4 мин.

Ничего личного, это просто бизнес

Это пост о профессионализме в спорте. Как я его понимаю на настоящий момент.

Мы живем в стране, где нет культуры профессионального спорта. Ни у кого. Ну или почти ни у кого. Ни у болельщиков, ни у чиновников и руководителей. Ни у самих спортсменов. В этом никто не виноват. Мы просто совсем недавно вышли на эту дорогу, и слишком недалеко по ней ушли.

Я вот довольно слабенький интервьюер. Я очень мало работал в этом жанре, и только недавно понял, что он действительно интересный. Какое-то время назад я придумал очень интересный (как мне казалось) вопрос для американских легионеров, играющих в Европе. У него было несколько вариантов, но суть была примерно такой: «Где в баскетболе для вас кончается спорт и начинается бизнес?» Остренько, да? Вот тут мы и берем их, бездуховных, тепленькими! Ага! Бездушные профессионалы, которым только деньги и нужны, выкладывайте-ка всю подноготную! Но вопрос довольно быстро был списан в утиль. Потому что американцы меня просто не понимали… То есть они начинали отвечать на вопрос, но совсем не так, как я ожидал услышать. Спорт, бизнес, баскетбол, победа все эти термины для них синонимичны. Просто есть такая работа – играть в баскетбол, тренироваться и выигрывать. И это – хорошая работа. Уважаемая и престижная. Но совсем не легкая. Какого спортсмена можно считать профессионалом? В нашей стране нет того пресловутого «Закона о спорте», который помимо прочего определял бы статус профессионального спортсмена. Но даже если этого нет на бумаге, мы-то можем себе это представлять. Профи – это тот, кто получает деньги за то, что занимается спортом? Или что-то еще? Моя младшая сестра учится в РГУФКе, и им объясняют этот термин с небольшим уточнением: «Профи – спортсмен, зарабатывающий спортивной деятельностью достаточное количество средств для поддержания нормального уровня жизни». Хм… «нормального», ну пусть будет «привычного». Или «приличного». Все равно – очень расплывчатая формулировка. Но вот, что я понял в последнее время. Спортсмен становится профессионалом, когда начинает ПРОФЕССИОНАЛЬНО относиться к своему виду спорта. Когда он понимает что ЭТО – не счастливый случай, не «Вот свезло, так свезло», а работа. И эта работа не заканчивается, когда он выходит из зала. Его работа – еще и правильно питаться, соблюдать режим, УЛЫБАТЬСЯ в телекамеры и общаться с журналистами, раздавать автографы и фотографироваться с болельщиками (и тоже улыбаться).

Счет в банке, роскошная машина, квартира в центре – не делают спортсмена профессионалом. А вот личный тренер, которого он нанимает по собственной инициативе, и платит зарплату из своего кармана – делает. Я не устаю восхищаться Джоном Холденом. Вы все знаете его историю – в последнее время о нем много писали, брали интервью и помещали на обложки журналов. Это совсем не тот парень, которому «свезло, так свезло». После колледжа он вполне мог заняться чем-то совсем другим, но когда поступило не бог весть какое предложение играть в баскетбол (за смешные деньги), он принял его, не раздумывая. Он просто взял, и выбрал эту профессию. Но ведь этим выбором его действия не ограничились. Мало подписать первый контракт! История знает слишком много примеров когда молодые игроки, поставив первую подпись, закуривали чемпионские сигары, да так и оставались потом на том же уровне. А Джей, покинувший Штаты в 1998 году, чтобы зарабатывать в Риге $30.000 за сезон, этим летом внимательно выслушивал предложения как минимум двух супербогатых клубов, каждый из которых очень хотел видеть его в своем составе. Ему 31 год, но он продолжает развиваться. Джей – профи. И в нашей сборной он играл как профи. А ведь у этой профессии есть и еще один нюанс. Спортсмены рано выходят на пенсию. Но для профессионалов это не становится сюрпризом. Большинство «настоящих» уже четко знают, чем они будут заниматься «потом». Например «ничем», если у тебя фамилия Оладжювон… Умение распоряжаться деньгами – тоже работа. Один российский баскетбольный агент как-то рассказывал мне, что для своих клиентов он буквально становится нянькой. Решает все бытовые вопросы, и принимает за него решения. Или, например, регулярно извлекает подопечного из казино, в день зарплаты. Одной рукой держит своего «орла прикроватного» за шкирку, а другой – сгребает его фишки. Парни часто оказываются, просто не готовы к своим зарплатам! Голова кругом идет… А когда приходит время завязывать, глядь – а корыто-то разбито. Впрочем все через прошли. В 80-е годы в той же NBA было столько подобных проблем! Были и более серьезные, например наркомания среди игроков, приобретавшая масштабы эпидемии. И кто об этом сейчас помнит? Матеранский