6 мин.

Баскетбол делает нас лучше 2. Детская версия.

Продолжаю делать отечественный баскетбол лучше при помощи словоблудия. На этот раз речь о детском баскетболе. Может быть поможет, а может быть и нет.

Этторе Мессина подробно описал свое видение подготовки молодых спортсменов. Даже не спортсменов, а больше детей. Без прицела на их профессиональную карьеру. На примере своего сына. То о чем он говорит – красиво и необходимо. Но сейчас работа в детском спорте строится несколько иначе. Детский тренер становится хорошим в первую очередь в зависимости оттого – какое место его команда заняла в этой возрастной категории. Система сама по себе ущербна. Если школа (условно скажем, ЦСКА) – раскрученный бренд, куда многие родители приводят детей по принципу – они Евролигу выигрывали (как пример). Или заштатная и скромная СДЮШОР, скажем, номер 22, куда детишки приходят по десять человек на две команды. А ее директор промышляет арендой зала банкирам и прочим коммерсантам. В ЦСКА имея ресурс если не всей страны, то, как минимум всего региона обыгрывает школу номер 22 десять раз из десяти. Неужели это значит, что один тренер лучше другого?

Или еще пример – тренер того же условного ЦСКА, куда свозят все молодые таланты страны и физкультурник 22-й, который сам по районным школам ходит и подбирает себе учеников. В итоге у первого в послужном списке значится: воспитал 10 чемпионов Европы и сто тридцать три мастера спорта. А у второго – два мастера спорта и еще десяток кандидатов в мастера.

Так какой из этих тренеров лучше? Ни один из предложенных вариантов вычисления тренерского таланта не работает. Потому что изначально разные условия.

Вот сейчас модно выписывать всякие тренерские премии и президентские стипендии. Вот только боюсь, что они все уходят как раз таким тренерам из того же условного ЦСКА. И тут дело даже не в богатых и бедных. Вопрос в развитии и тех и других. Первым дать возможности, а вторым умение.

Вот когда я в 13 лет решил серьезно заняться баскетболом – то вполне естественно пришел в раскрученную школу ЦСКА. Насмотрелся на данки Маркуса Уэбба, трехи Куделина и пошел. Тренер команды моего года принял меня с распростертыми объятиями и словами – «в основную команду ты не годишься, но вот в платной группе местечко одно найду». Делать нечего, родители раскошелились. И что в итоге? В зал набивается толпа платных учеников и им (о, Боже!) кидают мяч! Давайте, мальчики, играйте. Да не просто играйте, а по принципу – твой игрок забил – на замену. Без делений по амплуа и возможностей. Сначала я выучил основной принцип – «кто с мячом, тот и капитан», а затем и второй: «взял мяч – херачь». Честное слово, у нас во дворе было интереснее.

В общем, в той системе подготовки детишек, я был окончательно разочарован на собственном примере. Уже тогда, будучи ребенком, понимал, что так можно только убить интерес к тренировкам. И кроме арендаторской платы ничего не добиться. Не удивительно, что москвичей в сборной практически не было. Основной костяк национальной команды – выпускники питерского интерната. Да и тех, в свое время со всей России собрали.

Сейчас все эволюционировало до не узнаваемости! Иногда захожу на тренировки детских команд в ЦСКА или «Тринту» и поражаюсь. В каждом возрасте по два тренера – и один из них еще и двадцатипятилетние не отметил. Действуют по схеме – ветеран тренерского цеха и начинающий тренер. Они работают в паре и друг друга учат! Да и детям внимания в два раза больше уделяется. В общем, прогресс. Причем на тренировках они не комбинации разучивают, а правильную постановку ног или перемещения с мячом и без. Одно упражнение – на координацию я и сам-то повторить не смогу. Скажем, одной рукой дриблинг мяча об стену, а ногой вращательные движения. Или серия движений – как в боксе. Вот только с мячом и с использованием стеночки. Всяческие тесты проводят, показатели сравнивают, записывают, и программы подготовки корректируют. Вот только по-прежнему в первую очередь ценятся командные результаты. Никто из директоров школ не хвастается, мол, у него в команде девятилетних все умеют левой рукой водить мяч. Шкала ценностей прежняя – «мы по 94-му году первое место заняли».

Но не все сразу. К примеру, сейчас турниров детских больше, чем у меня тренировок в платной группе было. А в низшей лиге – Молодежная Баскетбольная Ассоциация и вовсе правила изменили: В команде 12 человек. Играют три тайма по десять минут. В первом периоде одна шестерка играет, во втором другая. А последние 10 минут уже как тренер захочет. В итоге все вспотели, все счастливы и всем интересно.

Сейчас один молодой парень много внимания привлекает. Причем даже не появляясь на площадке. Артем Забелин. 20 лет и 215 сантиметров. При этом умеет бегать, водить мяч и бросать с любой дистанции. Вот меня удивляет (и не меня одного), почему при таких данных Мессина упорно выпускает его на позиции центрового. Боюсь, что из-за недостатка навыков легкого форварда. Жутко талантливый парень, но с пробелами в подготовке. Не исключено, что предыдущие его тренеры сразу разглядели Забелинскую звездность и забили на какие-то компоненты. Мол, и так пробьется. Сразу вспоминается Грегор Фучка, который при своей медлительности и физической слабости умеет на площадке абсолютно все. Или еще пример – Поу Газоль, который в составе «Барселоны» в 90-е приезжал в Москву безусым юношей на позиции легкого форварда. И сейчас является едва ли не самым разносторонним центровым в НБА. Жутко универсальный игрок.

В сборной России на последнем чемпионате Европы было много молодых ребят. И практически все они прошли школу ДЮБЛ под эгидой, как раз так сильно ненавистной всем РФБ. А тогда это был тот, шаг, который позволил высказывать респекты и закрывать глаза на многие другие минусы федерации. Вот обязали каждый клуб Суперлиги в одночасье содержать детскую команду – и жестко настояли на этом. Система заработала мгновенно. Но даже у продукта выпущенного под эгидой этой лиги своя история.

Антон Понкрашов утром играл за команду ДЮБЛа, а вечером за клуб Суперлиги Б «Конти». Придя в «Спартак» он уже был готов к мужскому баскетболу. Путь Шабалкина в сборную лежал через систему Ивковича, Мессины, и аренды в ЦСК-ВВС. И даже не смотря на внимание признанных специалистов, преимущество над сверстниками получил лишь благодаря игровой практике в Самаре. Егор Вяльцев много лет провел в любимчиках Душана Ивковича. Тренируясь в младые годы бок о бок с Холденом, Брауном и компанией, смог сначала заслужить место в «Урал-Грейте», а потом и избавиться от грифа «арендованный» в «Триумфе». Да и в сборной официально числился 13-м. Следом идет Виталий Фридзон. Школа ДЮБЛа дала ему шанс оказаться в Суперлиге «Б». И только стечение обстоятельств – возможность показаться в составе основных «Химок». Как видим, счастливый билет оказался выигрышным. В одночасье Фридзон стал своим в большом баскетболе.

Если обобщать, то очевидно – молодым баскетболистам требуется умелая подготовка и большое количество детских, а потом и юношеских турниров для прихода во взрослый баскетбол. Но вместе с этим – нужна практика!

А то посмотришь состав команд суперлиги «Б», так там играют тридцатилетние мужчины, которым большое спортивное счастье не улыбнулось. А молодежь все равно сидит. Если в суперлиге «А» глупо вводить правило «обязательного молодого игрока в составе», то в «Б», полагаю, обязательно должно быть в составе, скажем, пять человек моложе 23. Тогда есть шанс увеличить приток молодых игроков. А то доигрывают старички «на опыте», сиюминутный и локальный результат дают, но движения вперед нет.

А еще мне подумалось, что не нужны нам баскетболисты. А нужны люди, играющие в баскетбол.

А подводя черту под написанным, хочется сказать, что детско-юношеский баскетбол самый благоприятный и позитивный вектор развития в отечестве. Сейчас, когда и за студенческий баскетбол взялись – за будущее можно не переживать. причем, что самое интересное, а может и важное – каждый возраст, по своей сути, под патронажем разных людей. Детский баскетбол развивают одни, юношеский другие, а студенческий третьи. Никто не распыляется и каждый при деле.