Игрок НБА стал главным врагом Эрдогана
Центрового «Никс» обвиняют в терроризме.
«Я хочу играть в баскетбол. Мы все хотим быть на площадке, соперничать. Дайте мне играть или отправьте меня куда-то».
Турецкий центровой «Нью-Йорка» Энес Кантер провел всего одну игру за клуб в последние две недели, и за этот период «Никс» проиграли 5 матчей. С Энесом, впрочем, было не намного лучше: начиная с 3 декабря нью-йоркцы уступили в 20 встречах из 22. Главной целью на сезон, который пропускает лидер команды Кристапс Порзингис, заявлена борьба за высокие пики на драфте, поэтому 26-летний Энес Кантер с его истекающим контрактом на 18,6 млн и хроническим отсутствием защитных навыков совершенно не нужен клубу, которому регулярно приносил 15 очков и 10 подборов за игру. Но традиционный период выкупов контрактов в НБА наступит ближе к концу февраля, так что Энес остается вне ротации клуба – и с плохим настроением.
Удивительно, но отсутствие игровой практики не самая большая тревога Кантера прямо сейчас. И в его желании «отправить его куда-то», очевидно, нет такого пункта назначения, как родная Турция.
Ведь на прошлой неделе министерство юстиции Турции подало заявку в Интерпол с целью объявления Кантера в международный розыск и экстрадиции его из США. Кантеру на родине грозит пожизненное заключение или даже казнь – хотя ее отменили в 2004 году, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган ратует за возвращение смертного приговора. Как раз для Кантера и ему подобных.
В чем Турция обвиняет Кантера?
Если коротко – в терроризме.
Если чуть подлиннее – в пособничестве терроризму.
Кантер – последователь исламского общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена, некогда соратника Эрдогана, а ныне – диссидента. С 1999 года Гюлен живет в США и никогда не занимал официальных постов в турецком правительстве, однако является одним из самых авторитетных политиков страны. Сам он настаивает на том, что является только духовным лидером, проповедником исламских ценностей и межконфессионального диалога и не имеет к политике никакого отношения, а цель его движения – строить школы, а не свергать правительства. Тем не менее, когда в начале 00-х Эрдоган приходил к власти в стране, он заручился поддержкой Гюлена.
Фетхуллах Гюлен
Через несколько лет отношения испортились, и Гюлен стал врагом Эрдогана номер 1. Гюлена и членов его движения обвиняли в пособничестве США, в желании создать радикальное исламисткое государство в Турции, в подготовке нескольких крупных скандалов в правительстве Турции, и самое известное – в попытке организации государственного переворота 2016 года, во время которого погибло более двух сотен людей. Сам Гюлен считает, что те события срежиссировал действующий режим, чтобы зачистить политические круги от оппозиции.
В общем, типичные политические тропы в любом авторитарном государстве.
Эрдоган ради выборов придумал, что мог играть за «Фенербахче»
Энес Кантер, как считают турецкие власти, является членом террористической организации FETO (этот ярлык они навесили на «Хизмет», в котором состоит несколько миллионов человек) и помогает движению Гюлена финансами – и своей активностью в твиттере. Там Кантер обзывает Эрдогана «Гитлером нашего времени», турецкое правительство – ворами, а Гюлена признает своим другом, учителем и названным отцом.
Твиттер Кантера настолько интересен, что даже запрещен на территории Турции.
Не показывают в Турции и матчи НБА с участием Кантера. Сейчас никто не жалуется, потому что никто не хочет смотреть на потуги «Никс», но еще не так давно турки не могли легально посмотреть на Расселла Уэстбрука и Кевина Дюрэнта, ведь Кантер играл вместе с ними за «Тандер».
Это не первая попытка властей арестовать Кантера
Энес уже давно ругается с родиной. В 2015 году его не взяли в сборную на чемпионат Европы, хотя в команде и близко не было центровых такого уровня, а сам Кантер специально провел операцию на колене в сроки, которые не помешали бы ему восстановиться к Евробаскету. Он проводил лучший отрезок в карьере после перехода в «Оклахому-Сити», и этот отрезок дал ему контракт на 70 млн долларов – но не место в сборной Турции.
(на том Евробаскете турки вылетели в 1/8 и не получили путевку в олимпийскую квалификацию)
По словам тренера сборной Эргина Атамана, Кантера не включили в состав, так как он не извинился перед командой за некие «инциденты в прошлом». Кантер же настаивает, что никаких инцидентов не было, а от сборной его отцепили исключительно за убеждения.
Никто, в общем-то, не удивился – за два года до того в сборную не попал один из лучших защитников страны Дженк Акьол, также по «политическим» причинам.
Летом 2017 года Кантера задержали в румынском аэропорту, где он пересаживался на другой рейс во время своего благотворительного тура по Азии и Европе. Выяснилось, что турецкие власти аннулировали его паспорт, связав Кантера с попыткой госпереворота. После задержки, во время которой центровой в основном фотографировался с улыбчивыми румынскими пограничниками, Кантеру разрешили вернуться в США. Юристы НБА и американское МВД сработали оперативно – в отличие от десятков тысяч своих сограждан, Кантер не был помещен в тюрьму или уволен с работы.
Угроза, как считает сам баскетболист, реальна: «20 мая 2017 года стал одним из самых страшных дней в моей жизни. В тот день я осознал, что Эрдоган ведет на меня охоту. Я был в Индонезии в связи с благотворительной акцией. Я проснулся посреди ночи от стука в дверь. Менеджер сказал, что меня ищет полиция, которой правительство Турции сообщило, что я опасен. Мы поспешили в аэропорт и улетели на первом же самолете».
В 2017 году прокуратура официально обвинила Кантера в оскорблении президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и потребовала для него до 4 лет тюрьмы.
Центровой теперь везде видит тень Эрдогана. Например, считает, что у потерял контракт с Nike из-за турецкого президента: «Это единственная причина, по которой у меня нет контракта с производителем экипировки. Они боятся, что если подпишут со мной контракт, то все их магазины в Турции закроют».
Думает, что на официальный твиттер НБА-Европа тоже давят турецкие власти.
Возможно, даже подозревает, что его бургеры отравили.
У Кантера очень запутанные отношения с семьей
Родня Энеса по-прежнему живет в Турции – и, по словам Кантера, он не поддерживает с ними связь лишь потому, что попытки с ними связаться могут привести к ужасным последствиям для родных. Его отца Мехмета, профессора гистологии, уже уволили с работы и приговорили к 15 годам тюрьмы – по сути, просто за то, что он отец Энеса.
Впрочем, по сообщениям турецкой прессы, Кантеры сами отреклись от блудного сына. Вот такое заявление Мехмета Кантера было опубликовано в про-эрдоганской газете: «Я извиняюсь перед турецким народом и президентом за такого сына. Я сказал Энесу, что отрекусь от него, если он не поменяет свои убеждения, но ему все равно. Я бы не отвез его в США в баскетбольный лагерь, если бы знал, к чему это приведет».
Кантер действительно заканчивал обучение в Америке – сначала в школе в Калифорнии, затем в университете Кентукки (NCAA посчитала, что он еще уже получал зарплату, играя за «Фенербахче» в 16 лет, а потому не был допущен до студенческих соревнований). Но почему-то в своем сообщении Мехмет (или его гост-райтер) умолчал, что до того он отдавал Кантера в школу в Турции – не рядовую, а одну из тех, что построил Фетхуллах Гюлен. Там Энес и проникся идеями «гюленизма».
Кантер отреагировал на эту публикацию, как подобает, в своем твиттере (возможно, в топ-10 самых влиятельных турецких медиа сейчас): «Сегодня я потерял мать, отца, братьев и сестер, мою семью и всех моих родных. Мой собственный отец потребовал от меня сменить фамилию. Но ради работы Гюлена, взращенной на слезах преданных людей, можно пожертвовать не одним, а тысячами Энесов. Ради него я пожертвую матерью, отцтом, всей семьей.
Отныне моя семья – это мой наставник Гюлен».
Кантер даже заявлял, что хотел бы сменить фамилию на «Гюлен», а за той самой попыткой госпереворота-2016 он наблюдал по телевизору вместе с Фетхуллахом в его доме в США. «Я не могу вернуться в Турцию, так что когда я в гостях у Гюлена – я словно приезжаю домой».
Теперь Кантер действительно становится почти приемным сыном Гюлена – у обоих нет турецкого паспорта, зато есть право на постоянное пребывание в США, и оба они заочно арестованы и объявлены в международный розыск турецким МИДом.
Кантер воюет с главной легендой турецкого баскетбола
Турецкое правительство прекрасно понимает, каким авторитетом обладают спортсмены. И поэтому власти стараются убрать недовольных – пострадал даже легендарный футболист Хакан Шюкюр. С 2011 года «Король» был членом парламента Турции от партии Эрдогана, но через два года вышел из нее, а уже в 2016 году его, как и Кантера, объявили пособником террористов. Шюкюру пришлось бежать в США, и теперь вместо госслужбы он держит кафе в пригороде Сан-Франциско: «Я стал бы министром, если бы «играл по правилам». Если бы делал то, что мне говорили. Но теперь я продаю кофе».
Хакан Шюкюр
Чтобы как-то отбить болельщиков от оппозиции, Эрдоган раздает должности прирученным спортсменам. Одним из таких стал Хидайет Тюркоглу, вероятно, лучший легкий форвард в истории «Орландо Мэджик», за плечами которого больше 1000 игр и 10000 очков за 15 лет карьеры в НБА и титул «самого прогрессирующего игрока»-2008. После завершения игровой карьеры в 2015 году Хидо стал президентом Федерации баскетбола Турции, а через полгода получил пост «специального советника» Эрдогана.
И с тех пор Кантер и Тюркоглу постоянно бранятся.
«Два года назад я уже говорил о том, что у Кантера не работает голова. Он доказал мою правоту. Сейчас он стал предателем и я бы никому не пожелал иметь такого сына, как он».
«В 2011 году мы отлично дружили с Хедо, играли вместе за сборную. Но теперь он работает с властями. Когда твой друг так меняется и говорит такие вещи, это очень тяжело».
Хидо Тюркоглу
Неделю назад «Нью-Йорк» и «Вашингтон» играли матч НБА в Лондоне – лига традиционно возит две команды в Англию в середине регулярного сезона. Кантер заявил, что пропустит этот выезд из-за страха за свою жизнь: «Даже если бы у меня было американское гражданство, я бы не полетел в Великобританию, где меня могут похитить или убить турецкие агенты. У Эрдогана длинные руки».
Туркоглу тут же отреагировал: «Кантер не может посещать многие страны из-за визовых проблем с 2017 года. То есть он не может попасть в Великобританию не из-за боязни за свою жизнь, как преподносит это, а из-за проблем с паспортом и визой. Кантер пытается привлечь к себе внимание, его высказывания являются еще одним примером политической клеветнической кампании, которую Кантер ведет против Турции».
«Вряд ли это сам Тюркоглу, президент сказал ему представить все так, – считает Кантер. – Он у них как щенок. Ручной песик. Скорее всего, он получил за это много денег». Энес также показал в твиттере, что с визой у него никаких проблем, по этим документам он спокойно летает в Торонто на игры против «Рэпторс» по два раза в год:
Впрочем, если Интерпол действительно выпустит «красное уведомление» и объявит Кантера в розыск, вряд ли ему удастся так легко пересекать границу США даже при поездках в Канаду. Пока что агентство не дает комментариев по поводу ситуации с баскетболистом.
Теперь Кантер хочет встречи с Трампом
Кантер, в общем-то, недоволен и президентом той страны, в которой он живет сейчас. Тем не менее, он настроен на диалог.
На прошлой неделе баскетболист уже обсуждал с некоторыми американскими политиками ситуацию с нарушениями прав человека в Турции. Сейчас он надеется на встречу с Трампом.
Разыскиваемый Интерполом человек без паспорта просто обязан иметь в союзниках хотя бы одного президента.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe / Stringer, Tullio M. Puglia / Stringer, Marc Serota / Stringer; globallookpress.com/Mustafa Kaya/imago stock&people, Yuri Gripas/Consolidated News Photo; fgulen.com/; twitter.com/enes_kanter