Еще раз о рефлексах. Вспоминаем И.П. Павлова и его собак
В своих ранних публикациях, я уже касался темы разучивания и укрепления двигательного действия, без чего, абсолютно, не возможен прогресс и достижение профессионального уровня спортсмена.
Для этого мне хотелось бы напомнить то над чем работал Ива́н Петро́вич Па́влов — русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей, не имеющей равной, в мире физиологической школы.. Одно из направлений его исследований - тема безусловных (врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции такие как сосательные и двигательные -зрачковый, коленный и т.п) и условных (приобретаемых в процессе жизнедеятельности) рефлексов. И эти – вторые, для спорта, имеют особое значение. Простейшая рефлекторная дуга у человека проявляется при уколе пальца булавкой. Когда рефлекс позволяет человеку автоматически (непроизвольно) адаптироваться к изменениям окружающей среды, например, отдергивать руку от болевого раздражителя. Все это способствует сохранению постоянства внутренней среды, то есть поддержанию гомеостаза. В своем знаменитом эксперименте с участием собаки И.П. Павлов звонил в звонок или зажигал свет каждый раз перед кормлением животного. Следует отметить, что при виде еды у собаки через слюнные железы начинала выделяться слюна. В результате через некоторое время у животного вырабатывался условный рефлекс, звонок сам по себе вызывал выделение слюны и без наличия пищи. Понятно, что для выработки итого рефлекса необходимо определенное время, но интересно, когда собака слышала более сильный раздражитель, например выстрел, наработанная реакция пропадала. Правда, на восстановление навыка требовалось меньше времени и, если не повторялась эта стрессовая ситуация, после длительной тренировки выстрел влиял только интенсивность выделения слюны.
Собственно, в спорте это основной принцип тренировки. Возникают они течение тренировок и исчезают при их отсутствии, но закрепляются генетически (не передаются по наследству ). Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлексПри формировании двигательных навыков в спорте огромное значение приобрело создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений об изучаемых физических упражнениях, особенно в тех видах спорта, технические приемы которых значительно отличаются от привычных способов движений. А при работе над нежным рефлексом нужно четко понимать, что все идет через сознание и эффект дает только правильное выполнение движение. Например, если игроку дали задание бросить 10 бросков, и он забивает 3, промахиваясь 7, то угадайте что в его навыке останется? Правильно, то что получилось больше.. Что не так, количество бросков (может сил мало бросать 10 бросков), расстояние до кольца или позиция бросковая через чур сложна но, эффект от подобных заданий наверняка будет ниже чем в системе тренировок от простого к сложному с использованием анализа проделанной работы. В тренировочном процессе именно так работает наработка навыков всех элементов защиты и нападения.
Еще одну вещь Академик Павлов обнаружил в своих опытах. Оказывается, что у собак две реакции на сложные задачи и трудные условия: в сторону возбуждения и в сторону торможения. В первом случае собака мечется, рвется, визжит, лает, воет. Во втором, утрачивает подвижность и вяло реагирует на окружающий мир. Каждый спортсмен тренируется для участия в соревнованиях или в играх, что подразумевает огромный стресс и именно такие эмоции проявляются в это минуты. Эффективность деятельности спортсменов может снижаться при развитии у него перед деятельностью или в ходе нее неблагоприятных психофизиологических состояний тревоги, страха, монотонии, психического пресыщения, утомления, фрустрации. Устойчивость к этим состояниям (время, через которое они появляются, интенсивность выраженности) у разных спортсменов неодинаковая, что обусловлено рядом факторов, в том числе и типологическими особенностями свойств нервной системы, имеющимися у спортсмена. При этом спортсмены устойчивы к одному состоянию, но не устойчивы к другим, что зависит от того, какие типологические особенности у них имеются. Таким образом, у каждого спортсмена проявляется специфическая устойчивость к тому или иному состоянию (быть лидером, ролевиком , нытиком и т.п.)
В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесообразно учитывать эффективность деятельности спортсмена в роли ведущего и ведомого . Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли начинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной системой более эффективны в роли ведомого, когда они выступают после соперника и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимости от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тренер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных, на данном отрезке игры, спортсменов.
Сидят в лаборатории две обезьяны.Одна другой говорит:
-А ты знаешь про теорию Павлова о условных рефлексах?
-Нет, а что это?
-Ну вот смотри.Я сейчас нажму вот эту красную кнопку и квази-обезьяны в белых халатах принесут нам банан.
(Тренера и Родители подумайте об этом !!!!)