7 мин.

А где МОЯ техника?

Когда говорят о спортивной технике, то нередко смешивают разные понятия, изменяют ее смысл. Иногда спортивная техника рассматривается как наличие навыков и умений, возможностей спортсмена. Но это только возможности, а надо еще реализовать их в практике: толи выйдет, толи нет.... Правильно же, когда спортивная техника понимается как система освоенных движений, как реальное действие спортсмена. Техника - это само действие. И совсем уже неверно считать, что спортивная техника - это только отражение в нашем сознании действия, знание о системе движений. Чтобы спортсмен мог совершенно выполнять действие, необходимо, чтобы он им овладел, т.с. создал, накопил возможности. Этот процесс будет более успешным, если с накоплением возможностей - навыков и умений - у него сформируются и знания. Соотношения между этими понятиями ясны: выполнение действия - овладение возможностями выполнения действия - знание о действии. Они тесно связаны, но смешивать их не следует. Надо помнить, что когда мы говорим «овладеть техникой», то понимаем, что это значит реально проявлять техническое мастерство в действиях, а не обладать потенциальными возможностями или знаниями. В суставах и мышцах спортсмена заложены бесчисленные возможности механизмов (А.А. Ухтомский), а складываются и реализуются в упражнениях очень и очень немногие из возможных. В каждом упражнении его основной механизм определяет главные силы и их источники, порядок их сочетания и обеспеченную этим внешнюю форму и характер движения.

 

 Есть несколько видов техники и об этом дискутируют теоретики спорта и возможна различная их трактовка. Мне же, близка классификация по В.Б. Коренбергу . Выступая на дискуссии по структурности движений (ГЦОЛИФК, 1965), предложил различать следующие виды техники: 1) образцовая - наилучшим образом решает задачу в оптимальной ситуации; 2) рациональная - отражает двигательные и психические возможности и особенности конкретного спортсмена (принципиально не отличается от образцовой); 3) целесообразная - наилучшая в нестандартной (существенно отличающейся от оптимальной) обстановке, в заранее известной ситуации или в случае нестандартных требований к результату или форме выполнения упражнения; 4) приспособительная - наилучшая в нестандартной и непредвиденной заранее ситуации; 5) индивидуальная - постоянная у данного спортсмена, принципиально отклоняющаяся в деталях от образцовой. Почему это важно для практики?  При групповом обучении состав группы, как бы ни старались ее подобрать, все же по сути неоднороден. Особенно сложно работать на начальных стадиях обучения и при ранней селекции спортсменов высших достижений. Педагогу трудно уследить за всеми деталями движений у всех занимающихся и еще сложнее оценить перспективы каждого молодого игрока. Абсолютно не достаточно обучить спортсмена правильному движению. Необходимо из него сделать навык и научить им эффективно пользоваться. И из такой подсистемы навыков будет складываться индивидуальная техника, характерная для данного спортсмена. Они имеют «разный возраст»: сформированные с детства, в начале занятий спортом, только вчера... Они будут разнохарактерными: одни сочетаются с другими сразу «с ходу», а другие плохо совместимы, никак не сладятся одновременно - то одно выйдет, то другое... У этих подсистем и разные способы управления. Одни могут быть выполнены только при активном внимании к ним, под волевым усилием; другие получаются сами собой - это саморегулируемые, самоуправляемые подсистемы, а от произвольного внимания, контроля они только разлаживаются.    

                                                                                  

цй

С точки зрения физиологии, в этих подсистемах заложены постоянные, врожденные связи (безусловные рефлексы); к ним прибавляются сложившиеся при жизни временные связи (условные рефлексы многих порядков, надстроенные друг над другом). Исследования последних десятилетий (в свете новых идей кибернетики) показывают, что временные (условные) связи, по- видимому, - не единственный физиологический механизм, заложенный в основу сложнейшего управления двигательными актами. Надо полагать, что наличие других, еще мало изученных физиологических механизмов нисколько не умаляет роли и значения условных рефлексов. Было бы слишком большим упрощением отказаться от поиска иных, более сложных закономерностей, предполагаемых теоретически и подтвержденных экспериментально.

Вполне естественно, что во время обучения возникают ошибки в движениях. Но ошибка ошибке рознь! Наиболее опасны основные ошибки; они нарушают основной механизм упражнения, получается явное «не то». Можно ли избежать основных ошибок? Появление их в процессе поиска решения задачи вполне возможно. Но только кратковременно! Длительное повторение - уже недопустимо. При длительном повторении ошибок начинается их закрепление. И если впоследствии без большого труда удается их подавить, затормозить, то нет гарантии, что в сложных условиях соревновательной борьбы они не «всплывут» вновь. Утомление и эмоциональное напряжение на соревнованиях   растормаживают давно подавленные ошибки (Д.Д. Донской, 1966, в). Тактика поведения педагога та же: не допускать длительного их повторения.

Все же при занятиях с любой группой нужно очень внимательно следить, не появляются ли основные ошибки.

цу

От ошибок отличают недочеты - количественное отставание в тех или иных характеристиках, - которые существенно не нарушают качества. Чаще всего они связаны с недостаточным развитием двигательных качеств и постепенно ликвидируются в процессе тренировки.

У каждой ошибки есть своя причина, нередко далеко отстоящая от нее по цепи и сети элементов. Источник ошибки не всегда просто выявить. Недаром считают, что хорошо понять правильную технику можно, лишь изучив и возможные ошибки, их причины (источники) и последствия.

Строго говоря, в силу структурной взаимосвязи ни одна ошибка в системе движений не бывает одиночной. Ошибки имеют и цепной характер, и распространяются, так сказать, индуктивно, наведением - одновременно в других их подсистемах движений. Понимание структурности системы движений позволяет анализировать своеобразные причинные сети ошибок и находить пути их устранения.

цй

Глаз тренера может пропустить ошибку: плохо различимы очень быстрые движения и движения, совпадающие во времени; совсем неразличимы микроинтервалы времени и точные пространственные отношения; при наблюдении со стороны очень неточно воспринимаются скорости и ускорения, в особенности их абсолютные величины.  Естественно, лучше предупреждать появление ошибок, чем потом тратить время на их устранение. Для этого нужно не только знать особенности самого упражнения, все возможные его нарушения, но и уметь так запрограммировать обучение, чтобы не создавать предпосылок для возникновения ошибок. Психологическая структура упражнения, установка на освоение очередного задания, целенаправленное внимание, активный контроль - все это неизбежно вытекает из правильной оценки произвольности в управлении движениями спортсмена.

Для срочной информации не следует использовать большое количество характеристик. Спортсмену трудно их охватить, сопоставить и оценить. Методически правильнее выявлять одну-две основные для данного случая (упражнения, задания) характеристики и представлять их в удобном для восприятия виде (схемы, видео материалы и т.п.). А самооценка выполнения и объективных данных срочной информации весьма существенно способствует уточнению выполнения задания, его восприятия и оценки.  При обучении очень простому движению и совершенно новому для обучаемого можно найти несколько отчетливых последовательных стадий. Анализируйте, ни в какие простые схемы не уложится последовательность их указаний, заданий, замечаний. Нахождение правильной тактики осложняется еще индивидуальными различиями учеников. Не только сформировавшимися у них умениями и навыками, но и различиями в темпах овладения заданиями, различиями в способах поиска построения движений. Поэтому в практике необходимо будет не просто общее выполнение  упражнений, а глубокое творческое понимание сложности становления техники как системы эффективных движений с определением конкретных задач освоения, овладения и применения   системы движений.

цй

 В практику подготовки спортсменов все шире входят контрольные нормативы по технике: от  выполнения относительно элементарных заданий технического характера, до  нормативов с более детальной оценкой техники, выработка своего рода стандартов в основе техники (у мастеров высокого класса). Они достаточно достоверно оцениваемые позволяющие создать   своеобразную обратную связь с сознанием спортсмена.

  Я люблю доставать других игроков. Люблю «разделывать их под орех», прокидывая мяч им между ног и убегать от них. Когда я обыгрывал крутых парней с помощью техники, они говорили мне: «Сделай это ещё раз, и я переломаю тебе твои грёбаные ноги». Я «делал» их снова, и они говорили: «Хорошо, я, б***дь, предупреждал тебя». После этого я получал мяч и вставал с ним на месте, приманивая к себе соперников. Я чувствовал себя тореадором, заманивающим разъяренных быков. Меня редко «съедали», я был слишком быстр. В такие моменты болельщики громко поддерживали меня, и я заводился, это правда меня очень забавляло. Джордж Бест (George Best; 1946 — 2005) — североирландский футболист, признаваемый многими одним из величайших игроков XX века.