваются.

- Наверно, сложно в 4 года определить, станет ли ребенок баскетболистом или нет?

– В спортшколе занимается очень много детей, и тренерам спустя какое-то время становится видно, кто из них никогда не вырастет в игрока.

Как-то раз один из тренеров показал мне парня, очень выносливого, быстрого, прыгучего. Но он явно не подходил для баскетбола. Я привел его в легкую атлетику, и через 2 месяца он стал чемпионом Литвы в своем возрасте в беге на 60 и 100 метров, он выбегал за 10.28 секунды на стометровке.

Затем он перешел к другому тренеру по более старшему возрасту и продолжил успешно бегать. За год он побил рекорд Литвы по бегу на 60 м.

Он был очень взрывной, скоростной, но у него напрочь отсутствовала координация, он мог ничего поделать с мячом. Даже с барьерами не мог бежать. Все, что он умел, это бегать просто прямо.

- Но сейчас вы полностью окунулись в баскетбол. Почему решили расстаться с легкой атлетикой, хотя она, как вы признаетесь, ваша страсть?

– В 2006 году мне поступило предложение из Видного, и я его принял. Тогда я был еще совсем зеленым!

Одно дело – работать с детьми и во второй лиге по баскетболу, а совсем другое – в профессиональном клубе. Для меня начинался новый этап.

- Вас не смущало, что нужно было работать с баскетболистками?

– Нет, я не видел никаких причин для смущения, потому что в спортшколе тренировал как мальчиков, так и девочек.

- И все же были ли какие-то нюансы в том, чтобы тренировать именно девушек, а не парней?

– Конечно, были. Но большая часть состава «Спартака» – игроки очень высокого класса, лучшие баскетболистки Европы, и они никогда не давали никакого повода для поблажек по той лишь причине, что они девушки. Они профессионалы на 100%.

- И все же в чем были нюансы?

– Немного в другом подходе, чем в работе с парнями. С девушками нужно больше разговаривать, больше их поддерживать. Ругаться нельзя вообще.

Бывает, что у них какие-то проблемы и они не хотят чего-то делать. В этом случае не нужно заставлять, а то может быть хуже. К тому же все женщины любят пожаловаться, побурчать, наехать, если им что-то не нравится.

Главное – не обращать на это внимания, просто пропускать мимо ушей. И все будет хорошо. В мужском баскетболе по-другому – на претензии нужно сразу отвечать.

Подобным нюансам я научился у тренеров. Главный секрет вот в чем: тренер в женской баскетбольной команде не должен бояться побыть дураком.

Считаю, что Альгидрас Паулаускас, который в свое время тренировал УГМК, – это идеальный тренер для женской команды! Очень тонкий психолог, он умело руководил командой!

Кстати, недавно назначенного главным тренером женской сборной России Альфредаса Вайнаускаса я очень хорошо знаю и тоже как большого знатока женской психологии. С ним всегда интересно поговорить. Я уверен, что для российской женской сборной Федерация выбрала очень правильного тренера.

 

На фото: вместе с тренерами «Триумфа» Василием Карасевым и Алексеем Васильевым на предсезонных сборах в Словении

«В РОССИЙСКОМ БАСКЕТБОЛЕ НЕ ХВАТАЕТ КАДРОВ»

- Как вы считаете, существует ли в России школа тренеров по физической и функциональной подготовке?

– Нет. Есть отдельные специалисты, но системы подготовки тренеров по физической и функциональной подготовке нет.

- С чем это связано? Клубы считают, что им не нужны эти специалисты?

– Очень нужны. Но в российском баскетболе не хватает своих кадров, а клубы, наверно, не считают нужным выращивать таких специалистов. В России очень сильная легкая атлетика, можно взять оттуда мотивированного тренера, и уже через два года, после того как он внедрится в систему, все поймет, у клуба будет готовый специалист.

- Почему именно из легкой атлетики? Почему нельзя, к примеру, взять игрока, завершившего карьеру, или тренера по физподготовке хоккеистов?

– У тренеров по легкой атлетике наилучшее понимание физиологических процессов, они уделяют много внимания тренировкам выносливости, скорости, силы, понимают важность режимов отдыха и нагрузки. А в баскетболе, как и в большинстве игровых видов спорта, тренеры и игроки сосредоточены преимущественно на самой игре, считая физическую и функциональную подготовку чем-то вторичным.

Неправильно говорить, что тренер по легкой атлетике или какой-то качок придет в клуб и сразу поможет команде набрать форму, сделает из каждого баскетболиста сильного и быстрого суперигрока. Я считаю, что в клубах должны работать узкоспециализированные тренеры, что нужно заниматься выращиванием своих кадров.

А перебирать тренеров из других видов спорта, желая получить мгновенный результат, – это не панацея.

- Должен ли тренер по функциональной-физической подготовке сам играть в баскетбол?

– Желательно. Ведь он должен отлично понимать, что нужно баскетболисту, как работает его тело, какие выдерживает нагрузки, на каких скоростях.

- Сколько должно быть тренеров в команде?

– В хорошем европейском клубе – два.

Здорово, когда один тренер по физподготовке занимается с командой преимущественно в тренажерке, а второй (по функциональной подготовке) проводит разминки, растяжки, не используя дополнительные веса. Тогда не будет упущено ничего.

- Нужно ли тренеру по функциональной подготовке иметь медицинское образование?

– Думаю, что не обязательно. Но лишним, конечно, не будет.

В спортакадемиях обязательно даются курсы по физиологии, анатомии, биомеханике и психологии.

Анатомия – это вообще страшная вещь. Я зубрил все и по-литовски, и по-латыни. Я даже не говорю про названия каждой косточки организма. Это цветочки. Нужно было выучить все капилляры, всю кровеносную, нервную систему.

- И это знание вам помогает?

– Без этого в нашей работе нельзя. Например, игрок после тренировки жалуется, что у него вдруг онемел палец.

- Можно отправить его к врачу команды.

– Можно и так. Но вдруг это моя ошибка, я дал неверное упражнение, поэтому должен понять причину онемения, поменять нагрузку и не допустить дальнейших жалоб.

 

Продолжение следует...

Автор: Елена Кулагина, БК "Триумф"