Допустил роковую потерю с «Приморьем» и ушел работать в угрозыск. Легенда иркутского баскетбола
Анатолий Владимирович СОЛОГУБ
Родился 21 ноября 1948 года в Ангарске. Скончался 17 февраля 2001 года в Москве.
Центровой. Рост 202 см.
Баскетболом начал заниматься в 13 лет в ДЮСШ Ангарска. Первый тренер — Игорь Николаевич Скрипкин.
В профессиональном баскетболе с 16 лет — в сентябре 1965 года впервые сыграл в матчах за ангарский «Ермак» на первенство РСФСР (вторая группа). В высшей лиге чемпионата СССР в составе московского «Динамо» дебютировал 12 декабря 1969 года.
Выступал за команды СК «Ермак», Ангарск (1965–1968), «Динамо», Пермь (1968–1969), «Динамо», Москва (1969–1976), ДСК, Иркутск (1976–1980), «Уралмаш», Свердловск (1976–1977), «Спартак», Владивосток (1977–1978).
Третий призер чемпионатов СССР 1975, 1976. Чемпион РСФСР среди команд класса «Б» 1976.
В составе сборной СССР — второй призер Межконтинентального кубка–1972.
Мощный центровой таранного типа. Результативно действовал как под своим, так и под чужим кольцом. Отличался высокой результативностью.
После окончания баскетбольной карьеры работал оперативником Таганского ОВД г. Москвы.
Мало кто из болельщиков сегодняшнего «Иркута» что–то скажет о фамилии Сологуб. А ведь этот центровой, как и Владимир Землянухин, единственные воспитанники баскетбола Приангарья, которые не только получали медали отечественного чемпионата, но и играли на самом высшем уровне — за сборную страны. Да что там — у Сологуба был реальный шанс сыграть на Олимпиаде в Мюнхене, в той самой сборной, которая в финале 1972 года выиграла у американцев воспетую кинематографом трехсекундную концовку.
Владимир Петрович Кондрашин, главный тренер той легендарной сборной СССР, в поисках оптимального состава команды, повез на Межконтинентальный кубок в Бразилию за семь месяцев до Олимпиады экспериментальный молодежный состав. Играл в Сан–Пауло и Анатолий Сологуб. Американцев (сборную одной из лиг — NABL) советская команда обыграла более чем убедительно — 77:67, но вот в заключительном матче уступила одно очко другим извечным своим соперниками тех лет — бразильцам (64:65) и заняла второе место. Из того «бразильского» состава Кондрашин возьмет на Олимпиаду семерых (Александра и Сергея Беловых, Ивана Дворного, Ивана Едешко, Алжана Жармухамедова, Михаила Коркия, Александра Болошева) но, к сожалению, не Сологуба.
Анатолий Сологуб наигрывался тренером Кондрашиным в сборной СССР, но в состав сборной СССР на Олимпиаде в Мюнхене не попал
Известный комментатор Владимир Гомельский в своей книге «Папа. Великий тренер», посвященной великому Александру Яковлевичу Гомельскому, вспоминает Сологуба как атлетичного и жесткого игрока «Динамо», немало попортившего крови армейцам в одном из самых принципиальных противостояний тех лет.
А за 10 лет до этого ничем не примечательный ангарский мальчишка рос в неполной (мама и брат) семье недалеко от ангарского кинотеатра «Победа». Как–то раз, дело было зимой 1962 года, в школу пришел дяденька–тренер, который «записывал на баскетбол». Вскоре Толик Сологуб с друзьями явились в спортивный зал. Поначалу мальчишек того набора было человек пятьдесят, потом — двадцать, а вскоре осталось с десяток — аккурат на детскую команду.
Первый тренер Сологуба Игорь Скрипкин (он тогда тренировал и взрослую команду «Ермака», и с детьми занимался), вспоминает, что ничем 13–летний Толик среди сверстников не выделялся. Но как–то быстро вытянулся и за три года прибавил в мастерстве.
— Никаких серьезных соревнований для детей тогда не проводилось, варились пацаны в Ангарске в собственном соку, — вспоминает Игорь Николаевич — Осенью 1965 года взрослый «Ермак» выступал в турнире на первенство РСФСР в Кирове, куда взяли 16–летних Анатолия Сологуба и Владимира Малкова. Выпускал их, когда судьба матча уже решена была. Анатолий тогда худенький, легкий был, хотя и вымахал уже до 198 см. Володя, наоборот, погабаритней. Сологуб и Малков быстро прогрессировали. Уже на следующий год, когда мы были вторыми на первенстве своего спортобщества (так называемых «почтовых ящиков», ведь представлял «Ермак» предприятие атомной промышленности), а в чемпионате республики среди команд второй группы до четвертого места поднялись, они были игроками основного состава. А в 1967 году Сологуб станет уже лидером команды, его признают лучшим игроком чемпионата области.
Матч на первенство РСФСР–1967 года в Перми. По кольцу бросает Игорь Скрипкин. На подборе (в темной форме) — Анатолий Сологуб (худенький и высокий паренек) и Александр Меняев (№8)
В 18 лет Сологуб — лидер ангарского «Ермака», главной тогда команды Иркутской области. Вскоре получает приглашение в пермское «Динамо», а спустя год — в другое «Динамо» — московское.
В 1967 году 29–летний тренер Игорь Скрипкин стал тренировать женскую ангарскую команду (тоже весьма приметную), а мужская начала потихоньку разбредаться. 19–летнего Толю Сологуба пригласили играть в пермское «Динамо». Казалось, это уровень — первая группа первенства РСФСР (третий дивизион союзного баскетбола)! Интернета тогда не было, единственная спортивная газета страны, «Советский Спорт», рассказывала только об играх команд высшей лиги и о Сологубе ничего не было слышно года полтора. Стала о нем иркутская баскетбольная общественность подзабывать. Но поздним вечером 12 декабря 1969 года вспомнила (и не только она), да еще как! Всего один телевизионный канал тогда был в Иркутске, да и то только вечером вещал, и вдруг Гостелерадио СССР порадовало болельщиков редкой спортивной трансляцией — матча чемпионата страны «Динамо» (Москва) — «Динамо» (Тбилиси). И вот в середине первого тайма на поле под № 9 выходит новобранец «Динамо» — Анатолий Сологуб. Дебют выдался не выдающимся — за 12 минут набрал центровой пять фолов, но и не провальным — 7 очков и уверенный выигрыш команды 96:62. Обидно было только иркутским зрителям — комментатор объявил, что Сологуб перешел в «Динамо» из команды Перми и ничего про то, что он воспитанник ангарского тренера Игоря Скрипкина.
Закрутилась–завертелась у Сологуба жизнь в большом баскетболе. В 1970 году московское «Динамо» занимает пятое место. В своем первом сезоне среди советских грандов Сологуб проводит 28 матчей (25 минут в среднем за матч), набирает 321 очко (в среднем 11,5 за игру, личный рекорд — 32 очка в игре с киевским «Строителем»). Отличный дебют!
Матч чемпионата СССР по баскетболу 1971–1972. «Динамо» (Москва) — «Динамо» (Тбилиси). Атаке центрового москвичей Анатолия Сологуба противостоит защитник тбилисцев Бондо Болквадзе. Фото из газеты «Советский Спорт»
Московское «Динамо» в сезоне 1973–1974 года. Сидят (слева направо): Алексей Авраамов, Анатолий Блик, Владимир Николаевич Обухов (тренер), Евгений Николаевич Алексеев (старший тренер), Василий Федоринов, Александр Гончаров, Анатолий Попков. Стоят: Николай Фесенко, Владимир Соколов, Александр Сидякин, Александр Болошев, Александр Харченков, Владимир Жигилий, Анатолий Сологуб, Анатолий Левиков
Московское «Динамо» тогда стабильно подбиралось к тройке призеров союзных первенств — четвертое место в 1971, 1973, 1974 годах. Сологуб, как правило, выходил на замену Александру Болошеву (олимпийскому чемпиону 1972 и чемпиону мира 1974). Но с приходом в команду в 1972 году другого великого советского центрового Владимира Жигилия (чемпион мира 1974, третий призер Олимпиад 1976 и 1980) начал уступать место в основном составе. Сам Владимир Викторович вспоминает:
— Когда в январе 1972 года перешел из харьковского «Динамо» в московское, в команде был прекрасный подбор баскетболистов — Толя Блик, Саша Болошев, Саша Сидякин — это всё были игроки уровня сборной Союза. И Толя Сологуб на их фоне совсем не терялся — красавец, прекрасно сложенный атлет, по–спортивному злой, бесстрашный. Баскетбольные качества тоже были на уровне: цепкий игрок, хорошо играл под щитами при относительно невысоком для центрового росте (202 см). За пределами площадки — прекрасный друг и жизнерадостный товарищ. Нам пришлось с ним бороться за место в составе — чтобы составить пару Болошеву. И я выиграл эту конкуренцию, к 1974 году Толя прочно осел на лавке. У Сологуба были проблемы со зрением, наверное это, при всех его прочих плюсах и стало решающим, да может где–то характера не хватило.
В московском «Динамо» был великолепный подбор центровых. Владимир Жигилий и Алексей Болошев — лидеры не только клуба, но и сборной СССР. Сологуб начал проигрывать место в основном составе, да тут еще проблемы со здоровьем возникли
Весной 1975 года «Динамо» впервые за 17 лет выигрывает медали чемпионата страны — бронзовые. А Сологуб всерьез подумывает завязать с баскетболом — место в запасе бело–голубых его не устраивает, тем более заработанные в системе МВД погоны («Динамо» к этому всесильному ведомству принадлежало) давали гарантии хорошей работы. И, скорее всего, так бы и произошло, если бы летом 1976 года не раздался звонок из Иркутска от давнего (по иркутскому юношескому баскетболу) знакомого — Володи Чумакова: «Приезжай, всё очень серьезно — создаем хорошую команду».
В 1975 и 1976 годах вместе с «Динамо» Сологуб выигрывает бронзовые медали союзного первенства. Но место в составе ему находилось всё реже и реже
Предложение было интересное — и в плане еще поиграть в баскетбол (пусть и на совсем другом уровне), и в материальном (условия Чумаков предлагал хорошие, а у Сологуба тогда в Москве двое детей подрастали). Хотя с уровнем не всё однозначно получилось. Иркутский ДСК тогда играл в первенстве РСФСР, а это уже не высший, а третий класс («А») и четвертый (класс «Б») советской баскетбольной иерархии. Но по существовавшему тогда положению российские команды высшей лиги могли усиливаться игроками, выступающими на первенство республики. Поэтому, играл Сологуб «на два фронта»: и за ДСК в республиканских соревнованиях, и на высшем уровне: сначала сезон за свердловский «Уралмаш», затем сезон за владивостокский «Спартак» — команду, которая для него станет проклятьем.
4 октября 1976. Владивосток. «Спартак» (Владивосток) — ДСК — 63:61. Штрафные броски выполняет Анатолий Сологуб
Да и сам ДСК тогда мог шагнуть в элиту. Спорткомитет СССР принял постановление о развитии баскетбола в Сибири и на Дальнем Востоке. Каким–то невиданно щедрым бонусом победитель регионального Кубка получал путевку в высшую лигу союзного первенства. Во Владивостоке под это дело быстро «сколотили» команду «Спартак» во главе с опальным олимпийским чемпионом Мюнхена Иваном Дворным. Оформить путевку в союзную баскетбольную элиту для приморцев, казалось, было делом техники, тем более финал первого регионального Кубка осенью 1976 года (и это тоже была часть стратегии) проводился во Владивостоке. Но тут на пути «Спартака» встал ДСК — в решающем матче иркутяне лидировали всю игру и лишь на последней минуте хозяева сравняли счет (61:61). А под самую финальную сирену, после потери мяча Сологубом, со штрафных вырвали победу 63:61.
Очевидцы, в том числе мой старший коллега Павел Кушкин, до сих пор с сожалением вспоминают о той игре. Чего тогда не хватило ДСК? Хладнокровия? Смелости? Или всё было предопределено заранее? Да, слышал от посвященных и такое мнение.
ДСК в том сезоне выиграл чемпионат РСФСР и на следующий год играл уже в группе сильнейших команд российского первенства. В 1978 году команда под флагом сборной области становится седьмой на Спартакиаде народов РСФСР — лучший результат (на тот момент) в истории иркутского баскетбола за всю его более чем полувековую историю. Состав у Чумакова подобрался приличный — из Алма–Аты вернулись в Иркутск Алексей Исаченко и Георгий Романенко, из Ставрополя — Сергей Теплов, из Хабаровска пригласили Олег Батырева, наигрывались молодые Андрей Новиков, Виталий Минжулин, Юрий Анисимов. Но Сологуб со своим «запасом прочности» и опыта выступлений на топ–уровне получил в ДСК то, чего ему так не хватало в московском «Динамо» — роль лидера команды. И выполнял ее с блеском: все первые успехи команды Чумакова — это в большей степени его заслуга.
Сологуб получил в команде Чумакова то, чего ему так не хватало в московском «Динамо» — роль лидера команды
Январь 1977. Ставрополь. Матч чемпионата РСФСР (класс «Б»). В атаке Алексей Исаченко (с мячом) и Анатолий Сологуб
1978 год. ДСК на сборах в Доме отдыха «Голубые ели» под Шелехово. Слева направо: Сергей Уфимцев, Алексей Исаченко, Андрей Новиков, Виталий Минжулин, Александр Старосельцев, Юрий Анисимов, Валерий Алексеев, Анатолий Сологуб
1978 год. Сентябрь. Сборная Иркутской области, занявшая седьмое место в VII Спартакиаде народов РСФСР. Слева направо: Алексей Исаченко–ст, Сергей Теплов, Александр Старосельцев, Анатолий Дёмин, Алексей Исаченко–мл, Валерий Алексеев, Игорь Морозов, Сергей Барский, Андрей Тараканов, Анатолий Сологуб, Сергей Уфимцев
Вот только в Иркутске команда была редким гостем, республиканские турниры тогда проводились без разъездов, в одном городе. Команда вроде и была, но болельщики следили по ней только по редким заметкам в газетах (пара международных домашних товарищеских матча — только исключение из правила). Любимцем иркутской публики и кумиром местных пацанов Сологуб стал в самом конце карьеры — зимой 1979–1980 годов, когда для «зауральских» команд была создана отдельная группа первой лиги чемпионата СССР, в которой играли по классической схеме «каждый с каждым дома и в гостях». За две путевки, позволявшие продолжить борьбу за место в высшей лиге, тогда зарубились челябинское «Динамо», главный соперник ДСК во всех турнирах — владивостокский «Спартак» и команда Чумакова. Календарю было угодно, чтобы и в этот раз на финише и в решающем матче встретились «Спартак» и ДСК, но на этот раз в Иркутске. И это был первый аншлаг во Дворце спорта в истории баскетбольного Иркутска. Чумаков сделал ставку на опыт Сологуба, но воскресенье 13 января 1980 года был не его день. Шесть подряд промахов на штрафных при «качелях». И снова, как четыре года назад во Владивостоке — нелепая потеря мяча в решающий момент.
За 5 секунд иркутяне выигрывали 92:90. Мяч у Сологуба, он под кольцом соперника. Переполненный возбужденный зал отсчитывает «пять, четыре, три…». И тут капитану гостей Игорю Макарову каким–то образом удается вырвать мяч у Сологуба, он начинает движение и понимает, что сейчас прозвучит финальная сирена. Отчаянный бросок со своей половины поля и мяч в пронзительной тишине (и полет мяча, и замерший в оцепенении зал помню до сих пор, хотя было мне тогда 12 лет) падает точнехонько в кольцо ДСК. В дополнительное время иркутяне от шока не оправились, и «Спартак» пошел в турнир сильнейших.
Нелепая ошибка Сологуба в решающем матче с владивостокским «Спартаком» стоила для ДСК места в турнире за выход в высшую лигу чемпионата СССР.
От шока не мог оправиться и сам Сологуб — решил завязать с баскетболом. В составе команды, которая вскоре впервые всё же выиграет Кубок СССР для команд Сибири и Дальнего Востока, его уже не будет. Но Чумаков уговорит Анатолия в следующем сезоне сыграть несколько стартовых матчей чемпионата СССР в Иркутске. Но как говорится: «уходя — уходи» — ничего хорошего (в первую очередь для Сологуба, испытывавшего проблемы со здоровьем) не вышло. По злому року судьбы последней игрой для него вновь станет матч с владивостокским «Спартаком». Ни центровой ДСК, ни вся команда ничего не сможет противостоять приморцам, несмотря на поддержку трибун — 66:85. И именно этой победы снова не хватит на финише турнира, чтобы выйти в главный финал.
Сологуб после этой игры из баскетбола ушел окончательно и бесповоротно. Владимир Жигилий вспоминает, что никогда не видел его на матчах в Москве. Работал инспектором угрозыска в центре советской столицы. А в феврале 2001 года в Иркутск пришла весть — Анатолия Сологуба больше с нами нет.
Михаил Климов, корреспондент газеты «Советская молодежь» в 1979–1986:
— Для баскетбольного Иркутска тех лет Анатолий Сологуб был, без всякого преувеличения, выдающимся игроком. Прежде всего, потому, что прошел школу столичного «Динамо» и сборной СССР. Он отличался тем, чего пока не доставало другим «бойцам» Владимира Чумакова, — опытом, знанием многих баскетбольных хитростей и, конечно, солидностью. Солидностью не внешней, показной, а внутренней: казалось, одно только его присутствие на площадке придает уверенности всей команде. Он не считал для себя зазорным возиться с молодыми игроками ДСК, учил их всяким баскетбольным премудростям и, боже упаси, никогда не претендовал на какие–то особые условия или послабления в работе.
На все вопросы о своем столичном прошлом Сологуб отвечал бесхитростно: «А что рассказывать–то? Баскетбол — он везде одинаковый!». Ко мне, молодому тогда журналисту, относился по-свойски: без малейшего намека на менторство, подсказывал какие–то репортерские ходы, поправлял, если был с чем–то не согласен. А как-то даже предложил Чумакову перед выездом в Челябинск: «Иваныч, давай корреспондента с собой возьмем, пусть настоящих уральских пельменей поест, заодно и в нашей кухне поварится!».