3 мин.

Критиковать Нельзя Хвалить

Я тут читаю известную книгу Дэниэла Гоулмэна. "Эмоциональный Интеллект" - книжка  полезная, там много интересного, но я бы выделил главу про критику в адрес людей. Все таки тренерская профессия, так или иначе подразумевает критику в адрес игроков.  Это в общем-то не новость, и часто можно наблюдать как известные тренеры, у которых кстати есть что показать на полке достижений ведут себя во время матчей.

Однако Дэниэл Гоулмэн придерживается немного другого взгляда на критику, пусть его мысли относятся не к спортивным командам, а просто к рабочему процессу, тем не менее есть о чем задуматься:

"... пред­ставьте себе последствия, ожидающие рабочую группу, если начальник не способен справиться с приступом гнева или не улавливает, что чувствуют окружающие его люди. Все разру­шительные воздействия волнения на мышление,  применимы и к рабочей обстановке, поскольку люди, выведенные из душевного равновесия, не способны вспо­минать и усваивать нужную информацию, концентрировать внимание или принимать правильные решения. Как заметил один консультант по вопросам управления, «Стресс отупляет людей».

"... вы только вообразите, какую пользу рабочему процессу принесет осведомленность в основных эмоциональных компетенциях, то есть настроенность на чувства тех, с кем мы имеем дело, уме­ние улаживать разногласия, не допуская их обострения, и ис­кусство достигать состояния вдохновения при выполнении сво­ей работы. Лидерство — это не господство, а способность убеж­дать людей работать на благо общей цели..."

''В некотором отношении критика представляет одну из наи­более существенных обязанностей руководителя. Она к тому же оказывается и самой устрашающей и неприятной. Но ...  слишком многие ру­ководители плохо владеют важным искусством создания обрат­ной связи. Этот недостаток обходится всем очень дорого, ибо..... производительность, удовлетворенность и эффективность работы людей зависят от того, как им высказывают придирчи­вые замечания. В самом деле, то, как именно выражается и вос­принимается критика, в значительной степени определяет, на­сколько люди бывают довольны своей работой, своими колле­гами и начальством."

"... одной из наиболее распространенных форм разрушительной критики на работе является огульное обвинение общего характера вроде: «Вы завалили все дело», высказанное резким, язвительным и раздраженным тоном, не давая человеку возможности ответить и не предлагая спо­соба, как улучшить положение дел. После этого работник, подвергшийся такой критике, чувствует себя беспомощным и раздраженным. С точки зрения эмоционального интеллекта подобная критика свидетельствует о полной неосведомлен­ности о чувствах, которые она вызовет у тех, кто ей подверг­нется, и об угнетающем воздействии этих чувств на мотива­цию, энергию и уверенность в себе работников при выпол­нении ими работы."

" Резкая критика настолько деморализовала тех, против кого она была направле­на, что они никогда больше не усердствовали на работе и что, возможно, самое ужасное, говорили, что уже не чувствуют себя способными успешно с ней справляться. Личный выпад оказал­ся убийственным для их морального состояния.

Многие руководители слишком усердно критикуют подчи­ненных, но скупы на похвалы, так что у их сотрудников созда­ется впечатление, что они выслушивают мнение начальства о своей работе, только когда совершают ошибки.

Люди очень часто высказывают критические замечания лишь тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и когда они бывают уже слишком раздражены, чтобы сдерживаться. И именно в этот момент они начинают критиковать наихудшим образом, при­поминая и резко саркастическим тоном излагая длинный пе­речень обид, которые они держали при себе, или начинают уг­рожать. Подобные нападки приводят к неожиданным непри­ятным последствиям. Они воспринимаются как оскорбления, поэтому потерпевший от критики в ответ приходит в ярость. Это наихудший способ мотивации».