Лэрри из восьмидесятых. Почему Лэрри Нэнс должен остаться в истории
«Если вам не нравится Ларри Нэнс, то с вами что-то не так».
Эти слова принадлежат Джону Маклауду, многолетнему тренеру «Финикса», под руководством которого Нэнс играл первые семь сезонов своей карьеры. Об этом добродушном форварде с практически безупречной репутацией не принято писать в восторженных тонах. Он из тех людей, которым отдают должное, хлопают по символическому плечу, будто бы специально для этого оставшемуся в истории, и идут дальше, навстречу настоящим героям и легендам. Чего-то другого всерьез ожидать трудно – он всего три раза ездил на Матчи всех звезд, причем исключительно в качестве запасного, ни разу не играл в финале НБА и никогда не был системообразующим игроком ни в одной своей команде.
Наверное, все любят смотреть конкурсы бросков сверху, но далеко не все знают, кто стал первым в истории НБА победителем подобного соревнования. Да, это был Лэрри Нэнс. Тогда, в 1984 году, он действительно поразил многих – выступая в лиге всего третий сезон, он смог переплюнуть в эффектности выполнения «данков» таких бессмертных гигантов прыжка, как Джулиус Ирвинг, Доминик Уилкинс и Ральф Сэмпсон. Но даже те, кто в состоянии вспомнить этот факт, наверняка далеко не сразу смогут определить преимущества и недостатки Лэрри Нэнса – игрока. Вот даже и один из самых известных русскоязычных специалистов по истории НБА, знакомый каждому пользователю на сайте, считает, что выведение из обращения игрового номера Нэнса «Кливлендом» стало одним из самых главных недоразумений за все время существования сильнейшей лиги мира. Неужели Лэрри действительно был настолько средним баскетболистом, которого на задворки вечности вознес только тот победный слэм-данк контест?
Он был удивительным скромником и потрясающе искренним человеком, к которому не липла никакая грязь
На самом деле, все далеко не так просто, иначе знаменитый Рик Бэрри не сказал бы в 1989 году фразу о том, что в НБА нет лучше тяжелого форварда, чем Лэрри Нэнс, если не считать Карла Мэлоуна. В том сезоне Нэнс играл хорошо, как никогда, сумев вместе со своими партнерами по «Кливленду» одержать 57 побед в регулярном сезоне. Вылетели в первом раунде плей-офф они только из-за того самого «Броска» Майкла Джордана на последних секундах решающей игры, хотя считались явными фаворитами серии. Нэнс действительно был тем, кого принято называть «универсалом» – он давил соперника под кольцом в атаке, не давал продохнуть под своим кольцом и без устали блокировал, блокировал, потом опускался, поднимался и, ну вы поняли – блокировал снова, став одним из лучших тяжелых форвардов в истории по этому показателю. Получив травму и ощутимо потеряв в атлетизме, в последние годы своей карьеры Лэрри вынужден был все чаще отказываться от жесткой рубки под щитами, и под влиянием своего тренера Ленни Уилкинса начал бросать со средней дистанции, демонстрируя свою способность к изменению игрового стиля. Он был удивительным скромником и потрясающе искренним человеком, к которому не липла никакая грязь. Наверное, его вполне можно назвать Тимом Данканом для бедных, в чем еще более убеждают его простодушные фразы из серии «Раньше мне не хотелось поднимать тяжести, но потом мне сказали, что это может помочь в игре, и с того вечера вот уже двадцать лет я около часа в день провожу вместе с гантелями», «Почему я не хотел уезжать из Финикса в Кливленд? В Финиксе было жарко, а в Кливленде, как я слышал, холодно и сыро. Но ничего, потом я привык».
Впрочем, говоря об игре Нэнса, стоит упомянуть даже не столько о его способностях, сколько о том, насколько стабильно он их проявлял. На протяжении десяти лет, с 1983 по 1993 годы, произошло многое – в мире рушились политические режимы, одна баскетбольная династия сменяла другую, но никогда не было такого, чтобы Лэрри Нэнс в рамках одного сезона не был бы в состоянии набирать 16 очков и 8 подборов в среднем за игру. Как говорится, позвоните мне, когда найдете еще одного тяжелого форварда с подобной статистикой. Начинать с восьмидесятых точно не стоит, потому что то время никак не может считаться Золотой эпохой для игроков этого амплуа. Макхейл, Сэмпсон, поздний Морис Лукас, да ранние Мэлоун и Баркли – вот и весь список тех, кого можно поставить либо в один ряд с Нэнсом, либо выше него.
К сожалению, величие не то, чтобы не собиралось флиртовать с Нэнсом, завлекая его возможным включением в Зал Славы, оно откровенно издевалось над ним. Вдумайтесь – за тринадцать проведенных в лиге сезонов команды Нэнса десять раз принимали участие в плей-офф (сам Лэрри два из них был вынужден пропустить из-за травм), и в восьми случаях были вынуждены играть либо с «Лейкерс» Мэджика и Карима, либо с «Чикаго» Майкла Джордана – командами великими настолько, насколько это вообще возможно. В каких-то из этих противостояний была борьба, какие-то становились легкой прогулкой, но объединяло их одно – после каждой из них Лэрри Нэнс вместе со своими одноклубниками отправлялся в отпуск. Баскетбольная судьба будто считала своим долгом всякий раз сводить его с лучшими баскетболистами того времени, чтобы он не забывал о своем месте в иерархии. Возможно, она по каким-то неизвестным соображениям могла быть благосклонна только к одному Лэрри, игравшему в восьмидесятых, и на другого уже просто не хватило сил.
Лучшим партнером по совокупности баскетбольных умений, с которым Нэнс когда-либо выступал вместе, был Уолтер Дэвис
Всю свою жизнь Нэнс посвятил двум франчайзам – «Финиксу» и «Кливленду» (называется, нашел с кем связаться, ноль чемпионств на двоих за суммарные 90 лет существования). Он очень не любил перемены и совершенно не хотел уезжать из аризонского клуба, который в свое время его выбрал под двадцатым номером на драфте 1981 года, но через шесть с половиной лет их дорожкам пришлось разойтись. Это было вызвано необходимостью перестройки – в то время «Санс» уже несколько лет не могли попасть в плей-офф, а незадолго до описываемых событий в их рядах разразился грандиозный скандал, связанный с наркотиками, после чего тогдашний генеральный менеджер «Финикса» Джерри Коланджело начал обменивать всех подряд. Нэнса получилось пристроить максимально удачно – «Кливленд» в лице Лэрри получил недостающее звено в компанию к Марку Прайсу, Рону Харперу и Брэду Догерти, а «Финиксу» достались Кевин Джонсон, Марк Уэст и выбор на драфте, который впоследствии чудесным образом преобразовался в Дэна Марли. В выигрыше оказались обе стороны, каждая из которых сумела на основе полученного материала сколотить едва ли не лучшие команды в своей истории.
Случилось так, что один из самых достойных игроков поколения, которому не суждено было стать звездой, так и не поиграл рядом с действительно великими баскетболистами. Наверное, лучшим партнером по совокупности баскетбольных умений, с которым Нэнс когда-либо выступал вместе, был Уолтер Дэвис. Согласитесь, более красноречивые слова подобрать трудно. Общеизвестно, что даже не самый одаренный игрок, попав в отличное окружение, как, например, Стив Керр, запоминается гораздо больше, чем тот, кто играл хорошо и стабильно, но где-то вдалеке от легендарных свершений. Наверное, Лэрри Нэнсу должно быть обидно, ведь он-то сделал все от себя зависящее, полностью сумев реализовать свой баскетбольный талант, но с постбаскетбольной славой катастрофически не сложилось. Все смеются над Крисом Бошем за его любовь к национальному телевидению, но ведь этого парня с забавной мимикой впоследствии будут знать как неоднократного чемпиона НБА, а что останется в удел таким парням, как Нэнс? О них будут знать болельщики команд, в которых они выступали и любители именно самой игры, а не сравнений удельного веса величия того или иного игрока. Все мы стали мыслить категориями высокопарных статей Билла Симмонса, но далеко не все определяется диаметром нимба над головами суперзвезд, иногда, как бы смешно это ни звучало, для составления своего мнения стоит просто посмотреть несколько баскетбольных матчей. Поверьте, вы увидите, каким потрясающим игроком был Лэрри Нэнс.
Нет, на самом деле, я не считаю это недоразумением. Я-то скорее тот рейтинг составлял с позиции "какие заслужили меньше, чем другие", и недоразумениями считаю лишь Тёрмонда в Кавз, Маравича в НОХ, Джордана в Хит да пару ПТБшников. Просто Нэнс на фоне других легенд, членов Зала Славы или просто отдавших всю карьеру одному клубу - проигрывает.
Лучшим партнёром по совокупности умений, кстати, я бы назвал Догерти (если не считать пару сезонов с Ди Джеем).
Нэнс, кстати, был отличным учителем для Догерти. Но Кливленд проклят, тут уж ничего не поделать. Я даже верю, что в 94 году Кавз могли бы дойти до Финала (а там кто знает), если бы не Догерти и Нэнс не завершили карьеру из-за травм и Уилкенс остался бы тренировать. Но это уже мои домыслы.
И никакому другому Нэнсу в моей голове уже не поместиться. Читаю текст, понимаю, что я же видел этого игрока, видел матчи с его участием - а перед глазами лицо совсем другого человека: белого гения-неврастеника.
Прошу прощения за оффтоп. Но наверняка кто-то чувствует то же самое.
Ну черт знает насчет Догерти, я по понятным причинам намного больше в игре видел именно Дэвиса ( с Деннисом он поиграл очень мало). Да и фраза "лучший партнер по совокупности умений - Брэд Догерти" тоже как-то не впечатляет. И вообще мне всегда больше нравился Марк Прайс)