20 мин.

Светлана Смирнова: «Танцы – это огромный мир, это великолепная работа!»

Бессменный руководитель Dance team «Триумф» Светлана Смирнова рассказывает о том, как была образована Dance team «Триумфа», вспоминает первые шаги в баскетболе и объясняет, чем отличается группа поддержки от чирлидеров.

- Светлана, при слове «группа поддержки» многие сразу же представляют команду коренастеньких девочек с хвостиками и в коротеньких юбочках с помпонами. Однако в российском баскетболе подобное встречается довольно редко. Почему?

– Подобный образ группы поддержки навеян масс медиа, американскими фильмами. К тому же большинство людей не видят разницы между группой поддержки и чирлидерами. Чирлидинг – это вид спорта, который культивируется в американских школах, колледжах, университетах. Это движение очень развито, носит массовый характер, в нем участвуют все, независимо от физической формы и уровня подготовки. Кстати, в России также существует чирлидинг, в нем участвуют как девушки, так и юноши.Все очень крепкие, спортивные, могут делать пирамиды, прыжки.

У чирлидинга очень много общего со спортивной гимнастикой. Проводятся различные чемпионаты, конкурсы и турниры по чирлидингу. Девушки из групп поддержек не любят, когда их называют чирлидерами, очень ревностно к этому относятся. Кстати, и чирлидеры не любят, когда их путают с группами поддержки. Нам, как группе поддержки, не свойственны кричалки и «пампушки», в отличие от чирлидеров.

Основная цель чирлидеров – заниматься спортом, заводить публику и поддерживать свою команду. Цели чирлидеров и групп поддержки совпадают?

– Я раньше говорила, что наша главная задача – занять зрителей во время перерывов, таймаутов. Чтобы любой болельщик, пришедший на игру, не зевал во время перерывов, а наслаждался красивыми танцами и номерами.

- Получается, что группа поддержки – это сугубо развлечение для зрителей. Но ведь в названии есть слово «поддержка», то есть, поддерживать команду все-таки надо? Или ты заставляешь девушек болеть за «Триумф»?

– Я не заставляю и никогда не заставляла. Девушки сами болеют, очень переживают за команду. Разумеется, наши танцы призваны не только развлечь толпу, но и завести ее. А когда болеет весь зал, согласитесь, и команда это чувствует и бежит вперед. Конечно, бывают игры, когда таймауты несколько раз подряд, и девочки устают, это понятно, но никто из них никогда не садится в зале, чтобы перевести дух, для этого есть раздевалка.

- Но все же, должны ли девушки из группы поддержки болеть за команду, или во время игры они могут заниматься своими делами?

– Если честно, то наши девушки гораздо лучше меня разбираются в баскетболе. Они приходят на тренировки и на игры, рассказывают последние новости, они следят за турнирами, разбираются в правилах, могут оценить красоту броска….

И во время игры они делают все возможное, чтобы поддержать команду, всегда очень внимательно следят за происходящим на площадке.

А я слежу, чтобы у них все было в порядке, чтобы они успели переодеться, чтобы вовремя выбежали на танец, и еще смотрю за тренерами – когда они возьмут таймаут. И иногда даже молюсь, чтобы взяли минуту не сейчас, а немного позже…

- Позже – почему?

– Потому что не успеваем переодеться. Особенно если два тайм-аута подряд. Или таймаут за несколько секунд до конца четверти. Не хочется выступать в нарядах предыдущего танца.

- А разве нельзя отработать в одном костюме?

– Можно, но это не очень хорошо. Каждый танец – особенный. Тут своя музыка, костюмы, роли, характеры. Мы уважаем своих болельщиков и хотим радовать их глаз. К сожалению, случаются моменты, когда девочки вынуждены танцевать в других костюмах, потому что не хватает времени на переодевания.

- За сколько секунд-минут девочки обычно переодеваются?

– Секунд 10-15 вполне достаточно. Но иногда случается всякое – кто-то падает, костюмы разлетаются, кто-то не может найти шорты, юбку, ленту…

Танцы во время игры вы выбираете по ходу матча?

– Нам бы очень этого хотелось! Это идеально – выбирать во время игры, какой танец показывать – в зависимости от счета, от ритма игры. Но, к сожалению, воплотить это технически сложно. Во-первых, сложно предупредить диджея за несколько секунд до таймаута, а во-вторых, перед началом игры девочки складывают костюмы в стопки, чтобы было удобнее и быстрее переодеваться. Если мы будем решать про танцы в самый последний момент, то получится очень большая неразбериха.

- Чего ты никогда не позволишь надеть девочкам?

– Стараемся избегать перекликаний с символикой и сочетаний цветов других клубов. Очень важно, чтобы костюмы не сковывали движений, чтобы девушки чувствовали себя в них комфортно.

- Ты работаешь с самого первого года основания «Триумфа», как получилось, что тебя пригласили в люберецкий клуб?

– Я никогда не интересовалась баскетболом, ни разу не была на матчах по баскетболу, зато очень активно участвовала в различных мероприятиях МГАФКа, и в 2007 году, когда я закончила 4 курс, готовилась к участию во Всемирной Гимнастраде, ставила большой 10-тиминутный номер, выбирала для него костюмы. Гимнастрада – это огромная международная тусовка, которая проходит в Европе каждые 4 года, как Олимпийские игры. В 2007 году Гимнастрада проходила в Австрии, там было установлено порядка 10 павильонов, в которых с утра до ночи шли различные шоу. На это действо съехалось порядка 25 000 участников, каждый из которых демонстрировал свои умения. Здесь нет критериев успеха, это просто возможность показать себя и на других посмотреть. На Гимнастраду вместе с нами ездил наш куратор, и ему позвонили из клуба «Триумф» с вопросом про гимнасток, про постановки танцев. Куратор не стал вдаваться в подробности и просто дал мой номер, и тогда я узнала, что клуб набирает группу поддержки. Это мне показалось очень интересным.

- Тебя сразу же утвердили?

– Был устроен конкурс, на просмотре еще была команда чирлидеров. Тогда мне помогла Аня Митюхина, она до этого год работала в группе поддержки баскетбольного «Динамо». Я обзвонила знакомых девушек из института, признаться, было очень страшно, что ничего не получится. Мы показали пару номеров, еще не полностью готовых, и мне сказали, что перезвонят.И вот спустя две недели мне сообщили, чтобы я начинала подготовку к сезону! А это означало, что надо было срочно ставить танцы и придумывать костюмы. В первый год со мной работали мои друзья – хореографы, помогали ставить танцы, но со временем привлеченных людей со стороны становилось меньше, и вот уже несколько лет все танцы ставлю я, разумеется, с помощью девушек группы поддержки.

- Помнишь дебютное выступление в первом сезоне «Триумфа»?

– За три дня до первого матча в «Триумфе» проходил товарищеский баскетбольный турнир. На нем нам предстояло выступить, чтобы «прогнать» свои танцы, это была своеобразная генеральная репетиция. Я все матчи сидела у пульта рядом с диджеем, и он говорил, что у нас все плохо, танцы скучные и сырые, девочки нерастанцованные…. И можете себе представить мои чувства после этой репетиции. У меня опустились руки. Мы все очень волновались, но сумели собраться на первую игру. Было много нервов, к тому же костюмы для русского народного танца нам привозили во время матча! Я не помню, как нас принимала публика, все было как во сне.

- Как сейчас, с высоты пяти лет опыта в баскетболе, можешь оценить первый сезон?

– Первый сезон был самым сложным. Это были наши первые шаги в группе поддержки в баскетболе. Несмотря на то, что до «Триумфа» мы выступали в футбольном «Сатурне», для нас все было в новинку, ведь у баскетбола своя специфика. У нас было очень мало времени перед началом сезона. Летом, когда все уезжают на отдых, мне предстояло собрать команду, начать тренировки, придумать танцы, полностью пошить костюмы. В клубе была сразу же определена линия, что все девушки группы поддержки – художественные гимнастки, с умением работать с предметами. Упор делался именно на грацию, растяжку, сложные элементы.

Помнится, что в какой-то момент в первом сезоне Аня Митюхина мне сказала, что мы – одни из лучших групп поддержки в баскетболе в России. Я не могла в это поверить. Как оказалось, мы буквально произвели фурор своими танцами, в которых использовали обручи и мячи. Такого до нас не делал никто.

- Насколько престижно для художественной гимнастки выступать в группе поддержки?

- Когда профессиональный спорт заканчивается, чаще всего это происходит с окончанием школы – век художественной гимнастки скоротечен, – то  многие спортсменки не могут забыть про выступления, мышцы ноют, скучают по движениям, по нагрузке, испытывают своеобразное «голодание».

Я считаю, что группы поддержки – это отличная возможность реализовать свои способности, таланты, а также попробовать что-то новое. Это хорошая альтернатива спорту: это и гимнастика, и танцы, и творчество.

- Группа поддержки «Триумфа» делает упор на умение художественных гимнасток работать с предметами, на их грацию, гибкость, растяжку. Легко ли гимнастки постигают азы хореографии? Насколько быстро они обучаются танцам?

- Перестроиться довольно-таки непросто. Как я уже говорила, поначалу со мной работали друзья-хореографы, которые ставили нам танцы, их помощь была значительной, я очень им благодарна. Вот уже несколько лет я справляюсь сама. Конечно, мне не хватало знаний в этой области, и я решила пройти обучение и получила дополнительное образование в МГГУ им.Шолохова. В прошлом году успешно защитила диплом по специальности «хореограф-постановщик».

Что же касается девушек, то, как мне помнится, в первые годы я постоянно им подсказывала: «Тянем носочек!», «Спину ровно!». Сейчас подобные подсказки крайне редки, девушки уже отлично все знают и обучают новеньких, советуют им даже, когда, например, нужно подмигнуть зрителю, улыбнуться или, наоборот, войти в серьезный образ. Мне очень нравится, что у нас такой дружный, сплоченный коллектив.

И все же хочу сказать, что при постановке танцев в случае использования элементов классической хореографии или, например, элементов хип-хопа, мы всегда стараемся выполнять эти элементы правильно, четко, а не просто намекать на них, танцевать неправильно или быть карикатурой на какой-то стиль . Для нас очень важен профессиональный подход к постановке танцев, поэтому оттачиваем буквально каждое движение, каждую деталь танца.

- Следишь за американскими или европейскими группами поддержки?

– Стараюсь по мере возможности. Меня восхищает, на какой уровень НБА подняла зрительский интерес к развлекательной части баскетбольного матча. Девушки из группы поддержки, талисманы, конкурсы – это все единая часть шоу, к тому же не забывайте про целые ТВ-передачи, которые неделями показывают отбор в группу поддержки. Я также слежу за европейскими группами поддержки и вижу, что в целом для них характерна концепция чирлидеров. Прибалтийские группы поддержки делают необычные для нас элементы акробатики, нам уже сложно этому научиться, у нас немного другое направление. Когда я рассказала, что в Европе делают поддержку на одной ноге и в два раза выше, чем мы, у девочек был шок, они не понимают, что это вообще реально.

- А что скажешь про российские группы поддержки?

– Безусловно, я стараюсь быть в курсе их новшеств, тенденций и танцев. В последнее время клубы стали уделять значительное внимание своим группам поддержки, рассказывают о них болельщикам, красиво представляют их на матчах. Могу сказать, что все группы поддержки в российском баскетболе самобытные, все очень разные – и это здорово, ведь болельщикам не приходится скучать. Мне нравится многочисленность группы поддержки кубанского «Локомотива», профессионализм «Химок», умение группы поддержки ЦСКА всегда быть в тренде современных музыкальных и модных веяний, желание девушек из питерского «Спартака» пробовать что-то новое.

- Ты сказала, что тебе нравится многочисленность  групп поддержки. Как считаешь, какое оптимальное количество человек для группы поддержки?

– По моему мнению, оптимальное количество -  от 10-12 человек. Чем больше участников, тем зрелищнее. Если восемь танцоров одновременно подняли руку – это неинтересно и просто. Совсем другое, если это сделали 18 человек одновременно. Это сразу привлекает внимание. Это зрелищно.

- Тогда интересно узнать, как ты относишься к «смешанным» группам поддержки. Было ли желание «разбавить» группу поддержки «Триумфа» танцорами?

- Честно говоря, нет. Может быть, мне и стоит подумать на эту тему, но … на данный момент я вижу Dance team Триумф как группу девушек. Парней-танцоров я бы приглашала под отдельные номера, но не на постоянной основе.

- Вспоминая твои слова о том, что европейские группы поддержки иногда демонстрируют какие-то сумасшедшие акробатические элементы, сразу же приходит на ум прошлогодняя поддержка Светланы Голыниной, когда ее подкидывали в воздух, и она делала разножку, успешно приземляясь на руки девушек. После такого кажется, что наша группа поддержки может выполнить любой сложный элемент. Или все же существуют какие-то трюки, которые наши девушки наотрез отказываются выполнять?

– Нет, я не помню, чтобы отказывались, несмотря на то, что я всегда хочу от них большего и заставляю идти на какие-то риски. Конечно, есть какие-то нелюбимые элементы, например,  девочки очень не любят кувырки.

- Потому что после кувырка волосы некрасиво лежат?

- Нет, потому что кувырок – это больно. У нас в первом сезоне в танцах были кувырки, и у Маши Дроздовой даже образовалась гематома на позвоночнике. Дело в том, что паркет очень жесткий, и кувырок получается довольно болезненным. Но это еще не все. Ведь если исполняешь кувырок назад, то можешь нечаянно встать коленкой на свои собственные волосы…. а завершать танец нужно, так что приходится выдирать кусочек волос. Это очень неприятно, но такое случалось, наверно, со всеми!

- Так получается, что поддержки и прыжки в воздухе – это не самое опасное и страшное?

В первое время на тренировках, конечно, побаиваются. Глаза закрывают, но руки ставят, чтобы ловить  – а как иначе? Каждый понимает, что убрать руку – значит, причинить травму. Однако после нескольких тренировок все уже приноравливаются, страх уходит.  Помнится, что когда только разучивали поддержку с прыжком, у нас всех было немало синяков.  Свету подкидывали, и она рефлекторно начинала при приземлении махать руками и ногами, чтобы поймать равновесие, и девочкам доставалось, но никто никогда не убрал руки.

Также могу сказать, что есть  некоторые элементы, которые  я разрешаю выполнять только на игре, на тренировке мы только их обозначаем.

Например, перекат через грудь с отжиманием, а ноги наверху «свечечкой». Тут надо отжаться, и сила нужна, и нужно суметь не прийти подбородком в пол.

А зачем нам лишние травмы на тренировках?

- Раз уж коснулись темы травм. Какие самые распространенные травмы в группе поддержки?

- Спины, плечи. Чем старше девушка, тем больше травм. Это закономерность.

-Случалось ли кому-то получать травму на игре? - Да, но, Слава Богу, сильных травм не было. Как-то на игре у Полины вылетело плечо, она забинтовалась у доктора, пропустив один таймаут, но на остальные танцы вышла и все отлично отработала.

- «Чем старше девушка, тем больше травм». Можешь обозначить границы возраста для девушки в группе поддержки?

– Четких границ здесь нет, все зависит от внешности девушки, от ее физической формы. Главное, чтобы не выглядело неуместно, когда, например, маленькая девочка пытается изобразить роковую даму.

Что же касается верхней границы возраста, то мы никуда не денемся от  стереотипа, что девушка из группы поддержки – это молодая, легкомысленная девчонка, поэтому верхняя граница – это 25-26 лет.

У меня постоянно спрашивают, сколько лет девочкам, все думают, что они  старшеклассницы. С одной стороны, это комплимент, но с другой стороны, хочется немного развеять заблуждение про легкомысленность.

- Может быть, стать серьезнее для публики помогут платья и каблуки?

- Наши девушки все танцы исполняют в кроссовках. Во-первых, на каблуках неудобно, сразу начинаешь осторожничать, скорость падает, к тому же на каблуках невозможно сделать большинство гимнастических элементов. 

У нас нет стремления быть серьезными. Мы стараемся быть разными, поэтому делаем разные танцы, чтобы каждый таймаут нашел своего зрителя. 

- Каждый сезон есть хоть один танец, который в какой-то мере затрагивает соперников. Интересно узнать, неужели гости отвлекаются на девушек?

– Раньше я считала, что если во время таймаута обернутся несколько игроков гостей, то это успех. Кстати, всегда есть несколько запасных игроков, которые во время матча наблюдают со скамейки наблюдают не за ходом игры, а за девушками.

- А судьи отвлекаются?

– В таймаутах они чаще всего наблюдают за нашими танцами. Но, бывает, им достается от нас. Частенько судьи встают в неудобные места, и в них может попасть предмет. Кстати, и девочкам иногда достается от игроков.

- Как, например?

- Когда игроки выходят после таймаута, а танец еще не закончен, они могут наступить, задеть, если девочки завершают номер на полу.

 

Например, был танец со скакалками, когда девочки выходят и запутывают из скакалок «звездочку», и случалось, что туда, в эту «звездочку» каким-то чудом попадал игрок, так что приходилось разматывать скакалки и начинать все заново. Кстати, как выяснилось позже, у девочек есть кодовая фраза, которая обозначает подобные ситуации. Они успевают друг другу сказать: «Шухер, большие пацаны идут!» и стараются покинуть паркет как можно быстрее.

- Случались ли во время танцев казусы с платьями или обувью?

– Бывало, когда блестки с платья (на плече или груди) цеплялись за колготки. И вот  тогда интересно, кто победит – платье или колготки. Порвать жалко, но и танцевать надо дальше.

- Самая нелюбимая одежда или часть одежды для девушек из группы поддержки?

– Те, которые состоят из множества элементов – веревочек, завязочек... В этом сезоне один из самых сложных платьев – для танца кукарача, эти «висюльки» могут зацепиться…. Впрочем, к концу игры, когда вспотеешь, сложно надевать любой костюм.

- Что для тебя провал танца?

– Когда заканчивается таймаут и в зале стоит тишина.

- Такое бывало?

– Не припомню. Бывает, когда не все успевают переодеться, и девушки выбегают в разных нарядах. В такой ситуации думаешь: уже лучше бы вообще не выходили. Иногда диджей может ошибиться и поставить музыку не с самого начала, и девочки, не посмотрев друг на друга, начинают танцевать вразнобой. Хорошо, что подобные случаи  очень и очень редки.

- Наверно, 90% успеха танца – это выбранная музыка. Какая музыка точно не подойдет для группы поддержки?

– Медленная. Музыка должна форсировать темп игры, чтобы у зрителей «моторчик» включился.

- Какой танец этого сезона занял больше всего времени для постановки? Танец с лентами?  

– Нет, «ленты» у нас пошли с третьего захода. Мы сначала начали ставить «ленты» – забросили, вновь начали и вновь не получилось. А с третьего захода все прошло отлично.

«Шляпы» мы составили за один день. Мне кажется, что все танцы в этом году ставятся примерно за 1-2 тренировки. Раньше это занимало больше времени. Первая тренировка уходит на то, чтобы сделать костяк, вторая – чтобы сделать концовку,  немного перекроить, подумать насчет перестроений.

- А есть ли желание, например, вернуть старые танцы, особенно полюбившиеся публике?

– Почему нет? Если болельщики любят какой-то номер, можем его еще раз показать на паркете, тем более что помним танцы хорошо, как заученные стихи. Так  что, скорее всего, покажем что-то из нашей коллекции в начале нового года, ждите!

- Что запрещено девочкам из группы поддержки? Например, перекрашивать волосы или делать пирсинг? - У  нескольких девочек в нашей группе поддержки есть пирсинг в пупке. Это красиво. Сережки в брови или носу -  явное излишество, и я попрошу девушку снять сережку на время танцев.

Насчет цвета волос. Я слежу, чтобы девочкам шел цвет, длина, и если что не так – обязательно посоветую, как исправить, подскажу отрезать или отрастить челку.

Но я не могу представить ситуацию, что кто-то из девушек придет с ирокезом или странным цветом волос. Все девочки ведут себя очень сознательно, они прекрасно понимают, что работают в коллективе, и чувствуют ответственность.

- Говорят, в каких-то коллективах принудительно заставляют красить волосы в определенный цвет или стричься на общий манер…

– Это не про нашу группу поддержки. Конечно, я тоже знаю девушку, которая попала в такие условия, ей пришлось и  подстричься, и перекраситься. У нее были шикарные длинные волосы, а ей сделали короткую стрижку с челкой. Для нее это был шок, и она неделю не хотела выходить из дома. Есть еще один пример, когда блондинку заставили не только перекраситься в темный цвет, но и сделать практически мужскую стрижку.

- Сложно представить девушку с мужской стрижкой в нашей группе поддержки…

– Если это девушке будет идти, если это будет гармонично, и если сама девушка захочет такую стрижку – почему нет? Мне важно, чтобы каждая девушка нашей группы поддержки была особенной, смотрелась красиво и естественно, а делать одинаково фабричных кукол из таких разных, самобытных, интересных девушек не вижу смысла.

- Ты такой лояльный руководитель,  а что скажешь насчет веса девушек? Взвешиваешь ли ты их, штрафуешь ли за лишние килограммы?

– Для художественных гимнасток контроль веса – это, можно сказать, привычка, рефлекс.

У нас очень дружный коллектив, и мы уважаем и любим друг друга, знаем о слабостях и недостатках. Однако, несмотря на дружбу и отличные взаимоотношения, мы никогда не забываем, что наша работа – это выступление на публике, и мы обязаны быть в отличной форме. Я не заставляю девушек взвешиваться и не штрафую их. Они все прекрасно знают, в какой форме они находятся, и если вдруг появляется лишний вес, то сразу это чувствуют и принимают меры.

- То есть, таблички в раздевалке: «45 килограммов и ни граммом больше!» нет?

- Нет, я даже больше скажу: я не знаю, какой вес у девушек из группы поддержки. Но я всегда увижу и подскажу, если кому-то необходимо похудеть.

- Не жалеешь, что связала свою жизнь с танцами?

– Нет, это великолепная работа. Здесь всегда есть элемент новизны, здесь можно реализовать себя, это постоянный обмен эмоциями со зрителями. Танцы – это огромный мир. Конечно, как и в любой работе, бывают моменты, когда накатывает усталость,  не хватает терпения, и хочется все бросить. Зато, когда приходят первые результаты, сразу же появляется и желание, и вдохновение, и силы.

 

Автор: Елена Кулагина, БК "Триумф"