«В тот день проснулся европейский баскетбол». Югославы выиграли юниорский ЧМ-87 у США и получили прозвище «Белый «Гарлем»
В футболе есть много историй про успешные выпуски клубных академий, с которых начинались периоды побед и достижений. Одним из самых известных является «Выпуск 92» — поколение талантливых молодых игроков «Манчестер Юнайтед». Про них даже сняли фильм. Основными действующими лицами там были Дэвид Бекхэм, Райан Гиггз, братья Гари и Фил Невиллы, Пол Скоулз и Ники Батт. В 1992 году они выиграли в составе «МЮ» молодежный Кубок Англии, а в сезоне-1998/99 помогли команде совершить «требл» и выиграть АПЛ, Кубок страны и Лигу чемпионов.
В баскетболе сложнее отслеживать успешные поколения, потому что нет столь же отлаженной системы клубных академий. Талантливую молодежь в баскетболе можно оценить на уровне сборных — юношеских/молодежных и взрослых. Например, у СССР было феноменальное поколение-1964 (Сабонис, Волков, Марчюленис, Тихоненко, Миглиниекс, Жуканенко, Сокк), которое в финале ЮЧМ-1983 на равных бодалось со сборной США.
Спустя еще четыре года ЮЧМ впервые выиграли неамериканцы — победу завоевали югославы. И та сборная Югославии объединила, возможно, самую сильную группу ровесников в истории европейского баскетбола.
7 поражений сборной США, которые привели к появлению «Дрим Тим»
***
Игровая карьера Светислава Пешича завершилась как нельзя лучше: в 1978-м он выиграл вместе с «Босной» чемпионат и Кубок Югославии, а в 1979-м — Кубок европейских чемпионов. В 1982-м он возглавил свою бывшую команду и работал в ней тренером до 1987-го.
В 1984-м в Сараево отгремела зимняя Олимпиада, а Пешичу предложили поработать с молодежной сборной Югославии и подготовить ее к чемпионату мира для игроков младше 19 лет.
Главным помощником Пешича в этом деле стал тренер по физ. подготовке Миливой Каралеич. Вместе с Пешичем они первым делом расписали трехлетний цикл отбора игроков и их подготовки.
Сразу же было понятно, что на ЮЧМ-1987 сможет приехать очень талантливая сборная Югославии. Только-только завершили карьеры карьеру в основной сборной Крешимир Чосич и Райко Жижич, шли к закату карьеры Ратко Радовановича и Дражена Далипагича, как у них эстафетную палочку уже вырывала молодежь: Владе Дивац поехал на ЧМ-86, в составе сборной на Евробаскете-87 заявили о себе Александр Джорджевич, Тони Кукоч и Дино Раджа. Но в основной сборной эта молодежь все еще была под присмотром мэтров типа Далипагича или Дражена Петровича. Самостоятельно им предстояло проверить свои силы именно на ЮЧМ-87. И все понимали, что на одном таланте сборную США не обыграть.
Сборы молодежной сборной проходили в горах Стара-Планина. Там была вся необходимая инфраструктура, но туда было не так легко добраться.
«Мы взяли билеты второго класса и хотели сесть на поезд из Белграда до Пирота. Все места были заняты, поэтому мы дошли до вагонов, где держали скот. В одном были коровы, а в другом было пусто, просто лежало сено. Там мы и разместились», – утверждает Раджа.
«Это было как в фильме Квентина Тарантино. Но такое уж было время, так мы взрослели», – вспоминает вагон со скотом Зоран Кальпич.
«Стара-Планина? Я думаю, есть тюрьмы, где условия лучше. Мы месяц пробыли в этом месте и видели рядом с собой только 10 игроков и 4 тренеров. Не было никакой демократии, была диктатура. Но в таком возрасте даже лучше играть под началом тренера-диктатора», – рассказывает Кукоч.
Югославские юноши были невероятно одаренными баскетболистами, но еще не были полноценными спортсменами. Каралеич вспоминает, что Дивац на момент начала отбора в команду не мог ни разу поднять корпус в сед из положения лежа.
Стара-Планина стала для золотого поколения югославской молодежи местом, где они заматерели физически и духовно. Хотя некоторые игроки поначалу сопротивлялись этому.
«Кукоч — удивительный талант. Но когда мы проводили силовые тренировки в Стара-Планина, у нас было шесть „станций“. Я разделил игроков на пары, они по очереди работали над укреплением мышц рук, плеч, корпуса и ног. Все делали упражнения, кроме Кукоча. Он переходил от станции к станции, но не работал на них», – рассказывает Каралеич.
Оказалось, что в тренерском штабе «Югопластики», за которую тогда играл Кукоч, посчитали, что ему еще рано работать с весами.
«Я сказал, что позвоню его тренеру. И позвонил. На следующий день я подозвал его и сказал: «Куки, мы все обговорили с ним. Ты будешь работать вместе с остальными».
Говорят что после этого Кукоч возился с весами чуть ли не больше остальных. Хотя некоторые другие игроки продолжали филонить.
«Мы делали упражнения с утяжеленными жилетами. Два наших центровых, Дивац и Раджа, быстро сообразили, что веса, которые нужно было распихивать по кармашкам этих жилетов, были той же формы и размеров, что и выпуск комиксом про Алана Форда, согнутый пополам. Но когда он делали эту подмену, то жилеты становились очень легкими, так что им приходилось придерживать их руками», – вспоминает Джорджевич.
Свободного времени у игроков не было. Точнее, оно было, но заняться в горах было нечем и пойти было некуда. Спасали разве что записи с матчами НБА.
«Мы смотрели ТВ и видеокассеты. Плеер даже перегревался, поскольку мы постоянно смотрели фильмы и матчи. Два года подряд мы смотрели одну и ту же запись, потому что других не было. Это был финал «Селтикс“ – «Лейкерс“. Мы впитывали каждое их движение», – рассказывает Джорджевич.
«Нам здорово промыли мозги. С мылом. Каждый из нас привозил из клубов кучу тараканов насчет того, что мы можем и не можем делать. На сборах мы забывали обо всем этом», – считает Теоман Алибегович.
Финальным этапом подготовки к ЮЧМ-87 стали 12-дневные сборы на горе Игман. Во время ОИ-84 там проходили соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина, биатлону, лыжным гонкам и лыжному двоеборью.
Особняком в программе сборов стояло очень простое упражнение – бег по каменной лестнице. Игрокам нужно было пробежать до вершины трижды. Первый раз – с двумя остановками. Второй раз – с одной остановкой. Третий раз – без остановок.
Проблема в том, что лестница поначалу была пологой, а под конец ее наклон достигал примерно 35 градусов (по оценке Каралеича). Забег баскетболисты завершали на пульсе 220-230 ударов в минуту.
«Если ты посмотришь вверх на то, где лестница кончается, ты не добежишь до конца. Не было возможности думать, на каком отрезке пути ты находишься. В конце у тебя темнеет в глазах, а сердце готово разорваться», – вспоминает Кукоч.
У всех очень разные воспоминания о том, сколько там на самом деле было ступенек.
Джорджевич: «230 или 320».
Дивац: «Не знаю, сколько именно. Много»
Раденко Добраш: «280-300».
Кукоч: «Точно не скажу. 600 или 700?»
Алибегович: «Больше 300»
Неша Илич — «431 или 501, не помню. Напишите, что ступенек было 500. Чтобы все думали, что мы там умирали».
Кукоч признается, что после окончания сборов все выдохнули с облегчением. Еще бы, больше никаких мучений, можно наконец-то поиграть в баскетбол.
«Первые игры мы провели как быки на корриде», – вспоминает Добраш.
Сборная Югославии к 1987 году регулярно ездила в США и проводила матчи с университетскими командами. До середины 80-х казалось, что американцев обыграть нереально.
Югославы же обыграли сборную США на ЮЧМ-87 в итальянском Бормио дважды – один раз в группе и второй раз в финале. И если первый успех (110:95) можно списать на феноменальную игру одного исполнителя (Кукоч забил 11 из 12 трехочковых), то победа в решающем матче (86:76) не оставила сомнений – югославы на этом турнире были действительно сильнее.
В итальянской газете La Gazzetta dello Sport сборную Югославии тогда назвали «белым «Гарлем Глоубтроттерс». Но важнее то, как эта игра сказалась на дальнейшей судьбе всего мирового баскетбола. Пешич признается что в своем дневнике назвал финал с США «определяющей игрой для целого поколения».
«Мы заставили этот механизм крутиться. Все началось с той команды, победившей в Бормио. В тот день проснулся европейский баскетбол. Пробудился и югославский баскетбол. Мы доказали, что они могут стоять рядом с американским баскетболом на одном уровне», — считает Добраш.
«Та победа открыла мне глаза. Я понял, что могу стать кем-то значимым в этом виде спорта.
Если бы та наша команда не распалась, то игра с «Дрим Тим» в 1992-м стала бы лучшей в истории баскетбола», – рассказывает Кукоч.
P.S. В 1987 году Югославия также выиграла молодежные чемпионаты мира по футболу и гандболу.
Россия – Сербия – главное дерби баскетбольной Европы. Оно живо до сих пор
***
По документальному фильму «250 шагов».
Фото: eurohoops.net; usab.com; Gettyimages.ru/Andreas Rentz, Marcus Brandt; euroleague.net
1. Кукоч, до перехода в Чикаго , это пожалуй самый большой талант в европейском баскетболе за всю историю. Словосочетание " белый Мэджик" лишь отдаленно характеризует то ,что он умел и делал на площадке. Таких игроков просто преступно, загонять в какие- либо рамки. В Чикаго же из него сделали, да , очень квалифицированного, полезного , но все же ролевика для Майкла и ко. Конечно ,три гайки на дороге не валяются, но попади он в другую команду.... в зале славы был бы 150%( скажем так).
2. Дивац образца ЧЕ-89 и он же образца ЧМ - 90, поверьте мне на слово, два разных баскетболиста. Всего за один сезон 89/90 в НБА, он из второго Чосича , или нового югославского Сабониса ( уж кому как удобно) стал типичным американским центром ( пусть и очень неплохого, особенно по тогдашним меркам уровня). Прилично добавив в игре непосредственно под кольцом, он напрочь утерял свой прекрасный средний бросок и чудо пасы, которые раздавал как заправский плеймейкер. Только под самый конец своей карьеры, попав в нужную команду и к нужному тренеру он вспомнил кем он был когда то. Но время уже было безвозвратно упущено.
Ну вот как-то так..
Марчулёнис травмировался ,Волков тоже потерял в Америке часть своего арсенала . Да и уровень НБА был тогда очень высоким, и явно отличался от европейского турнира .
Кукоч, Раджа , Марчулёнис, Волков не смогли себя реализовать в полной мере .
Петрович и Сабонис проявили себя там ,и мы здесь из тоже выделяем среди других игроков
Почему Сабонис велик ?
Банально потому что доиграл до 39 лет ), а почему доиграл ? Потому что обладал таким универсальным набором приемов , которые позволяли ему набирать очки , даже передвигаясь пешком.
У других перечисленных просто не было такого арсенала