9 мин.

Таурази едет за шестым золотом Олимпиады. Есть и более титулованные олимпийцы, но Дайана все равно такая одна

Иногда пять больше, чем восемь.

После победного турнира в Токио и завоевания пятого олимпийского золота 38-летняя Дайана Таурази бросила партнершам по команде – увидимся в Париже. Шуткой это посчитали только те, кто плохо знает Таурази. Спустя три года неувядающая Дайана снова в составе, но рассуждает не о своей роли в истории, а о новой роли в команде.

В Париже Таурази может завоевать рекордное шестое золото. Но она приехала не только за ним

Подсчет штампованных позолоченных жетонов – главная забава на период Олимпиад. Ну да, в Париже Таурази может стать шестикратной олимпийской чемпионкой, закрепить звание самого титулованного олимпионика в этом виде спорте вне зависимости от пола. Но постоянство не менее важно, чем количество. В обширной олимпийской истории существуют спортсмены и более титулованные, чем Таурази, но достижения американки выглядят не менее весомыми.

Взять хотя бы семикратную олимпийскую чемпионку Изабель Верт. Немка царила в конном спорте почти 30 лет, начиная с Олимпиады в Барселоне и заканчивая Токио. Или каноистку Биргит Фишер, на счету которой восемь золотых олимпийских медалей. Эти рекорды невозможно переоценить, так же, как и невозможно не отметить: на каждой из Олимпиад Верт и Фишер выступали в нескольких дисциплинах. В конном спорте есть командная и личная выездка, в гребле на каноэ соревнуются в двойках и четверках.

Нюансы никак не обнуляют золотую пробу медалей этих спортсменок, просто свидетельствуют о том, что шансов завоевать золото у них изначально больше, чем у баскетболистки, которая в составе команды проводит один-единственный турнир. Таурази завоевала свои пять олимпийских медалей не только на пяти разных турнирах, но и сделала это пять раз подряд. А вот у Верт, например, не сложилось съездить в Афины в 2004-м. В случае с Фишер, как это очень часто бывает в олимпийской истории, вмешалась политика: из-за бойкота сборной ГДР Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе у Биргит образовался зазор в резюме. Обидно, ведь в остальном она брала золото на всех Олимпиадах с 1980-го по 2004-й.

По сути, Фишер невольно повторила путь великого венгерского фехтовальщика Аладара Геревича – обладателя семи олимпийских золотых медалей, чьи достижения могли быть преумножены, если бы не две Олимпиады, отмененные в годы Второй Мировой войны (1940-й и 1944-й). И – да, фехтовальщики тоже соревнуются в командном и в личном зачетах.

В отличие от вышеназванной троицы, Таурази завоевала пять своих золотых медалей в одной четко определенной дисциплине, где у тебя нет запасных вариантов (недавно появился баскетбол 3х3, но в двух баскетболах параллельно никто не выступает). На пяти разных Олимпиадах, куда она ездила исправно.

На данный момент Таурази – четвертая в списке самых результативных баскетболисток в истории олимпийского турнира. На ее счету 414 очков, она на 74 очка отстает от своей бывшей подруги по команде Лизы Лесли (488), второе место занимает бразильянка Жанет Аркаин (535), лидирует и попробует нарастить отрыв австралийка Лорен Джексон (575), которая даже старше Дайаны – в 43 года легенда приехала в Париж на свою пятую Олимпиаду.

«Ди повидала все, – уверяет партнерша Таурази по сборной Брианна Стюарт. – Она делится с нами советами и говорит о плане на игру еще до того, как тренеры войдут в раздевалку».

Есть только одна вещь в олимпийском баскетболе, с которой Дайана не знакома. В рамках олимпийских турниров Таурази сыграла больше матчей (38), чем любая из троицы Джексон-Жанет-Лесли, и ни в одном не проиграла. Дайана просто не знает, как это – проигрывать на Олимпиадах.

Стоит отметить, что победная серия женской сборной США стартовала задолго до ее дебюта на олимпийских турнирах; первой Олимпиадой Таурази стали Афины-2004, а США последний раз проигрывали аж в 1992-м. Тогда американки со счетом 73:79 уступили Объединенной команде республик бывшего СССР, которая в итоге взяла золото Барселоны.

Таурази – одна из 12 баскетболисток, завоевавших золото Олимпийских игр, чемпионатов мира, а также титулы NCAA и женской НБА. Но куда большее впечатление, чем все эти цифры, производят слова самой Таурази, звучащие на фоне инфошума о рекордах особенно искренне.

«Мне не понравилось, как прошла моя последняя Олимпиада. Я думаю, что как команде нам еще многое предстоит доказать. Я люблю играть за сборную. Играть с лучшими в мире, играть против лучших в мире. Баскетбол – командный вид спорта, процесс взаимодействия и обмена опытом тут не менее важен, чем счет на табло, медали и кубки. В конечном счете, медаль – доказательство того, что как команда вы все сделали правильно.

Я тут, чтобы помочь команде, помочь молодым игрокам. Я знаю каково это. Всегда нужно ждать своей очереди. Я помню, как бегала за пончиками для Лизы Лесли и Дон Стэйли. Я осваивалась, старалась впитать в себя все знания, какие только могла. Затем, по мере того, как я продвигалась по карьерной лестнице, на меня возлагали все больше ответственности. И только потом я стала одним из лидеров. Это очень естественный, не быстрый процесс, и если рядом есть человек, готовый объяснить тебе как он устроен – это здорово. Я готова и рада быть таким человеком для тех, кто будет вести эту команду дальше.

Нет никаких оснований не верить словам Дайаны, ведь несмотря на образцовое резюме, ее путь в национальной сборной не обошелся без шероховатостей.

За каждой из пяти золотых медалей Таурази стоит история. И не всегда веселая

Дебют международной карьеры Таурази был связано с экстренными обстоятельствами. В 2000 году Дайана пропустила большую часть подготовки молодежной сборной на чемпионат Америк из-за аппендицита. Она прибыла в тренировочный лагерь не в лучшем состоянии и не произвела должного впечатления на тренерский штаб. На итоговое решение все-таки включить девушку в состав повлияли косвенные факторы. Таурази умоляла взять ее на турнир в любом качестве, поскольку чемпионат проходил в Мар-дель-Плата, в Аргентине. Оба родителя Таурази – аргентинцы, и хотя сама Дайана выросла в Калифорнии, она очень чтит свои корни. Не говоря уже о национальных кумирах и героях своей родины.

«Она была готова на все, чтобы мы взяли ее в Аргентину. И, знаете, мы не пожалели. И я говорю не только о ее баскетбольных качествах. Обычно организаторы предоставляют переводчиков, или приходится нанимать своего, но тогда нам это не понадобилось. Мы обалдели, когда увидели насколько легко и бегло Дайана говорила по-испански. Она была нашим гидом, рассказывала много интересного. Ее знание культуры страны очень сплотило команду», – вспоминает дебют Таурази на больших турнирах генменеджер женской сборной Кэрол Кэллан.

На первую Олимпиаду через 4 года Таурази ехала в качестве подающей надежды. За три месяца до поездки в Афины они вместе со Сью Берд в третий раз подряд выиграли титул NCAA в университете Коннектикута. На Играх Таурази провела качественный турнир (8,5 очка), но сама признавала, что больше училась. Лидеры той сборной остались и на пекинскую Олимпиаду, но от Таурази уже ждали гораздо больше. Впрочем, как и от всей сборной США.

«Это был турнир с повышенными ставками. Для всех нас. Для тренера Энн Донован. Для девочек, которые помнили произошедшее в Бразилии. Для репутации американского баскетбола. Это не могло не давить на нас», – вспоминает Таурази.

Речь, конечно же, о том самом матче.

В полуфинале чемпионата мира-2006 американки уступили сборной России, которая поставила под вопрос гегемонию сборной США. И пусть затем россиянки в финале  сами уступили австралийкам, именно они уезжали из Сан-Паоло в ранге творцов главной сенсации турнира, ведь в последний раз американки проигрывали на чемпионатах мира в 1994-м. Так что Пекин был «искуплением» не только для мужской сборной США, но и для женской.

Четыре года – большой срок, и по ходу подготовки к Олимпиаде-2012 вопросы возникли не к сборной США, а конкретно к Таурази.

В сезоне-2010/11 в период выступления за «Фенербахче» Таурази сдала положительный тест на модафинил. Это препарат, уменьшающий сонливость, вызванную нарколепсией и другими нарушениями сна. Дайану отстранили от тренировок и матчей команды на время проверки пробы «В». Два месяца спустя турецкая лаборатория отозвала свой отчет о положительном тесте Таурази, все обвинения в употреблении допинга были сняты, но осадочек остался. Так что лондонская Олимпиада стала для Дайаны турниром с личным интересом, на котором у нее получилось заткнуть всех критиков. Таурази стала самой результативной в сборной.

После Олимпиады в Рио многие говорили, что ей все же пора уйти. Правда, по необычной причине. Таурази играла так зажигательно, что многие поспешили объявить, что круче уже невозможно, и карьеру в олимпийской сборной лучше всего закончить в высшей точке.

«Это, наверное, была наша лучшая команда. В сборных всегда есть динамика, когда опытные игроки помогают прогрессировать молодым. Но тогда все было иначе. На тот момент большинство из нас были в самом расцвете. У нас были Майя Мур, Тина Чарльз, Елена Делле Донне, Сильвия Фаулз – все были на пике. А такое случается нечасто», – вспоминает Таурази славный 2016-й.

В восьми матчах турнира американки шесть раз уходили за сто набранных очков, а финал против Испании выиграли 101:72.

Уход после Рио, возможно, и выглядел бы красивее, но поездка в Токио – помимо пятой олимпийской медали – добавила международной карьере Таурази черты атемпоральности, человека вне времени, человека, не властного над обстоятельствами, но находящегося над ними. 

«То, что произошло в преддверии игр, было прискорбно. Не только для Олимпиады, но и для японцев, которые собирались устроить грандиозное шоу. Места проведения были потрясающими. Мероприятие было организовано настолько качественно, насколько вы можете себе представить. Но то, что на трибунах не было ни одного болельщика, оставило грустные воспоминания. Праздник был неполным без них. И когда ты побеждаешь в таких условиях, то не хочется заканчивать свою карьеру на такой ноте», – признавалась Таурази после турнира в Токио.

И вот теперь она в Париже, где у нее есть все шансы закончить карьеру более чем триумфально.

Но и этого Дайане, судя по всему, мало. Поэтому, когда ее спрашивают про последнюю Олимпиаду, она улыбается – со словами: «Ну, вы же знаете, я выросла в Лос-Анджелесе».

Фото: Gettyimages.ru/Alex Slitz, Gregory Shamus