9 мин.

Олимпиада-2024 – окончательные проводы поколения Тони Паркера. Выдающегося, но нереализованного

«Au Revoir» Батюм и Де Коло.

Поражение Франции было самым логичным, своевременным и даже благоприятным среди всего того обилия метаморфоз, которые раздирали сборную хозяев Олимпиады. С серебром все ясно: уступили в финале главному фавориту. Нет места изобилию трактовок. Зато возьми французы золото, мы стали бы свидетелями натянутых интерпретаций. Почитали бы про величие Вембаньямы (которого не увидели), про жертвенность Гобера (просто не вписался в схемы Колле и был малоэффективен на решающих стадиях), про второй подряд провал США на международном турнире и доминацию европейского баскетбола (прогресс не стоит преувеличивать).

И уж, конечно, зацепили краем глаза что-нибудь о преемственности поколений и передаче Батюмом и Де Коло золотой эстафеты Вембаньяме и тем, кто придет вместе с ним. Последнее даже в случае триумфа «Синих» выглядело бы сомнительно. Ведь несмотря на урожайный пласт высококлассных, а главное – абсолютно разнообразных игроков, самое талантливое поколение в истории французского баскетбола так и не реализовало свой потенциал.

Тони Паркер – броское заглавие новейшей истории сборной Франции. Содержание, увы, не соответствовало обложке

Разыгрывающий «Сперс» (и по какому-то недоразумению «Шарлотт») – барометр, по которому легко судить о достижениях сборной Франции. Не только потому что Паркер – самый звездный, высокооплачиваемый и успешный француз в НБА, а по тому, насколько сильное влияние он оказал на становление европейской и, в частности, французской диаспоры в НБА.

До его появления на большой баскетбольной арене в 2001-м у Франции не было ярких побед более 40 лет. Команда ни разу не брала медали Евробаскета после бронзы в 1959-м, хотя стабильно ездила на каждый турнир, начиная с 1977-го, а на ЧМ и ОИ появлялась очень редко.

Даже знаменитое серебро Олимпиады в Сиднее было добыто не без благополучного стечения обстоятельств. Из группы французы выползли с результатом 2-3 за счет лучшей разницы очков и личных встреч (бодались с китайцами), подопечные Жана-Пьера де Винченци без вариантов слили США, Италии, Литве. А в плей-офф повезло с сеткой: в 1/4 «синие» насилу унесли ноги от команды одного игрока, Стива Нэша – сборной Канады. В полуфинале на их счастье свой самый слабый матч выдал лучший снайпер турнира австралиец Эндрю Гейз.

Французы понимали, что поколение Ригодо, Рисаше и Скьарра не просто достигло пика, а даже перепрыгнуло его, поэтому ждали пришествия Паркера в сборную как манну небесную. Именно Тони был признан MVP юношеского Евробаскета-2000, который выиграла Франция.

Несмотря на неудачные преддрафтовые просмотры и 28-й пик, Тони моментально показал, что готов к высочайшему уровню лиги; в 2001-м Паркер стал самым молодым игроком, получившим право играть в старте клуба НБА. Он перешел из «Парижа» в «Сан-Антонио» в 19 лет, чтобы забить в «Сперс» место основного разыгрывающего, ему потребовалось всего несколько матчей. Всем было понятно, вокруг кого французы намереваются строить будущее сборной.

В окошко, прорубленное Паркером, потихоньку стали пролезать и его соотечественники. Уже на драфте-2003 – через пару сезонов после Паркера – в лигу пришли Микаэль Пьетрюс (11-й пик, «Уорриорз») и Борис Диао (21-й пик, «Атланта»).

А потом наступил 2005-й, такой долгожданный, обнадеживающий 2005-й. Паркер выиграл свой второй чемпионский титул с «Сан-Антонио». Диао из несуразной «Атланты» перешел в «Финикс», где затем станет одним из ключевых звеньев Майка Д’Антони. А на драфт подвезли аж четырех французов: Жоана Петро (25-й пик, «Суперсоникс»), Яна Маинми (28-й пик, «Сперс»), Ронни Тюриафа (37-й пик, «Лейкерс») и Микаэля Желабаля (48-й пик, «Суперсоникс»). Был и пятый – нездрафтованный Якуба Диавара, он подпишется с «Денвером» через год после драфта.

А главное – в том же 2005-м Франция смешанным составом, в котором молодые Паркер, Желабаль и Диао соседствовали с возрастными Фредериком Фуэто, Антуаном Ригодо и Сирилом Жулианом взяли бронзу Евробаскета в Белграде. В 1/2 срезались против будущих чемпионов – греков, зато в утешительном финале уверенно переиграли Испанию (без Газоля, но с Наварро, Руди, Кальдероном, Гарбахосой). Казалось, что все – французы однозначно выходят на верный курс, и у поколения Паркера просто нет вариантов, кроме как стать золотым.

Казалось.

У французов был глубочайший состав, но сборная так себя и не реализовала

Франция никак не могла сделать последний, решающий шаг. Причин, как правило, было несколько, либо одна, но очень весомая. На чемпионате мира-2006 такой причиной стал Тони Паркер, вернее, его сломанный палец. В Японию французы поехали с разыгрывающими Жозе Гомисом из «Вальядолида» и Америком Жано из «Шоле». Легионеры из НБА пытались кухарить как могли, но из европейцев в качестве реального подспорья можно было отметить разве что Флорана Пьетрюса из «Уникахи». Французы без хорошего плеймейкера очень тяжело шли по дистанции (в 1/16 обыграли Анголу с разницей всего «+5»), поэтому вылет в четвертьфинале от греков выглядел закономерным.

Самоутвердиться на Евробаскете-2007 тоже не вышло. Французы поехали практически тем же составом, но с Паркером, но столкнулись сразу с тремя проблемами.

Во-первых, проблема с отсутствием комплектующих игроков из Европы никуда не делась; возить 30-летних Жозе Гомиса и Фредди Вайса уже было как-то совестно.

Во-вторых, французы на себе почувствовали, что у любого соперника есть шанс нокаутера. Как говорится, левый в печень – никто не вечен. В 1/4 французов отцепила всеми недооцененная, а теперь уже легендарная сборная России, выдавшая турнир всей жизни.

В-третьих, сам ход турнира показал, что параллельно с французской эволюцией прогрессируют испанцы. Если бы не очередной «lucky punch» Джона Роберта Холдена в финале, европейское господство «Красной фурии» началось бы раньше.

Сейчас уже можно говорить, что французы не сделали должных выводов. Например, Венсана Колле назначили на должность главного в срочном порядке, после того как «Синие» кое-как квалифицировались на Евробаскет-2009, а ведь до этого сборная уже пролетела мимо пекинской Олимпиады. Момент, который французы откровенно прошляпили.

С другой стороны, этот же отрезок можно считать периодом естественного отбора и оформления растущего организма. Паркер оформил третий чемпионский титул и стал MVP финала. На драфте-2008 «Портленд» взял под 25-м пиком Николя Батюма, а годом позже «Сперс» потратили 53-й пик на Де Коло. Желабаль не потянул НБА, но стал крепким игроком европейского уровня. А молодой Жоаким Ноа тогда еще виделся главной «большой» надеждой страны, которую в НБА представляли еще пять других громадных центровых плюс человек-оркестр Диао (спойлер: Ноа сыграл за сборную только на одном турнире, а потом ежегодно находил отмазки, чтобы не приезжать, играли Тюриаф, Маинми, Аженса, Петро, Серафин, потом Ловернь, Гобер, центровые из Европы, но только не Жоаким).

Франция как будто находилась в поиске. Даже совсем провальный чемпионат мира-2010 с вылетом в 1/16 от турок давал обильную и приятную на вкус пищу для размышлений. На ЧМ приехали только три игрока из НБА (Батюм, Диао и Маинми), зато французы привезли обкатывать целую россыпь талантов из Европы: 20-летний Эндрю Альбиси, новоиспеченный чемпион Лиги 1 Фабьен Козер, набирающийся опыта в «Валенсии» Де Коло, старательный Али Траоре. Результат никудышный, зато нашлись те самые крепкие европейцы, которые могли качественно поддерживать уровень звезд НБА. Только в Турции звезд не оказалось.

Зато когда они доезжали, почти все работало. В Литве годом позже Франция дошла до финала и уступила только Испании, которая на тот момент была правящей силой в Европе и, по сути, единственным конкурентом США на мировом уровне. Уже на следующем Евробаскете Франция продемонстрировала, что может обыгрывать действующего чемпиона Европы и серебряного медалиста Олимпиады. В полуфинале Франции потребовался овертайм, и все же «Синие» дожали испанцев (75:72), а в финале не заметили Литву (80:66).

Это был первый и единственный успех сборной Франции, построенной вокруг Паркера. И даже тогда он казался ощутимо запоздалым. Тони и Борису Диао – 31 год, Желабалю – 30, Флорану Пьетрюсу – 32. Веру в то, что Франции удастся остаться на лидирующих позициях подкрепляли Батюм, Антуан Дьо, Томас Эртель (всем по 24) и Де Коло (26 лет).

Это была классная, зрелая, но еще не вызревшая команда с поправкой на то, что строиться нужно было уже не вокруг Паркера. Фигуры аналогичного калибра у Франции просто не оказалось, и сборная начала потихоньку распыляться.

Да, были бронзовые медали чемпионата мира-2014 (опять без Тони) и Евробаскета-2015. Но та сборная не выглядела монолитной, скорее многоликой; капитанил Диао, в символическую сборную турнира попал Де Коло, поспевал везде и всюду Батюм, на щитах ворочал 23-летний Гобер. По сути, Франция по новой зашла в перестроечный режим, который подразумевает ожидание, очередное распределение ролей, пересмотр состава и нестабильность. Претендовать на медали высшего достоинства, находясь в таком процессе, очень сложно.

Еще сложнее, если в тебе привыкли видеть одного из фаворитов. Поэтому следующие несколько лет Францию откровенно лихорадило; 6-е место на Олимпиаде в Рио, после которой Паркер ушел из сборной, 12-е – на Евробаскете-2017, бронза чемпионата мира-2019, но при этом два серебра Олимпийских игр 2020-го и 2024-го.

Смена поколения Паркера, Диао, братьев Пьетрюсов, Ноа, Батюма, Де Коло до полноправной передачи власти Гоберу, Фурнье и тем, кто рулил этим летом в Париже, заняла еще почти десять лет и принесла лишь локальные успехи. Оттого было отрадно видеть, как дебютировавший еще на Евро-2009 Батюм показывал молодецкую удаль на последних турнирах. И грустно слушать его же слова в моменты, когда Ник стыдил сборную, сетовал на то, что не хватает какого-то шажочка, чтобы вновь забраться на вершину.

Батюм и Де Коло застали команду, которая была способна на больше, но не сумела полностью раскрыть потенциал. Поэтому каждый по-своему пытались компенсировать упущенное время на последних чемпионате мира и Олимпиаде.

Называть сборную Франции баскетбольным «Тоттенхемом», наверное, неправильно, все же настоящее золото Евробаскета-2013 у нее есть. Другой вопрос – считать ли достаточным одно-единственное золото, если разделить его на все то количество таланта, ожиданий, амбиций и авансов, выданных французам без малого 25 лет назад.

Фото: AFP/FRANCK FIFE, PHILIPPE HUGUEN; AP/Bullit Marquez, JACQUES BRINON; Gettyimages.ru/Jasper Juinen, Lars Baron