6 мин.

31-летний стритболист поразил всю НБА

Игрой, а не количеством девушек.

Мы вроде бы всегда знали, кто такой Лу Уильямс. Идеальный убийца со скамейки или мусорный скорер без защиты – смотреть можно было с разных сторон, но мы точно понимали, что это за тип игрока, понимали его роль и его потолок. Уильямс это броски с сопротивлением, проходы вправо, умение встать на линию штрафных и неспособность навязать физическую борьбу Тони Паркеру.

Мы знали Лу. А потом наступил этот сезон, и статус Уильямса претерпел серьезные изменения.

Что крутого в истории Уильямса?

Исторических аналогов этому сезону Лу почти нет. 31-летний игрок, который ни разу в карьере не набирал 20 очков в среднем за матч по сезону, вышел сразу на 23. Единственный, кто проходит такой «фильтр» – это Сэм Джонс. В возрасте 31 года Джонс прокачал свою результативность с 19,4 очка за матч до 25,9, впервые в карьере пробив «двадцатку». И да, можно сказать, что это сравнение не этично, ведь Джонс был главной атакующей опцией «Селтикс», которые в том сезоне стали чемпионами, а Лу Уильямс играет за «Клипперс», которые ни разу в истории даже в финал конференции не попадали. Но еще можно сказать, что тогда были 60-е, баскетбол не был настоящим, а логотип «Селтикс» выглядел вот так.

Так или иначе больше таких прецедентов не было. Люди впервые отбирались на Матч звезд в позднем возрасте, Даррел Армстронг брал награду самому прогрессирующему игроку, когда ему было за 30, но такого не было. И это не замороченная статистика, подогнанная под ответ, это просто напоминание: охренительно сложно выйти на новый уровень результативности в 31 год, тем более, если ты и до этого был совсем неплох.

У Уильямса получилось. Сейчас он 16-й в НБА по результативности, сразу за Билом и Оладипо, выше Уокера и Порзингиса (все так или иначе присутствовали на Матче звезд). И все эти очки – это лишь статистическое выражение весьма незаурядного процесса, позднего расцвета с элементами «озвезденения». Процесса, который превратил Лу в один из главных трендов сезона. Процесса, который заставил нас смотреть на героический баскетбол в исполнении ветерана «Клипперс».

Как это произошло?

Одного конкретного ответа, кроме «так получилось», нет. Потому что все необычное никогда не происходит по какой-то одной причине, тут нужен комплекс правильных обстоятельств и личность, готовая ими воспользоваться. Но, если коротко, то Лу попал в правильную ситуацию.

Отсутствие Беверли и перманентные проблемы со здоровьем у Теодосича освободили место боллхэндлера, а редко играющий Галлинари пожертвовал Уильямсу свои броски. Травмы «Клипперс» дали Лу-Уиллу среду, в которой ему наиболее комфортно – доступ к броскам, минутам и мячу, все это было доступно, Уильямсу нужно было просто прийти и подобрать. А он ведь создан для этого.

В прошлом сезоне в составе «Лейкерс» Лу получал мяч 47 раз за встречу. В «Хьюстоне» – только 35. Итог? Точность дальних бросков упала с 38% до 31%, броски с игры – с 44% до 38%. И это при том, что он чаще стал бросать после передач. Потому что ему нужно чувствовать ритм игры, чтобы быть эффективным. Сейчас у него 67 касаний за матч.

Еще немного прошлогодней статистики:

В матчах, где Уильямс отыграл 20 минут и меньше, он давал 28,5% из-за дуги и только 3 раза из 14 смог выйти на свой средний процент с игры по сезону.

В матчах, где он бегал 20-30 минут, Лу давал 35,1% и выходил на средний по сезону уровень точности в 28 случаях из 55, это больше половины.

В матчах, где он отыграл больше 30 минут (а таких было 12), его средний процент из-за дуги был 46.

В этом сезоне у него 33 минуты в среднем за матч.

Схожая ситуация и с количеством бросков. Лу нужно больше попыток, нужно право на ошибку, чтобы показывать свой максимальный уровень. Поэтому, когда в «Клипперс» Уильямсу дали зеленый свет, он выдал такой сумасшедший отрезок. Победа над «Хьюстоном» 22 декабря положила начало серии из 15 матчей со средней результативностью 30,2 очка, 46,8% с игры, 43,6 из-за дуги, 5,5 передач.

Да, 5,5 передач (он держит эту планку весь сезон). Оказалось, что Лу Уильямс вполне может разыгрывать пик-н-роллы с Деандре. В этом сезоне Лу отдал на Джордана 75 результативных передач, активнее Деандре не кормит никто. Дальше идут Риверс, Гриффин и Харрис, которые на троих (окей, на двоих) отдали Джордану 70. Сейчас Уильямс – главный ассистент и главный скорер в «Клипперс».

Теперь Уильямс – звезда?

Проблема в том, что в 31 тяжело перестроиться на 33 минуты, 17 бросков за матч и процент задействования в районе 30. Лу нужно это, чтобы чувствовать ритм игры, но его тело просто не привыкло к таким нагрузкам. А новый статус, завоеванный в первой половине сезона, только все усложняет, потому что теперь соперники куда серьезнее готовятся играть против Уильямса.

Возвращаясь к соотношению количества минут и точности бросков, возникает вопрос – у него «шло», когда ему давали играть много, или ему давали минуты, только когда у него «идет»? Это не риторический вопрос. Его цифры уже проседают, и сможет ли он вытянуть остаток сезона на достойном уровне эффективности, сможет ли он быть стабильным – это целая отдельная история.

Собственно поэтому Уильямс и подписал продление с «Клипперс», которое многие считают сверх выгодным для команды. На рынке он бы не смог получить больше. Много бросающий ветеран, который оказался в правильное время (в контрактный год) в правильном месте – это чертова туча подводных камней. Нет никакой уверенности, что Лу в 32 или 33 года физически сможет вытянуть ту роль, в которой ему максимально комфортно. Зато есть уверенность, что такой игрок в качестве первой опции – это не то, с чем проходят первый раунд. Вот и получается, что Лу с мячом – это не слишком перспективно, а Лу без мяча – это ни разу не звезда.

Вилы, как говорит пролетариат.

Так это все зря?

Конечно, нет. Уильямс останется как одна из самых интересных историй этого сезона. Он показал, как 31-летний игрок может засиять по-новому, оказавшись в правильной ситуации. И ему для этого даже не понадобился Брэд Стивенс или Грегг Попович.

Он оставил культурный след, подарил нам «Лунсэнити» – яркое крутое представление с исторической подоплекой, с завораживающими моментами, вроде 50 очков против «Уорриорс», с борьбой за плей-офф, с героическим баскетболом. Уильямс создал для нас новую интригу, зрелище на ровном месте.

В реалиях бесконечно долгого регулярного сезона с его серыми буднями и унылой безнадежностью такие всплески как Лу Уильямс чрезвычайно ценны. Сезону нужны истории, чтобы быть запоминающимся. И Лу Уильямс – это хорошая история.

ТВИТТЕР АВТОРА

Фото: Gettyimages.ru/Harry How; globallookpress.com/Javier Rojas; Ariana Ruiz