7 мин.

Художественный фильм о Дражене Петровиче – серый, расчетливый байопик. Снять что-то лучше было невыполнимой миссией

«Дражен» cняли к 60-летию легенды.

Бывает, долго выискиваешь фильм на просторах интернета. Потом смотришь в паскудном качестве с периодическими лагами и отстающими от прямой речи субтитрами. И получаешь… разочарование. Разочарование – не фильм как таковой, даже не его поиски, а итоговый выхлоп от всех предшествовавших просмотру манипуляций.

Именно так у меня было с «Драженом», художественным фильмом, который сняли в Хорватии к 60-летию легендарного баскетболиста Дражена Петровича в прошлом году. Фильм не то чтобы хороший, плохой или никакой, он просто есть. Как вид из окна на голубовато-серый пейзаж зимней Москвы. Можно сокрушаться его однообразию или искать в нем красоту эстетствующего декаданса, но кроме самого наличия этому пейзажу предложить нечего: додумывать все равно придется вам.

Авторы картины не утруждают себя попытками рассказать подробности жизни Петровича и весь творческий полет фантазии отдают на откуп зрителю. Подобное отношение, прямо скажем, не редкость, когда речь идет о реальных людях по судьбам которых уже снято множество фильмов (одним больше-одним хуже, какая разница), но Петрович не тот случай. Художественных фильмов о «Баскетбольном Моцарте» еще не было. Поэтому экранизация жизненного пути Петровича изначально виделась очень щепетильным и опасным предприятием, и прежде чем отметить ее выступающие (выдающимися их не назовешь) качества, следует выказать уважение авторам хотя бы за то, что они за нее взялись.

«Дражен» – фильм, который обязаны были снять. А это редко бывает художественным достоинством

Фигура Дражена Петровича слишком велика в масштабах хорватской – не только спортивной – истории, чтобы удержаться от того, чтобы снять о ней байопик. Тут вам и рушащийся на фоне геополитический ландшафт Югославии, и превосходство в одном из популярнейших в стране видов спорта, и попеременное покорение сперва Европы, а затем Америки с последующим мировым признанием, и трагическая гибель в автокатастрофе на самом пике. Развернуться есть где и без дополнительных отягчающих. Тем не менее режиссер Данило Шербеджия и продюсер Любо Дзеларович решили не мелочиться и приурочить премьеру фильма на прошлую осень, к 60-летию баскетболиста (хорват родился 22 октября 1964 года). То есть, поднатужившись, взвалили на себя дополнительную ответственность.

Создатели начали обсуждать идею «Дражена» еще в 2022-м на почве общей любви к баскетболу и не без косого взгляда на оскаровскую номинацию. На все три предыдущих фильма Шербеджии отправлялись заявки в категории «лучший полнометражный фильм на иностранном языке» (дважды от Хорватии, один раз – вообще от Македонии), но ни один так и не попал в итоговое число номинантов. Байопики при должном подходе – это вообще «верняк» для попадания в оскаровскую номинацию (следите, что будет вытворять на ближайшей церемонии «Бруталист» Брэди Корбета).

Так что стратегически ход с производством «Дражена» был вполне себе понятным, другое дело, что в данном поджанре существует особый нюанс – авторам нужно снять не просто пресный мокьюментари, а соблюсти баланс между достоверностью событий и аккуратным художественным вымыслом, который не позволит зрителям заскучать. У «Дражена» в этом смысле все плохо.

Огульно называть фильм Шербеджии «заказухой», пожалуй, было бы чересчур, но и не упомянуть о пайщиках-концессионерах, участвовавших в создании картины, тоже нельзя. Проект об одном из героев нации, готовящийся к его юбилею, должен был получить соответствующую поддержку. Помимо благословения семьи Дражена Петровича, основная продюсерская компания Kinoteka Любо Дзеларовича заручилась финансами независимой американской компании RTG Pictures, сербской Living Pictures, словенской December. И это только производственная составляющая, помимо которой нашлось место подмоге со стороны хорватского, словенского и сербского институтов кинематографии, олимпийского комитета Хорватии и фонда телерадиовещания Загреба.

Фильм мастерили всем миром, а в таких случаях возникает масса финансовых и имиджевых обязательств. Это сужает пространство для авторского видения, расстановки тех или иных акцентов, смелого, беспристрастного взгляда режиссера. Когда ты берешь деньги у американской компании на съемки, ты уже не можешь показать Петровича открыто глумящимся над звездами НБА. А если рекламную поддержку тебе оказывает хорватский институт кинематографии, то он, будучи государственной структурой, мало заинтересован в том, чтобы Дражен Петрович постоянно матерился на паркете (Дражен, как известно, был одним из выдающихся трэштокеров в истории баскетбола). Вот и выходит, что вместо биографии баскетбольного первопроходца, бунтаря, национального героя мы смотрим историю милого паренька, из выдающихся качеств которого можно отметить разве что пышную прическу.

Фильм для внутреннего пользования, который «рассказывает, а не показывает»

Речь не о местечковости или отсутствии масштаба – хотя сцены баскетбольных матчей можно пересчитать по пальцам одной руки неумелого дровосека – а о повествовании, которое могло бы приблизить человека, не имеющего представления о Петровиче, к пониманию того, насколько феноменальным было это баскетбольное явление.

Взросление в залитом солнцем Шибенике, геройства с «Цибоной», дуэль в составе «Реала» с «Селтикс» Лэрри Берда, тяжелый поиск себя в «Портленде», отношение к войне на Балканах и конфликт с Владе Дивацем, дуализм личности самого Дражена, который пылал на площадке, но наедине с собой был очень рефлексирующим, задумчивым человеком – всего этого мы не увидим, или увидим очень вскользь. И не только из-за недостачи хронометража (1:40 – по любым меркам маловато для байопика).

В отдельных моментах принцип «рассказывать, а не показывать» – это буквально сцены, в которых герои проговаривают поступки и действия, совершенные ими за кадром. В «Дражене» нет ни одной сюжетной линии, развитие и закономерное окончание которой показаны от начала и до конца. Даже отношения Петровича с его девушкой Ренатой Чаич, которая появляется то тут, то там, заставляют недоумевать – чем именно могла пленить героя эта барышня, постоянно задающая вопросы?

В этом и заключается главная проблема фильма – он сделан для людей, которые и так знают ответы на все вопросы, касающиеся биографии Петровича, при этом совершенно бесцеремонен к тем, кто решил даже не ознакомиться с ним, а просто посмотреть кино о выдающемся человеке.

Именно по этой причине многие восторженные отзывы зрителей начинаются со слов «Я всегда был фанатом Дражена…», «Помню как смотрел матчи «Цибоны»…», «Фильм точно воспроизводит биографию Петровича, которую я прочитал…». Конечно, воспроизводит, ведь человеку не остается ничего другого, кроме как сопоставить уже известные ему факты с тем, что он видит на экране.

Да, можно справедливо заметить, что «Дражен» и был снят для соответствующей аудитории – подкованной, осведомленной, ценящей баскетбол и саму персону Петровича; но разве можно записать такое сегментирование к достоинствам художественного фильма? Тем более, что и в качестве полуторачасового посвящения Петровичу для понимающих авторы «Дражена» крайне халатно отнеслись к главному герою. Сбивчивый сценарий и монтаж, резко бросающий из одной сцены в другую, не так сильно бросались бы в глаза – в конце концов, за оператора тут Анте Цветанович, а не Януш Камински и не Эмануэль Любецки – если бы не тот, кто вынужден чаще всех оказываться в центре композиции. Я имею очень приблизительное представление (составленное на основе одного просмотренного фильма) об актерских талантах Домагоя Нижича, но у актера на роль Дражена Петровича в резюме должно быть нечто более существенное, чем одна короткометражка и суммарные десять эпизодов в трех разных сериалах.

Все верно, «Дражен» – дебют Нижича на больших экранах, и сразу такой, который подразумевает умение актера вытаскивать в соло. Хотя бы в отдельных моментах. Чуда не происходит, ведь у нас байопик, а не диснеевских сказка, поэтому всерьез рассуждать о раскрытии характера и бросаться фразами Станиславского тут просто не имеет смысла. Впечатление, будто парня элементарно подставили, настолько неготовым и чужеродным он смотрится в кадре.

В итоге мы имеем дело не столько с фильмом, сколько с методичкой по сборке стола из IKEA. Если вы примерно представляете себе соответствующий процесс и, лихо орудуя отверткой лишь изредка, для проформы поглядываете на схему, то найдете за что похвалить производителей, а заодно и себя за то, что не дурнее их. В противном случае вы обречены вопросительно пялиться на мятый чертеж, сдабривая непонимание изумленным матерком. В случае с «Драженом» – всем известными балканскими выражениями. Только в таком звуковом сопровождении этот вычищенный до блеска байопик приобретет живость и озорство, отличавшие реального Баскетбольного Моцарта, а не его киношного двойника.

Фото: kinoteka.hr