17 мин.

25 лучших игроков НБА за 25 лет – по наградам, победам, цифрам и славе. Сразу два рейтинга!

На Спортсе” продолжается голосование за 25 лучших игроков XXI. Если вы еще не опустили свои бюллетени, то на этой неделе можете сделать это вот здесь.

Баскетбол принято мерять четвертями. Так вот, почти прошла первая четверть XXI века. Время подводить промежуточные итоги, вносить коррективы в игру и определять лучших.

За первые 25 лет прошлого века, например, не удалось даже организовать полноценную баскетбольную лигу – самым крутым турниром в сезоне-24/25 была «Филадельфийская Баскетбольная Лига» из 4 команд, чемпионом стал клуб «Еврейская Ассоциация Южной Филадельфии», а бомбардирскую гонку выиграл человек с именем «Ямми Армпристер». Сто лет назад баскетбол раскачивался очень медленно.

А за аналогичный промежуток этого века НБА видела 12 разных клубов-чемпионов. Она видела последние дни хэндчека и трехочковую революцию. Она видела дресс-код, локаут, пузырь и зарплаты по 50 млн в год. Она видела и Майкла Джордана, и Майкла (Бизли), и (Деандре) Джордана.

25 лет для НБА – это действительно много, это почти треть всей истории лиги. И как минимум четыре поколения игроков:

● те, кто пришел еще в 90-е и добрался до пика в 00-е;

● поколение, дебютировавшее вскоре после локаута-1999 (и заставшее локаут-2012);

● знаменитый набор MVP 1988 года рождения и их современники;

● группа интернациональных суперзвезд, которую уже тоже можно поделить на два поколения: в первом – Яннис, Йокич, Эмбиид, во втором – Дончич, Шэй, Вемби.

В выборе 25 лучших за 25 лет приходится смешивать разные чувства и критерии оценки. Начало века романтизируется, некоторые даже Джордана (2 сезона за «Уизардс», 0 выходов в плей-офф) вписывают в бюллетени. а наследие действующих звезд все еще в процессе построения. Как сравнить легенду с понятными и оформленными достижениями и игрока, который только выходит в прайм? Не можем же мы записать Вембаньяме еще не существующие Матчи звезд и чемпионские кубки.

С другой стороны, аудитория текущей НБА намного шире – потому что теперь это не только телезрители, а и пользователи соцсетей, поклонники видеоигр, скупщики кроссовок и так далее. Почти все скорее назовут Трэя Янга, чем вспомнят Джо Джонсона или уж тем более какого-нибудь Джамала Мэшберна. А они тоже были очень хороши в XXI веке! Пускай и не на уровне топ-25.

А еще нужно сбалансировать восприятие звезд НБА как обладателей личных призов, как чемпионов и финалистов, как популярных личностей и как рекордсменов. Что важнее – награды, победы, слава, статистика?

Объективного ответа не существует, но существуют энтузиасты, которые пытаются все эти показатели величия смешать в одно пюре, не ориентируясь на личное мнение. Я один из таких странных ребят. Много лет я веду проект «Зал славы НБА» про вымышленный Зал славы НБА с четкими правилами включения по формуле – и эта формула (как обычно, немного адаптированная под суть конкретного проекта) может выплюнуть и рейтинг лучших за последние 25 лет.

Но зачем один рейтинг, если можно сразу два?

Уже 23 баскетболиста, чей прайм пришелся на это тысячелетие, закончили карьеру и вошли в Зал славы баскетбола – тот, что не вымышленный, а реальный, имени Нэйсмита, на родине баскетбола в Спрингфилде. Еще два-три десятка будущих «холл-оф-фэймеров» прямо сейчас выступают в НБА (окей, не прямо сейчас; прямо сейчас лето, поэтому мы занимаемся такими штуками, как голосование за лучших в XXI веке).

Такие голосования в любом случае крутятся вокруг кандидатуры Леброна Джеймса. Ярких игроков за последние 25 лет было много – как минимум в два раза больше, чем 25. Я собрал отдельные рейтинги по формуле за XXI века для тех, кто дебютировал в НБА до Леброна – и тех, кто попал в нее одновременно с Джеймсом или позднее.

Начнем с более современной группы. 25 лучших среди тех, кто пришел в НБА в 2003-м и позже – воспринимайте это как поколение игроков, уже не пересекавшихся с Майклом Джорданом. Вот так Джордан, почти не игравший в этом тысячелетии, все равно становится водоразделом рейтинга лучших в XXI веке!

Рейтинг I: XXI век – современность

Игроки, которые расширили бы рейтинг до топ-30: Кевин Лав, Кайл Лаури, Рэджон Рондо, Клэй Томпсон

Обязательный защитный центровой на 26-м месте: Руди Гобер

Француз дважды промахивался мимо Матча звезд в сезоны, которые завершал в символической сборной НБА. Отсутствие больших успехов в плей-офф нивелирует 4 приза «Лучшему обороняющемуся». При других настройках формулы Руди окажется выше в рейтинге – но в этом проекте подобрались такие, которые пессимизируют сильнее всего именно его карьеру. Не специально, конечно.

7-й уровень: Ламаркус Олдридж и Эл Хорфорд

По традиции я не распределяю игроков по строгим местам в рейтинге, а группирую их на уровни. Разница между результатами Олдриджа и Хорфорда невелика – и нет смысла ставить одного выше другого. Кому-то покажутся более важными титулы и долгая карьера Эла, другому – яркий пик и франчайз-статус Ламаркуса.

6-й уровень: Джимми Батлер, Дрэймонд Грин, Пол Джордж, Лука Дончич, Кайри Ирвинг, Кармело Энтони

Самый разнообразный уровень: тут и защитные, и атакующие игроки; и чемпионы, и те, кто даже в финале не играл; и молодые, и пожилые, и действующие, и пенсионеры.

А еще забавно, что все шестеро группируются по парам с недолгим пересечением: Батлер и Грин вместе только с февраля, «бэккорт мечты» Лука-Кайри собрался всего на два года, а «фронткорт мечты» ПиДжи-Кармело – вообще лишь на 1 сезон.

5-й уровень: Крис Бош, Шэй Гилджес-Александер, Дэмиан Лиллард, Джейсон Тэйтум, Джоэл Эмбиид

До прошлого сезона Шэй не был даже в топ-50 за этот период, теперь же он полноценно претендует на топ-25 за весь XXI век. Тэйтум так высоко благодаря уже 4 (!) попаданиям в первую сборную сезона; если бы финал-2024 взял «Даллас», они бы с Лукой поменялись местами.

Лиллард – игрок из списка топ-75, Эмбиид – MVP, Бош – двукратный чемпион и член Зала славы баскетбола, но каждому чего-то не хватило в карьере, чтобы быть в списке самых-самых.

4-й уровень: Энтони Дэвис, Кавай Ленард, Дуайт Ховард, Расселл Уэстбрук

Вообще вся четверка на довольно значимом расстоянии друг от друга по баллам (в каком порядке – не буду раскрывать, здесь они, как и все, в алфавитном порядке). Но самый низкий на 4-м уровне уверенно оторвался от 5-го, а лидер этой группы пока сильно отстает от 3-го.

Снова приходится напоминать, как клоунский образ, падение формы после 30, постоянная беготня по клубам, а также и сдвиг игрового стиля во всей НБА влияет на наше восприятие карьеры Дуайта. В сухом представлении цифр он остается одним из лучших игроков поколения. В мокром представлении собственного ребячества он становится персонажем уровня Джавейла Макги.

На этом этаже не хватает только атакующего защитника для полноценной пятерки.

3-й уровень: Яннис Адетокумбо, Никола Йокич, Крис Пол, Джеймс Харден, Дуэйн Уэйд

Йокич продолжает свое восхождение и на этом уровне не останется – скорее всего, как и Яннис. Но формула не умеет предсказывать будущее, да и не в этом ее задача.

У Уэйда больше перстней, чем у всех в этой компании. Но также – меньшее число голосов на MVP и сравнительно короткая карьера. Например, по общему показателю Win Shares в регулярках, который берется за фундамент рейтинга, Яннис его уже опередил.

Кстати, по WS эффективный и вечный Крис Пол вообще пятый за всю историю лиги – выше Джордана. Именно поэтому исторические рейтинги будут неполными, если рассчитываются только по одному принципу.

2-й уровень: Кевин Дюрэнт и Стефен Карри

Крайне редко в спорте бывает два настолько великих игрока одного и того же года рождения. НБА повезло – два ровесника могли бы годами биться друг с другом в плей-офф, тем более, что долгое время выступали в одной и той же конференции... Но битв Карри vs Дюрэнт мы видели мало. Точнее, всего одну – ту самую семиматчевую серию в 2016-м, после которой Кевин принял бизнес-решение объединить усилия со Стефом. А тот и не был против.

Кто помог карьере другого больше? Или, наоборот, навредил наследию? Можно ли вообще это рассчитать?

В любом случае, №1 XXI века по формуле ни тот, ни другой не стал бы. Более того, даже если суммировать достижения обоих, этот гипотетический Кефен Каррэнт не дотянется до первой строчки!

№1: Леброн Джеймс

Если разбивать карьеру Леброна на отрезки – между каждым его переходом – он на любом этапе попал в бы рейтинг. Первого захода в «Кэвз» с двумя MVP хватило бы для 4-го уровня. Пиковые сезоны в «Майами» – это попадание на 3-й уровень рейтинга всего за 4 года. Те же четыре сезона после возвращения в «Кливленд» – между 4-м и 5-м «этажами» этого списка. И даже отрезанные от прошлой карьеры сезоны в ЛАЛ поставили бы калифорнийскую версию Джеймса на уровень Шэя-Тэйтума-Эмбиида.

Все 4 версии Джеймса собираются в баскетбольного Вольтрона – безальтернативно лучшую карьеру XXI века. Все его исторические конкуренты или выступали только в прошлом тысячелетии, или оставили там значительную часть своих достижений.

Рейтинг II: XXI век – ностальгия

Игроки, которые расширили бы рейтинг до топ-30: Элтон Брэнд, Рашард Льюис, Гэри Пэйтон, Предраг Стоякович

Обязательный защитный центровой на 26-м месте: Тайсон Чендлер

Имена в списке последних не попавших в топ-25 говорят, что в отличие от современности (где даже в топ-30 не упомянуты один MVP, два MVP финала и один Блэйк Гриффин) набор ностальгических звезд этого века не бесконечен. У некоторых пиковые достижения пришлись на XX век – например, у Пэйтона. Но выжимка звезд, пришедших за десятилетие до драфта Леброна, все равно впечатляет.

7-й уровень: Джо Джонсон, Джермейн О’Нил, Рашид Уоллес, Крис Уэббер, Ричард Хэмилтон

Крис Уэббер пробился в топ-25 «стариков» даже без двух Матчей звезд и двух сборных сезона, которые пришлись на XX век. И хотя в проекте мы оцениваем только XXI век, но все-таки разбивать сезон-2000/01 на «до Нового года» и «после» нелогично: призы и почести раздали в 2001-м, но выдавались-то они за полный сезон. Впрочем, даже если вычесть статистику этих 26 матчей в ноябре-декабре 2000-го, Уэббер удержит место в рейтинге.

Эта пятерка зайдет для квиза «в каких командах они дебютировали». Неочевидные первые клубы для звезд «Атланты», «Индианы», «Портленда»+«Детройта», «Вашингтона»+«Сакраменто» и «Детройта» соответственно. Сможете ответить без подсказок?

6-й уровень: Винс Картер, Шон Мэрион, Амаре Стаудемайр, Яо Мин

Винс Картер не смог бы перейти на уровень выше, даже если бы ему засчитали заслуги в первые два сезона НБА в XX веке. Зато в этой группе он воспринимается как хедлайнер – и не только потому, что игроки распределены по фамилиям в алфавитном порядке (да, у Яо фамилия – это «Яо», а не «Мин»).

Карьера Яо вышла слишком короткой и почти без ярких моментов в плей-офф. Но целых 8 матчей звезд благодаря активной поддержке соотечественников выводят его на 6-й уровень. Но не стоит кивать только на фанатское голосование – кроме первого и последнего, почти все свои вызовы Яо заслужил игрой в сезоне, так что все равно легко пробился бы в ностальгический топ-25.

В 2000-х Яо был единственной адекватной альтернативой сначала Шаку, а потом Дуайту Ховарду в статусе центрового №1 НБА. Из-за этого позиционного голода получалось так, что в символические пятерки на позицию центра часто ставили форварда – от Новицки до Джермейна О’Нила. Больше всего пользы из этого извлек Амаре Стаудемайр – 5 пятерок, ни разу ниже второй.

Впрочем, в том бегущем «Финиксе» позиции были условностью. Шон Мэрион тоже был и легким, и тяжелым, и быстрым, и мощным, и всяким форвардом – одна из самых универсальных, а потому недооцененных, звезд 00-х.

5-й уровень: Ману Джинобили, Трэйси Макгрэйди, Бен Уоллес

Трудно найти трех менее похожих друг на друга игроков одной эпохи – по навыкам, по характеру, по происхождению, по карьерному пути, по достижениям, по ассоциации с конкретным клубом. Но формула уравняла их, поставив Ти-Мака чуть выше Картера, а Ману и Биг Бена – чуть ниже Паркера и Биллапса. Но об этом ниже.

4-й уровень: Рэй Аллен, Аллен Айверсон, Чонси Биллапс, Пау Газоль, Джейсон Кидд, Стив Нэш, Тони Паркер, Пол Пирс

На этом уровне – уже те, кого принято называть «first ballot hall-of-famers». Правда, Чонси попал в Зал славы баскетбола не с первой попытки, а только в 2024-м. Остальным не пришлось ждать так долго. Большой буст Биллапсу в этом рейтинге дала не только награда MVP финала, но и большое число выигранных серий в карьере: по показателю Win Shares в плей-офф в XXI веке он 12-й!

На другом конце спектра – Аллен Айверсон. Только 88-й по этому показателю, но с 10 матчами звезд (столько же у Пирса), тремя званиями лучшего бомбардира, всенародной любовью. Ах да, и с титулом MVP НБА.

У Нэша таких даже два. Но – если бы я считал сами статуэтки, канадец перешел бы даже на следующий уровень. Однако формула учитывает голоса за MVP (только первые места), а их у Нэша накопилось за карьеру на 1,3 приза. Поэтому он не так сильно оторвался от исторического оппонента – а когда-то и одноклубника – Джейсона Кидда (36% первых мест, ноль MVP по факту).

Впрочем, на этот уровень можно заскочить вообще с 0 голосов за MVP (как у Пирса и Газоля) и даже с 0 голосов и за MVP, и за MVP финала – как Рэй Аллен.

3-й уровень: Шакил О’Нил

Шак только на 3-м уровне?!

Не забывайте – речь исключительно о XXI веке. Дебютные сезоны в «Орландо», переход в «Лейкерс» и даже монструозный сезон-1999/00 остались в прошлом тысячелетии.

Улов О’Нила за последние 25 лет тоже хорош – три титула, два MVP финала, много всезвездных тусовок и символических пятерок, включая даже «пенсионерские» в «Финиксе». Но все же magnum opus Шака (нет, мы не о фильме «Сталь» и не о рэп-альбоме) остался за пределами этого рейтинга. 2000 год со всеми возможными наградами Самому ценному и лидерством НБА по очкам – это XX век.

2-й уровень: Кевин Гарнетт и Дирк Новицки

Дихотомия баскетбола. Защита и нападение. Американское и международное. Черное и белое. Универсальность и отточенный до абсолюта навык. Громкий переход и карьера в одном клубе. Сырой талант, подверженный риску травм, и фундаментальные навыки, которые можно развивать хоть до 40-летия.

Выбирать между Гарнеттом и Новицки – вкусовщина, но вкусовщина в том редком смысле, когда вкус хороший в любом случае. Не может до конца определиться даже формула: если брать карьеру целиком, Гарнетт окажется чуть выше; если только XXI век – уже немец впереди. Жаль, что в плей-офф они пересеклись лишь однажды на короткую трехматчевую серию в 2002-м.

И все же ни Кей Джи, ни Дирк не могут претендовать на высший уровень в XXI веке. На нем, помимо Леброна…

№1 и №1: Кобе Брайант и Тим Данкан

Рейтинг по формуле основан на принципе, что игроки сравниваются по самым разным показателям – по статистике, по наградам, по успехам в плей-офф. И отставание по одной категории может нивелироваться преимуществом в другой области, так что разумно, что даже на одном уровне игроки сильно отрываются друг от друга по какому-то отдельному параметру.

Но эти двое…

У обоих по 4 перстня в XXI веке (у каждого в прошлом веке остался один неучтенный формулой чемпионский успех). Общий показатель WS в четырех «золотых» плей-офф: 14,7 у Кобе, 15,9 у Данкана. Близко. Если измерять так «вклад в победу» в регулярках, будет 172:151 по Win Shares в пользу Данкана – это в баскетбольном матче такой счет будет означать уверенную победу, а по агрегированной статистике это числа одного масштаба.

Баллы в MVP-голосовании: 98% против 111% – да, фактически у Данкана на один приз больше, но Кобе чаще приходил в топ-3, и свой единственный приз взял увереннее, чем Тим любой из своих двоих. Баллы в голосовании за звание MVP финала еще ближе – 178% и 170%, каждый получил один приз безальтернативно, а в другом уступил часть голосов какому-то белому волосатому иностранцу (у Ману были волосы в 2005-м!).

16 МВЗ у первого, 13 МВЗ у второго. 13 сборных сезона против 12. 11 защитных пятерок против 12. Завершили карьеру в один год. Всю провели в одном клубе.

Иногда двое на первой строчке – это более справедливо, чем одинокий лидер. Спорт так не работает, но рейтинги величайших могут заканчиваться на таком открытом вопросе.

Кто из завершивших карьеру игроков НБА был круче в XXI веке – Тим или Кобе?

Если вы еще не проголосовали, у вас есть время до конца августа. Этот рейтинг не объективная истина и не экспертное мнение, но может стать отправной точкой и вашим помощником в составлении своего списка лучших игроков XXI века.