14 мин.

Как выбор правильной цели влияет на обучения новым навыкам в баскетболе

Постановка правильной цели – это 50% успеха работы с молодыми спортсменами.

Определение целей – это основа, на которой зиждется мотивация. Правильно сформулированная цель поведет вперед, но, если в формулировку цели вкралась ошибка, то такая цель может увести в сторону и помешать добиться успеха. Цель профессионального спорта – победа, занятие первого места. Но эта цель не может быть единственной целью. В спорте не может быть постоянного выигрыша и, если ваша единственная цель – победа, то, проиграв, вы теряете все, в том числе и веру в себя. Действительно, спортсмен, чья единственная цель – победа, не сможет долго и стабильно выступать. Если же у вас есть и другие цели, то в случае проигрыша, вы все же обеспечите себе достижение некоторых других своих целей и сможете продолжать развиваться, становясь при этом все лучшим и лучшим спортсменом.

Значение правильно поставленной цели для спортивного успеха трудно переоценить:

1. цели помогают поддерживать мотивацию на достаточно высоком уровне длительное время;

2. цели помогают выделить действительные ценности;

3. цели добавляют дополнительную энергию в усилие, которое мы выполняем;

4. цели помогают поддерживать концентрацию внимания на должном уровне;

5. цели дают возможность ощутить себя успешным спортсменом в тот момент, когда они достигаются.

 Ставить цели необходимо не только на длительный срок, но и на каждую тренировку. Установка тренера перед соревнованием есть тоже не что иное, как постановка цели на выступление. Поэтому давайте подойдем серьезно к вопросу грамотной постановки целей.

 Правила постановки целей:

1. Цель должна быть конкретной и позитивной. В ее формулировке должно быть точно выражено то, чего вы хотите. Цель «улучшить показатели» не годится, потому что она не конкретна. Какие показатели и на сколько вы хотите их улучшить? И за какой срок? Нельзя формулировать цель, обозначая в ней, чего вы не хотите, или опасаетесь, или хотите избежать. Например, плохо работает цель, сформулированная следующим образом: « Мы не хотим проиграть». В формулировке цели вы всегда четко и ясно отражайте то, что хотите получить. «Я выступаю с максимально возможным для меня результатом», « Я поддерживаю концентрацию внимания на своих действиях в течение всего выступления».

2. Цель должна быть реальна. Можно, конечно, сформулировать и нереальную цель, но то, что она не исполнится, приведет вас в нерабочее состояние и снизит планку ваших реальных достижений. Всегда оставляйте себе возможность почувствовать себя успешным и учите этому ваших воспитанников. Реальность цели определяется трезвой оценкой ваших возможностей на данном этапе. 

3. Сформулируйте цель таким образом, чтобы ее достижение в максимальной степени зависело от ваших действий, а не от действий других людей. Например, достижение цели, сформулированной как «выиграть» в полной мере зависит от вас только в ситуации, если вы соревнуетесь сами с собой, а цель «показать свой максимальный результат» зависит от ваших усилий в любой ситуации. Правильная формулировка цели даст вам еще одну возможность почувствовать себя успешным. Научите этому своих воспитанников.

Очень часто цель формулируется таким образом, что мозгу в этой формулировке трудно выделить конкретную информацию о том, какие действия он должен запрограммировать для получения нужного результата. Мы уже говорили об особенностях языка: существуют глаголы, которые практически не описывают конкретных действий, т.е. не дают мозгу четких команд. Например, цель « выиграть». Что конкретно надо делать, чтобы выиграть? Согласитесь, что этот глагол требует конкретизации через ряд других глаголов, обозначающих конкретные действия. К этому же ряду в качестве примера можно отнести такие глаголы, как «стараться», «учиться», «тренироваться».

4. Разбейте большую цель на промежуточные, более мелкие, и определитесь со сроками достижения как главной, так и промежуточных целей. Такую цель ставить можно и даже нужно, но здесь есть маленький нюанс. Эта цель для команды  станет экологичной в том случае, если между ее достижением и настоящим положением команды поставить еще ряд целей, последовательное достижение которых будет делать достижение главной цели все более и более реальным.

5. Проведите инвентаризацию тех ресурсов, которые вам потребуются для достижения цели. Подумайте о тех дополнительных ресурсах, которые придется привлечь, чтобы получить необходимый результат. Достижение поставленных целей обеспечивается наличием определенных ресурсов. Собственно говоря, именно инвентаризация имеющихся ресурсов показывает нам, насколько реальные или нереальные цели мы ставим перед собой.

Но, если бы для достижения поставленной цели хватало тех ресурсов, которыми мы располагаем в данный момент времени, то поставленная цель уже лежала бы у нас в кармане. Однако мы ставим цели для того, чтобы их ДОСТИГНУТЬ, т.е. произвести определенные действия по их добыванию. Значит, каких-то ресурсов в настоящий момент у нас нет, и мы должны их получить. Четкое осознание наличных ресурсов и дополнительных ресурсов дает нам возможность не просто стихийно тратить энергию в надежде на то, что желаемый результат свалится к нашим ногам, а производить целенаправленные действия в нужном направлении, разумно расходуя запас своей энергии.

6. Подумайте о том, какие критерии на пути достижения цели покажут вам, что вы двигаетесь в нужном направлении. Определиться с критериями также необходимо, как городскому человеку необходимо брать в прогулку по незнакомому лесу компас, чтобы контролировать правильность направления своего движения. Ведь можно производить очень много различных действий, тратить массу энергии и при этом ни на йоту не приближаться к поставленной цели. Важно не сколько километров пути ты прошел, а в каком направлении ты перемещался: ведь из одной и той же точки на глобусе в Москву можно попасть, начав свое движение и в сторону запада, и в сторону востока, только затраты энергии будут при этом разные.

7. Работа над постановкой цели не должна заканчиваться на ее формулировке. Важно, чтобы изменения, которые наступят после того, как цель будет достигнута, не оказались в большей степени негативными, чем позитивными. Поэтому обязательна, так называемая, экологическая проверка. Задайте себе вопрос, какие изменения для вас и ваших близких повлечет за собой достижение данного результата. Как изменится статус спортсмена, выигравшего соревнования, его состояние. Не приведет ли эта победа команду или отдельного спортсмена к «звездной болезни»? Как пройти с наименьшими потерями проверку медными трубами? Как повлияет на состояние спортсмена возможное не достижение поставленной цели? Не создаст ли эта ситуация еще больших проблем?

Если вы ответите на подобные вопросы прямо сейчас, у вас есть возможность откорректировать поставленную цель, сделав ее более логичной. Если вы получите нежелательные последствия уже потом, затратив энергию, время на достижение не логичной цели, то изменить что-либо будет значительно сложнее.

 

Очень полезно записывать цели на бумаге. Запись помогает подробнее обдумать то, чего вы собираетесь достигнуть.

Различают цель-результат и цель-процесс. И та, и другая цели одинаково значимы, однако, многие в погоне за целью-результатом не видят цель-процесс. А ведь именно цель-процесс обеспечивает нам получение результата. Чем успешнее протекает процесс, тем больше шансов появляется получить хороший результат. Хороший спортсмен уделяет значительное внимание именно процессу, так как правильно организованный процесс сам по себе является гарантом хорошего результата. Реализация цели-процесса обеспечивается разработкой подробнейшего плана, в котором учтено все до малейших деталей. Время, затраченное на составление подобного плана, многократно окупится, когда вы перейдете к конкретным действиям по его выполнению.

В спорте различают:

1. надежную цель;

2. реалистичную цель;

3. прорывную цель.

Надежная цель – это такая цель, получить которую спортсмен может практически всегда. Однако подобная цель слабо мотивирует спортсмена, и он перестает расти. Как только мозг понимает, что цель всегда достижима, психическая энергия снижается, такая цель может стать психологическим барьером на пути к росту. Целью может служит не только достижение определенного спортивного результата, но и денежный эквивалент этого результата. Поэтому, если спортсмен уверен в получении определенной суммы денег за свою работу, мотивация резко снижается.

Реалистичная цель– это цель, отличающаяся от уже достигнутого не очень значительно, так, что становится понятно, что при необходимом количестве тренировок ее достижение вполне реально. Такая цель тоже слабо мотивирует спортсмена. Она похожа на ту морковку, которая висит слишком близко к ослику, и ему достаточно сделать лишь небольшой рывок вперед, чтобы дотянуться до нее. В таком случае наша тележка будет двигаться слишком медленно.

Однако у настоящего спортсмена, стремящегося к непрерывному росту своего мастерства, должна быть еще и прорывная цель. Уже по названию понятно, что достижение этой цели обеспечивает значительный прорыв в мастерстве спортсмена и выводит его на новый спортивный уровень. Эти цели работают как ледокол: они проникают в подсознание и выводят человека на другой уровень. Достижение прорывных целей требует много времени, но они необходимы.

Если не иметь прорывной цели, то движение вперед прекращается. Когда завоевавшая приз команда начинает видеть в себе только чемпиона, у нее исчезает цель, за которую надо изо всех сил бороться, а остается только статус, который надо защищать (мотивация достижения сменяется мотивацией избегания). Ее боевой импульс становится слабее, и она проигрывает команде, которая только борется за чемпионский титул.

В любом случае для того, что получить определенный результат, особенно при реализации прорывной цели, прежде необходимо сформировать психологическую готовность получить данный результат. Мы в состоянии получить только тот результат, который психологически готовы получить.

Вкратце модель формирования подсознательной готовности к достижению цели заключается в следующем. Для того чтобы человек добился цели, необходимо соблюдение двух условий:

1. он должен четко представлять себе, что он хочет получить;

2. он должен обладать готовностью к достижению того, что он хочет получить.

Готовность к достижению любой цели состоит из пяти компонентов:

1. желанность цели;

2. убежденность в достижимости цели;

3. уверенность в том, что действия, которые необходимо предпринять для достижения цели носят нормальный и естественный характер, т.е., что не придется ломать себя, перестраивать свою жизнь и т.п.;

4. убежденность в своих способностях достичь цели, т.к. любая мысль о неспособности парализует и деятельность, и достижение цели;

5. уверенность в заслуженности достижения цели.

 И, если мы не добиваемся чего-либо, то в этом повинна так называемая не конгруэнтность – несовпадение сознательных и бессознательных компонентов нашего целеполагания. Как часто случается в спорте, что спортсмен и тренер искренне верят в свое желание победить, но победа не приходит и не приходит. В чем тут причина? Причина – в не конгруэнтности. Давайте разберемся в этом поподробнее. Психологи установили, что у нас с вами есть два уровня, на которых мы формулируем наши цели. Это, как вы уже догадались, сознательный и подсознательный уровень постановки цели. Так вот подсознательное, как более мудрая наша часть, всегда заявляет то, что для нас действительно важно, а сознательная часть цели формулируется под влиянием общественных ценностей. Возможна ситуация (и это так часто и бывает на самом деле), что наша бессознательная и сознательная цели не совпадают. При этом определять наше поведение всегда будет подсознательная цель.

Например, если я утверждаю, что моя цель – выиграть в соревнованиях экстракласса, а внутри меня живет страх ошибиться, то внутренняя подсознательная цель будет заключаться в том, чтобы справиться со страхом, т.е. обеспечить себе безопасность, чем на самом деле я и займусь. Это может проявиться в различных формах: я могу заболеть перед ответственным соревнованием, или в момент выступления волноваться еще больше, чем обычно, или сделать еще что-то, что помешает мне выиграть, ведь я не чувствую себя победителем, т.е. достойным победы. Таким образом, тщательная работа над грамотной и экологичной формулировкой цели – это уже половина победы, поэтому будем относиться к данному процессу с большим вниманием.

Чтобы разобраться в себе...

1. Назовите краткосрочные и долгосрочные цели, которые вы ставите перед собой в своей работе.

2. Назовите краткосрочные и долгосрочные цели, которые вы ставите перед спортсменом.

3. Приведите примеры формулировки позитивной и конкретной цели.

4. Как вы определяете степень реалистичности цели? Играет ли этот фактор вообще какую-либо роль в вашей работе?

5. Какие критерии определяют степень реалистичности цели? Что помогает вам определить, какая цель является реалистичной для вашего спортсмена на данном этапе его развития?

6. Запишите те цели, над достижением которых вы работаете сейчас. Проанализируйте, насколько в формулировке определена ваша роль в достижении этих целей. От кого зависит достижение цели, исходя из вашей формулировки?

7. Пропишите любую отдельно взятую цель, разбив ее на более мелкие цели. Составьте логическую цепочку достижения цели.

8. Пропишите все ресурсы, которые вам потребуются для достижения вашей цели.

9. Проведите со своими спортсменами теоретическое занятие, посвященное грамотной постановке цели. Пусть каждый спортсмен обозначит свою цель и грамотно ее сформулирует.

10. Какие критерии (достижения на пути к главному результату) покажут вам, что вы на верном пути? Пропишите их.

11. Проведите экологическую проверку тех целей, которые вы ставите перед собой и своими спортсменами.

12. Что для вас является определяющим в вашей работе: цель-результат или цель-процесс? Как вы отделяете одно от другого?

13. Запишите свою прорывную цель, реальную цель и надежную цель.

14. Определите для каждого из своих спортсменов прорывную цель, реальную цель и надежную цель.

Методика Обучения.

Например: Азы Нападения.

Разучивание нового движения. Положение и работа ног. Удержание правильного баланса тела. Объяснение важности этого элемента в баскетболе.

4 этапа обучения.

1 Передача и выход к мячу на подготовленную позицию

2 Непосредственная подготовка к атакующему действию

3 Атака кольца

4 Готовность к смене ситуации

Пошаговое работа над элементом нападения.

1. Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-тактического действия .

2. Повторное выполнение   для изучаемого технико-тактического действия . на ограниченных участках площадки.

 3. Повторное выполнение после обыгрыша финтом условного защитника, на начальной стадии обучения задействовать переносные тренировочные стойки или их аналоги; варьировать исходные позиции нападающих и защитников.

4. Повторное выполнение, но преодолевая пассивное сопротивление защитника. Активность вводимого в упражнения защитника увеличивать постепенно: вначале разрешать активно противодействовать только одному из маневров нападающего  затем снимать все ограничения, предоставляя возможность для осуществления единоборства в условиях, приближенных к игровым условиям.

5. Повторное выполнение но при ограниченной активности защитника.

6. Выполнение разновидностей изучаемого технико-тактического действия в условиях игрового противоборства «нападающий —защитник» без каких-либо ограничений

7.  Выполнение разновидностей изучаемого технико-тактического действия в   соревновании на результативность действий 

 8. Выполнение разновидностей изучаемого технико-тактического действия в, но в сочетании с другими игровыми действиями после овладения мячом добивание мяча в корзину, откидка мяча партнеру на бросок, выведение мяча на «периметр» атаки.

9. Ситуативное выполнение разновидностей изучаемого технико-тактического действия в вариативных условиях игрового противоборства: 2x1, 2x2, 3x2, 3x3 и т.д.

При переходе на следующий уровень освоения новых навыков, необходимо повторять предыдущее задание как подводящее упражнение или базовые движения вводить в разминочные блоки.

Ну и последнее..

Что чрезвычайно важно в работе тренера  это СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ЧЕСТНОСТЬ. От этого зависит доверие, понимание ответственности и в конечном итоге эффект работы. На западе проще завоевать доверие, если ты подтверждаешь свои слова действием, а подопечный понимает что это ему выгодно, то работа идет полным ходом. Проще и быстрее можно добиться результата. Игрок прогрессирует гораздо быстрее но там есть свои проблемы, которые   поваляют достигнуть высшего уровня только единицам. Только преданные спорту, настойчивые и упрямые пробиваются через конкуренцию. Проследив историю выдающихся спортсменов, оказалось что большинство – это выходцы из маленьких городков, неизбалованных родителями и интернетом, пережившим дворовую конкуренцию или дети родителей больших спортсменов (которые, передав гены успеха, от маленьства готовили  свои чада к лишениям  большого спорта). Конечно множество вещей должно совпасть для того чтобы подготовить чемпиона. А в командных видах спорта игроков больше чем один, Тяжелая работа подразумевает честность, не любит филонов и отлынивание от работы. Физиологию не обманешь и не смотря на развитие спорта мышцы кости остались такими же, как и были всегда. Часто слышу что дети стали слабее, психологически неустойчивыми, позже созревающими не готовыми к большим нагрузкам и т.п. И для тренера это означает, что работать нужно более внимательно и последовательно. Конечно, кто работает тяжело и выполняет все указания тренера вправе ожидать максимального эффекта. И если его нет то это рождает разочарование. Маленький человек видит и замечает гораздо больше, чем мы думаем.  Окружающая среда формирует его понятие о справедливости и честности. Кому больше внимания уделяется, как состав команды выбирается, первая пятерка, почему кто то, играет меньше кто-то больше на играх.  Большинство тренеров любят работать со спокойными детьми и часто ершистые игроки выпадают из команды . но именно из таких сорви-голов впоследствии вырастают серьезные спортсмены.

Привыкнув к определенным правилам детского спорта молодой человек вступает во взрослую жизнь. И тут его ждет неприятный сюрприз. Теперь уже нужно все решать самому. Самое тяжелое – сказать правду самому себе, реально осенить свои возможности. И оттолкнувшись от этого продолжить работу над собой!! Ведь если не сделаешь этого, то могут пропасть столько лет пахоты на тренировках и сборах. А если личный опыт подскажет не тот путь, то добиться хорошего результата чрезвычайно сложно.

В жизни самый хороший учитель — это опыт. Берёт, правда, дорого, но,   объясняет очень доходчиво!                                                                                                                                       

И если тренер не научил маленького спортсмена работать, думать и анализировать свои действия, то в будущем появятся сложности.  Но время не вернешь и когда получаешь шанс заиграть в хорошей команде, но ты не готов бороться за место в составе, за каждую минуту игрового времени и теряешь эту возможность, дорога наверх, становиться трудной и  часто невозможной. Конечно, роль тренера ключевая и каждый наставник заинтересован в ХОРОШЕМ игроке или в том кто может им стать. И именно здесь интересы пересекаются и дальше – это уже партнерство с обязанностями, доверием и ответственностью.       

 Если достаточно долго ничего не делать, то появятся навыки для того, чтобы и дальше ничего не делать, но уже более уверенно и профессионально.