Братья Басс уходят из «Лейкерс» – выдавлены сестрой Джини. Они настроили самый эффективный скаутинг в НБА
«Наследники» по-баскетбольному.

Выходивший в 2018-2023 годах на телеканале HBO сериал «Наследники» (Succession) уже признается одним из лучших в XXI веке. Телевизионные эксперты и простые зрители четыре сезона наблюдали за семейством Рой и грызней наследников за медиаимперию отца – и остались в восторге: награды, хвалебные отзывы критиков, стабильно высокие рейтинги. Короче говоря, сериал обязателен к просмотру всем.
Кроме поклонников Национальной Баскетбольной Ассоциации.
Потому что у нас уже есть «Лос-Анджелес Лейкерс».
Величайшие моменты в истории клуба связаны с владельцем Джерри Бассом – 10 чемпионств «Лейкерс» из 12 в Лос-Анджелесе были завоеваны именно под руководством Джерри. В 1979-м он приобрел клуб (а также стадион, команду НХЛ «Кингз» и огромное ранчо площадью 5 тысяч гектаров), меньше чем через месяц «Лейкерс» взяли на драфте Мэджика Джонсона – так началась эпоха Шоутайма, продлившаяся все 80-е. Следующее десятилетие титулов не принесло, зато 2000-е стали для команды Басса новой золотой эрой – три титула Шака и Кобе (и Дерека Фишера), позднее еще два титула Кобе без Шака (но с Фишером).
Джерри использовал «Лейкерс» не только как источник дохода и статуса – но и как работодателя для своих детей: 4 сына и 2 дочери участвовали в жизни клуба в самых разных ролях, от скаутов и PR-менеджеров до членов правления и, в конечном итоге, совладельцев.
Как «Лейкерс» достались детям Басса – и как Джини выкинула всех братьев из клуба
Член Зала славы баскетбола Джерри Басс скончался в 2013-м, и его контрольный пакет акций (66%, остальные доли – у миноритарных владельцев) перешел его детям. Каждый из шестерых получил по 11% от команды, но в рамках общего траста. Иными словами, член семьи Басс не мог продать или передать свой пакет без согласия других сиблингов.

Более 10 лет Бассы продолжали владеть командой – и даже пополнили трофейную комнату чемпионским кубком в 2020-м (а также еще, кхм, кубком Внутрисезонного турнира в 2023-м), в клуб после некоторого периода перестройки продолжили переходить суперзвезды: Леброн, Дэвис, Дончич.
Семья Басс по меркам обычных миллионеров – богатая. Состояние одной лишь Джини Басс оценивалось два года назад в 500 млн. Но в современной НБА командами владеют уже не миллионеры и мультимиллионеры, а мультимиллиардеры: с 2022-го Джини замыкала рейтинг владельцев НБА по богатству.
И летом 2025-го семья Басс решила продать контрольный пакет Марку Уолтеру и его партнерам – у консорциума Уолтера уже несколько лет была доля в 27%, у семейства он приобрел еще 48% за 4,8 млрд. У каждого из Бассов осталось по 3%, а Джини даже сохранила место в совете управляющих НБА.
В менеджменте «Лейкерс» продолжали работать еще двое детей Джерри Басса – младшие сыновья Джоуи и Джесси. Несколько дней назад они были уволены – в руководстве осталась одна Джини.
Братья не сомневаются, что старшая сестра приложила руку к этому. «Идеей Джерри Басса было, чтобы однажды Джоуи и я руководили бы баскетбольными операциями. Джини сохранила себе должность, уволив своих братьев», – считает Джесси. Увольнение выглядит как личная месть – именно Джоуи и Джесси были против продажи клуба Марку Уолтеру.

Можно было бы предположить, что Джини предвзято относится именно к Джоуи и Джесси, потому что они дети Джерри от второго брака (окей, формально брака там не было, но насыщенная половая жизнь Басса – тема для другого текста). Но Джини боролась за власть в клубе и с родными братьями – после смерти патриарха трастом управляли трое старших: Джонни, Джим и Джини, Джим становился президентом по баскетбольным операциям, Джини руководила бизнес-операциями.
Вскоре Джини убедила совет директоров назначить ее президентом, и в 2017-м – на волне неудач «Лейкерс» в последние годы – уволила Джима. Тот вместе со старшим братом Джонни попытался устроить «дворцовый переворот» в свою пользу, но натолкнулся лишь на суд от Джини. Итог: Джонни и Джим перестали работать в клубе, оставшись лишь в роли совладельцев; на смену Джиму и генменеджеру Митчу Капчаку (при котором клуб 4 раза выигрывал титул) пришли лояльные владелице Мэджик Джонсон, друг ее покойного отца, и Роб Пелинка – экс-агент Кобе Брайанта.
(Мэджик, чья роль «свадебного генерала» подразумевала лишь помощь в переманивании Леброна из «Кливленда», продержался в такой обстановке лишь два года, прежде чем уволиться с тихим скандалом – но и это история для другого времени).
И Джини быстро добилась успеха – в 2020-м «Лейкерс» вновь взошли на вершину НБА. А когда медленное сползание в болото, казалось, было не обратить, генменеджер Пелинка воспользовался тем, что у коллеги Нико Харрисона из «Далласа» была аллергия на словенцев и только его телефон в записной книжке. И вот «Лейкерс» вновь в прекрасном положении, Джини стала богаче на несколько сотен миллионов, еще и сохранила какое-то влияние в клубе.

Но звезды ЛАЛ в 2020-е не были бы успешны без поддержки одноклубников. Громкие подписания и обмены, драфт игроков в топ-10 – заслуга самой верхушки менеджмента. Но вокруг дорогих звезд и ветеранов-рингчейзеров нужно выстраивать остальной состав в тисках потолка зарплат. Это задача ассистентов генменеджера и скаутов, ищущих молодых и дешевых игроков на драфте и среди незадрафтованных.
Кто же возглавлял скаутский отдел «Лейкерс», который в НБА считали если и не образцовым, то как минимум одним из самых находчивых и эффективных?
Джесси и Джоуи Басс.
Из всех отпрысков Джерри Басса младший сын Джесси меньше всего заслуживает презрительного ярлыка «ребенок непотизма». Он начинал работу в «Лейкерс» еще в 2006-м, с 2009-го стал скаутом, в 2011-м его повысили до скаутинг-координатора, а в 2013-м – до директора по скаутингу. С 2015-го он был ассистентом генменеджера.

Джоуи с 2011-го был управляющим фарм-клуба «Лейкерс», а также вице-президентом по аналитике в головной команде с 2018-го.
Именно то, какие должности занимали братья и в какой момент их убрали из команды, вызвало больше всего недоумения у экспертов.
«Что необычно, это подобные действия под конец ноября. Сейчас как раз идет сезон скаутской работы. На рынке нет свободных специалистов, они все работают на другие клубы. А у «Лейкерс» как раз есть свой собственный драфт-пик в этом году.
От этого решения несет злобой. Личными мотивами. Даже если ты ненавидишь своего директора по скаутингу, ты не избавляешься от него в ноябре. Ты делаешь это на следующий день после драфта», – считает инсайдер ESPN Брайан Уиндхорст.
Скауты «Лейкерс» заслужили уважение в НБА тем, как часто они находили полезных молодых игроков за пределами лотерейных пиков. Джулиус Рэндл (№7, 2014), Д’Анджело Расселл (№2, 2015), Брэндон Ингрэм (№2, 2016) и Лонзо Болл (№2, 2017) – эти высокие выборы в годы перестройки были креатурой генменеджеров-президентов «Лейкерс». Насколько успешными – дискуссионный вопрос (все, кроме Болла, попали на Матч звезд, но в других командах, и только Рэндла можно считать оправдавшим свой номер драфта, причем с запозданием).
Остальная молодежь приходила в «Лейкерс» благодаря усилиям скаутского отдела, одного из самых маленьких в НБА, а потому идущего вразрез с мегаломанией нового владельца Уолтера.
Послужной список Джесси, Джоуи и их отдела
2014: Джордан Кларксон под 46-м пиком. Почти мгновенно стал главным помощником престарелого Кобе, попал в сборную новичков. Играет в НБА до сих пор, признавался лучшим «шестым» лиги в «Юте», ни один из игроков, выбранных после Кларксона, не провел в лиге более 125 матчей (за исключением Танасиса Адетокумбо, и это тоже надо разбирать отдельно).

2015: Лэрри Нэнс-младший под 27-м пиком (плюс неудачный выбор Энтони Брауна во втором раунде). Нэнс тоже играет до сих пор, вместе с Кларксоном отправился в 2018-м в «Кливленд», потому что новый менеджмент ЛАЛ чистил платежку на подписание… кхм, Леброна из того же самого «Кливленда». В «Кэвз» Нэнс стал любимцем публики – как-никак, сын клубной легенды Лэрри Нэнса-старшего. Только два человека, которых выбрали ниже Нэнса, провели больше минут в НБА.
2016: Ивица Зубац под 32-м пиком. По некоторым продвинутым статистическим метрикам хорват вообще в топ-3 того драфта; это, конечно, неправда, но в десятку точно входит. Сейчас – один из лучших игроков «Клипперс», из ровесников только Сабонис собрал больше подборов. А еще после объявления Малкольма Брогдона о завершении карьеры Зубац остается единственным действующим игроком из второго раунда-2016 (окей, окей, где-то там в составе «Юты» томится Джордж Ньянг, но он до сих пор не вышел на паркет в этом сезоне).
Зубац тоже стал жертвой перемен в топ-менеджменте ЛАЛ и принципа «не я тебя выбирал, но я тебя обменяю» – в дедлайн-2019 отдали соседям за… Майка Мускалу… Но драфт-то был просто замечательный.

2017: Помните, как летом все смеялись над «Бруклином», взявшем 5 новичков? Что это слишком много, что так в НБА не поступают?
Поступают, и иногда все пятеро делают отличные карьеры. В 2017-м в ЛАЛ как раз пришло пять первогодок, №2 Лонзо считался главной драгоценностью, а оказалось, что пополнение из глубин – не хуже:
● №27 Кайл Кузма, в первый же сезон разделивший лидерство по результативности в ЛАЛ (16,1 очка – столько же было у Рэндла и Ингрэма), важный элемент чемпионской команды-2020, четвертый по сыгранным матчам в НБА среди всех новичков того сезона;

● №30 Джош Харт, один из лучших подбирающих защитников XXI века. Серьезно – 9,6 подбора за игру в прошлом сезоне в «Никс» с ростом всего 193 см! Список тех, кого выбрали сразу после Джоша, можно напевать как частушку из непонятных слов: Фрэнк Джексон, Дэйвон Рид, Уэс Айванду, Фрэнк Мэйсон, Айван Рэбб, Джона Болден, Шеми Оджелей, Джордан Белл, Джавун Эванс, Дуэйн Бэйкон, Тайлер Дорси…
● заканчиваются эти куплеты на №42 – еще один выбор ЛАЛ, Томас Брайант. Все смеялись, что «Лейкерс» выбрали центрового только из-за фамилии. Так вот Томас, несмотря на частые травмы, до сих пор в лиге. «Лейкерс» от него отказались, когда чистили платежку под Леброна и еще парочку (так и не пришедших тем летом) звезд. В «Вашингтоне» Брайант стал лидером лиги по точности двухочковых. В «Денвере» завоевал чемпионский перстень. С «Индианой» дошел до финала;
● наконец, незадрафтованный годом ранее Алекс Карузо из фарм-клуба «Оклахомы». Которому стать культовой фигурой в «Лейкерс» помешало только личное нежелание Джини платить скромные, в общем-то деньги (меньше 10 млн в год). Впрочем, до перехода в «Чикаго» Карузо успел стать чемпионом в ЛАЛ и провел в клубе 4 года. А после прошедшего плей-офф в «Оклахоме» у «Лысой Мамбы» уже два перстня – пока что самый титулованный игрок, дебютировавший в НБА в 2017-м.

2018: №25 Моритц Вагнер, №39 Исаак Бонга, №47 Святослав Михайлюк. Вот это уже был перебор после прошлогоднего набора новичков, все трое ушли из команды в течение первого же сезона Леброна. Но, во-первых, это уже не решение скаутского отдела. Во-вторых, выборы адекватные, исходя из позиций на драфте: Вагнер и Михайлюк до сих пор выступают в лиге, а Бонга – чемпион мира и Европы.
2019: Тэйлен Хортон-Такер под 46-м номером – жертва успешного второго сезона. Обычно игроки из середины второго раунда не попадают в ротацию действующего чемпиона, да еще в 20 лет (кстати, новичок Тэйлен стал вторым самым молодым чемпионом НБА после Миличича). Ожидания слишком завысились – а нужно было просто ориентироваться на 5-8 лет в лиге как на успех. Пока что остановился на 6 – теперь покоряет Европу в «Фенербахче» – но и из игроков, выбранных после ТХТ, успешнее оказался только Терэнс Мэнн.
(в 2020-м новичков в ЛАЛ не было)
2021: незадрафтованный Остин Ривз – тут вы и сами все знаете: возможно, величайшая находка на рынке незадрафтованных в истории (пока за это звание спорит с Фредом Ванвлитом; Бен Уоллес, Брэд Миллер, Брюс Боуэн добились успеха не в тех командах, которых дали им путевку в НБА, а позднее).

Но также – незадрафтованный Джей Хафф. Большой нелепый 23-летний центровой скромно дебютировал в «Лейкерс», провел 4 игры, набрал 0 очков, был скинут с двустороннего контракта уже в январе ради Секу Думбуя – сколько таких случайных попутчиков было в НБА? Потеряли и забыли. Так вот: прямо сейчас Джей Хафф – второй в этом сезоне НБА по блокшотам после Вембаньямы, поставил в этом году уже 32 штуки за «Индиану». Даже в нем первыми что-то увидели именно братья Бассы – хотя большую часть времени в организации Хафф провел в составе «Саут-Бэй Лейкерс», за которыми следит Джоуи.
2022: Макс Кристи под №35. Пока что лучшая часть компенсации в обмене Дончича для «Далласа» – что там будет с пиком-2029, неясно, а Энтони «принесет нам титул защитой» Дэвис вышел на паркет всего 14 раз. У 22-летнего Кристи в «Мэверикс» уже вдвое больше очков, чем у Дэвиса.

И в том же году «Лейкерс» дали первую работу в НБА незадрафтованному Скотти Пиппену. Младшему, конечно же. Говорили, попал в клуб по протекции Леброна – когда-то играл в школе Сьерра Каньон, в которую потом взяли Бронни и Брайса Джеймсов. Полтора года в «Саут-Бэй» – и шанс в «Мемфисе» на месте травмированного Джа Морэнта. Даже трипл-дабл в прошлом году сделал – в общем, совсем неплохо для сына легенды НБА.
Это был мощный отрезок в 9 лет – понятно, что в отдельных случаях можно было сработать еще лучше, и ребят уровня Йокича, Брансона, Сиакама братья Бассы и их отдел так и не откопали. Но у них было 12 пиков не выше 25-го, из которых только один провал, и девять человек играют до сих пор, плюс потрясающий успех с незадрафтованными Ривзом и Карузо – это феноменально сильная в своей стабильности работа в сфере, где практически все завязано на удачном попадании пальцем в небо.
Серия из удачных, хороших и адекватных выборов оборвалась в 2023-м. Какое совпадение – как раз с 2023-го мнение братьев Бассов перестали принимать во внимание.
«Внутри организации все изменилось. Во фронт-офисе, в отделе баскетбольных операций. Давно чувствовал себя изолированным, с драфта 2023 года. Но не придавал этому особого значения. Но со временем коммуникации с сестрой и организацией в целом совсем сократились, и я понял, к чему все идет. Продажа только ускорила процесс.
Давно уже узнавал, что происходит в клубе, через прессу. Никаких обсуждений персонала, никаких обсуждений драфта за пределами моих сотрудников. Решения принимались даже без информирования.
Последний раз общался с Джини и Робом Пелинкой 5 месяцев назад. Сестра сказала, что будет голосование по продаже клуба, Роб сказал, кого они будут брать на драфте. Так все и происходило последнюю пару лет», – высказался Джесси Басс после увольнения.

Вот как именно это происходило:
В 2023-м, когда все ожидали, что «Лейкерс» под №17 выберут местного паренька Хайме Хакеса, те взяли сырого защитника Джейлена Худа-Шифино, которого выкинули уже через год, дав сыграть всего 123 минуты. Сейчас он без команды.
В 2024-м – еще один 17-й пик, обратный способ: пожилой по меркам драфта 23-летний Далтон Кнехт. Разочаровались еще быстрее, обменяли в «Шарлотт» в дедлайн, но потом пришлось возвращать, когда полученный в обмене центровой Марк Уильямс завалил медосмотр. С тех пор Кнехт стал в клубе «хромой уткой». Во втором раунде в том году взяли Бронни.
На прошедшем драфте-2025 у ЛАЛ был только пик во втором раунде, команду пополнил форвард Аду Тьеро под №36, выводы делать преждевременно – новичок провел всего 8 минут на паркете.
В «Лейкерс» сменилась власть на самых разных уровнях. На смену титулованной семье Басс приходит Марк Уолтер со своей собственной историей успеха в спорте, его «Доджерс» в этом году защитили чемпионский титул в МЛБ. На смену маленькому, но очень крепкому скаутскому отделу приходит новая команда с новыми принципами оценки молодых игроков. На смену Леброну Джеймсу в качестве альфы и омеги (омега – это, наверное, Леброн-младший) приходит Лука Дончич. Наконец, следующим летом свободными агентами станут Леброн, Ривз, Руи Хатимура и еще 5 игроков ЛАЛ – и Робу Пелинке придется хорошо поработать, чтобы организовать сильнейший состав вокруг Луки, иначе и на его должность найдут наследника. Простите, преемника.
Следующий сезон этого сериала будет не менее насыщенным, чем предыдущие.
Владелица «Лейкерс» снялась для Playboy. А что хорошего сделал босс вашей любимой команды?
50 самых важных людей в истории «Лейкерс»
Фото: East News/Marcin Golba / NurPhoto / NurPhoto via AFP, ELSA, KEVORK DJANSEZIAN / Getty Images via AFP; instagram.com/lakers; instagram.com/jessebusslal; Gettyimages.ru/Stephen Dunn, Harry How, Nick Laham, Gregory Shamus, Sean M. Haffey



















"Генменеджер Пелинка воспользовался тем, что у коллеги Нико Харрисона из "Далласа" была аллергия на словенцев и только его телефон в записной книжке ", - это нечто из шедевров эпистолярного жанра.
не думаю что это было прямо ее решение уволить собственных братьев...хотя всякое может быть конечно