9 мин.

Бой-Быков

Победу сборной России на Евробаскете-2007 и успехи наших клубов в еврокубках связывают лишь с несколькими именами, чаще всего американскими. А между тем история Сергея Быкова иллюстрирует этот прорыв вполне точно. Обычный парень с необычными способностями медленно, но верно становится лидером нового поколения российского баскетбола. Рассказ о защитнике «Динамо» – от Дмитрия Матеранского и журнала PROспорт.

ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ российские баскетболисты могут похвастаться тем, что получали стабильное игровое время у Душана Ивковича. Молодых игроков, которые удостаивались доверия сурового сербского тренера за те пять лет, что он провел в Москве, можно пересчитать по пальцам одной руки. И у вас останется еще парочка пальцев про запас. Последним из таких «заслуживших» стал защитник московского «Динамо» Сергей Быков.

В 2006-м «Динамо» выиграло Кубок УЛЕБ, значительно превзойдя всех остальных участников турнира одними только именами в заявке. Душан Ивкович, получивший карт-бланш, действовал в своем обычном стиле – предоставлял полную свободу действий лидерам. Игру бело-голубых делала парочка харизматичных американцев – Майри Чэтмен и Рубен Даглас. Мяча в нападении с трудом хватало им двоим, но они давали результат, так что остальным игрокам задней линии обычно нечего было возразить на неравномерное разделение времени и обязанностей. Быков умудрился стать в этих условиях чуть ли не главным открытием сезона во всем российском баскетболе. Когда Дуда подзывал молодого россиянина к себе, перед тем как выпустить его на площадку, казалось, что он просто показывает на лучшего снайпера соперников и говорит одно слово: «Взять!» И через несколько секунд от того летели клочки. Сергей очень хорошо понимал, что нужно делать для того, чтобы получать игровое время в этой команде и у этого тренера.

Сегодня руководители динамовского баскетбола любят с гордостью называть чемпиона Европы Сергея Быкова своим воспитанником. Это верно лишь отчасти. Его профессиональная карьера действительно началась только с подписания первого контракта с бело-голубыми – в 2001 году, когда клуб возрождался из пепла, а Сергей заканчивал «Тринту». К этому моменту он прожил в Москве чуть больше года.

Баскетболист Быков из того самого «потерянного» поколения, юность которого пришлась на девяностые со всей их чехардой – закрывающимися спортшколами и тренерами, которые учились развозить пельмени по продуктовым лавкам, вместо того чтобы тренировать. В 2007-м это поколение неожиданно для самого себя выиграет чемпионат Европы, но лет десять назад об этом никто не мог и подумать.

В городе Новодвинске Архангельской области не было и нет спортшколы, так что закрываться было нечему. Там есть целлюлозно-бумажный комбинат и 50 000 жителей, которые либо работают на комбинате, либо готовятся к этому. Но телевизоры там все-таки были, а в них была еженедельная программа NBA Action. Из нее тогда черпали вдохновение мальчишки по всей стране, и Быков – один из них. История о том, как он, выиграв со школьной командой чемпионат области, потом уже со сборной области блеснул на российском уровне и в конце концов получил приглашение в столичную «Тринту», могла бы лечь в основу сценария какого-нибудь фильма о спорте. Парень из глубинки, прорвавшийся через массу передряг к вершине на одном характере и энтузиазме, – это про Быкова. Чего стоил бы только рассказ о ежедневных поездках из Новодвинска в Архангельск на тренировки! «Можно было, конечно, ездить на маршрутках, – вспоминает Сергей, – но это дорого, каждый раз пришлось бы платить, а на автобус у меня был проездной. Так вот, два часа на автобусе до Архангельска, потом еще по городу полчасика, уже на трамвае. Тренировка с юношеской командой, а потом и со взрослой, я ведь такой псих был. Домой возвращался уже ночью».

Не прошло и года, как Сергей оказался в одной из лучших в стране баскетбольных спортшкол – «Тринте», а параллельно начал играть за ныне несуществующий московский «Спартак» и команду Института сервиса в Студенческой баскетбольной лиге (этот полулюбительский турнир тоже уже стал историей). Среди игроков и тренеров той СБЛ про Быкова по-прежнему ходят легенды – будто бы сверху он в каждой игре вколачивал раз по десять, и почти всегда у него на плечах висело человека по четыре… «Это они, конечно, преувеличивают, – скромничает Быков. – Может, рассказывают, что у меня и рост пять метров? Просто в том сезоне в Студенческой баскетбольной лиге были экспериментальные правила и за данки давали по три очка, а не по два. Вот мы и старались в каждой атаке сверху забивать».

Умение вколотить сверху для «маленьких» игроков не считается обязательным. Это опция, бесплатное приложение к непреложным «видению поля», «чувству мяча», умению «читать игру». Но у Сергея, который поздно начал получать настоящее баскетбольное образование, умение летать и вызывающие его отличные физические данные были чуть ли не основной характеристикой. «Физикой» он и выделялся из той группы игроков, которую Сергей Базаревич и Евгений Гомельский оптом подписали из «Спартака» на перспективу. В первом сезоне у «Динамо» была четкая задача – сразу выиграть суперлигу Б и выйти в элитный дивизион. Так что играющий тренер Базаревич не особенно доверял молодым, и возможности показать что-то в игре Быкову доставались изредка. Зато тренировок было сколько угодно. «Он меня самого в защите мог довести до изнеможения, – вспоминает Базаревич. – Вцепится и не отпускает до конца тренировки. Я ему уже намекать начинаю: Сережа, поспокойнее, ведь я же тренер!»

ПЕРВЫЕ ДИНАМОВСКИЕ сезоны стали для Быкова начальной школой профессионального спорта. Ведь до этого большой баскетбол он видел, по сути, лишь по телевизору. «Я смотрел на них широко открытыми глазами. Ведь тогда в «Динамо» помимо Базаревича играли Шакулин и Кисурин. Легенды! И тут я рядом с ними». Но через два года, когда в «Динамо» началась тренерская чехарда, закончившаяся приглашением Цви Шерфа, возможность смотреть стала уже избыточной. «У Шерфа даже к тренировкам был очень оригинальный подход. Он считал, что молодые должны сидеть и смотреть, как основной состав тренируется. И вот таким образом у них учиться. То есть мы на тренировках даже особенно не потели». Через пару месяцев Сергей попросился во вторую команду, а в следующем сезоне, когда возник вариант с арендой, не стал противиться поездке в Сургут и на год оказался в составе «Университета».

Казалось, карьера катится под откос – из амбициозного клуба в провинциальную ссылку, в команду, стабильно борющуюся за выживание. Более того, игрового времени в Сургуте больше не стало! Сергей Ольхов не увидел в Сергее тех качеств, на которые хотел бы сделать ставку. И когда следующим летом Сергей Базаревич приглашал Быкова в студенческую сборную, чтобы ехать на Универсиаду, делал он это скорее по старой памяти и совсем не от хорошей жизни.

«Серега и лишнего веса тогда в команду привез несколько килограммов, и в первых играх как-то не блистал совсем, – говорит Базаревич. – Но когда до решающих игр дело дошло, он уже был одним из тех, на кого я мог полагаться. И в главных наших подвигах – когда сборную Турции вместе с их болельщиками и судьями обыгрывали – он здорово помогал».

Душан Ивкович как раз в это время принимал динамовское хозяйство и, прежде чем подписывать иностранцев, заинтересовался имеющимися в наличии русскими. Быкова отозвали из аренды и вернули в Москву.

«Мне потом уже рассказали, что он меня помнил все эти три года, которые в ЦСКА провел. В 2002-м осенью мы армейцев в предсезонке грохнули. У них дома, и как раз с только что приобретенными Холденом и Папалукасом. И я тогда очень удачно сыграл, очков 17 набрал, кажется. Вот в памяти у Ивковича и засело, что этот – может».

Рассказывают даже, что Ивкович настолько проникся игрой Быкова, что вроде как был не против видеть его в ЦСКА. Но дальше слухов эта инициатива не пошла, и их пути пересеклись гораздо позднее. Сергей стал для Дуды настоящей находкой. Хотя в свои 22 года он еще оставался молодым и перспективным, жизненный опыт у Быкова уже кое-какой имелся. И год в Сургуте укрепил его в мысли, что шанс, если он предоставляется, использовать надо до конца. Поэтому Ивковичу действительно достаточно было просто показать «клиента».

Дэвиду Блатту наверняка было известно, как Быкова использовал Ивкович. Но он приглашал его в сборную в 2006-м совсем не для этого. В той сборной вообще трудно припомнить баскетболиста, который бы занимался только разрушением. В «оптимистически-созидательной модели баскетбола без Кириленко» новый тренер сборной периодически ставил Быкова на позицию разыгрывающего. «Это для меня самого стало неожиданностью, – заверяет Сергей. – Он у меня спрашивает, играл ли я первого номера. А что отвечать? Конечно, я говорю, что играл. В таких ситуациях не отнекиваются…» Сергей, конечно, не превратился в одночасье в Папалукаса. Сказочные превращения – это вообще не про Быкова, но с задачей он справлялся вполне достойно. Отрабатывал. Поэтому когда спустя год Блатт набирал сборную на чемпионат Европы, отказываться от услуг Быкова он, кажется, хотел меньше всего.

Дурацкая история с укусом неустановленного насекомого в турецкой гостинице чуть не лишила Сергея его главной победы. Курс антибиотиков выбил его из колеи, и на первых тренировках сборной перед Евробаскетом-2007 он действительно не тянул. Перед выездом на товарищеский матч с французами Блатт все-таки «отцепил» Сергея. С формулировкой «временно». Оказалось, что действительно временно. «Только ты не думай, что Блатт мне тогда какие-то скидки делал с учетом каких-то там заслуг. Нет. Я уже восстановился, и возвращал он меня потому, что на тот момент я, по его мнению, был готов».

На чемпионате Европы Сергей стал 12-м игроком в команде, а в историческом финале на площадку так и не вышел. От этого он ни на йоту не становится меньшим чемпионом Европы. Кто сейчас скажет, что он прошел более легкий или короткий путь к этой победе, чем Кириленко или Холден? При этом у Быкова теперь есть мотивация для того, чтобы вернуться в сборную, что-то в ней показать. И доказать.

«Знаешь, я вот смотрю на наших американцев и впечатляюсь: им всегда мало того, что у них есть, – говорит Сергей. – Ну то есть не мало, а просто хочется еще больше. Больше времени, больше ответственности, больше денег. Кто-то может подписать хороший контракт и успокоиться, а они уже не хотят останавливаться. Им надо еще и еще. Этому тоже у них надо учиться – не только баскетболу».

В этом сезоне у Быкова в «Динамо» хватает таких учителей. Генри Домеркант и Трэвис Хансен – оба атакующие защитники, но им удается дополнять друг друга на этой позиции и не драться за один мяч. Более того, у Быкова теперь гораздо чаще возникает возможность для атаки, нежели в предыдущих сезонах, и он охотно этим пользуется. «У Пешича все имеют право на бросок. Абсолютно все. То есть если ты в защите отпахал и у тебя возникает в нападении ситуация – можешь бросать не сомневаясь. Даже если промахнешься, тебе слова никто не скажет!»

Когда его трехочковый бросок на последних секундах принес динамовцам победу над ЦСКА в гостевом матче регулярного чемпионата, Сергей, конечно, дал волю эмоциям и самолетиком полетел в объятия партнеров. Но уже на следующий день рассуждал о том попадании очень спокойно и всячески открещивался от определений вроде «главный бросок сезона».

ПОСЛЕ ФОТОСЕССИИ мы уезжаем из «Крылатского» на моей машине. Сергей демонстрирует водительские права, которые получил буквально накануне. «В клубе сейчас машину выдадут, на ней учиться буду. Есть у нас один «Мерседес» глазастый, который от одного игрока к другому переходит. Сначала на нем покатаюсь, а потом уж буду думать, какую машину покупать. А может, жене новую взять, а себе ее «Короллу» оставить?..» Скромность Быкова кажется даже неестественной для успешного спортсмена, но я довольно быстро забываю, что рядом сидит чемпион Европы, а не просто парень, с которым мы вместе перебирались в Москву из провинции несколько лет назад. «Пообедаем? Тебя гамбургеры-то как, не смущают? Ну тогда давай прямо, вон там «Макдоналдс» есть через пару километров…»