«Лейкерс» будут играть в «Три башни». К этому клуб вынуждают желания Дэвиса и умения Леброна
От редакции: вы в пользовательском блоге Board Man Gets Paid. Первый текст автора рассказывал нам о новой версии «Двух башен», а сегодня – уже «Три башни» в «Лейкерс». Поддержите начинающего автора плюсом, комментарием, подпиской на блог – и таких материалов на Трибуне станет еще больше.
Часть I. Цербер
Баскетболу свойственно эволюционировать, и в лучшей лиге мира с недавних пор стартовала постиндустриальная эра. Массовое увлечение трехочковыми, повальное вымирание центровых и глобализация «смоллбола» – основные тренды XXI века. Теперь математики вроде Дэрила Мори задают моду всем остальным, а как известно: «Следовать моде смешно, а не следовать – глупо». И однажды на закрытой масонской вечеринке все 30 команд НБА решили слыть смешными, но не глупыми.
И вот на фоне масштабного умельчения всего вокруг тяжеловесный фронткорт «Лейкерс» выглядит чем-то мегамощным. В плане габаритов так и есть.
113-килограммовый Леброн + 114 килограмм Дэвиса + Казинс, чей вес на сайте Reference 122 кг. Даже если Буги в самом деле интенсивно работал в зале и сбросил вес – это все равно треть тонны на троих. Треть тонны! Если эта троица решит наведаться ко мне в гости, то лифт в моем подъезде поднимет лишь двоих, а кто-то один пойдет пешком по лестнице.
Эти трое больше походят на рестлеров, но оказались в одной команде НБА. Событие знаменательное, но о нем говорят мало, неохотно и преимущественно болельщики «Лейкерс». И на то есть причины.
Сомнительный статус Казинса не позволяет громогласно кричать о звездном трио, потому выделяют лишь дуэт Леброна и Дэвиса. Дело не просто в ахиллесовой пяте гиганта. Его полугодовалый отпуск в Окленде оставил неприятное в целом впечатление, и многие уже не верят в полезность Демаркуса в качестве одного из ключевых игроков команды.
А первой скрипке и последней надежде «Лейкерс» скоро 35. Все великие мира сего рано или поздно вступали в схватку со временем, и Леброн пока держит марку, но прошлый сезон заставил недоброжелателей снова открыть рты. И эти загадочные «через 2 года команда будет твоя» сказанные Каваю – что это значит? Леброн уйдет? Леброн уйдет в тень?
Так или иначе, конкретно сейчас в этом сезоне Джеймсу придется оперировать тем, что имеется. А в его подчинении – с полдюжины шутеров и два мощных стреляющих столба.
Иногда можно объединять Дэвиса и Казинса в одно целое, но надо понимать, что Энтони уже готовое оружие с понятным методом применения, оттого его роль сложно варьировать в зависимости от целей команды. А Казинс, особенно после травмы, являет собой более аморфную форму, готовую видоизменяться и функционировать по-новому, словно тесто ожидающее: мне быть блином или пирожком? Это качество уже было оценено «Лейкерс» при подписании, и будет использовано по ходу сезона.
Мощный трезубец атаки пока пугает и самих «озерников», и история помнит плохие случаи мутаций в «три башни».
«Сиксерс» 1984/1985
Чарльз Баркли был выбран под пятым номером «золотого» драфта-1984 и сразу попал под опеку опытнейших Мориса Чикса, Джулиуса Ирвинга и Мозеса Мэлоуна, которые за год до этого принесли «Филадельфии» чемпионство.
Дебаты о том, что Баркли был слишком тяжелым для легкого форварда и слишком низким для тяжелого неактуальны в контексте этой статьи: Чарльз пришел в лигу уже человеком с намеком на «приятную полноту» (политкорректный термин, использующийся преимущественно девушками в анкетах на сайте знакомств) и довольно быстро стал игроком стартовой пятерки, образовав фронткорт Ирвинг – Баркли – Мэлоун.
То ли из-за афро, то ли из-за долговязых конечностей и атлетизма двухметровый Джулиус Ирвинг казался даже чересчур большим для своей позиции. Но навыки Доктора Джея идеально подходили под легкого форварда, что позволяло держать на паркете еще двух парней побольше.
Если окружить Мозеса Мэлоуна четырьмя Спадами Уэббами, то это все равно будет крупная пятерка. Представитель вымершего класса «больших» – Мозес казался громоздким даже при том, что он едва весил сотню. В то же время его подвижность и гибкость относительно других центровых возносила его в ранг суперзвезд той эпохи.
Примечательно, что в том же 84-м на экраны вышел фильм «Филадельфийский эксперимент». В стане «Сиксерс» тоже произошел своего рода научный опыт, внедрение молодого ядра в стареющую оболочку. Мозес на тренировках учил Баркли мастерству подбора в нападении, в чем был признанным асом. И надо признать, Баркли этот элемент игры отточил в совершенстве. Научился ли он чему-то у Ирвинга? Не знаю. Говорят, юный Чарльз был так глуп, что думал будто Доктор Джей поможет ему вылечить ожирение.
Но есть еще обратная сторона медали. Большому Мо на момент драфта Баркли было 29 лет, Ирвингу – 34. Церемония передачи трона превратилась в передачу эстафетной палочки, ибо годы этих двоих в «Филе» были сочтены.
В том сезоне «Сиксерс» финишировали третьими в конференции, в первых двух раундах выбили «Буллетс» и «Бакс», а в финале Востока были биты «Бостоном» Лэрри Берда в пяти играх. Именно вылет от «Кельтов» стал определяющим событием для всей команды.
Ирвинг был освистан болельщиками после третьей игры серии за кошмарные 5 очков и 1 из 10 в поле. А невыразительная игра по ходу всей серии (24 из 74 с игры) и недееспособность против форвардов что в атаке, что в защите, вынудила руководство переформировать Джулиуса в гарды на оставшиеся два сезона его карьеры. «Филадельфия» сезона 85-86 была такой большой, что просто уродливой, и писать об этом категорически нельзя.
Этот же сезон стал последним для Мозеса в джерси «Филы». Мир лишился лучшего в истории дуэта по подборам в атаке, и одичавший Баркли начал заедать стресс.
За неимением времени Филадельфийский эксперимент не принес плодов и молча умер, чтобы через три десятилетия реинкарнировать в аморальное детище Сэма Хинки – Процесс.
«Никс» 1996/1997
Команда с большого рынка всегда будет подпитывать надеждой своих болельщиков, но в последние годы все действия «Никс» – неадекватность в ее чистом виде. Удивительно, но последняя достойная команда у «Нью-Йорка» была в прошлом веке. Ни состав с Кармело, ни потуги со Стефоном Марбери в качестве первой звезды не воспринимаются всерьез, а вот два Финала в 1994-м и 1999-м – это уже результат.
Ровно между двумя выходами в Финал нью-йоркцы заполучили Лэрри Джонсона, который в 27 лет уже считался сбитым летчиком. Но важно не это, а то, что Лэрри попал в обойму к двум великанам Оукли и Юингу, породив мегагабаритный фронткорт в «Никс».
Этот пример интересен только из-за фигуры Лэрри. В принципе, и Энтони Мэйсон aka заторможу вашу атаку на 20 секунд, пока буду двигать задом по направлению к кольцу, которого и обменяли на Джонсона в «Шарлотт» – тоже кандидатура подходящая. Но Мэйсон выходил со скамейки, и на «тройку» смещался нечасто. А Лэрри играл комбофорварда и сразу вклинился в стартовую пятерку к неприкасаемым на тот момент Чарльзу и Патрику.
Такое стало возможным из-за травмы спины, которая вынудила Джонсона отодвинуть свою игру подальше от кольца. Нечто подобное прослеживается и в карьере Блэйка Гриффина, в его случае целый букет травм и повреждений заставил форварда сделать шаг за трехочковую дугу. Но если Блэйк стал лучше и эффективнее относительно себя молодого, внедрив в арсенал приличный трехочковый, дриблинг, броски с отклонением, и заставил забыть об ярлыке «просто данкер», то посттравматический этап карьеры Джонсона – бледная тень яркого начала, что видно и в цифрах.
Пожалуй, пример с «Хорнетс» и парой переростков Джонсон – Моурнинг даже круче, но в Шарлотт Лэрри практически всегда играл тяжелого форварда, и смещался на позицию легкого лишь в единичных отрезках сезона или матча. Но молодой здоровый Лэрри – прямой предок Леброна. Скорее, его бета-версия с заниженным интеллектом и плохими настройками.
Самая мощная Бабушка из мира НБА из-за короткой карьеры с плохим концом тает на фоне Кемпа, Баркли или Мэлоуна, но именно ЭлДжей стал прототипом для ЭлБиДжея, когда сделал скачок в развитии, абстрагировавшись от возни под кольцом и отработав новые навыки.
Джонсон начал прогресс, когда большие люди стали отходить назад и становиться маленькими. У меня мелькнуло сравнение с Леброном, но это хорошее пособие для Казинса, парня в теле, который тоже пережил серьезную травму и должен чаще атаковать с периметра.
Что до «Никс», то все кончилось печально. Перед сезоном 98-99 покинул команду Оукли, а Юинг боролся с травмами и Финал 99-го пропустил. Джонсон вернулся на позицию четвертого номера, но лишь для того, чтобы на пару с Крисом Дадли быть раздавленным Данканом и Адмиралом.
«Рокетс»-1998/1999
Рискну предположить, что любая пятерка с Баркли в составе может считаться тяжелой. Но и без шуток, суперкоманда из Хьюстона отлично подходит под пример крупной команды. Под неудачный пример.
«Рокетс» заполучили в свои ряды Скотти Пиппена в 98-м, и теперь их фронткорт Пиппен – Баркли – Оладжувон веял звездностью и старостью. Предыдущие два сезона техасцы уже отыграли тремя «олд-старами», только вместо Пиппена был Клайд Дрекслер. Теперь же все звезды сошлись в передней линии.
Пару лет назад Леброн заявил, мол не он положил начало суперкомандам, намекнув на «Рокетс»-98/99, но Джеймс, конечно, лукавил. 33-летний Пиппен, порядком уставший за их два трехлетних марафона с ЭмДжеем, примкнул к 34-летнему Баркли и Хакиму, которому к плей-офф уже стукнуло 36. Оладжувон заметно растерял прежние ловкость и грацию, нарастив по заветам Сэра Чарльза себе бока. Кроме того, весь состав «ракет» пестрел «большими», таковых в ростере команды числилось тогда аж семеро.
Но «Хьюстону» повезло. Локаут скушал часть регулярки, и клубы в тот сезон провели по 50 матчей вместо привычных 82. Эпидемия травм, навалившаяся на «Рокетс» годом ранее, на сей раз миновала дом престарелых в Хьюстоне. Замедлив темп игры до черепашьего, «ракетчики» довели сезон до результата 31-19. Хакиму нашлось место в третьей символической сборной, Баркли собирал 12.2 подбора в среднем (второй в лиге), а Пип попал в первую защитную пятерку по итогам сезона.
Но вот плей-офф проходил под мотив фильма «Старикам тут не место», и «Хьюстон» споткнулся еще в первом раунде о «Лейкерс». Пиппен покинул Техас, поругавшись с Баркли, а те «Рокетс» пали в бездну вечности.
Это хороший пример плохого опыта. Стареющие звезды, чьи карьеры связывают риторическими вопросами о Майкле (Пиппен – лишь слуга Джордана? Баркли ничего не выиграл из-за Джордана? Хаким выиграл только из-за отсутствия Джордана?), но продолжились без него. Нехватка должной поддержки от остальных и ядовитая химия внутри команды. Это пример, который Леброн держит в голове, а потому приглашает на Тако Вторник и в «Лейкерс» молодого Дэвиса, а не пенсионеров вроде себя.
Интересно, что этот состав стал постреволюционной версией чемпионского «Хьюстона». Дореволюционная модель была приятнее, хоть и менее звездная, но взяла перстни в 94-м. Роберт Орри, Отис Торп вместе с Оладжувоном тоже претендовали на то, чтобы стать героями статьи. Но вот что интересно: революцией было смещение Орри на позицию четвертого номера, что принесло клубу второе чемпионство подряд и стало прототипом для современного баскетбола. А будут ли эволюционировать нынешние «Лейкерс»?
Часть II. О Короле и свите
Человек теряет большой палец. Ну не знаю как, может несчастный случай на заводе, может поножовщина, но представьте: человек остался без большого пальца на руке. Что делают хирурги? Они искусственно выламывают ему указательный палец так, чтобы он выполнял функции большого пальца.
Это то, чем занимается Леброн на протяжении всей карьеры. Ему катастрофически не хватает шутеров где бы он ни был. И он вынуждал не большие пальцы, но больших парней ломаться под него. И те были вынуждены переселиться из привычной «краски» за дугу. Для удобства Брона.
Самые очевидные жертвы: Крис Бош и Кевин Лав.
Например, Крис Бош в свой канадский период карьеры бросал не больше одного трехочкового за две игры (0.5 за матч), но с приходом в «Майами» увеличивал количество дальних попыток, и в финальный сезон Джеймса в «Хит» Бош бросал уже 2.8 раза из-за дуги в среднем за игру. Обратная статистика: подборы в нападении (которые взять едва ли возможно, если пасешься на дуге) у Боша в последний сезон на Севере были на отметке в 2.9 в среднем за матч. Но в «Хит» эта статистика пошла по нисходящей и вылилась в 1.2 подбора в атаке в том же сезоне-13/14. Хотя свой главный подбор в нападении в карьере он все же взял. Мы помним.
Любвеобильный Кевин ради возможности играть под крылом Леброна, а лучше сказать, ради удовольствия быть его крылом (игра слов: винг – неофициальная позиция в баскетболе) отказался от своих подбирающих подвигов и переквалифицировался в шутера.
Упреки по поводу нетривиального использования бигменов логичны, но, в то же время, играя в такой баскетбол команды Джеймса взяли три кубка за два его четырехлетних цикла, так что зачем ломать (в данном случае ломать – значит отказаться ломать, знаю, сложно) то, что работает?
Если что-то пойдет не по плану, то у «Лейкерс» с их нынешним ростером будет план B. Даже два плана B!
План B первый (плохой): выудить из запаса Кузму, отправить в запас Казинса и сместить на позицию центрового Дэвиса.
Чем плох этот вариант?
Во-первых, запрячь Энтони играть центра в ответ на его слова о том, как ему хорошо на «четверке» – все равно что плюнуть в лицо плевком Рэджона Рондо.
Во-вторых, Буги и МакГи – боевые единицы, взаимоисключающие нахождение друг друга на паркете. А содержать ротацию из трех центров – непозволительная роскошь даже для «Лейкерс».
Это плохой вариант, если рассматривать его как кардинальный и на долгосрочную перспективу. Но он будет хорошим на определенных отрезках сезона и отдельно взятой игры, ведь трудно представить, что Дэвис и Казинс отбегают от звонка до звонка все 82 игры. И местами вариация с Кузьмой на позиции четвертого номера и Дэвиса/Казинса на позиции пятого – очень даже хороша.
План B второй (идеальный): двинуть Леброна на пойнт-гарда, а Рондо в старте заменить на Кузму/Брэдли.
Марио Чалмерс и Норрис Коул на двоих пытались спасти позицию разыгрывающего в «Хит», но получилось лишь выучить что такое «кэтч-энд-шут».
Практически с самого начала карьеры Леброн играет так называемого пойнт-форварда, в каждой команде получая карт-бланш на владение мячом. И все же перевод его на позицию первого номера на несколько игр в позапрошлом сезоне стал своего рода откровением.
Даже если верить в то, что позиции теперь существуют только при игре в защите – в такой перестановке есть смысл. Леброн сможет и в эконом-режиме более менее справляться с большинством разыгрывающих лиги, исключая лишь самых скоростных и звездных представителей этого класса.
Но основной мотив такой рокировки – внедрение в старт еще одного шутера без вмешательства в дуэт Демаркуса и Дэвиса. И оно того стоит.
Учитывая нестабильность Рэджона в игре, его здоровье, а также негласный статус ветерана, который будет жертвовать во благо, то такой вариант имеет место быть в новом сезоне. И еще потому, что Леброн сам подготавливает себя к таким переменам: он лично обещал играть разыгрывающего на встрече с Каваем, если тот выберет Лос-Анджелес. В «Лос-Анджелес» Кавай приехал, да не в тот, но экстра-меры команде Джеймса понадобятся в любом случае, и его универсализм – лучшее решение проблем.
А переподписание Рондо – очень важная деталь. Рэджон успел отыграть сезон с Дэвисом и Буги, подкармливая обоих качественными передачами, и этот опыт пригодится «Лейкерс», как минимум, на отрезках игры без Короля.
Кстати, Леброн на позиции первого номера – прямая отсылка к Мэджику. В Лос-Анджелесе чтят традиции, потому хотя бы в рамках переиздания популярной старой коллекции мы это увидим.
Леброн и шутеры – это определенно любовь. Вспомните, как хорош со скамьи в свои 37 и 38 был Рэй Аллен.
А как ожил Шейн Баттье? Майк Миллер? Как Корвер продолжил отжигать, попав в «Кливленд» к Леброну, хотя его уже начали списывать?
В последнем чемпионском сезоне «Хит» средний возраст команды составлял 30 (!) лет. Но там сам Джеймс был молод и горяч, был везде и мог себе позволить утехи со старыми людьми. Сейчас же ситуация поменялась, и деду нужна молодая кровь. Впрочем, чем ближе к весне, тем сильнее ветеранов уважают, а значит в дедлайн многое может поменяться.
В один безумный февральский вечер 2018-го «Кавальерс» превратились в ярмарку, рассортировав состав для последнего похода Леброна в Финал и последующего разложения после его ухода. В феврале этого года Джеймс готовил обмен Дэвиса, но пришлось отложить до лета. Команды Леброна прогрессируют не только от сезона к сезону, но и по ходу одного отдельного сезона тоже.
Маловероятно, что «Лейкерс» пройдут первую половину сезона без кризисов и что состав собранный по принципу «с миру по нитке» сходу заработает как слаженный механизм, а каждый игрок без исключения будет максимально полезен. Потому можно ожидать изменений в составе, трейда с получением дополнительного снайпера, подписания опытных игроков, подписания Кармело и Джей Ара, почему нет? Проблемы будут – будут и решения, «Лейкерс» уже 6 лет как застыли в статике, теперь они будут реагировать перманентно.
Даже если уверовать, что при Леброне бигмены стагнируют, то с ним шутеры развиваются. И ведь Джеймс идет в ногу с баскетболом будущего, подхватывает тренды и диктует их своим командам. Он словно мессия-просветитель – пропагандирует единственно верный путь к июньским Финалам. С прекрасной физикой, с олдскульными замашками и топорными данками он окружает себя снайперами и постоянно взаимодействует с ними. Находясь в центре хайпа всегда, Джеймс остается одним из самых недооцененных плеймейкеров в истории.
Тем интереснее, чем обернется «Биг трио» из Брона, Буги и Дэвиса. Ведь незаменимых и неломаемых на пути к титулу больше не существует.
В любом случае, скучно не будет. Камон, это же ЭлЭй Шоутайм!
Фото: REUTERS/Mark J. Rebilas-USA TODAY Sports, Sam Mircovich, Adrees Latif; Gettyimages.ru/Ethan Miller, Streeter Lecka, Ron Koch/NBAE, Ezra O. Shaw/Allsport; globallookpress.com/David Santiago/ZUMAPRESS.com, Icon Sportswire/imago sportfotodienst
Обложка: Авторская by Makartashev
Верю в Казинса. Изначально умный игрок, с броском, с телом каких мало и пройдя через испытания обменом и травмой. Потренировавшись и поиграв с Дюрантом, Грином и прочими ГСВ... распробовав вкус плей-офф...
Ставлю что будет на топ уровне, если, тьфу тьфу, новую серьёзную травму не словит.