Артем Кузякин: «Возникали вопросы: почему у «Химок» и «Триумфа» настолько разные бюджеты, ведь они играют примерно на одном уровне»
Артем Кузякин успел поиграть в 8 (!) клубах российского чемпионата, в четырех из них был капитаном, завершил карьеру в 35 лет и этим летом выиграл чемпионат мира среди ветеранов.
Чемпионат мира среди ветеранов
- Артем, этим летом вы объявили о завершении игровой карьеры. Сейчас баскетбол присутствует в вашей жизни?
– Конечно, но не в таком объеме, как во время профессиональной карьеры. Я активно поддерживаю форму, чтобы бытьв тонусе. Вот недавно на чемпионат мира среди ветеранов в США съездил...
- Как раз о чемпионате мира среди ветеранов – у нас не очень афишировалась новость о победе российской команды.
– Турнир выдался очень ярким, хорошо организованным, в нем приняли участие немало команд, и, конечно же, наша победа стала яркой финальной точкой. Я получил огромное удовольствие от игры.
- Эта победа является неким индикатором развития ветеранского баскетбола в России?
– Хочу немного поправить. Наверное, слово «ветеранский» для меня все-таки означает немного более старшее поколение, к которому я не отношусь. Никак не могу привыкнуть, что теперь тоже отношусь к «ветеранам». На этом чемпионате мира выступали игроки, которые еще и не думали завершать карьеру. Правильней сказать, что у них закончился контракт, и они в ранге свободных агентов поехали на это первенство. «Играющих» было много –например, в нашей команде, в сборных Бразилии, Пуэрто-Рико, Чили, Латвии и других.
Повторюсь, турнир получился очень хорошего уровня, у нас подобралась довольно сильная команда – мы хорошо чувствовали друг друга на паркете, были сыграны и… так получилось, что мы стали чемпионами. Я бы не сказал, что нам легко далась эта победа, хотя со стороны, возможно, так могло показаться. Кстати, Россия последний раз 13 лет назад была чемпионом мира на подобных соревнованиях. Впереди у нас чемпионат Европы в Сербии, и мы хотим туда поехать и подтвердить свой уровень.
- Вы планируете и дальше выступать в ветеранских турнирах?
– Почему бы и нет? Я всегда был патриотом, и мне очень приятно выступать за свою страну.
- Вернемся к вашему решению завершить карьеру. Это было сугубо ваше решение или сказалось давление каких-то подталкивающих к этому факторов?
– Сложный вопрос. Скажем так, наверное, я все-таки сам принял это решение, хотя если бы руководство питерского «Зенита» было более активно в общении со мной и в проведении переговоров о продлении контракта, я бы еще остался, поиграл в родном городе. Точка не поставлена до сих пор. Не было ни разговоров, ни переговоров. В общем, можно сказать, что история с «Зенитом» не получила завершения. Повторюсь – точка не поставлена. Конечно, были предложения и варианты уехать в другой город, но я решил завершить карьеру и попробовать свои силы в каком-то другом амплуа.
- Например?
– В данный момент я возглавляю департамент баскетбола в спортивном агентстве «iSportAgency».Это баскетбол, спорт, развитие молодежи – как раз то, что я умею и люблю. К тому же у меня экономическое образование. Для меня это все не ново, и в то же время очень интересно.
Снайпер и капитан
- Вспоминая свою довольно долгую и интересную карьеру игрока, можете назвать ее ключевые, переломные моменты?
– Первый такой момент – еще в юности. Ну как в юности? Сейчас 23-24 года – это уже более-менее зрелый игрок считается, но в то время было по-другому. В питерском «Спартаке» я провел очень яркий сезон, стал лучшим снайпером чемпионата. Этот успех стал своеобразным трамплином в баскетбольную жизнь, и я сразу подписал контракт с московским «Динамо». Тогда я быстро ощутил разницу между командой нижней части таблицы и командой из «топа», между командой, который борется за медали, и командой, которая борется за выживание.
Затем у меня был небольшой двухгодичный спад, потом я перешел в «Локомотив-Ростов», провел там два прекрасных сезона, особенно второй, когда стал одним из лучших снайперов плей-офф после Матьяжа Смодиша из ЦСКА. Контракт с казанским «УНИКСОМ», командой, которая всегда былаодним из лидеров российского баскетбола и неизменным претендентом на медали, был для меня определенным вызовом – играть и бороться за игровое время с российскими и европейскими звездами. Это было не только очень приятно, но и перспективно, и я хотел развиваться, несмотря на то, что на тот момент мне было уже 28 лет.
- Ваш лучший сезон в карьере?
– Мой первый сезон за люберецкий «Триумф». У нас тогда сложилась хорошая, молодая, дерзкая команда. А я уже был такой дядька-ветеран, капитан команды, но это был действительно мой лучший сезон: и в плане внесения моего организаторского вклада, человеческих, капитанских качеств, и в плане чисто спортивных, профессиональных навыков, которые я привнес в команду Василия Карасева. И наша команда блеснула очень ярко в российском чемпионате.
- Можете вспомнить какой-нибудь смешной или грустный случай, который случался с вами на площадке?
– Смешной момент был однажды, когда после вбрасывания я получил мяч, пошел на кольцо, сделал два шага, и вдруг кто-то сзади крикнул мне, что это наше кольцо... А я уже почти забил. Это было забавно.
А самый грустный… Был момент, когда мне было 24 года, я был относительно молод, мы играли в Казани, это был один из решающих матчей, когда можно было закончить серию. Мы проигрывали два очка. Я взял решающий подбор, и на мне сфолили. Во время тайм-аута мне стали советовать: «Скажи, что получил травму, останься на скамейке. Вместо тебя выйдет кто-то более опытный, а тебе мы руку замотаем». Я сказал, что этим заниматься не буду, возьму ответственность на себя и.... не забил один из штрафных. Мы проиграли с разницей в одно очко. До сих пор вспоминаю этот эпизод.
- Вас очень часто выбирали капитаном команды. В чем секрет?
– Сложно сказать. Без всяких указаний «сверху» меня выбирали игроки, которые были намногостарше меня – и легионеры, и российские баскетболисты. Например, впервые я стал капитаном в 23 года. Мы собрались командой в раздевалке, тренер принес шапку и сказал: «Нас 15 человек плюс массажисты и тренеры. Каждый напишите по бумажке с именем капитана». Я выиграл в один голос у «парнишки», которому 32 года исполнилось на тот момент, то есть, он был на 9 лет старше меня. Вот так я стал капитаном в питерском «Спартаке».
- А что вообще входит в понятие «капитан»?
– Нужно иметь определенный характер, чтобы тебя выбирали капитаном. С твоим мнением должны считаться, тебя должны слушать – не только игроки команды, но также тренерский штаб и руководство клуба.
- Как-то в интервью вы сказали, что вам бы хотелось «помочь баскетболу выйти на новый уровень, стать не менее популярным, чем футбол в нашей стране». Это вообще возможно, по-вашему?
– Все реально в этой жизни. Было бы желание и возможности, но в первую очередь – любовь к этому виду спорта. И, естественно, мне бы было приятно поработать с Андреем Кириленко в федерации баскетбола. Я его отлично знаю, мы росли вместе, со спортшколы. И я примерно представляю, как он видит развитие российского баскетбола сейчас. Я уверен, что у Кириленко и его команды все получится.
- А за Евробаскетом следили?
– Конечно, и итоговый результат вполне ожидаем. Я согласен с Андреем Воронцевичем, который сказал, что не считает, что Россия выступила ниже своих возможностей. Действительно, в рамках этого бардака, который творится вокруг российского баскетбола, наверное, ребята выступили не ниже своих возможностей. Они старались – сражались, бились. Видно, сколько желания у них было в глазах. Чего-то где-то не хватило, пока сложно говорить. Почему не было результата? Возможно, а даже, скорее всего, решающую роль сыграло отсутствие в сборной Сережи Карасева, Тимофея Мозгова, Леши Шведа и Сережи Быкова. Это ключевые игроки, которые серьезно усилили бы сборную.
Крушение «Триумфа»
- На ваш взгляд, что ждет такой проект, как баскетбольный клуб «Зенит»?
– «Зенит» я считаю своим родным клубом, потому что с детства болею за одноименную футбольную команду. И сейчас я поддерживаю и баскетбольный «Зенит», там много знакомых ребят играет. Я общаюсь с Артемом Вихровым, Женей Валиевым, Кайлом Лэндри, также и с молодыми игроками – Андреем Десятниковым, Лешей Бабушкиным – то есть, с тем ребятами, с которыми мы на протяжении четырех лет играли вместе.
В этом сезоне команда потеряла нескольких ярких и харизматичных игроков, но, возможно, приобрела в чем-то другом. Василий Карасев не раз доказывал, что он может сделать конфетку буквально из ничего.
- Как оцените переход Дмитрия Кулагина в ЦСКА?
– Дима – мой близкий друг, мы очень хорошо общаемся, вместе относительно много отыграли. Дима – тот человек, который может принести огромную пользу любому клубу, в том числе и ЦСКА. У него потрясающий талант и желание играть в баскетбол. Я уже давно, и ему в том числе, говорил, что он игрок уровня НБА – и по стилю игры, и по физическим данным.
- Не могу не спросить о банкротстве «Триумфа». Почему это вообще произошло?
– Очень печально, что клуб закрылся. У «Триумфа» была правильная политика развития в плане российской молодежи и прекрасный баланс между легионерами и россиянами. И нужно сказать огромное спасибо Льву Лещенко за то, что благодаря его поддержке этот клуб существовал. Лев Валерьянович – большой болельщик, и если вы бывали на домашних матчах «Триумфа», то наверняка видели эмоции Лещенко, то, как он реагирует на игру, очень сильно переживает. Но все-таки очень сложно, когда в клубе все строится на одном только человеке, должны быть еще другие силы, которые помогают и поддерживают команду.
- Неужели на этой ситуации не отразилось соперничество баскетбольных клубов Подмосковья – «Триумфа» и «Химок»?
– Я три сезонаиграл в «Триумфе», и каждый год муссировалась эта тема. Конечно, «Химки» – клуб с большими амбициями, хорошими игроками. Но когда они приезжали к нам в гости, и мы боролись с ними на равных, возникала куча вопросов – и у спонсоров, и у руководства, почему у «Химок» и «Триумфа» настолько различные бюджеты, а ведь команды играют примерно на одном уровне.
Жизнь после баскетбола
- Ваша дочь Маргарита пошла по вашим стопам и серьезно занимается баскетболом.
– Да, я очень рад, что Рита попала в сильный коллектив к хорошим наставникам – Елене Вячеславовне и Владимиру Викторовичу Александровым, им огромное спасибо. Рита у них под чутким присмотром и в плане учебы, и в плане спорта.
- Даете дочери баскетбольные советы?
– Конечно. Я сам игрок и не могу спокойно смотреть ее игры, и в какие-то моменты мне хочется выскочить на площадку с криком: «Ну, что ты делаешь!?», дать подзатыльник. Но когда Рита подходит после матча, то я уже спокоен и без эмоций могу разъяснить какие-то моменты, указать на ошибки, не давить и не ругать. И вроде она прислушивается. Тренера отмечают, что когда я прихожу на матчи, Рита играет намного лучше – и концентрации больше, и желания.
- Вы с избранницей Анной поддерживаете благотворительный фонд «Playandhelp» – что это за проект?
– Вот лучше Аня пусть расскажет, – передает Артем слово Анне Грачевской.
– Мы дружим с Катей Смольниковой, – рассказывает Анна, – она организовала этот проект, чтобы помочь детям, и мы ее полностью поддерживаем. В будущем у нас еще есть несколько проектов, в которых мы бы хотели принять непосредственное участие, среди них и спортивные, и общественно-социальные.
- Как бы вы ответили на вопрос «Есть ли жизнь после спорта?»
– Конечно, есть. Я долго привыкал к тому, что мне не нужно с утра вставать на тренировку и ехать на тренировку вечером. А вообще, жизнь – штука интересная, не останавливается на спорте, хоть я и очень люблю баскетбол.
У меня появилось свободное время, теперь я могу позволить себе уделять больше времени детям и любимому человеку. Как вы знаете, в моей личной жизни произошли большие изменения, и я благодарен судьбе за то, что сейчас мы с моей любимой вместе.
Мы с Аней очень много времени проводим вместе, и я действительно счастлив сейчас. Мы любим своих детей, а они любят нас, что еще нужно? Самое главное – любить друг друга, понимать и чувствовать.
Автор: Анастасия Дятлова