Школа тренеров ФИБА - День 3
Все-таки у меня не получилось вести «день в день» дневник с Европейской школы обучения ФИБА, но пусть и постфактум я попробую восстановить хронологию. Незаконченное дело оставляет какое-то не слишком комфортное чувство, да и потом уже несколько человек попросили меня продолжать вести этот дневник. :)
Итак, день 3
Прямо с утра была лекция сербского профессора Недада Трунича про развитие игроков в амплуа разыгрывающего. Сам Недад малоизвестный широкой баскетбольной публике тренер, но по глубине знаний, по умению рассказывать простыми словами о сложных вещах лучше специалиста по правде сказать я и не встречал.
Некоторые идеи из его начала презентации:
Разыгрывающий — это особенное амплуа и относится, и тренировать его нужно по особенному.
До 14 лет стоит присматриваться к игроку, а с 14 если игрок по вашему мнению обладает нужными качествам начинать учить его игре на этой позиции.
Смотрите не только на его хронологический возраст, но еще и на биологический — некоторые игроки по биологическому возрасту младше, чем их хронологический возраст. Например разыгрывающий сборной Сербии Пено против «первого номера» сборной Турции на ЧЕ до 18 лет . Серб еще способен прибавить и его тело выглядит «младше» его возраста, а турок наоборот очень атлетичный уже сейчас.
Также подробно было рассказано как распознать разыгрывающего, как организовать тренировочный процесс для него (напишу как-нибудь отдельным постом) и много что еще — порой просто физически не успеваешь составить конспект презентации из-за насыщенности материала.
Следующая лекция о развитии игроков была не так содержательна, но вполне в стиле проводившего ее Светислава Пешича. Пожалуй напишу здесь таблицу, которую дал в своей презентации Пешич:
Количество тренировок в неделю для различных возрастных групп
Возраст
Количество тренировочных занятий
10-12 лет
2-3 + баскетбольный матч
12-14 лет
3-4 + баскетбольный матч
15-16 лет
5-6 + 1-2 кондиционных тренировки + баскетбольный матч
16-18 лет
6-7 + 2-3 кондиционных тренировки + баскетбольный матч
Количество матчей в год в разных возрастных категориях
Возраст
Количество баскетбольных матчей
10-12 лет
25-30
12-14 лет
35-45
15-16 лет
45-55
16-18 лет
55-65
После лекций нужно было дать отзыв на выступление команды тренеров на презентации. Дело в том что одна из частей оценки тренеров в этой школе - это воркшоп или презентация. Все тренеры делятся на четыре группы . В группе несколько команд по три человека. У каждого тренера отдельное задание на определенную команду. Первые две группы получили задание - смоделировать свое выступление перед матчем, предлагая игрокам анализ оппонента, т.е в команде из трех человек первый тренер берет нападение соперника, второй защиту, а третий подводит итоги, дает мотивацию или что-то еще что посчитает нужным. Пользоваться при выступлении можно чем угодно, кроме видео. Видно негативный опыт прошлых лет, когда тренеры только и делали что крутили нарезки спровоцировал такое правило.
Короче говоря в третий день стартовала как раз первая группа команд тренеров. Я оказался в третьей группе с румыном и парнем из Уэльса — и как раз таки третьей группе тренеров нужно было смотреть за выступлением своих коллег, чтоб дать им потом обратную связь под руководством опытного наставника. Выглядит это примерно так: выступающая команда по три человека, у каждого есть 7 минут на выступление, потом вместе с наставником группа которая выступала и мы кто должен давать отзывы уходим в отдельную комнату и все вместе начинаем обсуждать плюсы и минусы презентации. Честно признаться я из-за постоянного недосыпа был словно с похмелья и по моему ничего вразумительного и полезного сказать своим коллегам не смог особенно на фоне отзыва, который давал опытный наставник в данном случае для нас это был все тот же Трунич.
После обсуждения, как и в предыдущие два дня предстоял просмотр матчей. Только на этот раз смотреть надо было предельно внимательно - наша группа как раз узнала команду, которую предстояло презентовать уже нам через два дня — это была сборная Турции, которая играла в тот день с сербами. Правда задание у нас уже было другое — нужно было дать после матчевый анализ турков. У каждого тренера было отдельное задание нападение, защита, и практические тренировочные упражнения для исправления ошибок.
Во время матчей мне по многим причинам нравится использовать метод записи каждого владения, поэтому во время игры мои наблюдения выглядят примерно таким образом:
Никто не понимает что это, все заинтригованы, да и я произвожу впечатление умного человека — одни плюсы короче :)))
p.s. Вся наша тренерская движуха выглядела примерно вот так: