Джимми Батлер – идейный борец за денежные знаки. История контрактов объясняет логику звезды «Хит»
Иногда для идеальной аналогии не хватает совсем чуть-чуть, и в такие моменты испытываешь разочарование сравнимое с неточным броском на последних секундах. Что-то типа: так далеко и так близко.
Случай с надвигающимся трейдом Джимми Батлера и песенкой из советского мультфильма «Остров Сокровищ» как раз из этой серии. Все самые дотошные в плане цифр, богатые на метафоры и обильно сдобренные цитатами и инсайдами тексты на эту тему можно было бы отправить в закладки (откуда еще ни один текст не возвращался), а вместо этого послушать «Трагическую и поучительную историю про мальчика, который любил деньги». Если бы… имя героя песенки было Джимми, а не Бобби.
Но, если сподобиться на рокировку, даже с учетом этой малой погрешности гимн тому, что нужно «делать деньги, а остальное все дребебедень» – это безупречное тождество не только с нынешней ситуацией Батлера, но и всей его карьерой.
- С рождения Джимми пай-мальчиком был…
– Молодец…
– Имел Джимми хобби – он деньги любил…
– Хороший мальчик…
– Любил и копил.
- Что было дальше?
– Все дети как дети – живут без забот…
– Счастливое детство…
– А Джим на диете – не ест и не пьет…
– Бедненький мальчик…
– В копилку кладет…
Сейчас, когда звезду «Хит» обстоятельно чихвостят за себялюбие, шантаж, отсутствие лояльности и жажду наживы, не грех напомнить, кто и откуда Джимми Батлер.
Может, он и не пай-мальчик в типичном понимании этого слова, ну, а могло ли быть иначе с человеком, который в 13 лет услышал от родной матери: «Мне не нравится, как ты выглядишь. Ты должен уйти».
Изгнанный из дома парень вынужден был скитаться по домам приятелей, иногда ночевать на улице, но, несмотря на это, не ожесточился, не бросил учебу и не погряз в пагубных привычках.
Джимми отучился в школе, окончил университет Маркетт по специальности искусство коммуникации и сохранил отношения с родителями.
«Ни на кого не держу зла. Я по-прежнему общаюсь со своей семьей. С мамой. С отцом (он скончался в прошлом году – прим.). Мы любим друг друга. И это никогда не изменится», – спокойно заявлял Батлер.
На драфте-2011 «Чикаго» взяли Батлера под 30-м номером, не рассчитывая на него как на весомую инвестицию. В распоряжении Тибодо имелась довольно разнообразная и крепкая задняя линия: дуэт разыгрывающих составляли пока еще атлетичный Деррик Роуз и ориентированный на пас Кирк Хайнрик. Пара атакующих защитников – Рип Хэмилтон и Марко Белинелли – пусть и выглядела слегка возрастной, все еще держала соперников в тонусе. Львиную долю атакующих полномочий брал на себя пиковый Луол Денг. В защите лютовали Жоаким Ноа и Тадж Гибсон, сбоку припеку суетился Карлос Бузер. Это была сложившаяся команда с уже распределенным ролями, в которой Батлеру никто ничего не гарантировал.
В первые два сезона он отыграл в старте всего-то 20 матчей. Батлеру потребовалось три года, чтобы убедить Тома Тибодо в том, что именно с ним связано будущее команды. К концу новичкового контракта он показал не просто готовность прогрессировать, а плоды прогресса: в сезоне-2014/2015 Джимми дебютировал на Матче звезд, взял титул «самого прогрессирующего» и замкнул десятку номинантов на награду «лучшему защищающемуся».
Можно относиться к Батлеру как угодно, но нельзя отрицать очевидного: он человек, который сделал себя сам. Жизненные обстоятельства и профессиональная карьера уже на ранних стадиях научили Джимми тому, что рассчитывать можно только на себя, а стало быть, самую справедливую и беспристрастную оценку своей работе можешь дать только ты сам. И в данном случае у него неизменно возникал конфликт с окружающим миром: Батлер – уникальный случай для НБА, это звезда, которой многие на всем протяжении его пути отказывали в статусе звезды.
На каждом этапе карьеры Батлера было очевидно: он себя оценивает по максимуму и ждет, что клубы как минимум согласятся с ним в этом путем подписания с ним соответствующего контракта.
Это примерно то же самое, что с его кофе: как известно, напиток у Джимми Батлера нереально дорогой (в «Пузыре» он продавал стакан за 20 долларов). И тем не менее он выставляет именно такой ценник, а покупатели неизменно находятся.
- Дальше-то что было?
– Здесь пенни, там шиллинг, а где-нибудь фунт…
– Большие деньги…
– Стал Джимми мошенник, мошенник и плут…
– Почему мошенник и плут?
– Скопил целый пуд.
– А-а-а, молодец…
Все эти разговоры о гигантских контрактах для новичков, не сыгравших ни одного матча в НБА, имеют под собой всякие основания, если речь идет о тех, кого выбрали в первую очередь.
Сумма первого контракта немолодого по меркам дебютанта 22-летнего Батлера (не забываем, что Джимми отучился в университете все положенные 4 года) составляла 5,21 миллиона, два из которых причитались на самый последний, четвертый год контракта. Практически за год до истечения соглашения Батлер дал понять, что не намерен пописывать 4-летний контракт на 40 миллионов.
«Решил, что хочу делать ставку на себя. Это связано с моей верой в себя, с тем количеством работы, проделанной летом в надежде, что мой прогресс повысит шансы «Буллз» на чемпионство», – сказал Батлер в интервью Yahoo Sports.
Даже сейчас, по прошествии большого количества времени и лучше зная характер Батлера, подобное решение не кажется глупым и некорректным. Для сравнения вот какие контракты подписывали другие игроки на тот момент: Кемба Уокер – 4 года на 48 миллионов, Алек Беркс – 4 года на 42 миллиона, Чендлер Парсонс – 3 года на 46 миллионов.
Батлер был игроком уровня Матча звезд с очевидным потенциалом для роста и потому совершенно оправданно хотел прибавки.
А вот представители «Чикаго» повели себя отнюдь не дипломатично. Согласно информации Райана Руссило с ESPN, представители фронт-офиса «Буллз» пригрозили законопатить Батлера на скамейку, а вместо него выпускать в старте новичка Тони Снелла, забивавшего по 4,5 очка. Таким образом клуб рассчитывал сбить цену на Батлера и отрезать тому все пути к отступлению.
Позже игрока спрашивали насчет этого, и вот что он ответил.
«Слушайте, это было сто лет назад. Я сказал, что буду играть до конца года. И я сделал это, провел неплохой сезон. Не буду вдаваться в подробности того, что было сказано, а что нет, это никого не касается. Мы заключили сделку, и думаю, что это была честная сделка. Вот и все. У нас были нормальные отношения с генеральным менеджером Гаром Форманом и вице-президентом по баскетбольным операциям Джоном Пэксоном. Они мои боссы. И если возникала проблема, то мы разговаривали как мужчины. Думаю, это очень профессиональный подход», – слова человека, которого многие считают одним из главных интриганов НБА.
После того как в условиях давления со стороны клуба Батлер выдал прорывной для себя год, «Буллз» просто не могли не признать, что такой бычок нужен самим. Поэтому согласились выписать ему 5-летнюю максималку на 90 миллионов с опцией игрока на последний год (сезон 2019/2020).
В последующие два сезона Батлер, по сути, стал главным игроком чикагцев: он еще дважды съездил на Матч звезд, вошел в символические сборные по итогам сезона и выдал свой самый результативным сезон в карьере (почти 24 очка в чемпионате-2016/2017).
Вот только игра Джимбо была единственным светлым пятном. Тома Тибодо сменил гораздо более мягкий и терпимый к поражениям Фред Хойберг, апатичное руководство «Буллз» подумывало о перестройке, в рамках которой дорогой контракт Батлера был абсолютно никому не нужен. Да и сам Джимми, который никогда не скрывал, что его главная цель в карьере – чемпионство, не хотел тратить время попусту (а возможно, вспоминал, какими непростыми были переговоры о действующем на тот момент соглашении).
Для того чтобы стороны избавились от любых сомнений, Джимбо спровоцировал первый свой легендарный скандал – объявил главного тренера Фреда Хойберга «мягкотелым» и повздорил с молодыми игроками «Чикаго»…
«Самый безумный сезон – это «Чикаго», – рассказывал Майкл Картер-Уильямс. – Обожаю Джимми, но это было нечто. У нас была ужасная раздевалка. С самого начала сезона. Все бесились, все злились. Джимми не ладил с тренером Хойбергом. И вот у нас в самом начале проходит командное собрание.
В предыдущем матче арбитры как-то ужасно работали. Джимми получил технарь. Кто-то еще – тоже. Джимми расстроился из-за того, что тренер Хойберг не получил технарь. Тренер Хойберг говорит: «Джимми, все начинается с меня и с тебя. Что вообще происходит?» И тут Джимми выдает: «Во-первых, мне кажется, ты мягкотелый. Во-вторых, ты мне не нравишься»… Он даже не дошел до «в-третьих». Тренер Хойберг тут заорал: «Ах, так, да пошел ты на ###, Джимми!» А Джимми отвечает: «А теперь я пошел на ###? Ты же сам хотел узнать, что я думаю!»
И это только начало собрания»…
Обмен в «Миннесоту», которую тренировал Тибодо, был выигрышным для всех сторон. В июне 2017-го Батлера, приправив правами на Джастина Пэттона, отправили в «Миннесоту», в обмен на Зака Лавина, Криса Данна и права на Лаури Маркканена.
Батлер сменил место прописки, но не менталитет. Поэтому, когда пришло время разговаривать о потенциальном продлении, Джимбо вновь отказался от условий клуба: «Тимбервулвз» давали продление на 100 миллионов и 4 года – лучшее из того, что они могли сделать.
Прогнозируемая максималка Батлера составляла 190 миллионов, но он под привычный аккомпанемент заверений о том, что вновь собирается ставить на себя, готов был сделать скидку и согласиться на 155 миллионов.
И вот это уже было выкручивание рук.
«Мы предложили Джимми продлить контракт, он посовещался с агентом, затем они вернулись к нам и сказали, что благодарны за предложение, но они вынуждены отказаться. Они сказали, что подождут следующего лета и более выгодной сделки. Джимми предпочел рискнуть. Он надеется, что не получит травму или что по той или иной причине у него будет удачный год. Мы оба в какой-то степени рискуем. Думаю, главное, что в этом году мы должны показать хорошую игру, и я думаю, тогда Джимми, как и другие звездные игроки, захочет играть в команде, которая развивается и у которой есть потенциал добиться большего», – заявил владелец «Тимбервулвз» Глен Тейлор.
Замахнуться на продление Батлера «Миннесота» могла лишь в том случае, если бы обменяла кого-то из стартового состава: Джефф Тиг, Эндрю Уиггинс, Тадж Гибсон, Карл Энтони-Таунс. Известный инцидент на тренировке, где Батлер вместе с приятелями в двусторонке обыграл молодежь «Миннесоты», намекал на это вполне отчетливо. Джимбо хотел обмена Таунса или Уиггинса на более опытных игроков, с которыми можно было на что-то претендовать, и бонусом шло очередное повышение зарплаты.
Красиво ли это выглядело со стороны? Нет. Была ли в этом логика? Еще какая – выигрышная. Батлер ставил на себя, в то время как «Тимбервулвз», отказываясь от Джимми, вкладывались в сценарий развития, где главными действующими лицами были Уиггинс и Таунс.
Сегодня можно спокойно говорить, что этот вариант себя не оправдал. Обменяв Батлера в ноябре 2018-го в «Филадельфию» на Джарреда Бейлиса, Дарио Шарича и Роберта Ковингтона, «Миннесота» еще целых три года сидела без выхода в плей-офф.
Джимми же не пропустил ни единого розыгрыша.
В постсезонке-2019 «Сиксерс» отцепил эпичный бросок Кавая, а затем Батлер четыре раза подряд выходил в плей-офф вместе с «Майами» и дважды попадал в финал. Добавьте к этому 4-летнее продление стоимостью 184 миллиона, которое Джимбо подписал с «Майами» в 2021-м, и вы поймете, что его стратегия при ведении переговоров с «Миннесотой» была верна. Клубы при обменах и в любой удобной для них ситуации любят бравировать фразой: «Это бизнес, вы же все понимаете».
Что ж, раз все все понимают, почему бы и игрокам не вести себя столь же расчетливо, руководствуясь сугубо своими интереса. Батлеру это всегда удавалось.
В «Филадельфии» Батлера ждали очередные горе-руководители, которые не захотели оценить его по достоинству. Он заранее объявлял, что рассчитывает на максимальное соглашение. Его выменяли с намерением предложить ему максимальное соглашение (сообщалось о контракте на 5 лет). Но уже летом «76-е» неожиданно передумали, когда увидели, что им будет доступен «отец Эмбиида» Эл Хорфорд.
Батлер тот афронт не забыл. Каждый раз вытирая ноги о «Филадельфию», он намекал, что клуб предпочел ему (ему!) Тобайаса Харриса.
- Но в том-то и дело, что он не один,
– Почему?..
– Кто больше всех деньги на свете любил,
– Человек наш…
– Он это забыл.
В «Хит» Батлер впервые был счастлив. Он не только публично говорил об этом, мы впервые увидели его расслабленную версию – друга Неймара, фаната тенниса, музыканта-любителя…
В «Майами» ему помогли снять все те вопросы, из-за которых он всегда был настороже и всегда вел себя предельно агрессивно – после того как он дважды выводил команду в финал, ни у кого на свете не должно было оставаться сомнений в его звездном статусе. Батлер не защищается как Яннис, не бросает как Карри, не доминирует на мяче как Леброн, но в 2020-х в финальных сериях он побывал чаще, чем признанные суперзвезды.
У Батлера есть ярко выраженные слабые стороны (левая рука или бросок, например), и при этом сложно выделить то, в чем он был бы сильнее остальных. Он просто настоящий хастлер, тот, кто выходит упахиваться на обеих сторонах ради достижения командного результата. В «Хит» он обратил все свои предшествующие скандалы себе во благо – его уходы из «Чикаго», «Миннесоты», «Филадельфии» не только сделали его значительно богаче, но и упрочили его имидж такого олдскульного чувака, который учит мягкотелую молодежь настоящей работе. В какой-то момент соблазн развивать эту тему был слишком велик: Батлер троллил и подкреплял троллинг на площадке, Батлер штамповал снимки и гифки настоящего мужского труда, Батлер показательно включался в плей-офф, как бы вытирая ноги о ту табель о рангах, которую лига старательно выстраивала на протяжении всего сезона.
Собственно, из раздувания этого мифа и родилось некорректное отношение к Батлеру в данной ситуации с «Хит». Сегодня кто-то разочарован его поведением по отношению к команде, другие называют его примадонной и скандалистом, третьи возмущаются тем, что он не дорабатывает до конца положенный по контракту срок…
Ваши ожидания – это… сами знаете что.
В противостоянии Джимми и какого бы то ни было клуба самое странное – это вставать на чью-либо сторону.
Прав ли Пэт Райли в том, что не хочет заранее платить чуваку, которому к началу следующего чемпионата исполнится 36 лет и который то и дело выбывает из-за травм?
Да, конечно, прав.
Прав ли Джимми Батлер в том, что заранее стремится выбить для себя последний жирный контракт в карьере и нисколько не заботится о болельщиках, одноклубниках, будущем клуба?
По-своему, абсолютно прав. По крайней мере, сами болельщики «Хит» точно так ответили бы, если бы год назад их спросили о поведении Батлера в «Миннесоте» или «Чикаго».
Штука в том, что Батлер – не примадонна и не скандалист. Он просто идеальный наемник и всегда им был, эта ситуация с «Хит» – типичнейшая для него. Когда его окружали вниманием и проявляли уважение в виде максимальных контрактов, он изо всех сил отрабатывал свой контракт. Когда ему показывали, что его заслуги, конечно, ценят, но за такую статистику, за такое количество проведенных игр, за такие понты абсурдно требовать столько денег, он немедленно искал себе новую команду и включал фантазию.
Что интересно, каждый раз он отыгрывался на молодых конкурентах в борьбе за денежные знаки (юных «быках», Таунсе и Уиггинсе – в «Миннесоте», Тобайасе Харрисе – в «Филадельфии»). В данном случае «Хит» выложили кучу денег Тайлеру Хирро и Бэму Адебайо, а вот о своей главной звезде забыли…
Джимми Батлер гораздо честнее, чем Кармело Энтони, который посмел назвать его «раком для бизнеса». На каждом этапе карьеры он не скрывал, что деньги стоят для него на первом месте и обозначают и все остальное – и статус звезды, и уважение, и роль в команде, и удовольствие от баскетбола, и счастье. Он не инициировал переход в Нью-Йорк ради большого рынка и пиара. Он не инициировал переход в «Майами» ради того, чтобы объединиться с лучшими игроками поколения. Он не критиковал Райли за то, что тот не может собрать вокруг него боеспособную команду (потому что тогда бы, естественно, появились вопросы и к человеку, которому на карточку прилетает треть платежной ведомости). Он не говорил, что ради титула готов пожертвовать этими чудесными зелеными бумажками, кои он так любит.
Довольно глупо сейчас упрекать Батлера в том, что он потерял связь с реальностью и требует денег, которых не заслуживает. В том-то и дело, что, в отличие от всех остальных, он всегда хорошо понимал: в этой лиге обязательно найдется команда, знающая, какие именно плюсы он приносит, и готовая за это компенсировать ему любые издержки. Батлер всегда работал по принципу «утром деньги, вечером – стулья»: зачем ему переубеждать Пэта Райли в том, что тот ошибается на его счет, если найдутся деятели, которым он интересен и в 36 лет, и с травмами, и с 50 миллионами в платежке. А уж потом будем разбираться, кто не прав – пока-то в дураках неизменно оказывались те, кто не верил в Джимбо.
В «Хит» Батлер сделал то, что делал всегда – теми или иными способами свел к минимуму свою рыночную стоимость и сделал атмосферу в клубе невыносимой. Это все не очень красиво выглядит со стороны, но двухлетний контракт на 111 миллионов на новом месте несомненно скрасит любой негатив.
В любом случае все имевшиеся у него сомнения вытесняет один и только один навязчивый мотив:
Деньги-деньги, дребеденьги,
Позабыв покой и лень,
Делай деньги, делай деньги,
А остальное все дребедень.
Фото: Gettyimages.ru/Carmen Mandato, Jonathan Daniel, Mitchell Leff, Adam Glanzman, Michael Reaves, Zhong Zhi; East News/AP Photo/Daily Herald, Gilbert Boucher II, AP Photo/Nam Y. Huh
Батлер в октябре 2024:
«Если быть предельно честным, то, что бы я ни делал сейчас, мне больше не заплатят. Хотя мне плевать на деньги. Сейчас я нахожусь в точке в своей карьере, когда у меня более чем достаточно денег. Я здесь [в НБА] только для того, чтобы побеждать», — приводит слова Джимми портал Hoopshype
А вообще статья очень понравилась, очень адекватно.
Думаю осенью Батлер понял что здоровье может подвести в любой момент и запросил обмен. До этого, видимо, верил что проведёт 60+ игр и плей-офф и получит максималку от Хит. Иначе мог бы прошлым летом просить обмен.
Ну и с одним направлением в Финикс он переборщил, переиграл сам себя
Оба они героически затаскивали свои команды в главный финал с 5-го места в конференции.