Девин Букер заслужил нынешний финал. Он всегда верил в «Финикс» и никогда не был «мусорным скорером»
Путь праведника труден, ибо препятствуют ему себялюбивые и тираны из злых людей.
Путь молодой звезды из проигрывающей все на свете команды труден, потому что звездой этой всегда будут недовольны.
Набираешь много очков – «да, ты паренек, мусорный скорер, не иначе. Чего как по победам?». Не набираешь много очков, стараешься заигрывать партнеров – «ты вообще можешь уже тащить на себе этот сброд, как ДЕДЫ делали раньше, или совсем слабенький? Тебе в Китай, может быть? Кстати, чего как по победам?»
Да что говорить, ведь даже сейчас очень многие не считают выход в финал и возможное чемпионство «Финикса» такой уж заслугой Букера. Мало ли кто там бегает на позиции атакующего защитника. Крис Пол выведет в финал любого – хоть Зака Лавина, хоть Джеймса Хардена, хоть Шея Гилджеса-Александра, ведь он делает это постоянно на протяжении всей своей карьеры. Хотя стойте. А, нет, все правильно – Букер просто оказался в нужное время в нужном месте.
Вот представьте.
Вы пришли в лигу, отучившись один год в отличном университете Кентукки. Вы уверены в себе, хотя и не были игроком стартовой пятерки в студенческие годы. В конце концов, раз уж выбрали вас под 13-м пиком на драфте, значит, как-то на вас рассчитывают. Вот вы в НБА. Заходите в раздевалку команды, а там бешеный Маркифф Моррис на всех орет, кидается полотенцами в тренера Джеффа Хорнасека и обещает отомстить за преждевременно и вероломно обменянного брата. Происходит это в течение половины сезона, потому что незачем ведь освобождать команду от ополоумевшего братана-гангстера – с ним веселее. Рядом сидит квази-лидер Эрик Бледсоу с вечно кислой физиономией, думающий только о том, как бы набрать на рынке трипл-даблов да игр с 40+ очками в авоську Рича Пола. Вас поначалу выпускают на 15 минут, чтобы вы стояли на дуге, бросали открытые броски и смотрели на то, как мучается ваша команда, где большинство игроков друг друга ненавидят и ни во что не верят. Вы бросаете эти несчастные трехочковые с процентом 70+ в течение первых двадцати матчей, а про себя, наверное, думаете: «Это чего вот это, НБА ваша, что ли, такая и есть?»
Доподлинно неизвестно, о чем тогда, как и в любой другой момент своих первых четырех сезонов в «Финиксе», думал Девин Букер. Но известно число 87. Нет, это не среднее количество пулл-ап джамперов в быстром нападении от Брендона Найта за один матч. Ровно столько побед одержали «Санс» в первые четыре года Букера в команде. Сезоны тогда, напомню, состояли из 82-х матчей. Все это время Девин Букер оставался максимально преданным команде (и слегка преданным руководством этой же самой команды – такая вот игра с многозначным словом), и даже болельщикам это казалось каким-то терапевтическим сеансом самовнушения. «Я хочу всю карьеру провести в Финиксе», «у меня есть мечта – принести чемпионство Аризоне», «да меня кроме кактусов и невыносимой духоты вообще ничего не интересует». Слышали мы такие речи и прежде, а потом все заканчивалось либо радостными криками в Бостон-Гардене, либо сосредоточенными выступлениями по центральному телевидению в клетчатых рубашках (с годовщиной, кстати).
Видимо, словам Букера действительно можно доверять. Парень не привык принимать поспешные решения, а привык двигаться поступательно и адаптироваться к тяжелым условиям. Он в хорошем смысле напоминает мальчика из кавказской семьи, который считает необходимым слушаться старших и с радостью пользоваться их советами. Этому его научил его отец Мелвин – тот самый «человек-компьютер», игравший в «Химках» в середине нулевых и являвшийся частью культового дуэта разыгрывающих типа «лед и пламень» вместе с Джанмарко Поццекко. Девин все детство и отрочество жил с матерью, братом и сестрой в Мичигане. В то время Букер уже занимался баскетболом, и, кстати, играл центрового – потому что очень быстро вырос и в ранние годы был значительно выше своих ровесников. Так что, когда будете задаваться вопросом, почему Букер так непривычно хорошо для современного баскетбол играет спиной к кольцу – вспомните добрым словом ранее физическое развитие.
Отец постоянно был в работе, их с сыном разделял океан, и они долгие годы встречались только на летних каникулах, а общались исключительно по телефону. В 2008-м году папа Мелвин завершил карьеру баскетболиста и решил, что хорошо бы сделать из подающего надежды сына баскетбольную суперзвезду. Для этого он предложил ему переехать в Миссиссиппи, чтобы увидеть, как играют настоящие черные ребята из кварталов и понять, что изнеженная мичиганская школа баскетбола не поможет ему подняться на вершину. Поначалу мама, конечно, была против, но в 2011-м году сдалась, и Букер пошел в старшую школу в Миссиссиппи – ту самую, где работал его отец.
Букер сам признается в том, что этот переезд очень ему помог, хотя после первого дня он звонил маме ночью в слезах и говорил ей, что, возможно, скоро вернется обратно в Мичиган. Но, как вы уже поняли, Букер не из тех, кто любит убегать от проблем. Он столкнулся не только с баскетбольными трудностями, но и с тем, что парни из южных штатов не очень-то с ним церемонятся еще и по той причине, что не очень-то принимают за своего. Так как он наполовину мексиканец по маминой линии, на настоящего жителя гетто похож был не вполне, и ему пришлось научиться преодолевать еще и этот барьер.
Преодолевать барьеры – это вообще отличительная черта Букера.
Мне кажется, ему часто не отдают должное, потому что он выглядит как классический представитель молодого поколения Z. Посмотрите только, с кем он дружит – Карл-Энтони Таунс, Д’Анджело Расселл. Про одного Джимми Батлер уже все сказал, с другим и так все понятно. Ребята мягкие, к серьезным испытаниям не очень готовые, при малейшем давлении раскисающие. С кем там Букер встречается – с Кендалл Дженнер, которая только по фамилии Дженнер, а на самом деле очевидная Кардашьян. Внешность у Букера, опять-таки, как у классического самого популярного парня в школе, которому родители на 16-летие подарили яркую спортивную машину, в багажнике которой лежит блестящая куртка. По поводу нелюбви к дабл-тимам тоже нужно сказать обязательно, иначе этот текст не будет полным.
Букер на самом деле совсем другой.
Его отец Мелвин – его лучший товарищ. Он научил его очень многому, и Девин сам признается, что они с ним чуть не лучшие друзья, поэтому и сам Букер во многом старомоден.
Его машина 1959-го года выпуска, например, выглядит так, как будто он прямо сейчас поедет в детективное агентство Сэма Спэйда и, закурив сигарету и выпив пару бокалов виски, расскажет о проблемах с новой девушкой-блондинкой, которая явно слишком много скрывает.
Да если даже о баскетболе говорить – давайте поговорим уже, кстати, и об этом: не так много в лиге найдется защитников, которые настолько любят атаковать со средней дистанции и спиной к кольцу. Забавно, что его отца – невысокого разыгрывающего с хорошим дальним броском – не выбрали на драфте в 1994-м году во многом из-за того, что его стиль игры тогда был не в моде. Сейчас бы старина Мелвин наверняка нашел бы себе место в лиге, но тогда многие его качества просто не ценились. Сына же он вырастил фундаментальным и классическим игроком, которые нужно во все времена. Не зря именно Девину Кобе Брайант сказал ту самую фразу про «будь легендарным» и сравнил их встречу на площадке в сезоне-2015/2016 (первого для Букера и последнего для Кобе) с его собственной встречей с Майклом Джорданом в сезоне-1996/1997.
Букер – это лучшее, что может случиться с тонущей франшизой, и только за выбор Девина на драфте все болельщики «Финикса» должны быть благодарны бывшему генеральному менеджеру Райану Макдона. Если вы думаете, что все эти нынешние пресс-конференции, на которые Букер приходит в ретро-футболках «Финикса»-1993, это пиар и показательные выступления для накрутки подписчиков в своем инстаграме и инстаграме любимой Кендалл Дженнер, то вы сильно ошибаетесь. Букер регулярно и раньше говорил о том, что хочет сделать «Финикс» great again, большую часть побед посвящал болельщикам, а про возможные переходы в другие команды и слушать не хотел.
Скажу даже больше: он никогда и не был мусорным скорером в классическом смысле этого слова. Часто в пример приводят вечер в Бостоне, когда он набрал 70 очков, а «Финикс» проиграл, но в той игре все было далеко не так безнадежно, как многие думают. Да и потом – это всего лишь одна игра. Если убрать ее, Букер набирал 50 очков за матч всего пару раз, да и 40+ до этого сезона случалось не так часто, как можно подумать.
Для Девина личная статистика никогда не была фетишем и самоцелью, а ведь именно это классические черты всех индивидуалистов, которые не хотят побеждать, а хотят набивать статистику.
Девин хотел побеждать, но он не знал, как это нужно делать. В отчаянии он по привычке обращался за советами к старшим товарищам вроде Тайсона Чендлера, но что тот ему мог ответить? «Попади в команду к молодому Дирку Новицки – и будут тебе победы». Отличный получился бы совет, а главное – актуальный. Тренер Эрл Уотсон уж тем более представления не имел, как заставить команду побеждать. Вот и мыкался Букер, как мог, делая счастливое лицо, когда ему в состав подсовывали Драгана Бендера (сидит в запасе в «Маккаби»), Алека Питерса (сидел в запасе в ЦСКА), Кори Джефферсона, Джоша Джексона и прочих.
Девин Букер ждал четыре года и дождался. Сначала Деандре Эйтона и Микала Бриджеса, потом Монти Уильямса и Рики Рубио, а теперь еще и Криса Пола вместо Рики Рубио. Сейчас применительно к «Финиксу» много говорят про удачу, но мне не кажется, что уместно говорить о везении, если ты все старался делать правильно и честно, в связи с чем к тебе и пришел успех. Это как раз история Девина Букера, и она только начинается.
P.S. Подписывайтесь (обязательно) на телеграм-канал автора и команды «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего разного о футболе, баскетболе, вообще спорте и прочей массовой культуре (типа кино и сериалов). О плей-офф НБА, Уимблдоне и Евро-2020, понятно, в ближайшие дни будет особенно много. Но и потом темы найдутся – всегда находятся.
Подпишитесь тогда уж и на теннисный мой блог на спортсе, я там иногда стараюсь, а толку немного.
Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Phillip Faraone; REUTERS/Mark J. Rebilas-USA TODAY Sports
очень нравится и букер, и финикс, но подтапливаю за грека и ко
Более того всю игру было комфортное лидерство +20 очков, а в концовке когда результат игры был ясен Финики специально фолили, брали тайм-ауты, делали всё что бы Букер забил как можно больше)) Если это не статодротсво и мусорный скоринг, то я фековый аккаунт Кевина Дюранта.