Нам обещали Вемби-доминатора на Олимпиаде. Но в финал Францию затащили игроки из Европы
«Дрим-Тим» уже готова к Ябуселе?
В том, что сборная Франции на домашней Олимпиаде попала в финал, нет ничего удивительного. Вопрос в другом – как именно она туда попала. Нет, речь не о домашнем судействе, сговоре букмекеров и теориях заговоров. Нас готовили к тому, что торжественное шествие «Синих» по турнирной сетке будет сопровождаться презентацией потусторонних способностей Виктора Вембаньямы.
На деле же мы видим совсем иную картинку.
Вемби позиционировался как символ этой команды и этого турнира
Это не преувеличение. Лидерство и главенствующая роль Вембаньямы – это не результат субъективных ожиданий, а вполне конкретный нарратив, который начал активно формироваться еще с прошлого года.
В 2023-м центровой предпочел отказаться от поездки на чемпионат мира, сославшись на желание лучше подготовиться к дебютному сезону НБА в составе «Сан-Антонио». Когда же ему немедленно задали вопрос про Олимпиаду, Вемби оживился.
«Да, конечно! Сыграть на Олимпиаде в Париже, перед глазами тысяч домашних болельщиков – это то, о чем можно только мечтать. Я сделаю все, чтобы попасть туда. Для меня это будет возвращение домой. Я просто не могу позволить себе пропустить подобное», – заявил игрок.
В марте Вемби пошел еще дальше.
«Если мы не выиграем золото, это будет неудачей. Я уверен, каждый из нас будет считать, что мы могли бы выступить лучше и достичь большего. Если мы будем играть, концентрируясь на себе и не обращая внимания на соперников, то нам по силам решить эту задачу».
Не оставил француз без внимания и тему взаимодействия с другим звездным игроком НБА – Руди Гобером: «Мы обсуждали этот вопрос с игроками и руководством французской команды. Это будет что-то новое. Редко увидишь, когда на площадке одновременно два игрока с такой антропометрией. Тренерам и нам с Руди придется провести настоящее исследование, чтобы понять, как сделать наш тандем максимально эффективным».
Максимализм Виктора только распалял и без того активную рекламную кампанию. Огромные баннеры с изображением игрока заполонили Париж.
А Nike приурочила к началу Олимпиады презентацию прототипов именных кроссовок Вемби.
До последнего обсуждалась возможность того, что баскетболист приедет на церемонию открытия Олимпиады, ему даже предлагали роль знаменосца французской делегации. Но вмешалось расписание: на следующей день после церемонии баскетбольной команде предстояло играть первый матч групповой стадии, а игры проходили даже не в Париже, а в Лилле; Вемби решили попросту не дергать. «Вембамания» еще до начала турнира достигла таких угрожающих масштабов, что понижать градус пришлось самим французам.
«Есть люди, которые разбираются в баскетболе, и они понимают, что ему всего 20 лет. А есть те, которые любят спорт, в целом, но не разбираются в баскетболе. Так вот они думают, что Виктор уже Майкл Джордан», – сообщил главный тренер французской сборной Венсан Колле.
Недавно считавшийся главной звездой французов Руди Гобер тоже вставил свои пять копеек: «Нет, я конечно знал, что город и страна сойдут с ума. Но не думал, что настолько сильно».
Все материалы о французской сборной сужали свой фокус до одной фигуры Виктора. Гобер, не говоря уже об остальных, шли прицепом. И вот теперь Франция в финале. Но оказалась она там не стараниями Вембаньямы. И не Гобера. И вообще не игроков НБА – за одним, самым ветеранским, исключением.
Вемби помогает, но не определяет игру команды. Особенно в ключевые моменты
Анфас Виктора убедительно смотрится во всех четырех окошках профильной статистики (лидерство в эффективности, очках, подборах и передачах), но не отражает реальности. Виктор отнюдь не самый незаменимый игрок команды. Без кого Венсан Колле не представляет игры своей команды, так это без 35-летнего Николя Батюма, который в среднем проводит на паркете 31 минуту! Опытный ветеран читает игру, склеивает действия партнеров в атаке и обороне и отписывает свои фирменные блок-шоты: Шэй Гилджес-Александер теперь в каком-то смысле побратим Клемена Препелича.
Заботу набирать очки Батюм, как и всю карьеру, передавает партнерам. В том числе и Вембаньяме, но тот ею почему-то пользуется избирательно и не слишком прилежно. Он начинает забивать, когда уже сформирован солидный отрыв, в остальном или мазал, или концентрировался на другой работе. В матче против Канады, например – на обтирании скамейки запасных из-за перебора фолов. Игру с бронзовыми призерами чемпионата мира вытащили вовсе не раскрученные «башни-близнецы» из НБА Вембаньяма с Гобером (последнего вообще выпустили всего на 4 минуты), а вполне европейский дуэт Гершон Ябуселе (у форварда «Реала» 22 очка при реализации 67% с игры) и Исайи Кординье (свингмен из «Виртуса» добавил 20 очков).
В баскетболе с большими ставками звезды Евролиги оказались успешнее и морально устойчивее звезд НБА.
То же самое случилось в полуфинале с Германией, где французам пришлось делать упор на разрушающую модель игры и тормозить темповое нападение немцев. Вемби нельзя назвать бесполезным (солидные 11 очков и 7 подборов, важные блоки), одно его наличие под кольцом уже создавало проблемы всей передней линии сборной Германии. Но Виктор не был игроком, на котором замыкались действия партнеров, как это предполагали до Олимпиады. Он, скорее, походил на экспортный вариант Энтони Дэвиса. Действовал экономно, не разнообразно, местами эффективно, иногда скованно.
Руди Робер и вовсе выпал из ротации по ходу турнира, тем самым добавив очередную неуклюжую главу к своей полной несуразностей биографии. Поговаривают о травме, шокирующие подробности которой мы узнаем уже после турнира, но главное не это.
А то что мы видим сейчас – сборная Франции обходится и без звезд НБА. Схема с Ябуселе, который выступает в качестве дефолтной, менее изобретательной версии Бориса Диао, отлично растягивает периметр, может не только угрожать, но и попадать издали, буравить пятой точкой менее габаритных соперников под кольцом. Вембаньяма в аналогичной роли выглядит менее убедительно со своими крохотными 26% реализации трехочковых на абсолютно шальных шести попытках за игру.
Под стать Ябуселе действуют и Кординье, и внезапный «энерджайзер» сборной, невысокий, но мощный центровой Матиас Лессор из «Панатинаикоса», незадолго до Игр отказавшийся от предложения «Нью-Йорк Никс».
Кординье и Лессор докупают диспетчерские действия Батюма и Ябуселе точечными попаданиями. Лессор, к примеру, в игре против Германии вышел на 15 минут, но за это время натолкал 10 очков, и в трехсекундной был куда убедительнее Вембаньямы.
До турнира Франция представала если не загадкой, то точно командой, на которую не терпелось посмотреть. Многие ждали от хозяев совершенно другого – но разочарованными остались лишь фанаты НБА, для которых на первый план вышли какие-то склоки Фурнье и Колле, насупившийся Гобер на лавке и в центре всего – Вембаньяма, как-то внезапно растерявший обаяние трудолюбивого скромняги.
Но именно то, что сборную к медалям вытянули ребята из Евролиги – Кординье, Лессор, Ябуселе (шутки про величие которого уже не кажутся такими надуманными) – еще раз показывает: в финале олимпийского турнира никто не собирается заранее отдавать золото звездам НБА.
Фото: East News/Kirill KUDRYAVTSEV / AFP, Nicolas Gouhier/ABACAPRESS.COM, MONTIGNY Philippe / KMSP / KMSP via AFP; Gettyimages.ru/Jamie Squire