7 мин.

Cвязь между мозгом и телом крайне сильна или визуализация в спорте

 

gh

Вы, наверное, слышали о понятиях, характеризующих процесс психологической подготовки спортсмена к соревнованиям, — таких, например, как визуализация, психическая репетиция, идеомоторный акт, психическая тренировка. Все эти понятия относятся к созданию или воссозданию (мысленному) каких-либо действий. Этот процесс включает извлечение из памяти отрывков информации, накопившейся с опытом, и превращение их в выразительные образы. Бывший олимпиец Дуайт Стоунс всегда мысленно представлял выполнение прыжков в высоту перед их действительным выполнением. Иногда в процессе визуализации прыжков он терпел неудачу, тем не менее продолжал их мысленно выполнять, пока прыжок не удавался.Только после этого он выполнял прыжок наяву. Обладатель золотых медалей в лыжном слаломе Жан Клод Килли таким же образом «репетировал» прохождение трассы перед тем как совершить спуск. Он мысленно проходил всю трассу, видя каждый поворот, ощущая реакцию своего тела на каждый холмик и изменение направления. Мысленные образы для повышения спортивных результатов использовали и другие спортсмены. Но лишь совсем недавно тренеры и ученые стали понимать потенциальные возможности использования мысленных образов для улучшения спортивных результатов. Используя представления в спорте, вы как бы думаете своими мышцами. Mысленная репетиция выполнения броска по кольцу перед его реальным выполнением, например,  имеет большое значение для  попадания в игровых условиях.  По мере накопления научных доказательств, свидетельствующих об эффективности использования представлений для повышения уровня спортивной деятельности, все большее и большее число спортсменов и тренеров включают психические репетиции в свои программы тренировочных занятий. Представления также успешно используются в процессе реабилитации спортсменов после травм.

Исследование, проводившееся в Олимпийском тренировочном центре США (Murphy, Jowdy, Durtschi, 1990), показало, что 90 % олимпийцев используют тот или иной вид представлений, а по мнению 97 % этих спортсменов их использование положительно влияет на спортивные результаты. Кроме того, 94 % тренеров, работающих с олимпийцами, используют представления в тренировочных занятиях, причем 20 % — во время каждого занятия.  

gh

 ЧТО ТАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  — это форма имитации, они подобны реальному сенсорному ощущению (например, осязанию — зрительному или слуховому), которое, однако, осуществляется в мозгу. Мы все используем представления. Приходилось ли вам наблюдать за техникой выполнения удара известным бейсболистом, а затем пытаться скопировать ее? Или мысленно представлять выполнение па перед тем как идти на занятия по танцам? Мы можем это делать, поскольку наш мозг способен запоминать явления и события, а затем воспроизводить их, а также чувства, связанные с ними. Наш мозг также способен представить или «нарисовать» то, чего еще не происходило. Хотя представления основаны главным образом на памяти, мы можем создать образ из «отрывков» памяти. Например, многие футболисты просматривают видеозапись защитных действий команд, с которыми предстоит встретиться, а затем на основании представлений «используют определенные стратегические действия», чтобы разрушить оборонительные порядки соперников. Выдающаяся теннисистка Крис Эверт тщательно репетировала все аспекты поединка, включая стиль соперницы, стратегические и тактические действия и т.п. Вот как она описывает свою психологическую подготовку к матчу: «Перед матчем я пытаюсь тщательно отрепетировать все, что может произойти, и то, как я буду реагировать в определенных ситуациях. Я «вижу» свою игру в зависимости от игрового стиля соперницы. Я «вижу», как выполняю четкий удар с задней линии и подбегаю к сетке, чтобы принять слабый ответный удар соперницы. Это помогает мне психологически подготовиться к матчу, и у меня возникает ощущение, что я уже его сыграла».

Представления могут и должны включать как можно больше ощущений. Даже если их рассматривают как «визуализацию», кинестетические, слуховые, тактильные и обонятельные ощущения имеют большое значение. Особенно важно для спортсменов кинестетическое ощущение, поскольку оно включает ощущение положения тела или движения, возникающее вследствие стимуляции чувствительных нервных окончаний в мышцах, суставах и сухожилиях. В сущности оно характеризует ощущение перемещения тела в различных направлениях.

 Помимо использования ощущений очень важно научиться привязывать различные эмоциональные состояния или настроение к представляемому опыту. Воссоздание эмоций (тревожность, гнев, радость или боль) на основании представлений позволяет контролировать эти состояния.  В одном из исследований хоккеист отрицательно воспринимал решения арбитра: он терял самообладание, сердился и затем не мог сконцентрироваться на игре. Игроку посоветовали представить себе ситуацию, в которой он подвергся наказанию со стороны арбитра, а затем использовать ключевое слово «оставаться на льду», концентрируя внимание на шайбе.

 При использовании представлений старайтесь вовлечь как можно больше ощущений, а также воссоздать или создать их эмоциональный тон, связанный с заданием, которое вы пытаетесь выполнить. В   исследовании у 3 баскетболистов команды колледжа была одна и та же проблема — они не могли точно выполнять штрафные броски, особенно в конце матча, когда болельщики соперников кричали и размахивали руками, стараясь помешать им (Lane, 1980).

Спортсмены использовали представления, чтобы научиться контролировать состояние тревожности и концентрировать внимание в критических ситуациях матча. Двое из троих баскетболистов улучшили процент попаданий при выполнении штрафных бросков на 11 %, а третий — на 15 %. Особенно успешно они выступали в матчах на выезде. Интересно, что процент попаданий при выполнении штрафных бросков их товарищами по команде, которые не использовали представления, снизился по сравнению с предыдущим сезоном.

То есть один из способов усвоения умений и навыков — это ознакомление с тем, что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить умение или навык. При создании двигательной программы в центральной нервной системе формируется проект успешного выполнения движения. Например, если в парных матчах теннисистов спортсмен знает, как его партнер будет реагировать на определенный удар соперников, то он сможет лучше спланировать свои собственные действия. Волейболист же должен знать расположение игроков команды защищающихся, чтобы решить, в какое место направить мяч.

 Благодаря представлениям вы можете воссоздать предыдущий положительный опыт или «нарисовать» абсолютно новые действия, чтобы психологически подготовиться к выступлению.

Спортсмены могут использовать представления для улучшения как физических, так и психологических умений и навыков:

1. Повышение концентрации внимания. Визуализируя то, что вы хотите сделать, а также ваши реакции в определенных ситуациях, вы предотвращаете утрату концентрации внимания. Вы можете представить себя в ситуациях, в которых вы обычно теряете концентрацию внимания (например, забыли, какое па следует выполнять в танце, упустили мяч и т.д.), а затем представить, что вы по-прежнему остаетесь собранным и сконцентрированным на выполнение очередного действия.

 2. Развитие уверенности. Представление своих успешных действий помогает вам лучше выступать при различных неблагоприятных обстоятельствах.

3. Контроль эмоциональных реакций. Вы можете представить ситуации, которые в прошлом приводили к определенным проблемам, например, когда в критической ситуации вы не могли взять себя в руки. После этого вы представляете положительное решение этих проблем, например, выполнение глубокого вдоха в процессе концентрации внимании на выполнении предстоящего задания.

 4.   Чаще всего представления используют для отработки определенного спортивного навыка или умения. Это может быть метание копья, выполнение захвата в борьбе, выполнения упражнения на гимнастическом бревне и т.п. С помощью представлений спортивные навыки и умения оттачиваются или выявляются слабые аспекты в выполнении с последующей их коррекцией.  

 5. Тренировка стратегии. Представления можно использовать для тренировки командной или индивидуальной стратегии. Например   Ханк Аарон, известный бейсболист, представлял различные виды бросков, которые могут выполнять разные питчеры, и мысленно готовился их отбить.

 6. Снятие боли и лечение травм. Использование представлений ускоряет восстановление травмированного участка, а также способствует поддержанию уровня развития умений и навыков. Спортсменам бывает очень трудно во время периода бездеятельности, вызванного травмой. Однако вместо того чтобы жалеть себя, они могут представить выполнение каких-либо упражнений, тем самым способствуя процессу восстановления.

 Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас. Джим Рон