5 мин.

Возвращайтесь в свой сказочный лес

Возвращайтесь в свой сказочный лес

Ну, вот они и улетели. Значит, в понедельник утром мне не нужно мчаться в УСК ЦСКА на утреннюю тренировку. Можно сесть и наконец что нибудь обо всем этом написать. Хотя, честно слово, я бы с удовольствием еще недельку посмотрел по утрам, как тренируются «Клипперс». Несколько лет назад я придумал для себя одну из заповедей спортивной журналистики: «Интереснее тренировки может быть только игра». Но оба матча «Клипперс» были, на мой взгляд, очень скучными.

На игре «Химки» – «Клипперс» неподалеку от меня на трибуне сидел Рик Барри. Он проспал всю вторую половину. Как только я найду свой фотоаппарат, выложу фотографию «Один из 50 лучших игроков всех времен спит на трибуне УСК ЦСКА». Может быть, я слишком подобострастно отношусь к авторитетам, но вдохновленный таким примером, я и сам начал клевать носом в середине третьей четверти. Так что когда все-таки взглянул на табло уже ближе к концовке, ужасно удивился, что «Химки» летели меньше 10 очков.

Паша Подкользин зарабатывает народную любовь отличными темпами. УСК взрывался каждый раз, когда он поднимался со скамейки. «Химки» приобрели игрока, который в одиночку  обеспечить им аншлаги на домашних матчах. Вот только клуб, как мне стало известно, не будет в этом сезоне заниматься продажами билетов. Эта прерогатива отошла к «Баскетбольному центру московской области». Сложно предположить, какую билетную программу смогут придумать тамошние специалисты, но у меня почему-то есть определенные сомнения в том, что в «Химках» трибуны будут заполняться и без помощи солдат срочной службы. Хотя не факт, что если бы продажи билетов остались в ведении клуба, все было бы замечательно. Свой организаторский уровень «Химки» показали на матче с «Клипперс». Гениален был и «предматчевый клип», смонтированный по принципу «10 секунд с этой кассеты, 10 секунд с той, а смысл нам особо и не нужен», и видео так называемого «представления команды», в котором креативная идея «игрок смотрит через кольцо в камеру» сочетается с использованием эффектов из Adobe Premier. Плюс Денис Ершов на последнем плане, где стоит вся команда. Но конечно самое крутое в том матче – это синтезатор. На нем можно и «калинку» сыграть, и еще чего-нибудь, что должно вызвать на трибунах бурю восторга. Вот только вызывает это зубную боль. Ребята, 80-е уже давно закончились! И даже 90-е! «Про зайцев» - это уже не актуально! Может быть, еще проведете конкурс, главным призом в котором будет 56kb модем?

Стоп. Опять уехал не в ту сторону. В этом тексте речь должна идти ни как не про «Химки», а про «Клипперс». И даже про NBA в целом. В отличии от некоторых моих коллег, которым уже посчастливилось поработать за океаном, и увидеть американский баскетбол «на своей территории», для меня это было первое знакомство. И главный вывод, который я для себя сделал: «американский баскетбол не может проиграть». Пусть сборная проиграет на Чемпионате мира и Олимпиаде, пусть клубы потерпят 10 поражений в Европе, американский и европейский баскетбол все равно разделяет пропасть. Не спортивная. Со спортом-то все в порядке. Тех же «Клипперс» ЦСКА обыграл спокойно, не напрягаясь, превзойдя их по всем показателям, ни на секунду не давая усомниться в своем превосходстве. Отличие в другом. Инфраструктура NBA, культура потребления спортивных зрелищ ушла а штатах настолько далеко вперед, что лиге не очень то нужна вся эта Европа и остальной мир. 30 клубов NBA играют в 29 аренах, каждая из которых вмешает около 20 тысяч зрителей. И ВСЕ эти арены были построены, или реконструированы после 1987 года. Это не просто спортивные залы, а центры развлечений. В России под баскетбол возводят дворцы на 3500 зрителей в области и 5000 в Москве. Конечно, прекрасно, что дворцы строятся. Плохо то, что те, кто строят, не совсем понимают, зачем они это делают. Совсем недавно открыт новый дворец в Крылатском, построенный для Динамо. Руководители клуба громко заявляют, что этот дворец многие годы будет полностью удовлетворять их запросам. Это что значит, что «Динамо» и через 10 лет больше 5000 зрителей не соберет? Не слишком оптимистично. Хотя в Крылатском я еще не был, и к этому вопросу обязательно вернусь.

Но главный капитал NBA все-таки не из стекла и бетона. Он носит одежду больших размеров, и проливает литры пота на тренировках. Они не просто спортсмены. Они профессиональные спортсмены. Вот почему после напряженной тренировки ни один из них не отказывается от интервью. Это же тоже работа. Именно этим я был поражен больше всего. Отпахав два с половиной часа, и еще не побывав в душе, Крис Каман 15 минут разговаривает со мной обо всем на свете. Как ему нравится океан, и чем он отличается от озера Мичиган. Почему он носит номер 35. Что за человек Элджин Бэйлор, и как вообще дела. Мультимиллионер Элтон Бренд улыбается и ломает язык, пытаясь прочитать по бумажке «smotreetie NBA live na Sem’ TV», а тренер Данливи просит написать для него эту фразу фонетическими символами, чтобы он мог подготовиться, и завтра прочитать ее правильно. Данливи! Тренер года - 1999! А попробуйте-ка взять интервью у Алексея Саврасенко. Желаю удачи.

Вот почему мне немного грустно, что «Клипперс» несколько часов назад приземлились в родном Лос-Анжелесе. У нас будет теперь чемпионат России и Евролига. Я уверен, что они будут еще интереснее, чем в прошлом году. Мы будем смотреть прекрасный баскетбол, и радоваться своим победам. В наших клубах тоже выступают прекрасные игроки, и большинство из них тоже отличные ребята. Но, черт возьми, GO CLIPPS! Мне будет вас не хватать.

Дмитрий МАТЕРАНСКИЙ

P.S. Кстати, в голосовании на приз Александра Петренко я голосовал за Вандерпула. Это ведь был не совсем приз «самому ценному игроку» (в этом случае я проголосовал бы за Томаса Ван Ден Шпигеля), а «sportsmanship award», то есть, как я понимаю «приз самому славному парню». И Дэвид в итоге победил с перевесом в один голос. Так что и я, и Никитон считаем наши голоса решающими. Хотя всем ясно, что решающий голос – мой :)