Художественный фильм о Дражене Петровиче – серый, расчетливый байопик. Снять что-то лучше было невыполнимой миссией
«Дражен» cняли к 60-летию легенды.
Бывает, долго выискиваешь фильм на просторах интернета. Потом смотришь в паскудном качестве с периодическими лагами и отстающими от прямой речи субтитрами. И получаешь… разочарование. Разочарование – не фильм как таковой, даже не его поиски, а итоговый выхлоп от всех предшествовавших просмотру манипуляций.
Именно так у меня было с «Драженом», художественным фильмом, который сняли в Хорватии к 60-летию легендарного баскетболиста Дражена Петровича в прошлом году. Фильм не то чтобы хороший, плохой или никакой, он просто есть. Как вид из окна на голубовато-серый пейзаж зимней Москвы. Можно сокрушаться его однообразию или искать в нем красоту эстетствующего декаданса, но кроме самого наличия этому пейзажу предложить нечего: додумывать все равно придется вам.
Авторы картины не утруждают себя попытками рассказать подробности жизни Петровича и весь творческий полет фантазии отдают на откуп зрителю. Подобное отношение, прямо скажем, не редкость, когда речь идет о реальных людях по судьбам которых уже снято множество фильмов (одним больше-одним хуже, какая разница), но Петрович не тот случай. Художественных фильмов о «Баскетбольном Моцарте» еще не было. Поэтому экранизация жизненного пути Петровича изначально виделась очень щепетильным и опасным предприятием, и прежде чем отметить ее выступающие (выдающимися их не назовешь) качества, следует выказать уважение авторам хотя бы за то, что они за нее взялись.
«Дражен» – фильм, который обязаны были снять. А это редко бывает художественным достоинством
Фигура Дражена Петровича слишком велика в масштабах хорватской – не только спортивной – истории, чтобы удержаться от того, чтобы снять о ней байопик. Тут вам и рушащийся на фоне геополитический ландшафт Югославии, и превосходство в одном из популярнейших в стране видов спорта, и попеременное покорение сперва Европы, а затем Америки с последующим мировым признанием, и трагическая гибель в автокатастрофе на самом пике. Развернуться есть где и без дополнительных отягчающих. Тем не менее режиссер Данило Шербеджия и продюсер Любо Дзеларович решили не мелочиться и приурочить премьеру фильма на прошлую осень, к 60-летию баскетболиста (хорват родился 22 октября 1964 года). То есть, поднатужившись, взвалили на себя дополнительную ответственность.
Создатели начали обсуждать идею «Дражена» еще в 2022-м на почве общей любви к баскетболу и не без косого взгляда на оскаровскую номинацию. На все три предыдущих фильма Шербеджии отправлялись заявки в категории «лучший полнометражный фильм на иностранном языке» (дважды от Хорватии, один раз – вообще от Македонии), но ни один так и не попал в итоговое число номинантов. Байопики при должном подходе – это вообще «верняк» для попадания в оскаровскую номинацию (следите, что будет вытворять на ближайшей церемонии «Бруталист» Брэди Корбета).
Так что стратегически ход с производством «Дражена» был вполне себе понятным, другое дело, что в данном поджанре существует особый нюанс – авторам нужно снять не просто пресный мокьюментари, а соблюсти баланс между достоверностью событий и аккуратным художественным вымыслом, который не позволит зрителям заскучать. У «Дражена» в этом смысле все плохо.
Огульно называть фильм Шербеджии «заказухой», пожалуй, было бы чересчур, но и не упомянуть о пайщиках-концессионерах, участвовавших в создании картины, тоже нельзя. Проект об одном из героев нации, готовящийся к его юбилею, должен был получить соответствующую поддержку. Помимо благословения семьи Дражена Петровича, основная продюсерская компания Kinoteka Любо Дзеларовича заручилась финансами независимой американской компании RTG Pictures, сербской Living Pictures, словенской December. И это только производственная составляющая, помимо которой нашлось место подмоге со стороны хорватского, словенского и сербского институтов кинематографии, олимпийского комитета Хорватии и фонда телерадиовещания Загреба.
Фильм мастерили всем миром, а в таких случаях возникает масса финансовых и имиджевых обязательств. Это сужает пространство для авторского видения, расстановки тех или иных акцентов, смелого, беспристрастного взгляда режиссера. Когда ты берешь деньги у американской компании на съемки, ты уже не можешь показать Петровича открыто глумящимся над звездами НБА. А если рекламную поддержку тебе оказывает хорватский институт кинематографии, то он, будучи государственной структурой, мало заинтересован в том, чтобы Дражен Петрович постоянно матерился на паркете (Дражен, как известно, был одним из выдающихся трэштокеров в истории баскетбола). Вот и выходит, что вместо биографии баскетбольного первопроходца, бунтаря, национального героя мы смотрим историю милого паренька, из выдающихся качеств которого можно отметить разве что пышную прическу.
Фильм для внутреннего пользования, который «рассказывает, а не показывает»
Речь не о местечковости или отсутствии масштаба – хотя сцены баскетбольных матчей можно пересчитать по пальцам одной руки неумелого дровосека – а о повествовании, которое могло бы приблизить человека, не имеющего представления о Петровиче, к пониманию того, насколько феноменальным было это баскетбольное явление.
Взросление в залитом солнцем Шибенике, геройства с «Цибоной», дуэль в составе «Реала» с «Селтикс» Лэрри Берда, тяжелый поиск себя в «Портленде», отношение к войне на Балканах и конфликт с Владе Дивацем, дуализм личности самого Дражена, который пылал на площадке, но наедине с собой был очень рефлексирующим, задумчивым человеком – всего этого мы не увидим, или увидим очень вскользь. И не только из-за недостачи хронометража (1:40 – по любым меркам маловато для байопика).
В отдельных моментах принцип «рассказывать, а не показывать» – это буквально сцены, в которых герои проговаривают поступки и действия, совершенные ими за кадром. В «Дражене» нет ни одной сюжетной линии, развитие и закономерное окончание которой показаны от начала и до конца. Даже отношения Петровича с его девушкой Ренатой Чаич, которая появляется то тут, то там, заставляют недоумевать – чем именно могла пленить героя эта барышня, постоянно задающая вопросы?
В этом и заключается главная проблема фильма – он сделан для людей, которые и так знают ответы на все вопросы, касающиеся биографии Петровича, при этом совершенно бесцеремонен к тем, кто решил даже не ознакомиться с ним, а просто посмотреть кино о выдающемся человеке.
Именно по этой причине многие восторженные отзывы зрителей начинаются со слов «Я всегда был фанатом Дражена…», «Помню как смотрел матчи «Цибоны»…», «Фильм точно воспроизводит биографию Петровича, которую я прочитал…». Конечно, воспроизводит, ведь человеку не остается ничего другого, кроме как сопоставить уже известные ему факты с тем, что он видит на экране.
Да, можно справедливо заметить, что «Дражен» и был снят для соответствующей аудитории – подкованной, осведомленной, ценящей баскетбол и саму персону Петровича; но разве можно записать такое сегментирование к достоинствам художественного фильма? Тем более, что и в качестве полуторачасового посвящения Петровичу для понимающих авторы «Дражена» крайне халатно отнеслись к главному герою. Сбивчивый сценарий и монтаж, резко бросающий из одной сцены в другую, не так сильно бросались бы в глаза – в конце концов, за оператора тут Анте Цветанович, а не Януш Камински и не Эмануэль Любецки – если бы не тот, кто вынужден чаще всех оказываться в центре композиции. Я имею очень приблизительное представление (составленное на основе одного просмотренного фильма) об актерских талантах Домагоя Нижича, но у актера на роль Дражена Петровича в резюме должно быть нечто более существенное, чем одна короткометражка и суммарные десять эпизодов в трех разных сериалах.
Все верно, «Дражен» – дебют Нижича на больших экранах, и сразу такой, который подразумевает умение актера вытаскивать в соло. Хотя бы в отдельных моментах. Чуда не происходит, ведь у нас байопик, а не диснеевских сказка, поэтому всерьез рассуждать о раскрытии характера и бросаться фразами Станиславского тут просто не имеет смысла. Впечатление, будто парня элементарно подставили, настолько неготовым и чужеродным он смотрится в кадре.
В итоге мы имеем дело не столько с фильмом, сколько с методичкой по сборке стола из IKEA. Если вы примерно представляете себе соответствующий процесс и, лихо орудуя отверткой лишь изредка, для проформы поглядываете на схему, то найдете за что похвалить производителей, а заодно и себя за то, что не дурнее их. В противном случае вы обречены вопросительно пялиться на мятый чертеж, сдабривая непонимание изумленным матерком. В случае с «Драженом» – всем известными балканскими выражениями. Только в таком звуковом сопровождении этот вычищенный до блеска байопик приобретет живость и озорство, отличавшие реального Баскетбольного Моцарта, а не его киношного двойника.
Фото: kinoteka.hr
Антон Шатров обламывается, что из-за того, что фильм спонсировали одновременно американскими деньгами и министерством спорта Хорватии, отсюда Петрович не читает рэп и не мазафакит на слэнге из "Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале".
Антон Шатров, а ты достаточно сливовицы накатил под чевапчичи прежде чем сесть за просмотр фильма? А сколько ракии в тебе было, когда текст писал?
Антон Шатров, ты давно в жюри Золотого Глобуса, чтобы катать такие рецензии на фильмы? Тебе Кустурица не нравится потому что это не Марвел? На роль актёра надо было Роберта Дауни младшего позвать? /хотя судя по тексту и скриншотам тут бы Тимате Шаламэ подошёл бы, но сорян, он в фильме про настольный теннис снимается/
Антон Шатров, уверяю тебя - "Гаспачо" - это не ориентир, чтобы фуфломицинить на баскетбольной ветке. Мы не за оксюморонством сюда заходим, ты лучше бы славакапэссэсил, как ледженда в лице Рахона....да что это я....ты уже в одном шаге, чтобы со своим блогом заморгенштернить в рехаб
PS: мы вообщем то должны сказать большое спасибо, что фильмы про баскетбол снимают хотя бы периодически. Ждать от них успеха, как от условной "Богемской рапсодии".....ну уж сорян братан....в ближайшем будущем только Сэт Роген в роли Николы Йокича может что то такое исполнить и то это будет роль всей его жизни (да ещё Адама Сэндлера на роль Майкла Мэлоуна подтягивать придётся)
PPS: хотя нет нет, Джонатан Мэйджорс мог бы неплохо Мэджика Джонсона сыграть....хотя не, сыровато чёт. Если бы ПиДидди спродюсировал ещё может что то как то...но мы его видать на свободе уже не увидим.