11 мин.

Шэй Гилджес-Александер – лучший игрок сезона в НБА. Кто помог ему этого добиться

«Оклахома» завоевала чемпионство в сезоне-2024/25 – и путь к этому титулу потребовал слаженных усилий от десятков людей. Успех организации зависит от миллиона разных мелочей. То же самое касается индивидуальных достижений, поскольку за каждым игроком НБА стоит целая армия людей, которые отщипнули от себя кусочек души ради чужого счастья.

А какие люди способствовали тому, что Шэй Гилджес-Александер стал одним из лучших игроков НБА?

Семья – мать, отец, брат, кузен

Баскетболисты НБА, если изучать их происхождение, зачастую оказываются породистыми скакунами – сам их факт попадания в число лучших баскетболистов мира было сформировано благодаря предыдущим поколениям. Мама Шэя, Шармейн Гилджес, выступала на Олимпиаде-1992 за сборную Антигуа и Барбуда. Правда, она не сумела пробиться дальше первых забегов, показав результат 55,48, в то время как для попадания в полуфинал нужно было выбегать из 52 секунд.

«Семья и другие важные для меня люди продолжат относиться ко мне с любовью независимо от того, что происходит на площадке. Я уверен в этом, и благодаря этой уверенности я могу довериться процессу работы над собой. Будь что будет – а родные всегда помогут мне улыбнуться не смотря ни на что», – считает Шэй.

Братья тоже являются важной частью воспитания элитного спортсмена. Даже если в конечном счете один из них вырвется вперед и окажется в НБА, то это произойдет во многом благодаря конкуренции в детстве. Шэя повезло дважды – у него есть брат Томази, а также двоюродный брат Никил Александер-Уокер.

Финал Запада – братское противостояние. Гилджес-Александер и Александер-Уокер вместе с детства

«Они ели вместе, все делали вместе. Думаю, нет ничего такого, что Никил не знает про Шэя, и нет ничего такого, чего Шэй не знает про Никила», – говорил Зак Феррелл, тренер Никила и Шэя по их школьной команде после переезда в США.

Вон Александер, отец Шэя, был звездой баскетбола в Торонто, но следующий уровень ему не покорился. Томази тоже играл лишь за второсортные колледжи – но без него Шэй не стал бы тем, кем он стал.

«Я всегда хотел, чтобы они конкурировали между собой. Когда они стали играть лучше меня – я начал искать вариант, как можно свести их с игроками старше них. Мне нравился наблюдать за ними в моменты таких вызовов», – вспоминает папа Шэя.

Тренер по навыкам – Дуэйн Вашингтон

Вашингтон в жизни Шэя присутствовал в куче разных ролей – в школе он был его учителем физкультуры, индивидуальным тренером и тренером школьной команды в Канаде.

«Как я работал с Шэем? Это была очень напряженная работа. Сегодня мне бы не разрешили так работать с детьми. Но Шэй впитывал все необходимое и всегда умел психологически держать удар», – говорит Вашингтон.

В биографии Вашингтона есть два интересных момента.

Во-первых, он заведует баскетбольной академией, через которую в свое время уже прошли Ар Джей Барретт, Шейдон Шарп и Эндрю Нембхард. Это уже серьезный послужной список, который будет долгие годы обеспечивать сборной Канады хорошие шансы на любом турнире, куда благодаря календарю могут приехать игроки НБА.

Во-вторых, Вашингтон сам родом из Нью-Йорка, где для него примером для подражания был ветеран НБА Род Стрикленд. Этот разыгрывающий является крестным отцом Кайри Ирвинга – и это кажется чем-то само собой разумеющимся, поскольку по стилю игры Ирвинг тоже является продолжателем дела Стрикленда. Когда современные эксперты восхищаются креативным дриблингом Ирвинга – «олды» сразу вспоминают Стрикленда, который отличался тем же самым в 90-х.

Как говорится, Вашингтон уехал из Нью-Йорка, но дух Нью-Йорка из него не выветрился. Поэтому неудивительно, что Вашингтон показывал Гилджес-Александеру записи легенд прошлого и настоящего, включая Стива Нэша, Стрикленда, Андре Миллера и Криса Пола. Казалось бы, между пиковым Крисом Полом и нынешним Гилджес-Александером мало общего. Но это только на первый взгляд, поскольку ШГА делает много из того, чем славился в свое время CP3 – с той лишь разницей, что ШГА значительно выше ростом.

Но это сейчас, а во времена игры за школы под началом Вашингтона Шэй отрабатывал навыки разыгрывающего, поскольку был игроком скромных габаритов. Как это часто и бывает, затем случился скачок роста, благодаря которому баскетбольный мир получил двухметрового форварда с пластикой первого номера. Тело поменялось, а мозги остались заточены под психологию «маленького человека». Именно поэтому Шэй признает, что больше позаимствовал у Нэша, нежели, например, Леброна Джеймса: «Леброн выше двух метров, он очень силен и всегда выделялся выдающимся атлетизмом. Я никогда таким не был».

Тренер по физподготовке – Нэм Илич

В своем дебютном сезоне за «Клипперс» Шэй отыграл все 82 матча и стал шестым в голосовании за приз Новичку года. Может показаться, что баскетболист, добравшийся до НБА и получивший значимую роль в ротации не самой плохой команды, не может не быть атлетом. По словам Илича, Шэй Гилджес-Александер лично доказал ему, что может.

«В первые дни нашей работы я был в шоке. Черт, этот парень отыграл 82 матча в сезоне НБА? Да он же даже в планке стоит с трудом! Так что на первых порах каждое движение давалось ему с трудом. Для него все было сложно, во всех упражнениях он показывал слабые результаты», — вспоминает Илич.

По мнению экспертов кинезиологии, Шэй Гилджес-Александер удивителен тем, что сочетает в себе подвижность голеностопного сустава и умение резко останавливаться для смены направления движения. Даже в современном баскетболе мало игроков, которые демонстрируют результаты выше среднего по обоим параметрам. Одним из таких баскетболистов называют Дариуса Гарленда из «Кливленда», который на 15 см ниже коллеги из «Тандер».

Проблема в том, что игроки подобного профиля испытывают проблемы с лодыжками – тот же Гарленд не вовремя выбыл из-за травмы пальца ноги в плей-офф-2025. Схожие повреждения мучали и Шэя, который пропустил значительное число игр в 2021-2022 годах из-за фасциита и растяжений. Для укрепления связок и суставов Илик заставляет Гилджес-Александера бегать по песку, а также придумал для него программу профилактических упражнений. Шэй начал усиленно работать над укреплением нижней части тела с 2023 года, когда Илич даже летал с Гилджес-Александером на ЧМ-2023 в Индонезию – и с тех пор Шэй провел два сезона почти без пропусков, а также стал лидером по минутам в чемпионском плей-офф.

Наставник-соотечественник – Стив Нэш

Легендарный экс-разыгрывающий «Финикса» родился в ЮАР, но в известен именно как посол канадского баскетбола. При нем сборная не добилась особенных результатов на крупных международных турнирах, но оставалась конкурентной на уровне западного полушария – в активе Нэша серебро Кубка Америки-1999 и бронза того же турнира в 2001-м, плюс участие в финальном турнире Олимпиады-2000. Лучшая версия Нэша сборной Канады не досталась, поскольку он перестал играть за национальную команду с 2004 года. Тем не менее, Нэш и сегодня ассоциируется с баскетболом страны кленового листа.

«Он заложил фундамент. Стив был первым канадский баскетболистом, о котором я узнал. И если бы мы не увидели соотечественника в НБА, то, возможно, мы не мечтали бы о баскетбольной карьере так же сильно. Слышать, как меня упоминают в одном предложении с Нэшем в качестве лица канадского баскетбола – это неповторимое чувство», – говорит Гилджес-Александер.

Шэй начал свои выступления за основу сборной Канады с квалификации Олимпиады-2016, когда Нэш занимал пост генерального менеджера национальной команды. В 2019-м он переместился на должность старшего советника – и с того момента начался новый период хороших выступлений сборной, включая первую в истории медаль чемпионатов мира.

Таким образом, Нэш уже давно знаком с игрой Гилджес-Александера и следил за тем, как тот раскрывает свой потенциал.

«Шэй умеет манипулировать оппонентами. Он сначала готовит наживку, а потом использует твои движения против тебя. Еще в более молодом возрасте от него веяло спокойствием и уверенностью в себе. Он как бы говорил защитнику: «Делай что хочешь, но я доберусь до финиша». Шэй никогда не спешил и не принимал поспешных решений. Он знает: когда мяч у него, то гонка начнется по его команде. Так он диктует свой темп. А если ты управляешь временем в баскетболе, то ты можешь делать с ним что угодно», – делится впечатлениями Нэш.

И если вы обратили внимание на большой промежуток между первым появлением Шэя в сборной и его нынешним статусом главного канадского баскетболиста, то глаз вас не подвел. Дело в том, что Нэш так хотел рассмотреть поближе будущего MVP, что пригласил его в лагерь сборной в 17-летнем возрасте. Гилджес-Александер тогда еще даже студентом не успел стать. И Нэш признается, что невольно сравнил Шэя с самим собой, поскольку тоже дебютировал в сборной в том же возрасте. Но, по словам Нэша, ему было сложно адаптироваться к взрослому баскетболу, в то время как Шэй на каждом уровне игры выглядел предельно уверенным в себе и расслабленным.

«Я горд новым поколением, лидером которого является Шэй. Думаю, он станет лучшим канадским баскетболистом в истории. Может быть, он уже им стал».

Первый «фанат» – Джерри Уэст

Через всю карьеру Шэя Гилджес-Александера к настоящему моменту красной нитью проходит тема веры. И дело не в религии, а в том, что Шэй на каждом этапе своего пути оказывался недооценен, был на вторых ролях и не привлекал к себе особого внимания. В детстве более перспективным считался его кузен, в университетской команде он первое время был запасным, на драфте-2018 его не выбрали в топ-10. Когда у «Клипперс» появился шанс заполучить Пола Джорджа, то Шэя докинули «в довесок» в сделке с «Оклахомой».

Но у Джерри Уэста был удивительный глаз на таланты. В 2018-м именно Уэст, работавший консультантом по баскетбольным вопросам в «Клипперс», рьяно советовал клуб взять на драфте именно Шэя.

«Он станет великолепным игроком. Этот парень еще совсем молод, но у него есть удивительные инстинкты, которые отличают его от всех остальных. Для своего возраста он уже очень хорош и будет становиться только лучше. Он будет привлекать к себе внимание своими действиями на площадке», – говорил Уэст семь лет назад.

После обмена ради Джорджа Уэст называл Гилджес-Александера «выдающимся молодым талантом», с которым «ему ужасно жаль расставаться». Возможно, это просто вежливые комплименты для молодого игрока, которого наверняка воодушевили теплые слова легенды НБА. Но Уэст за время карьеры управленца доказал, что обладает феноменальной чуйкой, поэтому к каждой его цитате нужно относится серьезно.

А вот в «Оклахоме» умеют верить. Это часть философии Сэма Прести, который, руководя командой с маленького рынка, полагается на внутренние ресурсы, нежели на подачки извне. Прести поверил в Шэя, который с первого же сезона в «Тандер» начал бомбить почти по 20 очков за игру. В «Оклахоме» также поверили в Марка Дэйгнолта, который возглавил клуб после Билли Донована и привел «Оклахому» к чемпионству.

У Шэя сложились отличные отношения с Дэйгнолтом: «Марк – псих. В хорошем смысле, в лучшем из возможных! Он всех бесит тем, насколько строго он относится к мельчайшим деталям. Он не дает тебе спуску и требует от тебя нужный уровень самоотдачи, набрал ты 50 очков или два. Он оценивает игроков согласно своему высочайшему стандарту. Без него я бы не смог стать лидером команды».

Создается впечатление, что в «Тандер» все построено на вере и доверии. Владелец доверяет Сэму Прести и его видению команды. Прести тоже выбирает на ключевые посты людей, с которым он готов пойти в разведку. Тренеры верят в поступательное движение вперед, благодаря чему клуб и добился успеха в сезоне-2024/25. Теперь внутри «Тандер» верят в то, что им по силам стать чем-то большим, нежели чемпионом-однодневкой.

Фото: Gettyimages.ru/Joshua Gateley, John Nacion, Rick Madonik, Stephen Dunn