13 мин.

Джордан был Стефом Карри своего времени. Он произвел революцию в баскетболе за счет того, что пулял (с отклонением)

О Майкле Джордане уже сказано столько красивых и высокопарных слов, что они попросту теряют смысл. Когда в очередной раз слышишь «легендарный», «великий», «культовый» и прочее, глаза сами собой закатываются, а лицо искажает предобморочная гримаса. Отчасти такая безапелляционная канонизация («Джордан велик, и точка!») слегка обесценивает его карьеру: блеск золотого идола затмевает недостатки и человеческие слабости, которые лишь подчеркивают его достижения.

В действительности Джордан – это Человек-паук с его многочисленными вариациями в мультивселенных. Именно его многообразие заставляет писать о нем снова и снова, возвращаясь к разным ипостасям Майкла.

Джордан-новичок, Джордан-бизнесмен, одноклубник, бейсболист, азартный игрок, триумфатор, неудачник, миллиардер – и так далее. Стремясь всегда к одному – побеждать, Майкл принимал самые причудливые формы, переупаковывая себя и оставаясь интересным публике.

Что особенно важно, Джордан часто делал это сознательно, вопреки советам и мнениям окружающих. Именно такое отношение закрепило за ним статус «ведущего», а не «ведомого», и предопределило его главный эволюционный скачок, который впоследствии изменил и всю лигу.

Во время приходу в лигу Джордан не умел бросать – и не хотел

В 2009 году Род Торн – генменеджер, которого всегда будут помнить за выбор на драфте-1984 – в интервью New York Daily News признался, что у него самого были сомнения насчет итогового кандидата.

«Когда мы смотрели его перед драфтом, он при росте 1,98 м весил 88 кг. Он был довольно худощавым, и было понятно, что ему будет сложно выходить против более габаритных игроков вблизи кольца. Поэтому для нас самым важным было понять, насколько хорошо он сможет бросать. И надо сказать, что игра Майкла откровенно страдала из-за того, что он не мог стабильно атаковать с дистанции. Да, благодаря скорости и прыжку он опережал опекунов и забивал мяч в корзину, но довольно быстро понял, что долго так продолжаться не может. Однажды он просто сказал: «Я должен сделать свой бросок в прыжке идеальным».

И он сделал. Но далеко не сразу.

В первые четыре года в «Чикаго» манера Джордана больше напоминала Уэстбрука, чем Карри. Майкл реализовал всего 31 из 189 трехочковых бросков – это жалкие 16,4%. «Игрок, который изменил баскетбол», был 87-м среди 88 игроков НБА, совершивших не менее 100 дальних попыток за первые четыре сезона Джордана в лиге. Если абстрагироваться от всего остального, это ужасающий показатель. Однако лидеру «Буллз» удалось завоевать титул самого результативного игрока чемпионата в 1987 и 1988 годах (в третий и четвертый сезоны), несмотря на то, что он реализовывал всего 18% и 13% бросков из-за пределов дуги.

К тому же его игра была настолько эффектной, свежей и запоминающейся, что многие сразу же закрепили за ним звание главного аттракциона НБА. И отчасти это было правдой. Джордан 80-х, в коротких шортах, с золотыми цепями на шее, стремительный и одновременно плавный, за первые шесть сезонов шесть раз участвовал в Матче звезд, четырежды становился лучшим снайпером, дважды выигрывал конкурсы по броскам сверху, но до финала так ни разу и не дошел. Пока Майкл изумлял публику в регулярке, сливки снимали другие: «Лейкерс» Мэджика взяли три титула, «Селтикс» Берда – один, затем была ударная двойная смена работяг из «Детройта» Айзейи Томаса.

Джордан оставался вдали от финальной раздачи и вынужден был выслушивать язвительные сравнения с Клайдом Дрекслером, который был столь же атлетичным, как и Майкл, но чаще и успешнее атаковал из-за дуги.

«Ну, если бы я хотел пойти по этому пути, я бы поступал так же, как Дрекслер. Честно говоря, я не хочу концентрироваться на точности трехочковых, потому что это отвлекает меня от всех остальных аспектов моей игры, – отбивался Джордан. – Моя игра – это ложные движения: точный бросок, штрафной, уход на дриблинге, данк. Когда вы настроены на то, чтобы забить три очка, вы реже идете к кольцу. Вы занимаете позицию у трехочковой линии и ждете, пока кто-нибудь найдет вас передачей. Это не мой менталитет, не то, как я устроен, поэтому я не хочу меняться в эту сторону».

Джордан не лукавил и не стремился задеть игроков вроде Крэйга Ходжеса, Марка Прайса или Чака Персона. И по сей день более 80% трехочковых бросков совершаются после передач от партнеров, которым предшествует выжидание позиции для броска. У Майкла было иное видение баскетбола, и сформировалось оно отнюдь не на пустом месте.

НБА ввела трехочковую линию в 1979 году, и только потом это нововведение начали внедрять в студенческом баскетболе. Причем делали это по-разному: в различных конференциях линию вводили раньше или позже, экспериментируя с ее длиной. Стоит ли говорить, что на адаптацию потребовалось время? В НБА первым игроком, который реализовал более 100 трехочковых за один сезон, стал Дэнни Эйндж. Это случилось в 1988 году, то есть почти через 10 лет после введения трехочковой линии.

Джордан не просто не хотел бросать издали – он, по сути, не имел возможности в полной мере оценить все тонкости трехочкового броска.

Самый памятный момент Майкла до НБА? Победный бросок в финале студенческого чемпионата против Джорджтауна: команды играли без трехочковой линии.

Что насчет международных достижений? Свое первое олимпийское золото Джордан завоевал в 1984 году на турнире в Лос-Анджелесе: трехочковой линии там тоже не было.

В момент становления Майкла как игрока трехочковый бросок отсутствовал как стабильная и проверенная атакующая опция. Тренеры клубов НБА, включая Фила Джексона, тоже не торопились делать на него ставку, поскольку сами в бытность игроками не имели такого опыта.

Цена ошибки новомодного эксперимента была слишком высока: никому не хотелось терять работу из-за стремления заставить игроков бросать издали, когда они не умели и не хотели этого делать.

Это важный исторический аспект, который стоит учитывать всем, кто сравнивает цифры Стефа Карри и статистику игроков 80-х и начала 90-х. Время безжалостно: оно никого не ждет и не подгоняет. Все, что может человек, – это пытаться адаптироваться к его ходу. И Джордан, при всем своем тщеславии, поступил именно так.

Коронка Джордана – это прием, который он называл «стеклоочиститель»

Несмотря на отсутствие в арсенале трехочкового броска, Джордан был игроком «тройной угрозы» (бросок, пас, проход под кольцо). Ему нравилась собственная вариативность, и, правильно это или нет, он рассматривал трехочковый бросок как угрозу своей сбалансированной универсальности.

Сама мысль о том, что его атакующая игра будет зависеть от того, как быстро его заметит партнер и насколько точно отдаст пас, противоречила мировоззрению Джордана. Трехочковый бросок был пассивным. Джордан был агрессивен. Поэтому Майкл взял дело в свои руки и принялся оттачивать средний бросок, экспериментируя с позициями, в которых получал мяч, обманными движениями и бросками с отклонениями.

Он не был первопроходцем. До Джордана броски с отклонениями успешно использовали Уилт Чемберлен, Карим Абдул-Джаббар, Уиллис Рид, Мозес Мэлоун, Кевин Макхэйл, Лэрри Берд и Патрик Юинг.

Однако все их действия были четко заученными последовательностями, лишь изредка менявшимися.

Джордан благодаря пластике, длине рук и размеру кистей, превращал каждое движение в отдельный шедевр с узнаваемым почерком.

«Когда ты выходил держать Майкла, получающего мяч спиной к кольцу, ты мог быть уверенным только в одном – в какой-то момент он применит «стеклоочиститель». Это трюк, когда он показывает плечом движение в одну сторону, а затем разворачивается в другую. И это не считая других элементов. Если вдуматься, это абсурд: ты начинал защиту с того, что фактически признавал – в какой-то момент тебя обманут. Настолько он был непредсказуем. Каждое его движение было направлено на то, чтобы улучшить свою позицию, и как только ты думал, что сейчас идеальный момент для броска, он шел в проход. Это невозможно было просчитать. Работа Майкла на средней дистанции была основана на инстинктах, которые лишь обострились после многих тысяч часов повторений», – рассказывал Стив Смит в интервью Sports Illustrated.

Смиту вторил и Деннис Скотт.

«Не дайте Майклу обмануть себя. В его исполнении все кажется легко, но на самом деле все наоборот. «Стеклоочиститель» – очень сложный прием. Разворот через плечо – движение, основанное на мышечной памяти, но когда защита кроет тебя с одной стороны, ты вынужден разворачиваться в противоположную. Ты кардинально смещаешь центр тяжести, и если у тебя недостаточно сильные бедра, ты либо промахнешься, либо совершишь потерю. По сути, ты действуешь не только против защитника, но и против природы своего тела. Это неестественно. Он усложнял свою позицию, чтобы вводить в заблуждение тех, кто его опекал. И при этом забивал каждый раз. Против лучших игроков в мире, из матча в матч, годами. Все еще думаете, что это легко?»

Секрет подобного мастерства, как обычно, одновременно прост и сложен.

«Самой слабой частью атакующей игры Майкла были его броски. Он сделал правильные выводы и улучшил то, что, по мнению многих, невозможно было улучшить после перехода из студентов в профессионалы. И он сделал это, бросая, бросая, бросая на постоянной основе по много раз», – говорил Фил Джексон в интервью для фильма Майкл Джордан по максимуму.

Чудо не случилось внезапно. У Джордана ушли годы на то, чтобы возвести свой бросок с отклонением в ранг искусства. Бросок с отклонением стал основной атакующей опцией Майкла лишь к началу второго три-пита.

Начиная с сезона-1996/1997 НБА начала вести статистику с указанием позиций, откуда атакует отдельно взятый игрок. По итогам чемпионата 59 игроков совершили минимум 300 попыток бросков со средней дистанции. Глен Робинсон из «Милуоки» занял почетное второе место (391 попытка со средней), поскольку за Джорданом было просто нереально угнаться. Майкл выполнил 547 бросков со средней дистанции с баснословной реализацией в 49,5% (третий результат по эффективности в том сезоне). И тут важны не только цифры, но и контекст. Представьте, что на протяжении всего сезона вы матч за матчем атакуете с одной и той же дистанции, при этом защитники об этом прекрасно осведомлены, более того, концентрируются на вас как на лидере команды, и все равно они не в силах ничего противопоставить.

Это особенно важно визуализировать для тех, кто сейчас голосует за Леброна. В современном баскетболе суперзвезды ищут размен на слабого защитника и атакуют его (как, например, в противостоянии с «Денвером» Джеймс чаще всего атакует Джамала Мюррэя). В баскетболе 90-х против Джордана выходил самый сильный защитник команды соперника, выходил, понимая, что от него никто и не подумает избавляться – через него обязательно накидают.

Джордан воспроизводил бесчисленное количество вариаций бросков с отклонениями, поражая воображение и кольца соперников. Настоящее откровение снизошло на Майкла 27 апреля 1997 года в матче плей-офф против «Вашингтон Буллетс». Джордан набрал 55 очков, в том числе 20 из 23 очков «Буллз» в четвертой четверти. На свои 55 очков Майкл затратил 35 бросков, 15 из которых пришлись на среднюю дистанцию – на тот момент самый результативный показатель в матчах плей-офф. Для сравнения остальным игрокам «Чикаго» понадобилось 43 броска, чтобы набрать на одно очко меньше – 54.

Именно во второй половине 90-х Джордан стал не просто суператлетом, который когда-то мстил «Пистонс» за унижения и побои, а настоящим баскетбольным хирургом, который изящно и безукоризненно точно вскрывал своих оппонентов.

«Игра против Майкла – это всегда в первую очередь психология, и только потом физическое противостояние. Что делает игрок, который получил мяч и ощущает давление защитника? Пытается побыстрее освободиться, сбросить его. Для Майкла это почти всегда был широкий джентльменский жест. Он вежливо ждал, пока защитник займет оптимальную позицию, а затем уничтожал его. Он словно спрашивал: «Какое еще тебе нужно преимущество? Я и так дал тебе все, что мог». Реджи Миллер носился по паркету, заставляя вас прорываться за ним через десятки заслонов. Майкл никогда не тратил свои силы на движение. Когда у него не было мяча, он мало что делал, максимум высматривал возможность для получения. Когда мяч оказывался у него в руках, он позволял вам настроиться, а затем делал то, что собирался», – рассказывал Стив Смит в интервью Sports Illustrated.

Джордан – это Стеф Карри, до появления Стефа Карри

Про трехочковую революцию Стефа Карри уже сказано и написано немало, и еще столько же предстоит. Однако броски Джордана со средней дистанции были схожим явлением. Майкл забивал в нетипичной манере из тех позиций, которые до него не использовались подобным образом. Его величие – это вовсе не та мифология победителя и убийцы, которую тиражировали газеты, его величие проявлялось непосредственно на паркете: он тупо превосходил всех в эффективности атак, делал то, что для «малышей» до него было немыслимо, а для «больших» – недосягаемо.

Джордан редко атаковал из-за дуги, но благодаря «стеклоочистителю» владел самым смертельным оружием своего времени – атакой со средней. Его самая сильная сторона стала показала остальным, что может быть самым важным в будущем – и в плане влияния на игру, и в плане привлекательности личности и игры в целом. До трехочкового было далеко, но начался отход от традиционного продавливания в посте. Тем самым Джордан как бы был мостом между старой школой («большими», обыгрывающими под щитами) и новой, той, из которой вышли Кобе Брайант, Аллен Айверсон, Дирк Новицки, Пол Пирс, Рэй Аллен, Кевин Гарнетт и многие другие звезды 2000-х.

Что наиболее ценно, они не стали бездумно копировать приемы своего кумира, а интерпретировали их по-своему, адаптируя базу под особенности своего тела и манеры игры.

Брайант максимально приблизился к Майклу по стилю. Он не смог соответствовать его уровню эффективности (это было недоступно для всех потомков), но зато превзошел его в объемах. Кобе стал ориентиром для современных суперзвезд, которые начали брать на себя максимально доступную нагрузку. Он сам превзошел Джордана по рейтингу использования только для того, чтобы его впоследствии превзошли суперзвезды следующего поколения (Расселл Уэстбрук, Джеймс Харден, Лука Дончич).

Новицки благодаря своей версии броска с отклонением (добавил к нему выставленное колено) опередил всех в XXI веке по точности средних попыток. Немецкий форвард не смог оформить их в адекватное собственной значимости число титулов, однако повлиял на баскетбол будущего так, как мало кто – вслед за ним пришло поколение «больших» новой формации, которое больше ошивалось на дуге, а не толкалось задницами под щитом.

Карри сделал то же, что Джордан – просто отступив на несколько шагов назад. Он переосмыслил философию Эм Джея в том, что трехочковые – это непременно символ пассивной игры и ожидания передачи. Огромную долю своих дальних попыток защитник «Голден Стэйт» производит с ведения. И именно в этом его революционное значение – он первым стал прибегать на чужую половину и пулять так, как некогда Джордан пулял со средней. До Карри Чарльз Баркли утверждал, что бросающие команды никогда не выиграют титул, теперь же никогда не выигрывают титул команды, у которых в составе есть не бросающие люди.

Следующие поколения уже берут за основу игру Карри, но не стоит забывать, что Джордан, при всех его чемпионских титулах и индивидуальных регалиях, был инициатором этой баскетбольной эволюции. Именно он бросил вызов традиционному пониманию баскетбола и вырвал контроль над НБА у неповоротливых гигантов, которые доминировали в лиге с момента ее зарождения и вплоть до 80-х.

Майкл Джордан сначала подверг сомнению, а затем полностью опроверг некогда нерушимый тезис о том, что баскетбол – это «игра «больших».

Фото: Gettyimages.ru/Bettmann, Tim DeFrisco, Jonathan Daniel, Alexander Hassenstein