В критической ситуации мышечная память срабатывает быстрее мышления
Мышечная память – ключ к «закону велосипеда» – формируется за счет двустороннего обмена данными между мускулами и мозгом. Когда ты осваиваешь новый вид активности (выпады со штангой или водные лыжи, например), мотонейроны правого полушария посылают мышечным волокнам сигналы, которые помогают тебе делать упражнения. Классический пример данного явления – езда на велосипеде. Проходит время, а кто в детстве умел – садиться в седло и едет без проблем!! Как это происходит? Кто руководит этим процессом? Когда мы нагружаем мышцы, мотонейроны правого полушария головного мозга посылают сигналы мышечным волокнам. В ответ мышцы посылают в мозг свои сигналы. Выполняя упражнения, ты как бы создаешь «мостики» между нервами и мускулами, и при необходимости организм их задействует. Однажды получив такую информацию от мозга, мускулы начинают посылать ответные сообщения. Когда ты двигаешься, активизируются проприоцептивные нервные окончания в волокнах, сухожилиях и суставах, которые постоянно отчитываются перед центральной нервной системой о положении тела в пространстве. Эти связи и формируют мышечную память. И чем регулярнее ты выполняешь определенные упражнения, тем лучше и крепче она становится.
Посмотри на пианистов, которые помнят заученные однажды произведения спустя многие годы, или профессиональных спортсменов: даже уйдя «в отставку», они дают фору любому неофиту. Регулярно занимаясь, ты можешь развить мышечную память чуть ли не на всю жизнь – это будет задел на будущее, который позволит не только легче возвращаться к тренировкам после долгих перерывов, но и проводить их эффективнее.
До недавнего времени считалось, что именно связи между мозгом и мышцами помогают быстрее вернуться к тренировкам после перерыва. Но норвежские ученые обнаружили другой, клеточный, пласт. По их предположениям, упражнения также вызывают долгосрочные, а возможно, и перманентные изменения в клетках. За это короткое время в клетках их мускулов появляются новые ядра. Причем такие, в которых, содержатся части ДНК. Эти клетки ответственные за формирование новых мышц. В результате мышечная масса увеличивается. Спустя некоторое время после прекращения занятий мускулы "сдуваются ", но новые ядра никуда не делись и продолжают ждать своего часа – нагрузки. Получая ее, они снова начинают работать и возвращают мышцам былую силу и объём.
Американские исследователи собрали группу женщин, которые два раза в неделю в течение 140 дней получали силовые нагрузки. После этого дам отправили отдыхать на целых восемь месяцев. Вернувшись в фитнес, они гораздо быстрее и проще наращивали мышечную массу и достигали результатов, чем только что подключившиеся участницы эксперимента. «Новичок «сырой», ему нужно пройти период обучения. А те, у кого уже есть навык определенных действий (то есть как раз мышечная память), не тратят на это время, им нужно только восстановиться. Конечно, спустя восемь месяцев «прогулов» ты не сможешь сразу вернуться к тем же нагрузкам, на которых остановилась, но все равно результаты не заставят себя ждать. Мышечная память работает для всех видов тренировок, однако обрести ее проще при силовых нагрузках. Аэробные задания зачастую, более высоко координированы, на их запоминание организму требуется значительно больше времени.
Почему тренера должны знать о принципах работы мышечной памяти? Да потому что правильно тренировать спортсменов можно только с учетом этих данных. Возьмем, например, баскетбольный штрафной бросок. Для того что бы попадать в кольцо на проценте 87-90%, что является отличным показателем, необходимо повторить огромное количество бросков. Это ясно и понятно.. Но.. Есть множество нюансов. Начинаем работать над этим элементом. Мышцы выполняют свою роль. Им приказ: "Сокращайтесь!" - они сократились. И будут помнить этот процесс. Чем больше повторений - тем лучше память. Они будут помнить все!!!! Но если мы попадаем из 10 бросков, например 4, что будет помнить наша память, то как мы 6 раз промазали или 4 раза поразили кольцо? Наверняка, то, что мы повторили больше раз, т. е. промахи!!! Упс... Даже попадая 7 бросков из 10, шансов на 85% не велики.
Так рождаются негативные навыки у спортсмена... Попадая, на первый год обучения, к тренеру, который не обращает внимание как молодой игрок бегает, прыгает или бросает мяч, позволяя ему делать все как ему удобно, а не так как нужно, в соответствии с его физическими и техническими возможностями, мышечная память будет помнить то, что в будущим, возможно, будет мешать развитию молодого баскетболиста. И с другой стороны, игрок с хорошей техникой броска, передвижения, заложенной в юном возрасте, несомненно, имеет больше шансов на успех. Особенно у тренера использующего знания о мышечной памяти, условных рефлексах профессора Павлова И.П. и достижения современной спортивной науки. Наивысшие результаты показывают спортсмены в молодости. С возрастом же, способность развивать новые мускулы снижается. Но главное здесь, чтобы в процессе обучения упражнения выполнялись правильно, потому что переучивать гораздо сложнее, чем учить заново. Нельзя отпускать новичка в свободное плавание, иначе у него сформируется не тот навык. Да и сами мышцы будут расти не так, как он рассчитывает. Учиться нужно всему – даже бегу. Каждый, даже самый небольшой элемент, выполненный правильно даст шанс в перспективе, быть лучше соперника при прочих равных параметрах.
Направляй мышечную память в нужное русло, повышай свои навыки в условиях, максимально приближенных к тем, в которых ты можешь оказаться. Например, хочешь быть игроком, забивающим много мячей – работай над броском, моделируя игровую ситуацию. Тот факт, что ты хорошо попадаешь в бросковых упражнениях на тренировке, или быстро бегаешь, конечно, влияет на подготовку к игре, но, увы, не гарантирует тебе победу над любым соперником.
- Что-то мне последнее время память изменяет.- С кем?- Не помню.