14 мин.

Леброн такой умный, что с ним невозможно играть в видеоигры

Драфт НБА не за горами, и одним из претендентов на первый пик является словенец Лука Дончич. Среди его достоинств в любых преддрафтовых прогнозах постоянно будет называться «развитый игровой интеллект» или «высокий баскетбольный IQ».

Что такое IQ? IQ – это коэффициент интеллекта, измеряется различными тестами, выражается в цифрах. 70 и ниже, как у Форреста Гампа – это люди с нарушениями интеллекта. Больше 130 вроде Шелдона Купера – гении с мозгами на вес золота.

Но что означает IQ применительно к баскетболу? Перед драфтом НБА измеряют рост, вес, размер ноги, ладони, размах рук, процент жира – чего только не измеряют. А вот IQ не измеряют. В НФЛ есть тест Вандерлика, и уже много лет все над ним смеются, поскольку тест на интеллект в итоге никак не сказывается на выступления игроков на поле. В НБА игрокам задают вопросы в ходе общения с представителями команд перед драфтом, но каких-то специальных тестов на IQ не проводится (только если в закрытом режиме в индивидуальном порядке).

Но такой эпитет, как «умный игрок», продолжает существовать. Что из себя представляет «умный» игрок? И почему я пишу это слово в кавычках? Давайте разбираться.

***

Я перелопатил множество источников на тему баскетбольного IQ, начиная от мнений обычных любителей баскетбола на Reddit или Quora и заканчивая высказываниями серьезных профессионалов на эту тему (Спасибо за самое ценный вклад Рику Адельману – «Что такое баскетбольный IQ? Это нечто такое, что у игрока либо есть, либо его нет»)

Скомпоновав всю информацию, я выделил несколько качеств, которыми должен обладать игрок, претендующих на звание «умного».

Игрок с высоким баскетбольным IQ:

  • Максимально быстро адаптируется к меняющейся ситуации и усваивает информацию на высоком уровне

Чтобы играть на уровне НБА, нельзя действовать по принципу «увидел-среагировал», нужно держать в голове возможные сценарии развития событий и наработанные на тренировках варианты реакции на каждое действие соперника.

Если будешь «думать» медленнее, например, в защите получится Эммануэл Мудиай, Элфрид Пэйтон или Зак Лавин. Если усваиваешь данные на хорошей скорости и предсказываешь игру на действие-два вперед и/или играешь в четко слаженной системе, то будешь претендовать на статус защитника уровня «выше среднего», типа Пи Джея Такера, Дарио Шарича или Дэнни Грина. Если «читаешь» игру и видишь розыгрыш в зачатке, то сможешь руководить партнерами вокруг себя и цементировать игру в защите всей команды (Крис Пол, Дрэймонд Грин, Тим Данкан).

Что касается нападения – то здесь игровой интеллект в основном выражается в результативных передачах. Джейсон Кидд и Стив Нэш были виртуозами быстрого нападения во многом благодаря своему таланту мыслить нестандартно в суматохе и принимать решения в постоянно меняющейся обстановке.

Лично для меня примером гениальности Нэша навсегда останется его передача на Тима Томаса в быстром прорыве игры против «Лейкерс».

Нэш получает мяч у центральной линии и тут же получает три варианта развития событий – (1) трешка с быстрой остановкой, которую Нэш любил и практиковал, (2) пас Мэриону влево под лицевую (с учетом атлетизма Матрицы этот мог быть и алей-уп, но даже обычный пас наверняка бы завершился данком через Одома), (3) пас на ход Радже Беллу за спину Люку Уолтону. Но маэстро выдержал классную паузу и принял самое неочевидное решение – скрытый пас на набегающего Тима Томаса с переводом за спиной.

Большая часть результативных передач для разыгрывающего – это скидка после заслона, причем необязательно на того, кто этот самый заслон ставил. В таком уравнении все переменные известны, сценарии вторичны, а результат – лишь дело техники. Но то, что творил Нэш – это поэзия.

  • Распределяет свою энергию согласно важности эпизода и ситуации на площадке

Январь 2007-го, «Бостон» проигрывает «Индиане». В третьей четверти защитник «Селтикс» Тони Аллен после свистка летит забивать данк без сопротивления, неудачно приземляется и на ровном месте рвет две связки в колене. Сезон для Аллена закончен.

Это был единственный год, когда Аллен набирал больше 10 очков в среднем. С 13 декабря 2006-го и до 10 января 2007-го он набирал по 18,9 очка за игру при 5,9 подбора и 2,6 (!) перехвата.

После травмы Аллен закончился как стоящий игрок нападения. Ну и стоил данк того?

  • Принимает максимально простые и эффективные решения в каждом моменте

Одна из главных моих обид на сезон-2017/18 в НБА – это травма Рубио и его неучастие в серии плей-офф с «Хьюстоном». Серия с «Оклахомой» стала воплощением всего, что я ждал от Рубио. Он наконец-то превратился в игрока, который в полной мере реализует весь потенциал своего баскетбольного интеллекта.

Взять хотя бы матч №3 с трипл-даблом – идеальный сплав умения найти партнер в кои-то веки проявившейся возможности самому обострить ситуацию. Взять хотя бы передачу на Гобера в отрыве (2:45 на видео).

Первый удар Рубио делает в районе центра поля и у него тут же появляется три варианта (очень похоже на ситуацию с Нэшем выше) – слить мяч Митчеллу, пусть сам решает (не худший вариант, но атаковать придется издали, хотя на подборе есть люди), скидка на Фейворса (хороший вариант, через Пола Джорджа под самым кольцом) или бросить самому.

В итоге Кармело делает шаг вперед на Рубио, плюс Адамс зачем-то тоже идет на мяч. Рубио избавляется от круглого примитивным пасом двумя руками с отскоком от пола на Гобера – следует красивый данк. Не так изящно, как у Нэша, зато эффективно.

  • Учитывает соотношения риска и его последствий

Джейсон Ричардсон решил закрутить вертушку на 360 градусов за 8 минут до конца плотной игры с «Кливлендом», за что получил смачный блок-шот от Леброна (хоть и с фолом). Нечего выпендриваться в такой ситуации.

Спустя 10 секунд Саша Павлович забивает за «Кэвз» издали, Ричардсон продолжает спорить с судьями и получает еще и технический фол. «Кливленд» доводит матч до победы.

  • Знает свои слабые стороны и пытается их скрыть или же придумывает способ их обойти

В истории НБА было всего 20 игроков, которые бросали за сезон больше 250 трехочковых и делали не менее 4 попыток за игру при проценте попадания ниже 30. 18 из 20 игроков имеют на своем счету за карьеру всего один такой сезон. У Джейсона «Белого шоколада» Уильямса, который лишился места в «Сакраменто» за свою безголовость, таких сезона два.

У Расселла Уэстбрука – три.

  • Обладает качественным пониманием расстояния и использует это знание

  • Обладает хорошей памятью

После того памятного эпизода на пресс-конференции по итогам первой игры серии с «Бостоном», на ESPN подняли из архивов любопытную статью про эйдетическую память Леброна.

Если вкратце:

  • С Леброном невозможно вместе играть в видеоигры: он запоминает комбинации ударов в файтингах, а также любимые команды и розыгрыши любого оппонента в NBA Live или Madden.

  • Леброн запросто вспоминает в деталях даже отдельные розыгрыши матчей 3-5 летней давности.

(Здесь мне больше всего запомнился момент с послематчевым интервью в 2014-м. Леброн выиграл матч против «Уорриорз» броском на последней секунде через Андре Игуодалу. Репортер припомнил, что Джеймс вроде бы несколько лет назад уже выигрывал похожим броском матч против «Голден Стэйт».

Ответ Леброна: «Не, там было немного по-другому. Тогда я был немного ближе к кольцу и бросал двухочковый. Плюс, я был футов на шесть ближе к лицевой линии и бросал через Ронни Тюриафа. Тогда я сделал перевод под ногой и заставил его потерять равновесие, после отпрыгнул назад и бросил. К тому же через Тюриафа я бросал после паса из аута сбоку, а перед броском через Игуодалу мы прошли всю площадку после ввода из-за лицевой».

Разница между розыгрышами – 5 лет. Думаю, нет смысла пояснять, что абсолютно во всех деталях Леброн оказался прав).

  • В 2012-м его попросили назвать лучшие данки в карьере в своем исполнении. Так вот он помнил не просто как, когда забил и через кого, но еще и такие детали вроде того, кто играл в защите против человека, отдавшего ему результативную передачу.

  • Леброн запросто определяет любую игру, которую уже видел раньше, по одному-двум моментам. Как рассказывает Марио Чалмерс, Леброн может зайти в раздевалку, бросить взгляд на телевизор и сказать что-то вроде: «О, да это же вторая игра финальной серии 1997 года. Сейчас такой-то сделает вот это».

  • Леброн помнит, что Кевин Олли в сезоне-2003/04 играл под 12-м номером, хотя тот с Леброном в одной команде играл всего один год.

  • Джеймс хранит в голове колоссальный массив информации, например, о том, что такого-то ноунейма на драфте НФЛ 2008-го взяли в таком-то раунде и учился он в таком-то университете.

Короче говоря, пока мы все пугаемся, что нейросети обыгрывают людей в шахматы и го, другая нейросеть с живой плотью поверх металлического эндоскелета уже вовсю проникла в ряды людей.

И не надо думать, что Леброн был такой один. Джерри Лукас, член Зала славы и чемпион НБА в составе «Никс» после завершения карьеры написал книгу по мнемонике, ставшую бестселлером. В моей любимой баскетбольной книге «Life on the run» Билла Брэдли Лукас предстает в качестве немного чудаковатого персонажа, который, к примеру, помнит количество ступенек на лестницах любого аэропорта, в котором он когда-либо бывал.

Был и еще один интересный персонаж, которому память помогла выбиться в люди. Слово Айзее Томасу (старому):

«Деннис Родман был одним из самых умных игроков, с которым мне довелось играть. Помню, как однажды разминались перед тренировкой и бросали по кольцу, но Деннис стоял в стороне и пристально наблюдал за каждым броском. Я сказал: «Эй, давай присоединяйся! Если все бросают по кольцу, то давай и ты тоже побросай». Он ответил: «Я считаю вращения мяча». Я подумал, что ослышался, но он тут же добавил: «Когда ты бросаешь по кольцу, то мяч делает 3 оборота в воздухе. Джо (Думарс), например, придает мячу большее вращение – после его броска мяч может успеть сделать 4-4,5 оборота». По баскетбольным меркам, у Родмана был IQ гения».

К счастью, еще до периода тотального загула в миры алкогольных путешествий Родман в книгах и интервью успел приоткрывать двери в свое понимание игры. Например, он считал необходимым перед броском успеть посмотреть на ноги и руку бросающего, поскольку знал, что от положения тела в пространстве зависит будущий отскок. Родман изучал записи и выяснял, в каких случаях мячу придается боковое вращение, какие снайперы «дружат» с дужками, а кто бросает хлестко, с более далеким отскоком. Родман настолько скрупулезно относился к подборам, что знал, сколько вращается мяч каждого игрока команды после броска с любой точки площадки и в какой точке площадки сам Родман должен находиться, что первым успеть на отскок.

Поэтому и стал величайшим подбирающим в истории.

В НФЛ бывшие звезды лиги через одного утверждают, что именно долгие часы за просмотром видеозаписей помогли им подняться на ступень выше. Вряд ли в НБА ситуация кардинально отличается (Кобе не даст соврать).

И не нужно быть эйдетиком, чтобы быть конкурентоспособным на уровне НБА. Но без умения запоминать схемы нападения и защиты, знаний того, как и где сменяться, где и когда ни в коем случае меняться нельзя, где какой заслон ставить – без этого в НБА будет тяжеловато.

  • Умеет управлять не только внутренними, но и внешними факторами

Ненавязчивая беседа с судьей с целью получить конкурентное преимущество, энергообмен с домашними болельщиками, умение заткнуть броском трибуны на выезде – вот это вот все явно должно быть в арсенале «умного» баскетболиста.

Американские комментаторы часто используют понятие momentum – это что-то вроде динамики игры. Так вот «умный» игрок отличается тем, что держит руку на «пульсе игры» и чувствует любое колебание и отклонение от ее ровного течения. Умение «ловить момент» должно быть присуще и хорошему тренеру (это касается умения вовремя взять тайм-аут), но игроку оно тоже не помешает.

Один из самых запоминающихся моментов «затыкания толпы» на моей памяти – попадание Шейна Баттье издали после эффектнейшего блок-шота Эйвери Брэдли на Дуэйне Уэйде. Потрясающий момент уровня топ-10 дня, который тут же лишился своей ценности и не придал «Бостону» никакого импульса.

Если честно, до серии «Кливленда» с «Торонто» я не думал, что средний бросок может быть эффективным средством в борьбе с энтузиазмом трибун. Данк, трехочковый или сочный блок-шот может как завести болельщиков, так и утихомирить их. Обычное попадание в ответ на эффектное действие соперника понизит шум со стороны фанатов, но не лишит их энергетического заряда.

Но то, что творил Леброн во второй игре против «Рэпторз» – это чума. После каждого издевательского броска с отвалом от Джеймса в тишине толпы можно было услышать хруст позвоночника каждого игрока и болельщика «Торонто», которые Леброн ломал в стиле X-ray ударов из последних «Mortal Kombat»-ов. Леброн не просто набирал по два очка после таких попаданий, он крошил волю к победе своих соперников.

Сюда бы я еще приписал умение классных игроков ставить точку в игре. Баззербитеры с сиреной – это, конечно, круто, но нельзя недооценивать броски, которые могут быть забиты еще за две-три-пять минут до окончания матча при разнице в счете, подразумевающей потенциальную плотную концовку. Умение вогнать в живот противнику dagger (тоже лексикон комментаторов, кинжал с английского), который либо окончательно лишит соперников надежды, либо даст им понять, что «хрен вам, а не победа/только через мой труп», тоже дорогого стоит.

Из числа неочевидных киллеров нельзя не выделить Дирка Новицки.

  • Мыслит нетривиально

Несколько конкретных примеров.

1. Джейсон Кидд

Концовка игры между «Далласом» и «Атлантой» в 2009-м. 97:95 в пользу «Хокс», 1:40 до конца. Тренер «Хокс» Майк Вудсон настолько эмоционально объясняет что-то своим игрокам, что оказывается прямо на площадке. Джейсон Кидд замечает это, специально врезается с мячом в Вудсона, но судьи вынуждены дать технический именно тренеру за выход на паркет. «Даллас» сравнивает счет, переводит игру в овертайм и добивается победы (111:103).

Хитрый Кидд отличался своим нетривиальным взглядом на игру не только как игрок, но и как тренер (вспомнить хотя бы тот эпизод, когда он сказал игроку «Бруклина» врезаться в него и пролил свой напиток на пол, чтобы его ассистенты за время паузы успели нарисовать комбинацию в концовке игры с «Лейкерс»)

2. Фейковые тайм-ауты, которые изображали в свое время Андре Миллер и Грант Хилл.

В НБА игрок нападения может запросить тайм-аут во время игры, если он владеет мячом, падает/вылетает за пределы площадки или оказался под опекой сразу двух игроков. Игроки часто пользуются нюансами правил, чтобы сохранить владение своей команде (например, падают за мячом на паркет и тут же просят тайм-аут).

На моей памяти всего несколько игроков (Андре Миллер, Грант Хилл и Крис Пол) использовали запрос тайм-аута у судьи как своеобразный финт, то есть только делали вид, что хотят подойти к судье, чтобы запросить тайм-аут, но после этого продолжали атаку и заставали расслабившегося соперника врасплох.

3. Рэджон Рондо

Игра плей-офф между «Бостоном» и «Филадельфией» в 2012-м. «Селтикс» ведут три очка, Пирс мажет средний. «Сиксерс» начинают атаку, но Рондо останавливает их быстрым фолом в середине площадки. Холидэй забивает оба штрафных, у «Селтикс» -1, «Филадельфии» нужен фол. Рондо получает мяч в тыловой зоне после введения мяча из передовой зоны и убегает от Эвана Тернера. Время истекает, «Селтикс» побеждают.

Два действия, ни в одном из которых нет ни грамма неординарности, но которые позволят одержать победу именно за счет мозгов. Отменная ориентация во времени и ситуации.

Рондо по праву держит планку «умницы» с мерзким характером. Вот, взгляните, как он в концовке игры с «Атлантой» за «Кингз» раздает партнерам указания – отправляет Казинса в угол, хотя там еще никого нет и указывает на размен под Корвера. После этого самому Рондо остается только стоять и смотреть, как «Хокс» впустую тратят решающее владение.

***

Суммируя все вышесказанное, можно сделать нехитрый выход. Кто такой «умный» игрок? Этот тот, кто обладает ПОНИМАНИЕМ ситуации и времени.

Это понимание может проявляться в мелочах, но при этом является основой того, что называется «умными» действиями на площадке. Если игрок держит в памяти множество розыгрышей, вовремя их распознает и подстраивается под них; если он при этом не старается перемудрить и держит свое тело/эмоции в узде в незначительных моментах, но при этом ловит моменты, когда нужно сделать шаг вперед/подставить плечо партнеру; если он умеет соблюдает баланс между риском и простыми/фундаментальными решениями; если он понимает свои сильные и слабые стороны, сильные и слабые стороны партнеров, а также сильные и слабые стороны соперников – тогда такого игрока можно назвать игроком с высоким баскетбольным IQ.

Знаете, в чем проблема? Игрока, который бы совмещал в себе все перечисленные качества, возможно, не существует.

Можно объединять в себе несколько качеств «умного игрока», но не все. Айверсон, например, обладал потрясающим чувством времени и момента, умел креативить как никто другой, но, к сожалению, решил не подниматься над подсознательным уровнем игры и действовал на инстинктах.

Инстинкты для баскетболиста важны, но баскетбольный «ум» формируется не только из них.

При это нельзя забывать, что «умный» по баскетбольным меркам игрок совершенно не обязан быть умным человеком. Но об этом – в другой раз.

Фото: Gettyimages.ru/Harry How