5 мин.

Особый путь. Почему УНИКС так и не стал российской «Боруссией»

Зураб Читая – о том, как казанский УНИКС живет широко и не хочет учиться ни на своих, ни на чужих ошибках.

Повод поговорить об УНИКСе хороший: Евгений Пашутин дебютировал в своем бывшем и новом клубе. Эффектно и качественно, кстати, при всем везении последней четверти. Ноль претензий, максимум аплодисментов. В какой-то момент казалось, что УНИКС уже проиграл матч окончательно, а Пашутин вот взял — и выиграл его. Вырвал. Выстрадал через не могу и не хочу. «Не могу» – это странный, диковато разношерстный состав команды, с которым еще надо думать и соображать, в какой баскетбол играть выгоднее. «Не хочу» – отдельные персоналии, руками и умами которых проще играть в рулетку, вышибалы или китайский покер «ананас». Думайте что хотите, а мы пойдем своим путем — это девиз Кита Лэнгфорда и Кертиса Джеррелса. Забавно, что они оба родом из Техаса, потому что понимание роли плеймейкера и лидера у них явно формировалось молитвами Айверсона и Брайанта. Или я вас спасу — или не расти трава на могиле наших амбиций! Лэнгфорд сначала сделал все, чтобы проиграть матч с «Эфесом», а в концовке выиграл его к восторгу нестройного фанатского хора. Есть предположение, что до конца сезона порядок действий еще будет меняться.

«Эфес» обыграли, шансы на евролижное долголетие сохранили — это хорошо. А вот чего еще ждать от сменившего коней (точнее конюха) на переправе УНИКСа? Сезон ведь предполагался яркий, удачный, эффектный. А тут уже в дебюте — серия звучных приседаний в лужу и увольнение тренера, отработавшего всего два месяца. Воспринимать это как своевременное вмешательство мудрого руководства? Как тяжелое, но необходимое решение, которое откроет (судя по этой красивой победе над Ивковичем) команде голубые горизонты? Смело, товарищи, в ногу?

Нет, не выходит.

Фокус в том, что этот лэнгфордовский стиль провинциального тореро — вполне в духе УНИКСа. Сначала сделаем, потом обдумаем. Этот клуб, когда-то имевший вполне осязаемые шансы стать российским баскетбольным аналогом дортмундской «Боруссии», стал в итоге удивительным гибридом «Кубани» и «Анжи»: победивший намеренный алогизм из довлатовского анекдота. Купим-попробуем-отреагируем. Что купим и как отреагируем? Кто ж его знает... Девиз: мы не ищем ни легких, ни даже правильных путей! У нас должен быть путь свой, особенный...

Было ведь время, когда за УНИКС хотелось болеть. Не будучи при этом жителем Казани, родственником Евгения Богачева или хипстером, ценящим в спорте только одну вещь — бороду.

УНИКС был дерзким периферийным выскочкой, андердогом, вгрызающимся в глотку фаворита. Этаким Рокки Бальбоа, побежденным, но и победителем. Манил и привлекал ореол несправедливо обиженного благородного разбойника, эта настойчивость в желании изменить мировой порядок (в смысле — спихнуть с трона ненавистный ЦСКА), эти неожиданные трансферные ходы и хлесткая богачевская правда-матка... Наконец, форма, позаимствованная у канувшего ныне в Лету, но страшно популярного когда-то «Сиэтла»!

А потом... Обида на судей стала традицией. Устойчивой и раздражающе-колхозной, как закусывание скверного коньяка лимонными дольками. Это, видите ли, не коньяк плохой, это так положено. Это не мы что-то делаем не так, это судьи мешают нам жить. По определению. Всегда.

Еще традиция — купеческий подход к комплектованию состава. С миру по золотой нитке — и шьем кафтан диковинный. Плевать, что в итоге набирается по пять «комбо-гардов» и «комбо-форвардов», а также два разыгрывающих, ничего, в общем-то, не разыгрывающих. Плевать, что бывший лучший снайпер чемпионата, купленный, но ненужный тренеру, целый сезон квартирует в стрип-баре. Продолжаем шить кафтан, причем без помощи портного. Равновесие — для слабаков!

Селекционная служба, спортивный директор, вице-президент по баскетбольным операциям, тренеры-скауты — все это лжа заморская, буржуйские излишества. УНИКСу достаточно горячо любящего свой клуб президента, дающего деньги, и вице-президента, находящего им применение. Попытки сострить на тему того, что эти два поста занимают отец и дочь не будет, не ждите. «Лейкерс» – тоже семейное предприятие. Как и многие другие успешные спортивные проекты. Вот и Богачев вложил в свое детище много сил и средств. Арену, например, построил в самом центре города. Звезд в Казань привозит регулярно. Права, в общем, купил. А водить...

Результаты-то есть — какие претензии? И неплохие результаты. Всегда в лидерах, всегда на слуху. Кубки-еврокубки выигрывались, игроки с именем подписывались, в Евролиге участвовать доводилось и доводится. А что арена не заполняется... Так это уже народишко-подлец виноват. А кто в локальных неудачах виноват — смотри выше.

Главной проблемой Аргириса Педулакиса было незнание иностранных языков, сообщил нам недавно Евгений Борисович. И взял на работу Евгения Пашутина, который когда-то уже (вполне успешно) трудился в Казани, а потом сбежал в Краснодар. Помирились, пожали руки — и это здорово. И специалист российский получил работу — кому от этого плохо? Да и с Педулакисом, если верить официальной версии, расстались по-доброму, без взаимных упреков. Идиллия, не иначе.

Но...

О том, что Педулакис не знает английского (что, никто уже не помнит Душко Вуйошевича?!) и никогда не работал за пределами родной Греции, было известно каждому поперечному задолго до его переговоров с УНИКСом. О том, что у него возникнут проблемы в команде, где есть четыре американца, шестеро русских и один грузин, все говорили уже после подписания с ним контракта. Про то, что Пашутин все это время был свободен, сейчас и говорить ни к чему. Всепобеждающая последовательность: 1. Выбрали Педулакиса, несмотря ни на что. 2. Поставили перед ним задачу выиграть квалификацию Евролиги. 3. Задачу грек решил. 4. Уволили после двух месяцев работы.

Чтобы жить широко и весело, не обязательно быть педантом. И последовательным быть незачем. Профессионализм, аналитика, внимание к чужому опыту — и это все скука зеленая.

Широко жить УНИКС научился. Российской «Боруссией» не стал. Судей и ЦСКА не победил.

Пока?