17 мин.

Вы их не знаете, но это главные герои плей-офф НБА

Когда речь заходит об исходе серии или хотя бы матча плей-офф, обычно все говорят о выступлениях звездных игроков: этот выдал крутой матч, тот провалился… Но в действительности ключевые изменения в тактике, важные рывки и, как следствие, победы, зачастую приходят за счет ролевых исполнителей, которые тянут повышенную нагрузку на самом высоком уровне.

И молчать о них неправильно. Потому что они вполне настоящие герои, и зачастую именно их выступления больше всего идентифицируют ход серий.

Сегодня речь пойдет о ключевых ролевых игроках этого плей-офф, игра которых оказала прямое влияние на результаты матчей.

Ди Джей Огастин («Орландо»)

Что сделал: победил «Торонто» в Торонто

Сейчас об этом уже подзабыли, потому что запала Огастина хватило лишь на один матч, но именно выступление разыгрывающего «Мэджик» создало одну из первых сенсаций плей-офф.

В первом матче серии Огастин, который всю регулярку считался одним из худших стартовых разыгрывающих НБА и даже не приближался к тому месту, где помнят, что такое «звезда», не только набрал 25 очков на 13 бросках с игры, но и попал победный трехочковый за 3 секунды до сирены.

Тогда Огастин раз за разом выходил на бросок за счет пик-н-роллов.

Отчасти его геройства – заслуга Марка Газоля, который был недостаточно активен, а зачастую и просто действовал несогласованно с остальными оборонительными игроками «Рэпторс» (посмотрите на победный бросок). Но Огастин этими шансами воспользовался и стал безоговорочно главным героем матча, а это даже для тех «ролевиков», что попали в наш список, исключительная заслуга.

Джаред Дадли («Бруклин»)

Что сделал: много чего

На протяжении сезона Дадли был в «Нетс» таким ветераном-наставником с весьма скромной игровой ролью. Однако в серии с «Сиксерс» Джаред проявил себя не только ментальным лидером, но и дал приличный выхлоп на площадке.

В первом матче серии Аткинсон идет в смоллболл с Дадли на позиции центрового. Джаред становится пятым шутером, чем расчищает площадку под своих лидеров, поочередно насилующих Майка Скотта один на один. По меркам центровых Дадли, конечно, недомерок, но огромная задница и помощь партнеров помогла ему выстоять в защите, так что составы с Джаредом на позиции пятого номера были весьма продуктивны (хотя Аткинсон после первого матча редко их использовал). В итоге, первую встречу «Нетс» выиграли достаточно уверенно.

Перед третьим матчем серии Дадли называет Симмонса средним игроком в «позиционке», что для Бэна стало мотивацией, а для «Бруклина» закончилось так себе. Но эй, говорить то, о чем все думают – это тоже поступок. К тому же, за себя Дадли постоял, против него у Симмонса за серию 3-8 с игры (это на лэй-апах-то) и 3 ассиста при 4 потерях. Да и «Филадельфия» по дистанции серии реально сыпалась, когда Дадли держал Симмонса.

В четвертой игре Дадли вступается за одноклубника и с разгону толкает Эмбиида. Со стороны «Сиксерс» отвечает Батлер. Удаляют обоих. Момент по большей части бессмысленный, но яркий, особенно на фоне слов Дадли о Симмонсе. Думаю, в Филадельфии Джареда теперь ненавидят плюс-минус все.

Ко всему нужно добавить, что по ходу серии Дадли вытеснил из старта Куруца, у которого в плей-офф начали трястись коленки. Джаред занял его нишу и качественно работал на обеих сторонах. По итогу серии у Дадли положительный нет-рейтинг «+7» очков на 100 владений. Это в серии с 4 поражениями и 1 победой. Для контекста, в минуты без Дадли было «-17» очков на 100 владений.

Торри Крэйг («Денвер»)

Что сделал: прижал Дерозана и не облажался в атаке

В первых матчах серии Дерозан создавал «Денверу» множество проблем. У «Наггетс» просто не было достаточно крупного игрока, чтобы совладать с Демаром. Как итог, на нем часто сдваивались, что приводило к скидкам и открытым броскам. Тогда Мэлоун перевел в основу более габаритного и известного прежде всего своей обороной Крэйга.

В 4 и 5 матчах Торри играл с Дерозаном один на один, но не позволил тому атаковать сколь-нибудь более эффективно. А прекращение сдваиваний позволило серьезно ухудшить соотношение передач к потерям у Дерозана с 2,6 в первых трех играх серии до 1,5 в двух следующих.

По идее такая перестановка должна была выйти боком атаке «Наггетс», ведь Крэйг – очень нестабильный снайпер. Но, во-первых, Бартон, которого Тори вытеснил из старта, тоже мало чего попадал. А, во-вторых, в первом же матче в основе Крэйг выдал 5 из 7 из-за дуги.

В итоге его интеграция в схему позволила превратить 1-2 в серии в 3-2 и серьезно повысить шансы «Денвера». Отчасти это заслуга тренера, но тот факт, что Крэйг смог исполнить задумку Мэлоуна, примечателен.

Вообще надо сказать, что запасные «Денвера» проявили себя отлично. Крэйг пролез в старт, а Моррис и Бизли классно разгоняли атаку, когда на паркете была вторая пятерка. После неудачного выступления скамейки в первом матче, в следующих трех запасные «Денвера» играли отлично и не допускали провалов в минуты отдыха старта.

Кевон Луни («Голден Стэйт»)

Что сделал: по максимуму прижал пик-н-ролл Уильямса и Харрелла

Серия с «Клипперс» получилась для «воинов» сложнее, чем планировалось. Особенно тяжело приходится против пары звездных по меркам запасных Уильямса и Харрелла. Их пик-н-ролл просто убивает защиту «Уорриорс». Не стянешься на Лу – он выйдет на бросок, который реализует с какой-то неадекватной вероятностью. Стянешься – он отдаст передачу Харреллу, который молниеносно открывается под кольцо.

Против Казинса и Богута это работало на ура – они просто слишком медленные, чтобы успевать и встретить Уильямса и вернуться к Харреллу.

Но не Луни.

Он успевает везде.

Защитный рейтинг с Кевоном улучшается с катастрофических 116 очков до 101,4, причем с Луни «Уорриорс» играют в более высоком темпе, по идее там всем должно быть проще атаковать – и соперникам тоже. На деле проще атаковать только «воинам»: атакующий рейтинг с Луни – 133, без него – 106.

Как итог, с Кевоном на площадке «Уорриорс» выигрывают по 32 очка за 100 владений, это как если сложить нет-рейтинг Карри и Дюрэнта, и еще останется. Знаете, что интереснее? Без него «Уорриорс» проигрывают по 9 очков за 100 владений! Это 41 очко разницы, у Дюрэнта – 30, он второй в этом плане у «воинов».

Так что, если бы Керр не баловался странными схемами в ротации и не играл с едой, а просто позволил бы Луни и Грину всегда быть центровыми в минуты пары Лу и Треза, то серия бы закончилась в 4 играх.

Пэт Беверли («Клипперс»)

Что сделал: был Пэтом Беверли

Так уж вышло, что у «Клипперс» не все в порядке с легкими форвардами (вообще это распространенная проблема у команд в западной сетке плей-офф). Так что на опеку Дюрэнта отрядили Беверли, маленького цепного пса.

И в прошлом году Дюрэнт уже встречался с чем-то подобным, играя против «Пеликанс» – тогда КейДи опекал Холидэй. Так вот, Дрю атлетичнее и просто намного лучше в защите, чем Беверли. Но даже у Холидэя тогда получалось мало.

Однако у Пэта другие методы. Он был назойливым, неприятным и очень плотно лип к Дюрэнту на протяжении первых матчей серии. Выглядела такая защита по большей части забавно. Если пропустили шоу, то вот краткое содержание:

Естественно, страсти накалились, были технические и удаления.

Но такая защита дала плоды. КейДи никогда не признается, но во второй игре серии все выглядело так, что он просто не хотел лишний раз получать мяч, потому что понимал, что придется бороться с вот этим назойливым недоразумением. И знаете, если вы делаете так, что один из лучших скореров в истории игры не хочет брать на себя, то это отличная защита.

Пассивность Дюрэнта внесла ключевой вклад в победу во второй игре серии. Серьезно, Кевин, 8 гребаных бросков за матч? Это – не футбол, ну.

Естественно, в следующем матче КейДи психанул и набрал 38 очков, а в дальнейших встречах Пэт уже не защищался против Дюрэнта. Но свою миссию Беверли выполнил успешно. Все запомнят именно его липкость, а не то, что Дюрэнт попадал через Пэта с процентом 75.

Деррик Уайт («Сан-Антонио»)

Что сделал: выиграл третий матч и на протяжении всей серии был лучшим оборонительным игроком «Сперс»

Уайт был основным разыгрывающим Поповича на протяжении большей части сезона, и его часто хвалили баскетбольные гики. Но по-настоящему известным Деррик стал после того, как сбросил 36 очков на «Денвер». Просто чтобы вы знали, это на 10 очков больше, чем его личный рекорд в регулярке, который был установлен в матче с 2 овертаймами (и Уайт там отыграл больше 48 минут).

Деррик просто регулярно прошивал защиту «Наггетс», уходя от опекуна на периметре и опережая подстраховку в «краске». Из 36 очков Уайта в том матче 24 он набрал бросками из трехсекундной, еще 5 – штрафными, заработанными на проходах в трехсекундную.

При этом на протяжении всей серии Уайт был единственным, кто оказывал сопротивление шутерам «Наггетс» на периметре. В том же третьем матче серии у Мюррея всего 6 бросков за весь матч, и больше 60% владений он отыграл именно против Уайта. Правда, справедливости ради, по дистанции серии у Джамала больше 50% с игры через Деррика, но я склонен винить в этом кого угодно, кроме Уайта, и мне плевать, насколько это рационально. Да и у Деррика через Мюррея – вообще под 70% с игры.

Бобан Марьянович («Филадельфия»)

Что сделал: воссиял

Вообще Бобан – фигура культовая, но его игровые способности всегда ставились под сомнение. Он как бы слишком большой, чтобы его воспринимали всерьез. Но в серии с «Нетс» Марьянович показал, насколько ценным он может быть.

Во-первых, нужно сказать, что его стабильные средние позволили разбить зону «Бруклина».

При зонной защите очень часто остается открытой линия штрафного броска – оборонительный центровой туда уже не выходит, а игроки периметра туда еще не стягиваются. Так вот, Бобан раз за разом открывался в этой зоне и поливал со средней. Не то чтобы «Бруклин» этого сильно боялся, но Марьянович продолжал их наказывать.

Во-вторых, когда Эмбиид пропускал матч, а Монро занял место стартового центра и наглядно доказывал всем, поему он скорее маскот, чем баскетболист, Бобан вышел и все сделал. Разница по сравнению с Грегом была примерно такой же, как между «Уорриорс» с Луни и «Уорриорс» без Луни.

Пока Монро демонстрировал потрясающее отсутствие многозадачности, то концентрируясь на подстраховке и проигрывая щит, то занимая позицию в борьбе за подбор и не встречая соперника, Бобан справлялся со всем сразу. Фишка в том, что ему тупо не нужно было прыгать, чтобы помешать броску. А, если ты не прыгаешь, то ты не теряешь позицию и можешь спокойно забрать подбор.

Потому что нельзя научить быть высоким.

Энес Кантер («Портленд»)

Что сделал: забрал слишком много подборов и сломал схему «Тандер»

В первом матче серии Стивен Адамс далеко выходил на дугу, сдваиваясь на каждом пик-н-ролле Лилларда. Это та схема, которая в прошлом году позволила «пеликанам» свипнуть «Портленд» в первом раунде. По идее, чтобы разбить такую защиту, нужен «большой», который может быстро открыться в глубину и дать Дэйму адресат для передачи. И Нуркич это делал, но Кантер – не такой, он бежит не слишком быстро. Как итог, у «Портленда» не было начального импульса атаки.

Но дело в том, что Кантер после пик-н-ролла все же оказывался под кольцом раньше Адамса, и к тому моменту, как «Портленд» мазал бросок, Энес уже занимал позицию в борьбе за подбор. 7 штук на чужом щите за первую игру, и много из них – в клатче.

После этого «Оклахома» начала сажать Адамса ближе к кольцу, он уже не так высоко выходил на пик-н-роллы, и это развязало Дэйму и СиДжею руки, атака заработала, бабочки побежали по полю, «Тандер» посыпались.

В последних матчах Донован вообще был вынужден отказываться от использования Адамса в важные моменты. Потому что он не мог позволить Лилларду и Макколлуму системно издеваться над своей защитой, а подвижности Адамса просто не хватало для того, чтобы дать достойный отпор.

Но началось все с Кантера и его подборов.

Дэньюэль Хауз («Хьюстон»)

Что сделал: разблокировал Майку Д’Антони маленькую пятерку

«Юта» в серии с «Рокетс» максимально старалась не размениваться. Все эти схемы с защитой против Хардена сзади и многочисленные ротации в обороне – это во многом ради того, чтобы Гоберу или Фэйворсу не приходилось защищаться на дуге против Хардена.

В третьем и четвертом матчах схема Снайдера потихоньку начала работать, и Д’Антони решил увеличить число шутеров на паркете. Он двинул Такера на «пятерку», убрав с площадки не бросающих центров. Тогда пространства между игроками стало больше, и «Юта» уже гораздо реже успевала смещаться к нужным игрокам «Рокетс» – просто приходилось дальше бежать.

Но вот в чем порылась собака – у «Рокетс» по большей части в составе защитники, еще есть пара центров, а форвард, который стабильно был в ротации весь сезон, всего один. И это Такер. Смещая его на позицию центрового, Д’Антони оставался бы с ПиДжеем и 4 защитниками. И теоретически так играть можно, но тут слишком мало габаритов, и схема выглядит более уязвимой, чем хотелось бы.

А вот с Хаусом все гораздо более надежно. Дэньюэль заполнил нишу форварда рядом с Такером-центровым. Хаус достаточно универсален, крупен и условно может бросать. Так что теперь, когда Капела садился, а Такер смещался на «пятерку», у «Рокетс» оставался еще один игрок вполне приличных размеров на позиции форварда.

То есть фактом своего присутствия в составе Хаус делает реальным эти сочетания с Такером на позиции условной «пятерки» на заметных минутах. За 3 последних матча серии с «Джаз» ПиДжей играл центра 20 минут. На протяжении 17 из этих минут на паркете был Хаус.

Ролевики «Тандер»

Что сделали: позволили избежать свипа

Примерно после полутора четвертей со старта серии «Тандер» и «Блэйзерс» стало понятно, что с Полом Джорджем не все в порядке. Как итог, безоговорочно лучшим игроком серии становился Лиллард. Макколлум, в принципе, не сильно уступал тому же Джорджу (если вообще уступал). То есть, возможно, у «Портленда» было два лучших баскетболиста в противостоянии.

В такой ситуации единственный ресурс, которым «Тандер» могли склонить чашу весов в свою сторону – что-то выдающееся от ролевых исполнителей. И они это что-то получили.

В третьем матче серии Фергюссон и Грант на двоих попадают 7 из 9 из-за дуги, в результате чего у «Тандер» больше 50% по матчу на трехочковых. И это была единственная игра, которую взяла «Оклахома».

Вообще у Гранта и Фергюссона в этом плей-офф процент из-за дуги выше, чем в «регулярке». А Фэлтон, Моррис и Ноэль стали единственными игроками ротации, у которых положительный плюс-минус по серии.

Еще надо сказать, что Грант и Ноэль в итоге прикрывали Адамса в клатче, пока этот весь такой классный центровой ЗА 24 МИЛЛИОНА В ГОД был не в состоянии играть и грел задницей скамейку.

Ролевики «Тандер», в общем, превзошли ожидания.

Тайрик Эванс («Индиана»)

Что сделал: стал лидером

Так уж вышло, что «Индиана» после вылета Оладипо атаковала достаточно натужно. И в «регулярке» их движение без мяча работало сносно, но в плей-офф «Бостон» просто перекрыл все это дело. С одной стороны, Браун плотно прихватил Богдановича, с другой – «Селтикс» начали чаще использовать пятерку, которая перед сезоном рассматривалась как стартовая, а она очень универсальна и позволяет размениваться, исключая движение без мяча.

Таким образом «Бостон» во многом свел атаку «Индианы» к индивидуальным действиям. А действовать там особо было некому. И тут из пучины морской вышел Тайрик Эванс. Летом его подписывали как помощника для Оладипо, на случай, если Виктора начнут прижимать как в серии с «Кэвс». Но по сути Эвансу пришлось стать заменителем Оладипо.

Тайрик оказался единственным игроком, который мог нормально созидать с ведения. Были силовые проходы с убогой реализацией и многочисленные трешки с шикарной реализацией – 55% при 5 попытках за матч. Его эффективный процент попадания в районе 55 для человека бросающего с ведения – это уже очень недурно. А по меркам этой «Индианы», которая не могла попасть ни во что, так и вовсе настоящая находка.

Особенно приятно это было видеть после того, как весь сезон Эванс искал себя и провел достаточно невыразительную «регулярку».

***

Первый раунд этого года подарил нам новых героев. И эти серии останутся за ними навсегда. На следующей неделе начинаются полуфиналы конференций.

И мы ждем новых героев.

P.S. Отдельно хотелось отметить кого-то из «Юты», и я почти пошел смотреть, как пишется имя Ньянга, но, если быть честным, то все хорошее, что с ними происходило – заслуга тренера, который и близко не ролевик по меркам тренеров НБА.

Грегг Попович выкладывает больше миллиона в год на командные ужины. Из них выросла династия «Сперс»

Бросок года в НБА: Лиллард отправил «Оклахому» в отпуск трешкой на последней секунде

Дэмиан Лиллард – самый положительный герой НБА. Сегодня он прибил «Оклахому»

Баскетбол ВКонтакте

Баскетбол в Телеграмме

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Elsa, Ronald Cortes, Steve Dykes, Andy Lyons; REUTERS/John E. Sokolowski-USA TODAY Sports, Isaiah J. Downing-USA TODAY Sports, Kyle Terada-USA TODAY Sports, Eric Hartline-USA TODAY Sports, Thomas B. Shea-USA TODAY Sports, Rob Ferguson-USA TODAY Sports