7 мин.

Яннис облажался на ЧМ. Международный баскетбол ему совсем не подходит

MVP НБА показал маловато.

В этой картинке – почти все, что нужно знать о выступлении формально лучшего игрока на чемпионате мира.

Здесь:

1. Особенность международного баскетбола, где фактор маленькой площадки приумножается возможностью беззастенчиво насыщать «краску» телами.

2. Полное неуважение к партнерам Янниса Адетокумбо по сборной Греции со стороны соперников.

3. Не впечатливший игровой интеллект и ограниченность умений у самого греческого монстра.

Кстати, это владение греки все же довели до ума. Адетокумбо отнесся к открытым в углах партнерам примерно так же, как и чехи, простовато откинул на Ника Калатеса, а тот рванул в коридор, как Кристоф Деттингер в колонну французской полиции – как и все лысые мужчины, оказался силачом.

Адетокумбо стал по итогам соревнований самым результативным игроком своей команды – 14,8 очка, 8,8 подбора, 2,4 передачи, 60% двухочковых, 22% трехочковых, 2,6 потери. Правда, совсем не потянул в качестве сколько-нибудь влиятельного фактора – Греция не сумела ни построить команду вокруг него, ни интегрировать его в свой баскетбол. После двух поражений – от Бразилии и Штатов, а также недостаточно убедительной победы над чехами (нужно было пробить разницу в «+12») – все они отправляются домой: в итоге Греция финишировала на 11-м месте, на одну строку выше сборной России.

Каждый из трех пунктов нужно раскрыть отдельно.

Баскетбол ФИБА не сильно похож на то, что происходит в НБА. Здесь более узкая площадка и меньше пространства. Здесь нет правила трех секунд в защите, а потому сборные могут ставить полноценную зонную защиту. Здесь судьи, с одной стороны, строже оценивают лишние шаги и прочий технический брак, а, с другой, разрешают больше физического контакта.

Логично, что здесь сложнее атакующим игрокам, ориентирующимся главным образом на атлетизм, а не на техническую оснащенность.

Против Янниса сразу же начали выставлять вот такое же насыщенное прикрытие, и в итоге у него не только не получилось приспособиться. Мы увидели и еще одно важное отличие от баскетбола НБА: судьи ФИБА без всякого пиетета обращались с главной звездой турнира и не испугались даже скандала, чтобы убрать его нелепыми свистками. Адетокумбо отфолился в матче с Бразилией и вылетел во встрече с Чехией за пять минут до конца – в последнем фолы в нападении в исполнении грека уже точно можно было выдумать, только если вы всеми фибрами топите против его сборной.

В общем, правила ФИБА не только закрыли для Янниса площадку, но и очень сильно ограничили – против него играли жестче, его самого поставили в условия, когда нужно было думать о каждом шаге, и все равно можно было кого-то ненароком задеть и получить за это пятый фол.

Понятно, что какие-то вариации такой стены Адетокумбо уже повидал в НБА – и в серии с «Бостоном», и с «Торонто». Все было бы проще, если бы греческая сборная облегчила адаптацию своего лидера. Но этого совсем не произошло.

Один фактор тут – чисто объективный. Ни разу за карьеру Янниса мы не видели, чтобы его вписывали в командную игру. Коуч Баденхольцер строит баскетбол от его сильных сторон и подгоняет под него остальной состав: снайперы, бросающие центровые, пик-н-роллы для Янниса в удобных позициях, приводящие к нужным разменам, все вот это…

Институт сборных предполагает, что Янниса необходимо вписывать. Даже несмотря на то, что ничего похожего на «Милуоки» у Греции не наблюдается. Американцы радостно смаковали, что в составе у соперника один достойный снайпер (и на турнире, и по более продолжительным наблюдениям), это Яннис Папапетру – ото всех других можно было отделяться, чтобы помогать опекуну Адетокумбо. 

У Греции априори имеется системная проблема – она заключается в том, что их два лучших игрока хоть и действуют на равных позициях, но обладают похожим функционалом: не имеют броска, но зато могут продраться и подавить окружающих силищей. То есть в итоге Адетокумбо и Калатес скорее мешали друг другу, причем развести их никак не получалось.

Субъективные факторы, впрочем, тоже присутствуют. Тренер Скуртополос так и не понял, что же ему со всем этим богатством физической красоты делать

Адетокумбо пробовался на месте центрового, но не так уж много. Тренер все же стремился дать время и Бурусису (по крайней мере, бросающему), и Папаянису. 

Разводить мяч ему не давали. За исключением быстрых прорывов – за весь турнир Яннис все же успел сделать парочку фирменных. В НБА он – в числе лучших по пик-н-роллам и с мячом, и в качестве игрока, ставящего заслон. Но Греция избегала его задействовать.

Все сводилось либо к стоянию на периметре, либо к забросам в усы. И в том, и в другом Адетокумбо совсем не преуспел – что вряд ли стало для кого-либо сюрпризом.

И во многом поэтому очень часто Греция и вовсе отходила от него. Даже в тех матчах, где у него получалось выглядеть эффективно по цифрам (например, с Америкой), его вклад оказывался совсем небольшим.

Международный баскетбол, конечно, гораздо менее ориентирован на звезд, но после турнира нет ощущения, что Греция выжала из суперталанта все, что могла бы. Адетокумбо уникален (и в плохом смысле тоже), а с ним все же обращались как с самым обычным «большим». Яннису не помогали ни в чем, так что, наверное, у него не раз мелькнула в голове мысль: «Какой же Бад крутой».

Что не отменяет разочарования и в ограниченности самого супергрека – ничто в выступлении Адетокумбо в Китае не намекнуло на то, что в следующем сезоне он как-то качественно добавит. Все те же 22% из-за дуги, все те же судорожные движения при обыгрыше спиной, все та же ограниченность в пасах по сравнению с похожими на него звездами лиги.

Яннис увозит с турнира цитату Петровича про «надравшего ему зад 40-летнего мужика», грустные воспоминания о встрече с Маркусом Смартом и не так уж много удачных обыгрышей внутрь даже на фоне хлипковатой Чехии.

Довольно очевидно, что Греция не давала ему времени подстроиться, внести коррективы. Но вот не так много было моментов, по которым можно было надеяться на быструю адаптацию – у греков и так классная команда, чтобы нянчиться еще и со всякими заморскими MVP, которые колупаются в посте, долго думают, потеряно предлагают заслоны, задумчиво стоят на периметре, где их никто не держит...

Это все случилось на турнире ФИБА в Китае. Но это совершенно не означает, что то, что происходит в Китае, остается в Китае. Яннис очень сильно расстроился после вылета и отказался с кем-либо говорить – для него этот чемпионат был очень важен и для него это очередной удар в молодой карьере.

В таких ударах нет ничего плохого. Наоборот они помогают.

Леброн осознал вот подобную же свою ограниченность только в 27. Когда столкнулся с «Далласом» в финале. В возрасте Адетокумбо – на чемпионате мира в 2006 – он и близко не подходил даже к чему-то подобному: в той сборной на него нисколько не рассчитывали, и его причастность никогда не вспоминается.

Удар от «Маверикс» был значимым поворотом. Дальше была работа над броском, прогресс в действиях спиной к кольцу – и уже гораздо более продвинутая версия второго пришествия в Кливленд.

История Греции на чемпионате мира, как и, кажется, все истории на чемпионате мира, закончилась судейским скандалом. Сборная Адетокумбо требует дисквалификации всех арбитров и напирает на «беспрецедентное вмешательство в исход матча в истории европейского и мирового баскетбола».

Вряд ли сам Яннис сейчас концентрируется на этом.

Чемпионат мира – это вроде бы только вспышка, головокружительный калейдоскоп, две недели, которые плохо встраиваются в баскетбольную мифологию, хаос судейских скандалов, комичного календаря и почти сразу вылетающих из головы результатов…

Но не всегда.

Адетокумбо нечего было делать на этом турнире, который прогуляли все сопоставимые ему по статусу люди, но он приехал.

Уже ясно, что он и есть главное разочарование чемпионата мира. Вот только вполне возможно, что весь этот турнир будет гораздо чаще упоминаться именно в связи с его биографией – это очень важная точка. Скоро увидим, во что этот опыт выльется в итоге.

Идеальное баскетбольное тело. Яннис Адетокумбо

Фото: globallookpress.com/Xu Chang/XinHua, Li Xiang/Xinhua, Han Yuqing/Xinhua